СПИСАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ — ТЕПЕРЬ СОГЛАСНО НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ
Данная статья представляет собой расширенный комментарий к Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447.
Рассмотрим, какие новшества введены этим документом в порядок списания имущества бюджетных учреждений.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Немного истории…
Без преувеличения можно сказать, что появления этого документа бюджетные учреждения ждали с нетерпением уже давно. Ведь в течение длительного времени периодически выплывали на поверхность явные противоречия между Типовой инструкцией № 142/181 и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок списания материальных ценностей с балансов бюджетных учреждений, а именно Порядком № 1314, Порядком № 803 и Положением № 1482. Для урегулирования этих противоречий Фонд госимущества в письме от 06.03.2008 г. № 10-24-3206 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 18) и Госказначейство в письме от 12.11.2008 г. № 15-04/2501-19330 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 44) предоставляли соответствующие разъяснения.
Полагаем, что утверждение Типовой инструкции № 447 (вступила в силу 15.01.2011 г.) не стало особой неожиданностью для бухгалтеров. Ведь не так давно Госказначейство в письме от 21.10.2010 г. № 17-04/2615-19810 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 47) отмечало, что с целью приведения Типовой инструкции № 142/181 в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок списания материальных ценностей с балансов бюджетных учреждений, Госказначейством разработаны проект приказа, которым будет отмененауказанная Инструкция,и проект приказа «Об утверждении Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений».
Укажем также, что ранее действовавшая Типовая инструкция № 142/181 утратила силу с 15.01.2011 г. согласно совместному приказу Госказначейства и Минэкономики от 25.11.2010 г. № 438/1513.
Сфера применения
Типовая инструкция № 447 устанавливает единые требования к порядку списания имущества бюджетных учреждений, а именно:
— объектов, срок использования которых превышает один год, кроме объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы) и материальных активов, которые в соответствии с законодательством признаются основными средствами (фондами);
— запасов, не пригодных для дальнейшего использования, поврежденных в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы), а также выявленных в результате инвентаризации как недостача.
Что касается списания основных средств (счет 10)и объектов незавершенного строительства (счет 14), то такие объекты бюджетные учреждения должны списывать в соответствии с требованиями Порядка № 1314. Причем это требование касается как бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств госбюджета, так и содержащихся за счет средств местных бюджетов.
Итак, бюджетные учреждения должны руководствоваться Типовой инструкцией № 447 при списании имущества, которое не относится к основным средствам (фондам) и объектам незавершенного строительства. К такому имуществу относятся прочие необоротные материальные активы (счет 11), нематериальные активы (счет 12) и все группы запасов (счета 20 — 25).
Кроме того, Типовая инструкция № 447 не применяется к необоротным материальным активам специального назначения, подлежащим списанию в соответствии с положениями законодательства, которое учитывает специфику их хранения, использования, списания, утилизации и т. п. Напомним, что учет таких объектов ведется на субсчете 119, который применяется для учета необоротных активов, имеющих специфическое назначение и ограниченное применение только в отдельных отраслях.
Теперь перейдем к рассмотрению операций, на которые распространяется действие Типовой инструкции № 447, — ликвидации, бесплатной передачи и отчуждения имущества.
Ликвидация имущества
Прежде всего отметим, что перечень причин, по которым имущество бюджетных учреждений подлежит списанию, не изменился по сравнению с указанными в Типовой инструкции № 142/181 и приведен в п. 4 Типовой инструкции № 447.
Как и прежде, для определения непригодности имущества и установления невозможности и неэффективности произведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание по приказу руководителя учреждения создается постоянно действующая комиссия. Состав такой комиссии приведен в п. 6 Типовой инструкции № 447, и он несколько отличается от состава комиссии по списанию, указанного в утратившей силу Типовой инструкции № 142/181 и действующем Порядке № 1314. Укажем в табл. 1 (см с. 23), какой состав комиссии предусмотрен этими документами.
Как видно из этой таблицы, ранее в состав комиссии по списанию имущества включалось лицо, на которое возлагалась ответственность за сохранность материальных ценностей, т. е. материально ответственное лицо. Теперь же это лицо в состав комиссии не входит, а вместо него для участия в работе комиссии должны привлекаться работники учреждения соответствующего профиля или другие опытные работники учреждения, которые хорошо знают объекты, подлежащие списанию.
Заметим: в п. 6 Типовой инструкции № 447 предусмотрено, что полномочия по определению непригодности имущества могут быть предоставлены ежегодной инвентаризационной комиссии.
В Типовой инструкции № 447 сказано о том, что приказ о создании постоянно действующей комиссии должен обновляться ежегодно или при необходимости. А вот в Порядке № 1314 не уточняется, с какой периодичностью необходимо формировать такую комиссию. Поэтому вопрос о периодичности создания комиссии по списанию имущества каждое бюджетное учреждение может решить самостоятельно.
Что касается обязанностей постоянно действующей комиссии по списанию, указанных в п. 7 Типовой инструкции № 447, то они практически не отличаются от того перечня обязанностей, который был приведен в п. 7 Типовой инструкции № 142/181. Пожалуй, единственное отличие заключается в том, что ранее к обязанностям комиссии относилось определение стоимости материальных ценностей (прочих необоротных активов и запасов), подлежащих продаже. Напомним, что согласно п. 23 Типовой инструкции № 142/181 продажа указанного имущества осуществлялась по справедливой стоимости, которая определялась с учетом первоначальной стоимости материальных ценностей, а также физического и морального износа. Теперь же в соответствии с абз. «д» п. 7 Типовой инструкции № 447 к полномочиям комиссии относится определение стоимости имущества, подлежащего списанию вследствие бесплатной передачи.
По результатам работы комиссии составляются соответствующие акты о списании имущества. Приведем в табл. 2 (см. с. 24) перечень документов, которые бюджетные учреждения должны применять для оформления списания имущества согласно требованиям Типовой инструкции № 447.
Таблица 1
Типовая инструкция № 142/181 |
Типовая инструкция № 447 |
Порядок № 1314 |
Для определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности произведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание этих ценностей по приказу руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, которая действует в течение года. |
Для определения непригодности имущества и установления невозможности или неэффективности произведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание по приказу руководителя создается постоянно действующая комиссия. |
Для установления факта непригодности имущества и невозможности и/или неэффективности произведения восстановительного ремонта или невозможности его использования другим образом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества. |
Таблица 2
Вид имущества |
Какими документами оформляются результаты списания |
Прочие необоротные материальные активы |
Типовые формы по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкция по их составлению, утвержденные приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70 |
Нематериальные |
Типовые формы первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732 |
Запасы |
Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкция по их составлению, утвержденные приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 |
Обратите внимание: Типовой инструкцией № 447 предусмотрена возможность составлять акты не только по утвержденным формам, указанным в табл. 2, но и составлять акты произвольной формы. В случае составления таких актов в них нужно указывать исчерпывающую информацию о количественных и качественных показателях списываемого имущества, а также причинах списания. В таких актах надо подробно указывать причины выбытия объекта учета, описывать состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывать нецелесообразность и невозможность их восстановления.
При списании с балансов учреждений имущества, выбывшего в результате непредвиденных событий, к акту о списании нужно приложить копию акта о таком событии с объяснением причин, которые его вызывали, и указать мероприятия, принятые в отношении виновных лиц.
Если в результате ликвидации имущества остались отдельные детали, узлы, материалы, которые могут быть использованы или подлежат передаче сторонним организациям в установленном порядке, комиссия дополнительно составляет акт об оценке такого имущества.
Особое внимание стоит обратить на изменения, внесенные Типовой инструкцией № 447 в действующий ранее порядок утверждения актов о списании имущества и получения разрешений (согласия) на его списание с балансов бюджетных учреждений.
Напомним, что в п. 9 Типовой инструкции № 142/181 указывалось, что акты о списании имущества, составленные комиссией по списанию, подлежат утверждению руководителем учреждения. Кроме того, в зависимости от причин и стоимости списываемого имущества предусматривался соответствующий порядок получения разрешения на списание имущества, описанный в п. 10 — 13 Типовой инструкции № 142/181.
Теперь же п. 9 Типовой инструкции № 447 предусмотрено следующее: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решение о распоряжении имуществом.
Другими словами, теперь акты на списание имущества, в том числе запасов (кроме незавершенного строительства и основных средств), должны утверждаться вышестоящей организацией (руководящим органом).
Бесплатная передача имущества
Вопросам, касающимся бесплатной передачи имущества бюджетными учреждениями, посвящен п. 5 Типовой инструкции № 447. Согласно этому пункту такая операция должна осуществляться в соответствии с требованиями Положения № 1482. Учитывая, что в Типовой инструкции № 447 не указано, на какие виды имущества распространяется эта норма, есть все основания считать, что требования указанного документа касаются в равной степени всех объектов (как основных средств, так и прочих необоротных материальных активов и запасов).
Согласно п. 4 Положения № 1482 передача недвижимого имущества и прочего отдельного, индивидуально определенного имущества осуществляется по решению органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, по согласованию с Минэкономики, Минфином и Фондом госимущества.
В Положении № 1482 также записано, что передача объектов от одного учреждения другим учреждениям, которые относятся к сфере управления одного и того же органа, уполномоченного управлять имуществом, осуществляется на основании решения этого органа, согласованного с учреждениями, а в случае передачи их структурного подразделения или недвижимого имущества также с Фондом госимущества и Минэкономики.
Передача имущества осуществляется комиссией по вопросам передачи объектов, которую создает и назначает председатель органа, уполномоченного управлять имуществом.
Механизм передачи объектов из коммунальной в государственную собственность урегулирован Порядком представления и рассмотрения предложений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и образования и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.
Отчуждение (продажа) имущества
В п. 5 Типовой инструкции № 447 указано, что отчуждение имущества (путем его продажи) осуществляется с учетом требований Порядка № 803.
Получается, что теперь все бюджетные учреждения при продаже своего имущества должны руководствоваться Порядком № 803 и продавать его на конкурентных началах — через биржи или на аукционе.
Итак, в Типовой инструкции № 447 четко указано, какими документами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при осуществлении таких операций, как ликвидация, бесплатная передача и продажа имущества. С ее появлением наконец-то устранены существовавшие ранее противоречия между нормативно-правовыми актами, определяющими порядок списания имущества бюджетных учреждений. Однако наверняка при практическом применении этой Инструкции у вас возникнет еще немало вопросов. Присылайте их нам, и мы обязательно на них ответим.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Типовая инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181.
Типовая инструкция № 447 — Типовая инструкция о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447.
Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.
Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.
Порядок № 803 — Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.