Информация по теме "" | Публикации по тегу
09.06.25
8 0
Распечатать
Избранное

Применили коэффициент повышения оклада: меняется ли "базовый" месяц для индексации?

Влияет ли применение повышающего коэффициента к окладам работников госорганов, которые расположены в зонах боевых действий, на индексацию их зарплаты? Именно этот вопрос мы адресовали Минсоцполитики. В сегодняшней статье проанализируем ответ специалистов Министерства.

"Базовый" месяц

В ст. 34 Закона о Госбюджете-2025* установлено, что исчисление индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) для индексации денежных доходов населения в 2025 году осуществляется нарастающим итогом начиная с января 2025 года, который принимается за 1 или 100 процентов. Сумма индексации, сложившаяся в декабре 2024 года, в январе 2025 года не начисляется.

* Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" от 19.11.2024 № 4059-IX.

В то же время специалисты Минсоцполитики в письме от 10.12.2024 № 107/0/214-24 разъяснили, что исчисление ИПЦ нарастающим итогом для проведения индексации зарплаты проводится с февраля 2025 года (см. статью "Индексация зарплаты бюджетников в 2025 году" // "Оплата труда", 2024, № 24).

Это означает, что январь 2025 года является "базовым" для всех работников бюджетной сферы, независимо от месяца их последнего повышения оклада. Дальнейшая индексация зарплаты бюджетников в 2025 году проводится с учетом п. 5 Порядка № 1078. В этой норме четко указано, что в случае повышения должностных окладов значение ИПЦ в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %. Исчисление ИПЦ для проведения дальнейшей индексации зарплаты осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения должностных окладов.

* Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 № 1078.

Поэтому если повышение окладов (тарифных ставок) для какой-то категории работников бюджетной сферы произойдет в течение 2025 года (позже января), то именно месяц повышения станет следующим "базовым" для индексации их зарплаты. А исчисление ИПЦ для проведения дальнейшей индексации будет проводиться с месяца, следующего за месяцем повышения окладов.

Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 8 и 13 Закона об оплате труда* условия размера оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджета, определяются КМУ. То есть бюджетные учреждения повышают должностные оклады только согласно актам Кабмина.

* Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 № 108/95-ВР.

Это значит, что в бюджетных учреждениях в вопросах индексации зарплаты нужно ориентироваться на последнее законодательное повышение окладов для соответствующей категории работников.

Коэффициент повышения

Постановлением № 391* определен порядок повышения окладов работников госорганов, которые непосредственно осуществляют свои полномочия на территориях активных и возможных боевых действий.

* Постановление КМУ "Некоторые вопросы оплаты труда работников государственных органов и органов местного самоуправления во время военного положения" от 25.04.2023 № 391.

На период действия военного положения для работников таких госорганов должностные оклады, определенные в соответствии с законодательством в схемах (размерах) должностных окладов, определяются с учетом коэффициентов 1,5, 2 или 3. При этом повышение окладов устанавливается при условии непосредственного выполнения должностных обязанностей на территории, включенной в Перечень № 376*. Учитывая изменение военной обстановки, указанный перечень может пересматриваться - в него могут вноситься новые территории или, наоборот, изыматься ранее включенные. В случае исключения территории из Перечня № 376 или определения даты прекращения боевых действий право на повышение должностных окладов для работников отменяется, даже если военное положение в стране продолжает действовать.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержден приказом Минразвития от 28.02.2025 № 376.

Должностные оклады, определенные с учетом коэффициента, устанавливаются в штатных расписаниях. Для этого к штатному расписанию прилагается соответствующее примечание. Оно содержит информацию о том, что повышение окладов осуществляется с учетом фактически отработанного времени в течение месяца (п.п. 2 п. 1 постановления № 391). Больше информации по этому поводу вы найдете в статье "Госорганы на территории боевых действий: кому и при каких условиях повышаются оклады?!" // "Оплата труда", 2023, № 11).

Также в п. 3 постановления № 391 органам местного самоуправления (далее - ОМС) рекомендовано применять положения п. 1 этого постановления. Поэтому ОМС, учитывая наличие средств, могут принять решение о применении положений п. 1 постановления № 391. В соответствии с размерами их окладов так же могут устанавливаться повышающие коэффициенты.

Учитывая указанное, вполне логично возникает вопрос: влияет ли факт применения повышающего коэффициента на изменение "базового" месяца для проведения индексации зарплаты?

Например, начиная с 20.03.2025 работникам госоргана был установлен повышающий коэффициент 2. При этом должностные оклады, определенные в соответствующих схемах, в 2025 году не повышались. Поэтому исчисление ИПЦ нарастающим итогом проводили с февраля 2025 года, а "базовым" месяцем для индексации зарплаты работников госоргана был январь 2025 года.

Меняет ли факт применения повышающего коэффициента "базовый" месяц для проведения индексации зарплаты работников с января на март 2025 года? Означает ли это то, что если работникам с 20.03.2025 был установлен коэффициент 2, то исчисление ИПЦ нарастающим итогом для проведения индексации их зарплаты следует проводить с апреля 2025 года?

Именно с такими вопросами мы обратились к специалистам Минсоцполитики, с надеждой получить компетентные разъяснения. Почему так важно услышать их мнение? А потому, что согласно п. 14 Порядка № 1078 именно этот орган наделен правом предоставлять разъяснения относительно порядка проведения индексации.

Позиция министерства

Ответ мы получили в письме Минсоцполитики от 23.05.2025 № 4978/0/97-25/316 (полный текст письма вы найдете в конце статьи). Согласно разъяснениям специалистов Минсоцполитики Порядком № 1078 установлены единые правила начисления индексации зарплаты в зависимости от повышения должностных окладов, в соответствии с которыми ИПЦ для проведения индексации должен исчисляться с месяца, следующего за месяцем повышения оклада согласно решению правительства.

При этом Порядком № 1078 не предусмотрен механизм начисления индексации в случае индивидуального повышения окладов, в частности за счет установления дополнительных коэффициентов.

Следовательно, получается, что факт применения коэффициентов повышения окладов согласно нормам постановления № 391 не влияет на изменение "базового" месяца для проведения индексации зарплаты. Поэтому и в дальнейшем для всех работников госорганов "базовым" для индексации их зарплаты остается январь 2025 года. В мае - июне 2025 года право на текущую индексацию зарплаты не появилось.

Выводы

  • С 01.01.2025 "базовым" месяцем для индексации зарплаты для всех категорий работников бюджетной сферы, в том числе и работников госорганов и ОМС, является январь 2025 года.
  • Факт применения коэффициентов повышения окладов согласно нормам постановления № 391 не влияет на изменение "базового" месяца для проведения индексации зарплаты.

Письмо Минсоцполитики от 23.05.2025 № 4978/0/97-25/316

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Оплата праці»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі