Інформація по темі "" | Публікації по тегу
11.01.11
12578 0
Друкувати
Обране

Предоставление платных услуг заведением здравоохранения

Больницей, являющейся коммунальным заведением здравоохранения, за счет средств специального фонда улучшены условия для пребывания пациентов в отдельных палатах. Может ли больница предоставлять пациентам такие палаты за плату, обуславливая такие действия улучшенным сервисным обслуживаниям? Если да, то каких правил необходимо придерживаться при оформлении операций по предоставлению таких платных услуг?

Государственные и коммунальные заведения здравоохранения действительно могут предоставлять платные услуги. Однако при этом следует соблюдать ряд правил, установленных нормативно-правовыми документами:

1. Платные услуги, предоставляемые заведениями здравоохранения, должны соответствовать Перечню платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденному постановлением Кабмина от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138).

Возвращаясь к вопросу, отметим, что в соответствии с п. 4 разд. II Перечня № 1138 государственные заведения здравоохранения могут предоставлять такие платные услуги, как пребывание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием.

Разъяснение о применении термина «улучшенное сервисное обслуживание в медицинских заведениях» Министерство здравоохранения Украины предоставило в письме от 12.03.99 г. № 10.03.68/252. Так, указанный термин применяется только к стационарным заведениям и отделениям заведений здравоохранения, в которых, кроме медицинского и необходимого бытового оборудования, палаты для пребывания больных оснащены дополнительно телевизорами, телефонами, кондиционерами и другими бытовыми приборами, оборудованием, коврами и т. п., предназначенными для повышения комфортности пребывания, и оплату за пребывание в которых в части определения стоимости таких услуг согласны уплачивать больные.

Не может считаться улучшенным сервисным обслуживанием наличие медицинского оборудования любого уровня, наличие холодильника в палате и количество в ней больных.

К улучшенному сервисному обслуживанию не относится также оборудование холлов и других общих помещений холодильниками, телевизорами, мягкой мебелью, коврами и т. п. как в амбулаторных, так и в стационарных заведениях и отделениях заведений здравоохранения.

То есть если условия палаты способны удовлетворить дополнительные нужды пациента, то пребывание в них может быть квалифицировано как предоставление платных услуг государственными заведениями здравоохранения (больницами).

2. Цену на платные услуги устанавливает коммунальное (государственное) заведение здравоохранения.

Согласно ст. 7 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII на все виды продукции, товаров и услуг цену устанавливает само учреждение за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

Базой для определения цены на платные медицинские услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги. Ориентиром при этом может служить перечень валовых расходов, изложенный в ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, среди которых:

— расходы на оплату труда;

— взносы на социальные мероприятия (на государственное социальное и пенсионное страхование);

— материальные расходы, в том числе на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, инструментов, устройств, специальной одежды и обуви, защитных устройств и специального питания в случаях, предусмотренных законодательством; проведение текущего ремонта, технический осмотр и техническое обслуживание основных фондов, используемых для предоставления услуг;

— износ основных фондов, используемых для предоставления услуг;

— другие расходы.

Однако не совсем понятной остается позиция официальных органов по факту установления предельного уровня рентабельности. Например, Государственная налоговая администрация Украины в письме от 18.02.2004 г. № 1452/5/15-1316 указывает, что не будет считаться нарушением действующего законодательства заложение неприбыльными организациями — заведениями здравоохранения предельных размеров рентабельности при формировании стоимости платных медицинских услуг с последующим зачислением средств, полученных от их предоставления, в состав смет (на спецсчет) на содержание таких неприбыльных организаций, в случае если размеры рентабельности для формирования тарифов на медицинские услуги будут установлены соответствующим нормативным актом Министерства здравоохранения Украины.

В то время как Государственная инспекция по контролю за ценами в письме от 21.07.2010 г. № 200-6-23/4213 приходит к выводу: бюджетные учреждения являются неприбыльными, а значит, уровень рентабельности не должен быть учтен при установлении стоимости медицинских услуг.

Хотя, по нашему мнению, такая позиция Государственной инспекции по контролю за ценами не является обоснованной, поскольку сводит на нет возможность пополнения специального фонда сметы. Кроме того, сама природа платных услуг, предоставление которых предусмотрено на нормативно-правовом уровне, предусматривает получение прибыли.

Так, в соответствии с п. 12 приложения к постановлению Кабмина «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов в отношении регулирования цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 к полномочиям Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций относится регулирование тарифов на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения. Таким образом, именно на указанные органы возложено право устанавливать предельный уровень рентабельности на медицинские услуги.

Однако на практике достаточно часто органы исполнительной власти пренебрегают своими обязанностями в части государственного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения. В этом случае, как следует из письма Государственной инспекции по контролю за ценами от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799, тарифы на платные медицинские услуги могут устанавливаться на рыночных принципах.

Возвращаясь к заданному вопросу, отметим, что последующими действиями больницы являются расчет и утверждение тарифов на пребывание пациентов в палатах с улучшенным сервисным обслуживанием с учетом указанного выше.

3. Коммунальное (государственное) заведение составляет штатное расписание для должностей, которые будут привлечены для выполнения работ по предоставлению платных услуг.

Отметим, что при составлении штатного расписания по специальному фонду применяются те же нормативы, что и по общему. Однако составляется оно отдельно от основного штатного расписания учреждения. Напомним, что типовые штатные нормативы для учреждений и заведений здравоохранения приведены в приказе Министерства здравоохранения Украины «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33.

Следует также отметить по поводу права работников за одну рабочую смену работать как по основному месту работы, так и быть занятыми в предоставлении платных услуг. Данный вопрос регулируется штатным расписанием бюджетного учреждения. При этом штатные должности, введенные для выполнения полномочий учреждения по государственному заказу, содержатся за счет фонда оплаты труда из общего фонда бюджета, а расходы за работу, выполняемую на платных условиях, должны осуществляться из специального фонда бюджета. Работник может быть учтен как по общему так и по специальному фонду с соответствующей оплатой и отработкой рабочего времени.

4. Средства, полученные от предоставления платных услуг, включаются в состав специального фонда сметы.

В соответствии с Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением Кабмина от 17.05.2002 г. № 659, плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, отнесены ко второй подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления от хозяйственной деятельности). Такие поступления имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете.

Средства, отнесенные ко второй подгруппе первой группы, расходуются на организацию указанных в подгруппе видов деятельности, а также на хозяйственные расходы бюджетных учреждений

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі