Информация по теме "" | Публикации по тегу
04.10.23
107 0
Распечатать
Избранное

Плательщик НДС покупает ОС: как показать в учете?

Традиционно в вопросах бухучета ОС бюджетные учреждения руководствуются бухгалтерским "путеводителем" - Типовой корреспонденцией*. Именно этот документ содержит основные учетные подсказки. Однако учреждениям - плательщикам НДС не стоит искать окончательного ответа относительно отражения на счетах бухучета сумм НДС в случае приобретения ОС. Именно об этом и свидетельствует ситуация читателя.

* Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219.

Поэтому далее рассмотрим пошагово, как должно отразить в учете операции по приобретению ОС учреждение - плательщик НДС.

Шаг 1. Получаем ассигнования

Для учета и обобщения информации о наличии и движении средств финансирования мероприятий целевого назначения, в частности средств, направляемых на приобретение необоротных активов, предназначен субсчет 5411 "Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств". Но в отличие от неплательщиков НДС, учреждения - плательщики НДС на этом субсчете показывают исключительно суммы целевого финансирования, полученного на приобретение, создание и/или улучшение ОС без учета НДС.

Зато суммы НДС при приобретении необоротных активов для учреждений - плательщиков НДС являются текущими расходами. Поэтому ассигнованиям на оплату сумм НДС не место среди средств целевого финансирования. Такие поступления следует отражать на субсчете 7011 "Бюджетные ассигнования".

Шаг 2. Формируем первоначальную стоимость

По общему правилу все расходы, связанные с приобретением объектов ОС, накапливаем на субсчете 1311 "Капитальные инвестиции в основные средства". Конечно, в такие расходы учреждение - плательщик НДС НЕ включает суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении ОС. Эти суммы относим в налоговый кредит по НДС (при наличии оформленной и зарегистрированной налоговой накладной).

Напомним: именно эти расходы формируют первоначальную стоимость будущего объекта ОС. А потому будьте внимательны: в ее состав не включаем налоги, которые учреждению не возмещает поставщик. Имеем в виду суммы НДС.

Кстати, расходы на оплату суммы НДС, которую учреждение включает в налоговый кредит, следует осуществлять по КЭКР 2800 "Прочие текущие расходы". Об этом черным по белому указано в абз. 1 п. 1.3 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (ср. USER_SHOW_ID).

Шаг 3. Делаем изъятие из дохода

Если при приобретении ОС, доведении их до состояния, пригодного к применению в запланированных целях, имели место текущие расходы, которые подлежат включению в первоначальную стоимость таких объектов, на сумму таких расходов необходимо провести изъятие из дохода отчетного периода. Это отражаем записью: Дт 7011, 7111 - Кт 5411.

Впрочем, такие правила касаются включения любых текущих расходов, связанных с приобретением ОС (например, расходы на доставку, монтаж, наладку и т. п.), кроме расходов на уплату НДС. Конечно, если покупателем является учреждение - плательщик НДС. Дело в том, что такой налог не увеличивает первоначальную стоимость объектов ОС.

Шаг 4. Передаем в эксплуатацию

При передаче (вводе) в эксплуатацию объект ОС зачисляем на соответствующий субсчет счета 10. В подтверждение этого делаем бухгалтерскую запись: Дт 10 (соответствующий субсчет) - Кт 1311.

Зачисляем объект ОС на баланс на основании Акта ввода в эксплуатацию ОС. В то же время бухгалтерская служба должна присвоить инвентарный номер такому объекту и открыть Инвентарную карточку учета объектов ОС.

Шаг 5. Формируем внесенный капитал

Одновременно при вводе в эксплуатацию следует увеличить внесенный капитал - Дт 5411 - Кт 5111. Причем благодаря описанному выше подходу во внесенный капитал не попадут суммы НДС.

Покажем на примерах порядок отражения сумм НДС, уплаченных в связи с приобретением ОС, в бухучете.

Пример 1 (за счет средств общего фонда). Бюджетное учреждение (плательщик НДС) за счет бюджетных ассигнований приобрело интерактивную доску стоимостью 25800 грн, в т. ч. НДС - 4300 грн. Согласно приказу об учетной политике учреждения стоимостные признаки малоценных необоротных материальных активов (далее - МНМА) установлены на уровне 20 тыс. грн с учетом НДС. Учитывая это, приобретенное имущество было оприходовано на субсчет 1014.

Ввод в эксплуатацию указанного объекта оформлен Актом ввода в эксплуатацию ОС по типовой форме. Также бухгалтерская служба учреждения присвоила объекту инвентарный номер и открыла Инвентарную карточку учета объектов ОС.

з/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

№ м/о

дебет

кредит

Приобретение ОС

1

Получено ассигнование на:

- приобретение интерактивной доски

2313

5411

21500

2

- уплату НДС

2313

7011

4300

2

2

Получено оборудование от поставщика

1311

6211

21500

6

3

Перечислены денежные средства поставщику

6211

2313

25800

2, 6

4

Отражен налоговый кредит по НДС (на основании зарегистрированной налоговой накладной) в пределах счетов аналитического учета

6311

6211

4300

17

Ввод в эксплуатацию

1

Введено в эксплуатацию объект

1014

1311

21500

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

21500

17

Пример 2 (за счет собственных поступлений). Бюджетное учреждение (плательщик НДС) за счет собственных поступлений (доходов от предоставления платных услуг) приобрело ноутбук стоимостью 24510 грн, в т. ч. НДС - 4085 грн. Согласно приказу об учетной политике стоимостные признаки признания МНМА установлены на уровне 20 тыс. грн с учетом НДС. Учитывая это, приобретенный ноутбук был оприходован на субсчет 1014.

Ввод в эксплуатацию указанного объекта оформлен Актом ввода в эксплуатацию ОС по типовой форме. Также бухгалтерская служба учреждения присвоила объекту инвентарный номер и открыла Инвентарную карточку учета объектов ОС.

з/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

Приобретение ОС

1

Начислен доход за предоставленные услуги

2111

7111

35000

14

2

Получена плата за предоставленные услуги

2313

2111

35000

3, 4

3

Получен ноутбук от поставщика

1311

6211

20425

6

4

Перечислены денежные средства поставщику

6211

2313

24510

3, 6

5

Отражен налоговый кредит по НДС (на основании зарегистрированной налоговой накладной) в пределах счетов аналитического учета

6311

6211

4085

17

Ввод в эксплуатацию

1

Введен ноутбук в эксплуатацию

1014

1311

20425

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

20425

17

Выводы

  • Бюджетные ассигнования, полученные для уплаты сумм НДС в связи с приобретением ОС, следует отражать на субсчете 7011, а не 5411.
  • Суммы НДС, включенные в налоговый кредит, не включаем в первоначальную стоимость ОС. Соответственно такие суммы также не увеличивают внесенный капитал.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі