Информация по теме "" | Публикации по тегу
buhgalter.com.ua
09.07.20
2778 0
Распечатать
Избранное

Замена временно отсутствующих работников: нюансы установления и оплаты

Сезон отпусков в разгаре, потому актуальными являются вопросы о некоторых моментах организации и установления оплаты за замену временно отсутствующих работников. Мы подготовили для вас материал, который поможет избрать верный вариант такой замены, учесть ограничения, а также осветит нюансы ее установления и оплаты в разных сферах деятельности.


Долга Ірина, експерт з питань оплати праці 
ОПЛАТА ПРАЦІ ЛИПЕНЬ, 2020/№ 13
 

Варианты замены

В связи со временным отсутствием работника его часть работы, к сожалению, сама не выполнится, и руководству надо решать: кто будет ее выполнять, чтобы такое отсутствие не повлияло на рабочие процессы. Возможные варианты замены временно отсутствующих работников покажем на рисунке.

Варианты замены временно отсутствующего работника

Как видите, эти варианты отличаются и оформлением отношений, и по условиям оплаты труда.

Принятие по срочному договору применяют для замены работников, отсутствующих длительное время, например, на время отпуска для ухода за ребенком до 3 лет.

Временный перевод работника на должность отсутствующего происходит, как правило, в пределах одного заведения, предприятия, учреждения и требует освобождения работника, которого переводят, от своих обязанностей по основной должности. Это не очень удобно, потому что работу переведенного работника тоже должен кто-то выполнять.

Чаще всего применяется временное возложение обязанностей отсутствующего работника на других работников одного заведения (предприятия, учреждения). Или обязательства выполнения работы отсутствующих работников предусматривают в должностных инструкциях по родственным должностям. Об этом подробнее.

Выполнение обязанностей

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в связи с отпуском, болезнью, выполнением служебных поручений и т. п. на одном и том же предприятии (в учреждении) предусматривает, что работник, временно исполняющий обязанности отсутствующего:

• не освобождается от своей основной работы;

• выполняет дополнительную нагрузку наряду со своими основными обязанностями в свое, установленное графиком работы, рабочее время.

За временно отсутствующим работником на это время сохраняется его рабочее место работы (должность).

Такие правила установлены постановлением Советы Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 (далее — постановление № 1145).

В соответствии с нормами ст. 105 КЗпП, работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размеры которой устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре с соблюдением норм законодательства, генеральным, отраслевыми (региональными) соглашениями.

Согласно приложению 3 Генерального соглашения на 2019 — 2021 годы, для работодателей, на которых распространяется его действие, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника возможно установление доплаты до 100 % тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника. Специалисты Минсоцполитики в письме от 21.11.2016 г. № 415/0/15-16/18 указали, что обязательными для предприятия положения Генерального соглашения будут, если и работодатель, и работники этого предприятия представлены субъектами Сторон Соглашения через соответствующее членство и на основании учредительных документов (уставов, положений и т. п.).

Хозрасчетным предприятиям и КНП законодательство не ограничивает предельные размеры по установлению доплат работникам.

Поэтому ориентиром для применения доплаты за выполнение дополнительных обязанностей на период временного отсутствия работников является коллективный договор и/или положение об оплате труда, в которых и определены условия и размер такой доплаты.

Бюджетные учреждения и организации такой вольности допустить не могут, потому что их в «ежовых рукавицах» держат нормы профильных нормативных актов. Так, пункт 10 постановления № 1145ограничивает доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника размером до 50 % тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника.

Нюансы установления и размер такой доплаты работников отдельных бюджетных сфер регулируют «свои» нормативные акты. Они все «похожи» на требования постановления № 1145, имеют много общего, но есть и отличия.

Основные моменты выполнения обязанностей

1. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается только с согласия работника, на которого такие обязанности возложены. В зависимости от того, кто является инициатором такой замены, оформление будет разным.

Либо сам работник предоставляет заявление о желании временно выполнять дополнительные обязанности отсутствующего работника.

Либо же работодатель предлагает работнику выполнять дополнительные обязанности. Ввиду того, что дополнительная нагрузка относится к изменениям существенных условий труда, то согласно ст. 32 КЗоТработодатель должен за 2 месяца предупредить об этом работника и получить от него согласие. Как правило, такое согласие оформляется уведомлением, в котором работник ставит свою подпись.

2. На основании заявления или сообщения с согласием работника издается приказ о выполнении обязанностей временно отсутствующего работника с установлением конкретного размера доплаты за дополнительную работу.

3. В табель учета рабочего времени, в личное дело и в трудовую книжку данные о временной дополнительной нагрузке не заносятся.

4. При расчете оплаты отпусков, временной нетрудоспособности и т. п. доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника включается в расчет средней заработной платы по основной должности, потому что является оплатой за отработанное время.

5. Касательно правила начисления заработной платы не менее минимальной согласно ст. 31 Закона об оплате труда, то здесь никаких нюансов нет. Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется в пределах основного трудового договора. Поэтому она входит в фонд оплаты труда по основной должности (п.п. 2.2.1 Инструкции № 5) и в составе начисленной за месяц заработной платы подлежит сравнению с МЗП.

Работники с оплатой труда по ЕТС

Работники отдельных отраслей бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется по ЕТС, в общем случае руководствуются постановлением № 1298*.

Постановление КМУ ««Об оплате труда работников на основе … по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Согласно п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления № 1298 доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника установлена в размере до 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки). Специалисты Минсоцполитики в письмах от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10 и от 07.09.2010 г. № 784/13/84-10разъяснили, что в расчете такой доплаты принимает участие должностной оклад (тарифная ставка) именно по основной должности (того работника, на которого возложены обязанности временно отсутствующего работника).

Конкретный размер этих доплат устанавливается руководителем заведения, учреждения в зависимости от квалификации работника, сложности и объема выполняемых работ.

Указанные доплаты могут устанавливаться нескольким работникам в размере до 50 процентов должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу (ставке заработной платы) отсутствующего работника.

И еще об ограничении: доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников не устанавливается руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций, их заместителям (п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления № 1298).

Заметьте: лишены такой доплаты и работники, если обязанности по замене временно отсутствующих работников возложены на них должностной инструкцией.

Работники образования. Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника составляет до 50 % должностного оклада (п.п. 3 п. 4 приказа № 557**).

** Приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

В расчете доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника должностной оклад по основной должности учитывается с соответствующими повышениями согласно законодательным актам. То есть сначала рассчитывается должностной оклад по основной должности с повышениями, установленными законодательством (выходит вновь созданный должностной оклад), а потом от него рассчитывается указанная доплата. В штатном расписании установленный должностной оклад с повышениями указывается в графе 12 тарификационного списка, именно от него и будут рассчитываться доплаты, надбавки и т. п.

Наряду с этим п. 52 Инструкции № 102*** не предусматривает ограничения размеров такой доплаты.

*** Инструкция «О порядке исчисления заработной платы работников образования» утверждена приказом МОН от 15.04.93 г. № 102.

То есть действие п.п. «3-а» п. 4 приказа № 557 не должно распространяться на учителей, поскольку они тратят на выполнение обязанностей временно отсутствующих работников дополнительное время сверх установленной им нормы (письмо МОН от 28.11.2008 г. № 1/9-770). И вот с чем это связано.

Согласно п. 73 Инструкции № 102 при оплате за часы замещения временно отсутствующих в связи с болезнью или по другим причинам учителей осуществляется почасовая оплата труда, при условии, что оно длилось не более двух месяцев. Если же замещение длилось свыше двух месяцев, то оплата труда учителя осуществляется с первого дня замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в порядке, предусмотренном п. 68 Инструкции № 102, а именно путем умножения ставки заработной платы на их фактическую учебную нагрузку в неделю и делением этого произведения на установленную норму часов в неделю.

В таком же порядке осуществляется оплата труды учителей, которые постоянно не работают в данном учебном заведении, а только привлекаются к замещению временно отсутствующих педагогов.

Доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя его штатным заместителям не осуществляются (п. 52 Инструкции № 102).

Работники спорта. Согласно п.п. 4 п. 2 приказа № 2097**** за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников устанавливается доплата в размере до 50 % должностных окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок) по основной должности. Должностные оклады для расчета указанной доплаты принимаются с учетом законодательно установленных повышений.

**** Приказ Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций отрасли физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097.

Работники заведений здравоохранения (ЗЗО) и учреждений социальной защиты. Условия и размеры оплаты труда указанной категории работников определяются в соответствии с Условиями оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденными совместным приказом Минтруда и МОЗ от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519).

Сразу отметим, что ЗЗО, реорганизованные в КНП, условия и размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливают в коллективном договоре и ограничения относительно этой доплаты, которые содержат Условия № 308/519, на них не распространяются.

Согласно п.п. 3.1.1 Условий № 308/519 профессионалам, специалистам, техническим служащим и рабочим, выполняющим в том же заведении, учреждении наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессии (должности) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере до 50 % должностного оклада по основной должности.

Но конкретный размер этих доплат (в пределах 50 %) устанавливается руководителем заведения, учреждения в зависимости от квалификации работника, сложности и объема выполняемых работ.

Заметьте, Условиями № 308/519 конкретно определено, от какой должности проводится расчет доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, а именно — от основной должности работника, на которого возложено выполнение обязанностей временно отсутствующего. При этом п. 3.5 Условий № 308/519 установлено, что должностной оклад для такого расчета устанавливается с учетом повышений.

Работники культуры. Подпункт «а» п.п. 4 п. 2 приказа Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745 (далее — приказ № 745) повторяет норму постановления № 1298 относительно установления доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки).

Впрочем, указанная доплата не устанавливается руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций культуры, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций, их заместителям.

1
0
0
0
0
0

env_icon Наш сайт полезен для вас?

Получайте первыми актуальности новости! env_icon

Подписаться на актуальную рассылку для бухгалтера бюджетного учреждения

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Газета «Оплата праці»



Комментарии (0)
Оставить комментарии:
Ваше имя
Комментарии
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
bcom.clean_site_text
Вимкнути на 10 секунд