Информация по теме "" | Публикации по тегу
13.12.23
584 0
Распечатать
Избранное

Методрекомендации норм расхода топлива: первое знакомство

* Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 № 43.

** Методические рекомендации по нормированию расхода топлива, электрической энергии, смазочных, других эксплуатационных материалов автомобилями и техникой, принятые научно-техническим советом ГП "ГосавтотрансНИИпроект" от 17.11.2023.

Общие вопросы

Мининфраструктуры вместе с ГП "ГосавтотрансНИИпроект" для обеспечения единого методического подхода разработали два отдельных документа:

1) Методрекомендации;

2) Базовые нормы расходов. Этот документ разработан как дополнение к Методрекомендациям. Сейчас в этот документ включены постоянные нормы расходов, заимствованные из последней редакции Норм № 43, и добавлены новые нормы расходов для 169 моделей (модификаций) автомобилей, которые прошли апробацию.

Упомянутые документы рассмотрены и приняты научно-техническим советом ГП "ГосавтотрансНИИпроект" от 17.11.2023 и размещены насайте ГП "ГосавтотрансНИИпроект" в разделе "Нормы расхода топлива". Поскольку в самом тексте Методрекомендаций особых правил вступления в силу не предусмотрено, этот документ действует именно с 17.11.2023.

Что общего между Методрекомендациями и Нормами № 43?

Собственно, Методрекомендации разработаны на основе Норм № 43. Поэтому разработчики Методрекомендаций решили не изобретать велосипед, а фактически осуществили апгрейд Норм № 43.

Насколько Методрекомендации отличаются от Норм № 43? Конечно, отличия есть. Они многочисленны, но не слишком существенные и в основном носят корректирующий характер. Кстати, для удобства пользователей основные изменения и дополнения в системе нормирования выделены цветом по тексту. Поэтому все новации достаточно легко отследить.

Далее рассмотрим, какие именно изменения введены Методрекомендациями.

Для районов ведения боевых действий - новые корректирующие коэффициенты

Методрекомендациями предусмотрено увеличенное потребление топлива для транспортных средств в районах ведения боевых действий. Для этого применяют корректирующие коэффициенты (20 или 50 %) в соответствии с пп. 3.1.7, 3.1.8, 3.1.15.

Остальные корректирующие коэффициенты норм расхода топлива, предусмотренные Методрекомендациями, не отличаются от тех, которые были в Нормах № 43. Добавим лишь, что действие надбавки за работу в городских условиях распространено и на промышленные зоны (при необходимости) - до 5 %.

Планирование потребности и создание внутренних резервов

Имеем п. 3.6 Методрекомендаций, в котором прописаны особенности планирования потребности и создания внутренних резервов горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) во время стихийного бедствия или военного положения. При этом расчеты осуществляют, исходя из нормативных расходов топлива в смоделированных самых сложных условиях эксплуатации техники, которые могут быть предусмотрены. Вычисления проводят, основываясь на положениях, изложенных в пп. 1.9, 3.5.2, 3.5.3примечании к нему) Методрекомендаций, с учетом установленных пределов применения корректирующих коэффициентов и норм дополнительного потребления топлива.

Также для наглядности на сайте ГП "ГосавтотрансНИИпроект" в разделе "Нормы расхода топлива" приведен пример расчета эксплуатационного расхода топлива в формате EXCEL.

Рекомендации по уменьшению потребления топлива

В п. 1.9 Методрекомендаций приведены рекомендации по принятию мер, направленных на уменьшение потребления топлива. Для этого субъекты хозяйствования могут устанавливать значения нормативных расходов топлива с учетом возможности внедрения доступных, экономически целесообразных практик, технологий и организационных мероприятий. Также в этом пункте приведены практические примеры оптимизации и экономии потребления топлива при эксплуатации автотранспорта.

Нормирование расхода других эксплуатационных материалов

Методрекомендациями предусмотрено удовлетворение современных потребностей субъектов-пользователей авто в нормах расхода других эксплуатационных материалов, в частности(п.п. 2.1.4):

- реагента систем селективной каталитической нейтрализации отработанных газов дизелей;

- электрической энергии на зарядку электромобилей и плагингибридных автомобилей.

Увеличен период апробации временных индивидуальных норм

Как и раньше, учреждения могут применять временные индивидуальные нормы расхода топлива. Случаи и правила их применения прописаны в п.п. 2.1.5 Методрекомендаций.

Имейте в виду: отныне период апробации и дальнейшего планового продления срока действия временных индивидуальных норм увеличен с одного до двух лет. Главная цель таких изменений - уменьшить нагрузку на субъектов, связанную с прохождением различных процедур.

Упрощена процедура установления постоянных норм расходов

Методрекомендациями предусмотрена упрощенная процедура установления и доведения до субъектов постоянных норм расходов. Поясним, в чем она заключается.

ГП "ГосавтотрансНИИпроект" разрабатывает базовые линейные и другие базовые нормы на основе объективных, централизованно собранных данных, без конфликта интересов заинтересованных сторон - пользователей, водителей и владельцев, с применением механизмов предварительной апробации в различных природно-климатических, дорожных и других условиях в целом в стране и за ее пределами.

Для этого постоянные базовые линейные и другие базовые нормы после принятия научно-техническим советом ГП "ГосавтотрансНИИпроект" включают в новую редакцию Базовых норм расходов.

Поэтому, как утверждают авторы Методрекомендаций, такая упрощенная процедура позволит быстрее и чаще обновлять перечень постоянных Базовых норм расходов. Надеемся, именно так и будет.

Уточнены базовые значения "комфортной" надбавки

С целью улучшения условий труда водителей и обеспечения комфортных условий для пассажиров откорректированы правила применения соответствующих базовых значений надбавок. Такие уточнения содержит п.п. 3.1.13 Методрекомендаций.

В частности, это касается базовых значений надбавки на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение удовлетворительной обзорности. Такую надбавку применяют в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды.

Кроме того, базовые значения надбавок, упомянутых в п.п. 3.1.13 Методрекомендаций, при необходимости суммируются. Такая возможность предусмотрена примечанием 4 к п.п. 3.1.13 Методрекомендаций (ср. USER_SHOW_ID).

Коэффициенты корректировки для гибридных автомобилей

Есть определенные уточнения по применению коэффициентов корректировки (понижающих) базовой нормы для гибридных автомобилей. Прежде всего речь идет об усовершенствованном порядке их применения, который прописан в примечании 4 к п.п. 3.2.4 Методрекомендаций.

В то же время примечанием 5 к п .п. 3.2.4 Методрекомендаций предусмотрено применение этих понижающих коэффициентов с учетом возможности экономии топлива и повышения уровня безопасности дорожного движения.

Нормативы расхода моторного масла

Появились нормативы расхода моторного масла для добавления в систему смазки двигателя при эксплуатации авто. Особенности применения таких нормативов прописаны в примечании 5 к п. 2.3 Методрекомендаций.

А сами нормативы приведены в таблицах 2.1 - 2.5 к примечанию 5 Методрекомендаций. В частности, в этих таблицах можно найти средние, минимальные и максимальные значения нормативов расходов в целом для парка авто, а также рекомендованные максимальные индивидуальные значения. Их применяют в зависимости от особенностей конструкции двигателя транспортного средства, условий эксплуатации, технического состояния и т.д.

Приведенные нормативы расхода моторного масла являются факультативными (т. е. рекомендованными), прежде всего, для современных автомобилей.

Обязательно ли применять Методрекомендации?

С одной стороны, Методрекомендации не содержат требования об их обязательном применении всеми субъектами хозяйствования, в т. ч. и бюджетными учреждениями. К тому же само название этого документа как бы лишь рекомендует руководствоваться его предписаниями.

Но с другой стороны, Методрекомендации - это не какая-то альтернатива Нормам № 43. Они разработаны вместо Норм № 43 и на базе этого документа. Об этом четко указано в самом документе.

Отсюда вывод: пренебрегать Методрекомендациями не стоит.

Следовательно, бюджетные учреждения могут руководствоваться Методрекомендациями и Базовыми нормами расходов при планировании потребностей в ГСМ и контроле за их расходами. Однако об этом следует обязательно указать в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета.

Напомним: Методрекомендации и Базовые нормы расхода разработаны на переходный период, то есть до утверждения госстандарта в сфере нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте.

Есть вопросы: куда обращаться?

Для получения бесплатных консультаций и разъяснений по нормированию, разработке базовых норм расхода топлива и электроэнергии, смазочных и других эксплуатационных материалов, проверке достоверности установленных норм, правильности их применения и по другим вопросам можно обращаться в ГП "ГосавтотрансНИИпроект":

- на электронный адрес: fuel@insat.org.ua или fuelndi@gmail.com;

- по телефонам: (044) 201-08-13, (044) 201-08-83;

- на почтовый адрес: просп. Берестейский, 57, г. Киев, 03113.

По материалам сайта i.factor.ua

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі