Методрекомендации норм расхода топлива: первое знакомство
Общие вопросы
Мининфраструктуры вместе с ГП "ГосавтотрансНИИпроект" для обеспечения единого методического подхода разработали два отдельных документа:
2) Базовые нормы расходов. Этот документ разработан как дополнение к Методрекомендациям. Сейчас в этот документ включены постоянные нормы расходов, заимствованные из последней редакции Норм № 43, и добавлены новые нормы расходов для 169 моделей (модификаций) автомобилей, которые прошли апробацию.
Упомянутые документы рассмотрены и приняты научно-техническим советом ГП "ГосавтотрансНИИпроект" от 17.11.2023 и размещены насайте ГП "ГосавтотрансНИИпроект" в разделе "Нормы расхода топлива". Поскольку в самом тексте Методрекомендаций особых правил вступления в силу не предусмотрено, этот документ действует именно с 17.11.2023.
Что общего между Методрекомендациями и Нормами № 43?
Собственно, Методрекомендации разработаны на основе Норм № 43. Поэтому разработчики Методрекомендаций решили не изобретать велосипед, а фактически осуществили апгрейд Норм № 43.
Насколько Методрекомендации отличаются от Норм № 43? Конечно, отличия есть. Они многочисленны, но не слишком существенные и в основном носят корректирующий характер. Кстати, для удобства пользователей основные изменения и дополнения в системе нормирования выделены цветом по тексту. Поэтому все новации достаточно легко отследить.
Далее рассмотрим, какие именно изменения введены Методрекомендациями.
Для районов ведения боевых действий - новые корректирующие коэффициенты
Методрекомендациями предусмотрено увеличенное потребление топлива для транспортных средств в районах ведения боевых действий. Для этого применяют корректирующие коэффициенты (20 или 50 %) в соответствии с пп. 3.1.7, 3.1.8, 3.1.15.
Остальные корректирующие коэффициенты норм расхода топлива, предусмотренные Методрекомендациями, не отличаются от тех, которые были в Нормах № 43. Добавим лишь, что действие надбавки за работу в городских условиях распространено и на промышленные зоны (при необходимости) - до 5 %.
Планирование потребности и создание внутренних резервов
Имеем п. 3.6 Методрекомендаций, в котором прописаны особенности планирования потребности и создания внутренних резервов горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) во время стихийного бедствия или военного положения. При этом расчеты осуществляют, исходя из нормативных расходов топлива в смоделированных самых сложных условиях эксплуатации техники, которые могут быть предусмотрены. Вычисления проводят, основываясь на положениях, изложенных в пп. 1.9, 3.5.2, 3.5.3 (и примечании к нему) Методрекомендаций, с учетом установленных пределов применения корректирующих коэффициентов и норм дополнительного потребления топлива.
Также для наглядности на сайте ГП "ГосавтотрансНИИпроект" в разделе "Нормы расхода топлива" приведен пример расчета эксплуатационного расхода топлива в формате EXCEL.
Рекомендации по уменьшению потребления топлива
В п. 1.9 Методрекомендаций приведены рекомендации по принятию мер, направленных на уменьшение потребления топлива. Для этого субъекты хозяйствования могут устанавливать значения нормативных расходов топлива с учетом возможности внедрения доступных, экономически целесообразных практик, технологий и организационных мероприятий. Также в этом пункте приведены практические примеры оптимизации и экономии потребления топлива при эксплуатации автотранспорта.
Нормирование расхода других эксплуатационных материалов
Методрекомендациями предусмотрено удовлетворение современных потребностей субъектов-пользователей авто в нормах расхода других эксплуатационных материалов, в частности(п.п. 2.1.4):
- реагента систем селективной каталитической нейтрализации отработанных газов дизелей;
- электрической энергии на зарядку электромобилей и плагингибридных автомобилей.
Увеличен период апробации временных индивидуальных норм
Как и раньше, учреждения могут применять временные индивидуальные нормы расхода топлива. Случаи и правила их применения прописаны в п.п. 2.1.5 Методрекомендаций.
Имейте в виду: отныне период апробации и дальнейшего планового продления срока действия временных индивидуальных норм увеличен с одного до двух лет. Главная цель таких изменений - уменьшить нагрузку на субъектов, связанную с прохождением различных процедур.
Упрощена процедура установления постоянных норм расходов
Методрекомендациями предусмотрена упрощенная процедура установления и доведения до субъектов постоянных норм расходов. Поясним, в чем она заключается.
ГП "ГосавтотрансНИИпроект" разрабатывает базовые линейные и другие базовые нормы на основе объективных, централизованно собранных данных, без конфликта интересов заинтересованных сторон - пользователей, водителей и владельцев, с применением механизмов предварительной апробации в различных природно-климатических, дорожных и других условиях в целом в стране и за ее пределами.
Для этого постоянные базовые линейные и другие базовые нормы после принятия научно-техническим советом ГП "ГосавтотрансНИИпроект" включают в новую редакцию Базовых норм расходов.
Поэтому, как утверждают авторы Методрекомендаций, такая упрощенная процедура позволит быстрее и чаще обновлять перечень постоянных Базовых норм расходов. Надеемся, именно так и будет.
Уточнены базовые значения "комфортной" надбавки
С целью улучшения условий труда водителей и обеспечения комфортных условий для пассажиров откорректированы правила применения соответствующих базовых значений надбавок. Такие уточнения содержит п.п. 3.1.13 Методрекомендаций.
В частности, это касается базовых значений надбавки на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение удовлетворительной обзорности. Такую надбавку применяют в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды.
Кроме того, базовые значения надбавок, упомянутых в п.п. 3.1.13 Методрекомендаций, при необходимости суммируются. Такая возможность предусмотрена примечанием 4 к п.п. 3.1.13 Методрекомендаций (ср. USER_SHOW_ID).
Коэффициенты корректировки для гибридных автомобилей
Есть определенные уточнения по применению коэффициентов корректировки (понижающих) базовой нормы для гибридных автомобилей. Прежде всего речь идет об усовершенствованном порядке их применения, который прописан в примечании 4 к п.п. 3.2.4 Методрекомендаций.
В то же время примечанием 5 к п .п. 3.2.4 Методрекомендаций предусмотрено применение этих понижающих коэффициентов с учетом возможности экономии топлива и повышения уровня безопасности дорожного движения.
Нормативы расхода моторного масла
Появились нормативы расхода моторного масла для добавления в систему смазки двигателя при эксплуатации авто. Особенности применения таких нормативов прописаны в примечании 5 к п. 2.3 Методрекомендаций.
А сами нормативы приведены в таблицах 2.1 - 2.5 к примечанию 5 Методрекомендаций. В частности, в этих таблицах можно найти средние, минимальные и максимальные значения нормативов расходов в целом для парка авто, а также рекомендованные максимальные индивидуальные значения. Их применяют в зависимости от особенностей конструкции двигателя транспортного средства, условий эксплуатации, технического состояния и т.д.
Приведенные нормативы расхода моторного масла являются факультативными (т. е. рекомендованными), прежде всего, для современных автомобилей.
Обязательно ли применять Методрекомендации?
С одной стороны, Методрекомендации не содержат требования об их обязательном применении всеми субъектами хозяйствования, в т. ч. и бюджетными учреждениями. К тому же само название этого документа как бы лишь рекомендует руководствоваться его предписаниями.
Но с другой стороны, Методрекомендации - это не какая-то альтернатива Нормам № 43. Они разработаны вместо Норм № 43 и на базе этого документа. Об этом четко указано в самом документе.
Отсюда вывод: пренебрегать Методрекомендациями не стоит.
Следовательно, бюджетные учреждения могут руководствоваться Методрекомендациями и Базовыми нормами расходов при планировании потребностей в ГСМ и контроле за их расходами. Однако об этом следует обязательно указать в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета.
Напомним: Методрекомендации и Базовые нормы расхода разработаны на переходный период, то есть до утверждения госстандарта в сфере нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте.
Есть вопросы: куда обращаться?
Для получения бесплатных консультаций и разъяснений по нормированию, разработке базовых норм расхода топлива и электроэнергии, смазочных и других эксплуатационных материалов, проверке достоверности установленных норм, правильности их применения и по другим вопросам можно обращаться в ГП "ГосавтотрансНИИпроект":
- на электронный адрес: fuel@insat.org.ua или fuelndi@gmail.com;
- по телефонам: (044) 201-08-13, (044) 201-08-83;
- на почтовый адрес: просп. Берестейский, 57, г. Киев, 03113.
По материалам сайта i.factor.ua