Информация по теме "" | Публикации по тегу
19.12.23
147 0
Распечатать
Избранное

Завершение 2023 бюджетного года

Принятие закона о госбюджете

Несмотря на все невзгоды и трудности, обусловленные военным положением в стране, Закон о госбюджете на 2024* принят вовремя.

* Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2024 год" от 09.11.2023 № 3460-IX.

Соответственно все бюджетные процессы, связанные с закрытием текущего и началом следующего бюджетного года, также должны состояться вовремя.

Бюджетный период

Как определено в ч. 1 ст. 3 БКУ*, бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, и начинается он 1 января каждого года, а заканчивается 31 декабря того же года.

* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

При этом при особых обстоятельствах бюджетный период может быть иным, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 3 БКУ.

Особыми обстоятельствами являются:

1) введение военного положения;

2) объявление чрезвычайного положения в Украине.

ВАЖНО!

Несмотря на введение военного положения бюджетный период в Украине остается на уровне календарного года

Закрытие бюджетных счетов

Казначейство закрывает все счета не позднее 31 декабря текущего года. Таково предписание ч. 1 ст. 57 БКУ.

Однако это вовсе не означает, что счета будут закрыты именно 31 декабря. Ведь есть календарь рабочих дней и условия работы Казначейства в конце года.

Поэтому конкретная дата закрытия органами Казначейства бюджетных счетов в текущем бюджетном периоде определяется регламентом их работы. В этом году - это Регламент № 299*.

* Регламент работы органов Государственной казначейской службы Украины в период завершения бюджетного 2023 года и начала 2024 года, утвержденный приказом Казначейства от 27.11.2023 № 299.

Полное содержание этого Регламента доведено именно органам Госказначейской службы.

Тогда как для распорядителей и получателей бюджетных средств указана только официальная информация о графике работы Казначейства в период завершения бюджетного года.

ВНИМАНИЕ!

Предельный срок осуществления расходов текущего бюджетного года - 27 декабря 2023 года

Для вашего удобства информацию о работе органов Казначейства в соответствии с Регламентом № 299 мы сгруппировали в таблице ниже.

График работы органов Казначейства в период завершения 2023 и начала 2024 бюджетного года

Дата (период)

Условия работы Казначейства

27.12.2023 до 17:30

Завершение принятия электронных документов клиентов из системы дистанционного обслуживания (далее - СДО)

с 27.12.2023 по 29.12.2023

Работа в системе электронный платежей НБУ изачисление поступлений в бюджеты всех уровней и других платежей на счета, открытые в Казначействе

с 30.12.2023 по 01.01.2024

Внимание! Принятие электронных документов от клиентов через СДО органами Казначейства не осуществляется

02.01.2023

Казначейство работает в обычном режиме

Также напомним: на период действия военного положения принятие электронных документов клиентов из СДО "Клиент казначейства - Казначейство" осуществляется ежедневно с 9:00 до 19:00. Обрабатывают полученные документы органы Казначейства в пределах операционного времени. Это предусмотрено Регламентом № 189*.

* Регламент работы системы дистанционного обслуживания с использованием программно-технического комплекса "Клиент казначейства - Казначейство", утвержденный приказом ГКСУ от 20.07.2020 № 189.

Далее информация для распорядителей бюджетных средств, которые имеют средства в иностранной валюте.

Так, средства в иностранной валюте, которые учитываются на счетах, открытых в учреждениях банков, на основании платежных инструкций владельцы счетов должны перечислить не позднее 29.12.2023. При этом в случае:

- получения бюджетным учреждением средств из госбюджета в иностранной валюте со счета Казначейства, неиспользованные средства в иностранной валюте перечисляем по реквизитам, размещенным на официальном сайте Госказначейской службы;

- самостоятельной закупки иностранной валюты на межбанковской валютной бирже, неиспользованные средства в иностранной валюте перечисляем в порядке, обратном получению таких средств.

Условия осуществления платежей Казначейством

Чтобы успеть провести все необходимые платежи до конца года, не лишним будет напомнить условия осуществления платежей Казначейством.

Так, Казначейство осуществляет платежи клиентов при наличии в органе Казначейства:

- соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;

- утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;

- бюджетных ассигнований.

При этом по общему фонду распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. В то же время обязательно должна быть учтена необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет. Этого требует п. 5 Порядка № 228*.

* Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 № 228.

Зато по специальному фонду распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета(п. 46 Порядка № 228).

Подробнее об этом читайте в материале "Смета бюджетного учреждения: составление, утверждение и выполнение" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 44.

Сроки регистрации и обработки бюджетных обязательств

Чтобы успеть зарегистрировать все необходимые бюджетные обязательства до конца года, необходимо учитывать сроки обработки бюджетных обязательств органами Казначейства.

Общие сроки прописаны в п. 2.3 разд. 2 Порядка № 309*.

* Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 № 309.

В частности, как определено п. 2.6 Порядка № 309, в конце бюджетного периода распорядители бюджетных средств подают в орган Казначейства Реестры и/или Реестры финансовых обязательств и подтверждающие документы с учетом сроков, определенных п. 2.3 разд. 2 Порядка № 309.

Впрочем, особенности работы органов Госказначейской службы в период действия военного положения определяет Порядок № 590*.

* Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения, утвержденный постановлением КМУ от 09.06.2021 № 590.

Поэтому в условиях военного положения будем руководствоваться еще и п. 20 Порядка № 590.

Для вашего удобства сроки обработки бюджетных обязательств органами Казначейства приведены в таблице ниже.

Сроки обработки обязательств органами Казначейства

Срок

Виды обязательств

в течение одного

операционного дня

документы распорядителей (получателей) бюджетных средств, привлеченных к решению задач, связанных с введением и осуществлением мероприятий правового режима военного положения;

документы по защищенным расходам, которые не требуют проведения процедур закупок / упрощенных закупок

в течение трех

операционных дней

документы по защищенным расходам, требующим проведения процедур закупок / упрощенных закупок (кроме капитальных расходов);

по другим текущим расходам, кроме защищенных, и предоставлению кредитов из бюджета

в течение пяти

операционных дней

документы по капитальным расходам

Таким образом, не медлите. Чтобы документы были вовремя обработаны в этом году, подавать их необходимо с учетом вышеприведенных сроков.

Согласование бюджетных обязательств по спецфонду

В конце бюджетного года распорядители бюджетных средств должны согласовать зарегистрированные бюджетные обязательства по спецфонду с фактическими поступлениями.

Такое требование продиктовано п. 2.13 гл. 2 Порядка № 309 и пп. 48 и 49 Порядка 228. Об этом мы также подробно рассказывали в материале "Смета бюджетного учреждения: составление, утверждение и выполнение" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 44.

Поэтому не забывайте об этом важном шаге в конце бюджетного года.

Остатки субвенций: возвращать или нет?

В конце года обычно остаются неиспользованные средства субвенций. Что с ними делать? Можно ли их использовать в следующем году или следует вернуть предоставителю субвенции? Далее объясним.

Субвенция из госбюджета местным бюджетам

На конец бюджетного периода Казначейство сохраняет остатки средств на счетах спецфонда госбюджета и по субвенциям из спецфонда госбюджета на счетах спецфонда местных бюджетов. Эти остатки направляют на покрытие соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения таких средств. Это предусмотрено ч. 2 ст. 57 БКУ.

Остатки средств субвенций, предоставленные из общего фонда госбюджета, не использованные на конец бюджетного периода, в последний рабочий день такого периода органы Казначейства перечисляют в госбюджет. Об этом свидетельствует п. 14.4 Порядка № 938*.

* Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 № 938.

Кстати, как узнать, из какого именно фонда поступили средства? Ничего сложного здесь на самом деле нет. Разобраться в этом помогут приложения к Закону о госбюджете на 2023*. Именно в этих приложениях содержится информация о том, какая именно субвенция и из какого конкретно фонда госбюджета поступает в местные бюджеты.

* Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2023 год" от 03.11.2022 № 2710-IX.

Также имейте в виду: если субвенции, предоставленные из государственного бюджета в местные бюджеты на выполнение определенных государственных программ, выполнение которых в следующем, т. е. в 2024 году, не предусмотрено, то мероприятия по таким программам следует успеть выполнить в текущем году. Иначе остаток средств по таким субвенциям должен быть возвращен в государственный бюджет.

Субвенция от одного местного бюджета другому

Остатки средств субвенций из одного местного бюджета другому, не использованные на конец бюджетного периода, в последний рабочий день такого периода перечисляют в бюджет, из которого они предоставлены.

Это общее правило и оно действует, если иное не предусмотрено решением о местном бюджете, из которого предоставлены субвенции(п. 14.4 Порядка № 938).

Если же в следующем году разрешено использование средств таких субвенций, тогда от органа местного самоуправления (или соответствующей военной администрации) следует получить письменное разрешение на такое использование.

Кроме того, в случае возможности использования средств субвенции в следующем году следует внести соответствующие изменения в договор о предоставлении субвенции. Конечно, это касается случаев, когда в договоре обусловлен конкретный срок использования средств субвенции и он заканчивается в этом году.

Напомним: передача средств между местными бюджетами осуществляется на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора. Таково предписание ч. 3 ст. 93 БКУ.

О нюансах заключения таких договоров в период действия военного положения читайте в материале "Договоры о предоставлении межбюджетных трансфертов: нюансы заключения разъяснил Минфин" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 19.

Процесс списания остатков средств субвенций

Главные управления Госказначейской службы совместно с местными финорганами и распорядителями бюджетных средств ежегодно проводят работу по сохранению на счетах соответствующих местных бюджетов остатков средств неиспользованных субвенций или их возврату в соответствии с нормами действующего законодательства.

Объем субвенций из госбюджета, не использованных на конец бюджетного периода, органы Казначейства перечисляют в последний рабочий день такого периода в государственный бюджет. Это следует из п. 9 Порядка № 1132*.

* Порядок перечисления межбюджетных трансфертов, утвержденный постановлением КМУ от 15.12.2010 № 1132.

Следовательно, процесс возврата средств субвенций является автоматическим и какие-либо дополнительные документы для этого подавать в Казначейство не нужно.

ЦЕННЫЙ СОВЕТ!

Не медлите, воспользуйтесь всеми возможностями по использованию средств предоставленных субвенций до 27.12.2022

Ведь стопроцентно будет лучше, если такие средства пойдут на пользу бюджетным учреждениям, органам местного самоуправления и общинам в целом, чем будут возвращены обратно поставщикам субвенций.

Образовательная субвенция

Возврат остатков средств образовательной субвенции всегда вызывает множество вопросов, поэтому требует отдельного внимания.

И по этому поводу есть хорошая новость для педагогов. Судя по всему, в этом году такие остатки отозваны не будут. Такой вывод можно сделать из того, что Закон о госбюджете на 2024 год не содержит требования о возврате средств остатков образовательной субвенции в госбюджет.

Поэтому, очевидно, действует общее правило, установленное ч. 4 ст. 1032 БКУ. Напомним его: остатки средств по образовательной субвенции на конец бюджетного периода хранятся на счетах соответствующих местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции и на обновление материально-технической базы заведений образования государственной и коммунальной собственности, указанных в ч. 1 ст. 1032 БКУ.

Однако подождем официальных разъяснений по этому поводу.

ЦЕННЫЙ СОВЕТ!

Зарегистрируйте обязательства по средствам образовательной субвенции до конца текущего года

В таком случае, независимо от того, как будет решена судьба остатков по образовательной субвенции, вы сможете использовать такие средства.

Субвенция на предоставление господдержки лицам с особыми образовательными потребностями

Как и в текущем году, в 2024 году распределение субвенции из госбюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями между местными бюджетами будет осуществлять Кабмин. Это предусмотрено ст. 29 Закона о госбюджете на 2024.

Такая норма является исключением из правил, определенных ч. 3 ст. 1033 БКУ.

Ведь по общему правилу распределение субвенции на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями осуществляется между местными бюджетами в порядке, определенном Советом министров АР Крым, областными госадминистрациями в соответствии с количеством лиц с особыми образовательными потребностями, и утверждается решением о бюджете АР Крым или решением об областном бюджете.

Отзывать остатки такой субвенции в госбюджет, очевидно, также не будут, такого требования Закон о госбюджете на 2024 год не содержит.

Исходя из ч. 4 ст. 1033 БКУ, остатки средств по этой субвенции на конец бюджетного периода сохраняются на счетах соответствующих местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции.

Субвенция на проектирование, восстановление, строительство и модернизацию, обустройство, ремонт объектов, имеющих влияние на жизнедеятельность населения

Еще один вид субвенции, который имеет особенности использования. И эти особенности определены п. 15 "Заключительные положения" Закона о госбюджете на 2023.

Так, установлено, что на конец 2023 года, как исключение из положений ч. 12 ст. 23 и ч. 1 и 2 ст. 57 БКУ, остатки средств по субвенции из госбюджета местным бюджетам, предоставленной из госбюджета в 2023 году по КПКВК 3121440, сохраняются на счетах соответствующих местных бюджетов для осуществления соответствующих расходов в 2024 году с учетом их целевого назначения.

Подготовка к новому бюджетному 2024 году

Напоследок напомним основные шаги для подготовки к новому бюджетному 2024 году.

Составление сети распорядителей и получателей бюджетных средств. Исходя из п. 4.19 гл. 4 Порядка № 938, главный распорядитель не позднее чем за 15 дней, а распорядитель низшего уровня не позднее чем за 10 дней до начала бюджетного периода подают соответствующему органу Казначейства сеть (реестр изменений в сеть) в бумажной или электронной форме информации с учетом особенностей составления сети, определенных в п. 4.3 гл. 4 Порядка № 938.

Принятие местных бюджетов на 2024 год. Проекты местных бюджетов должны быть утверждены до 25 декабря (включительно) 2023 года с учетом требований БКУ и постановления № 252*.

* Постановление КМУ "Некоторые вопросы формирования и выполнения местных бюджетов в период военного положения" от 11.03.2022 № 252.

Утверждение росписей / временных росписей местных бюджетов. В соответствии с ч. 3 ст. 78 БКУ местный бюджет выполняется по росписи, утвержденной руководителем местного финоргана.

До утверждения росписи местного бюджета руководитель местного финоргана утверждает временную роспись местного бюджета на соответствующий период.

Если местный бюджет не утвержден в установленный законодательством срок, местные финорганы в электронной форме до 30 декабря соответствующего бюджетного периода направляют временную роспись местных бюджетов органам Казначейства(п. 5.8 Порядка № 938).

Утверждение смет. Сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, помесячные планы использования бюджетных средств и планы использования бюджетных средств должны быть утверждены в течение 30 календарных дней после утверждения росписей соответствующих бюджетов. Таково предписание п. 31 Порядка № 228.

На период действия временных росписей утверждают временные сметы и планы использования бюджетных средств.

Утверждение паспортов бюджетных программ. В течение 45 дней со дня вступления в силу закона о госбюджете (решения о местном бюджете) главный распорядитель разрабатывает и утверждает паспорт бюджетной программы по согласованию с Минфином или местным финорганом. Этого требует ч. 8 ст. 20 БКУ. При этом следует применить Правила № 1098*.

* Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2002 № 1098.

Регистрация бюджетных и финансовых обязательств, зарегистрированных и не оплаченных в 2023 году. По мере принятия решений распорядителем бюджетных средств об оплате бюджетных и финансовых обязательств, которые были зарегистрированы и остались не оплаченными на конец прошлого бюджетного периода, органы Казначейства отражают такие обязательства в учете в текущем бюджетном периоде.

Основанием являются поданные распорядителем бюджетных средств Реестр и/или Реестр финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

Впрочем, при этом следует учитывать такой нюанс.

Действительно, могут иметь место бюджетные финансовые обязательства по общему фонду, которые остались не оплаченными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетная кредиторская задолженность). Но среди них могут быть и такие, которые учитываются органами Казначейства по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования. Также вполне возможно, что объем бюджетной кредиторской задолженности превышает бюджетные ассигнования в соответствии с установленными законом о госбюджете (решением о местном бюджете) на текущий бюджетный период и/или переданными в установленном порядке бюджетными назначениями.

Такие бюджетные финансовые обязательства органы Казначейства отражают в учете в текущем бюджетном периоде после принятия решения главным распорядителем по согласованию с Минфином (местным финансовым органом) относительно определения бюджетной программы по общему и/или специальному фондам, в пределах бюджетных ассигнований которой будут оплачены бюджетные финансовые обязательства. Основанием в таком случае будут поданные распорядителем бюджетных средств Реестр и/или Реестр финансовых обязательств и соответствующие подтверждающие документы.

Указанное предусмотрено п. 2.15 Порядка № 309.

На этом все. Пусть вам везет в новом бюджетном году, а трудности и невзгоды обходят вас стороной!

Выводы

  • Казначейство закрывает все счета не позднее 31 декабря текущего года. Предельный срок осуществления расходов текущего бюджетного года - 27 декабря 2023 года.
  • Чтобы успеть зарегистрировать все необходимые бюджетные обязательства до конца года, необходимо учитывать сроки обработки бюджетных обязательств органами Казначейства.
  • Казначейство осуществляет платежи клиентов при наличии: соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухучете выполнения бюджета, утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы и бюджетных ассигнований.
  • В конце бюджетного года распорядители бюджетных средств должны согласовать зарегистрированные бюджетные обязательства по спецфонду с фактическими поступлениями.
  • Процесс возврата средств субвенций является автоматическим и подавать какие-либо дополнительные документы для этого в Казначейство не нужно.
  • Целесообразно успеть зарегистрируйте обязательства по средствам субвенций до конца текущего года по-максимуму.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі