ГОСБЮДЖЕТ-2011
Как известно, главным финансовым документом страны является закон о Госбюджете. Именно законы о Госбюджете, как правило, регулировали бюджетный процесс в Украине, а также устанавливали правила для осуществления деятельности бюджетными учреждениями и организациями.
С принятием нового Бюджетного кодекса ситуация несколько изменилась. Дело в том, что теперь именно Бюджетным кодексом определены основные положения, касающиеся бюджетной системы Украины, виды доходов и расходов государственного и местных бюджетов, требования к распорядителям и получателям бюджетных средств и т. п. В связи с этим теперь нет необходимости прописывать все указанное еще раз в законе о Госбюджете, поэтому данный закон на текущий год значительно «худее» своих предшественников. Итак, рассмотрим его подробнее.
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Напомним, что 01.01.2011 г. вступил в силу Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ), являющийся основным нормативным документом, регулирующим бюджетный процесс в стране. Большинство требований к бюджетному процессу, которые ежегодно определялись в законах о Госбюджете, теперь определены в БКУ, что отразилось на содержании Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI (далее — Закон о Госбюджете-2011).
Также отметим, что принятию Закона о Госбюджете-2011 предшествовало принятие постановления Верховной Рады Украины «Об Основных направлениях бюджетной политики на 2011 год» от 04.06.2010 г. № 2318-VI. Требования этого постановления были учтены во время разработки и утверждения Закона о Госбюджете-2011.
Остановимся подробнее на основных моментах, которые будут интересны бюджетным учреждениям в 2011 бюджетном году.
СОБСТВЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
Из года в год в законах о Госбюджете прописывают одно и то же правило: не все средства, относящиеся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, в полном объеме остаются в их распоряжении.
Так, не остается полностью в распоряжении бюджетных учреждений арендная плата, которая согласно п. 4 ст. 13 БКУ относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Согласно п. 14 ст. 4 Закона о Госбюджете-2011 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета, относятся к специальному фонду госбюджета. Отметим, что раньше такие средства относились к доходам общего фонда госбюджета.
Поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другим государственным имуществом согласно п. 24 ст. 29 БКУ полностью относятся к доходам общего фонда госбюджета.
Следует отметить, что такой порядок распределения арендной платы касается только бюджетных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета.
Что касается учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, то вопросы распределения арендной платы между учреждением и местным бюджетом регулируются решениями местных советов.
Напомним, что средства арендной платы, остающиеся в распоряжении учреждений, могут расходоваться согласно п. 4 ст. 13 БКУ на содержание, оборудование, ремонт их имущества.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ за счет поступлений платы за аренду имущества бюджетных учреждений также разрешается приобретать имущество, что, в частности, не было разрешено Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.
Также не остаются в полном распоряжении бюджетных учреждений средства, полученные ими за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни. Следует отметить, что в Законе о Госбюджете-2011 требования по поводу распределения таких средств нет. Зато об этом упоминается в ст. 29 и 69 БКУ. Так, в соответствии с п. 42 ст. 29 и п. 19 ст. 69 БКУ в доходы общего фонда соответствующего бюджета относится 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро. Таким образом, в распоряжении бюджетных учреждений остается соответственно 20 и 50 % таких средств.
Такие средства согласно п. 4 ст. 13 БКУ относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и могут расходоваться на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты, а также на хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Остальные собственные поступления бюджетных учреждений принадлежат им в полном объеме и зачисляются в доход специального фонда сметы.
Как и в 2010 году, согласно п. 32 ст. 4 Закона о Госбюджете-2011 к источникам формирования специального фонда государственного бюджета относится плата за административные услуги.
Напомним, что к административным услугам относятся государственные услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий по принятию согласно нормативно-правовым актам на обращение физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).
Средства, полученные от предоставления административных услуг, направляются на расходы главных распорядителей средств государственного бюджета, связанные с предоставлением административных услуг (п. 34 ст. 14 Закона о Госбюджете-2011).
При расходовании средств специального фонда сметы, к которым относятся и собственные поступления бюджетных учреждений, следует помнить также о положениях п. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, согласно которым средства специального фонда используются в следующей последовательности:
1) в соответствии с направлениями использования;
2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам;
3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.
Также напомним, что согласно п. 4 ст. 23 БКУ расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, дающее право осуществлять их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета.
Закон о Госбюджете-2011 в отличие от его предшественников не содержит требований в отношении действий в случае, если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают расходы, утвержденные в смете. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь такие требования уже содержит п. 9 ст. 51 БКУ.
Так, если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.
Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет:
— 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;
— 50 % средств на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.
В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ
В предыдущие годы законы о Госбюджете содержали требования о перераспределении расходов в разрезе КЭКР. В Законе о Госбюджете-2011 таких требований нет. Так каким же документом следует руководствоваться бюджетным учреждениям, если в процессе финансово-хозяйственной деятельности после утверждения им бюджетных назначений возникнет необходимость в перераспределении расходов по бюджетной программе в разрезе КЭКР? В таких случаях следует обратиться к ст. 23 БКУ.
Согласно п. 7 ст. 23 БКУ в пределах общего объема бюджетных назначений по бюджетной программе отдельно по общему и специальным фондам бюджета Минфин (местный финансовый орган) по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств осуществляет перераспределение бюджетных ассигнований, утвержденных в росписи бюджета и смете, в разрезе экономической классификации расходов бюджета.
В пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя бюджетных средств перераспределение расходов по бюджетным программам, а также увеличение расходов развития за счет уменьшения других расходов (отдельно по общему и специальному фондам бюджета) осуществляются по решению Кабмина (Совета министров АР Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета), согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (соответствующей комиссией Верховного Совета АР Крым, местного совета), в порядке, установленном Кабмином.
При этом запрещается без внесения изменений в закон о Госбюджете (решение о местном бюджете) увеличивать бюджетные назначения по общему и специальному фондам государственного бюджета (местного бюджета) на:
— оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов;
— расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти (органов власти АР Крым и органов местного самоуправления), за счет уменьшения расходов по другим бюджетным программам.
Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 51 БКУ руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах. Обратим внимание, что Закон о Госбюджете-2011 в отличие от его предшественников такое требование не содержит. Это объясняется тем, что соответствующие требования записаны в более весомом документе — БКУ.
Также в Законе о Госбюджете-2011 не указаны защищенные статьи расходов. Зато их перечень есть в ст. 55 БКУ. Так, к защищенным статьям расходов относятся:
— оплата труда работников бюджетных учреждений;
— начисления на заработную плату;
— приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
— обеспечение продуктами питания;
— оплата коммунальных услуг и энергоносителей;
— обслуживание государственного долга;
— текущие трансферты населению;
— текущие трансферты местным бюджетам;
— подготовка кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации;
— обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;
— фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки;
— работы и мероприятия, осуществляемые во исполнение Общегосударственной программы снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, и работы по усилению барьерных функций зоны отчуждения.
БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Ежегодно законы о Госбюджете содержали правила взятия бюджетных обязательств. В Законе о Госбюджете-2011 их нет, поэтому напомним, какие требования ко взятию бюджетных обязательств выдвигает БКУ.
В первую очередь отметим, что бюджетное обязательство — это любое осуществленное согласно бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.
Одним из видов взятия бюджетного обязательства является заключение бюджетной организацией договора на приобретение товаров, выполнение работ или предоставление услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 23 БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения.
Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Госказначейства (п. 1 ст. 48 БКУ).
Как уже указывалось, согласно п. 4 ст. 23 БКУ расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, дающее право осуществлять их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета.
Согласно ст. 48 БКУ размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.
Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются. То есть бюджетные учреждения не имеют права заключать договоры на приобретение товаров, работ или услуг, согласно которым необходимо осуществить платежи на сумму больше, чем утвержденная в смете, или если расходы по такому договору вообще не запланированы в смете на текущий бюджетный год.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 51 БКУ при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежного обеспечения), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанным с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных ст. 55 БКУ), до погашения такой задолженности.
Госказначейство осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности о выполнении бюджета. При регистрации и учете бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).
Бюджетные обязательства по выплате субсидий, пособия, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на которые в соответствии с законами Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются Госказначейством независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений (п. 6 ст. 48 БКУ).
РАСЧЕТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
В законах о Госбюджете на предыдущие годы достаточно большое внимание уделялось этому вопросу. В 2008 — 2009 годах распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо было обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей на определенные проценты, т. е. следовало соблюдать режим строгой экономии. В 2010 году закон о Госбюджете такого требования не содержал.
Закон о Госбюджете-2011 вообще не содержит требований, касающихся расчетов за коммунальные услуги и энергоносители, потому в этом вопросе также следует обратиться к БКУ.
Согласно п. 3 ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления.
Верховная Рада АР Крым, областные, городские, районные, поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих бюджетов учитывают в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений согласно установленным законодательством Украины условиям оплаты труда и размеру минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями. Лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований (п. 4 ст. 77 БКУ).
Как указывалось выше, при наличии просроченной кредиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетных обязательств и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанными с функционированием бюджетных учреждений, кроме защищенных расходов бюджета, до погашения такой задолженности.
АРЕНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В соответствующих законах о Госбюджете на пре_дыдущие годы было установлено, что передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных принципах. В 2011 году такое требование также существует, но отныне это определено не в Законе о Госбюджете-2011, а в п. 7 ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269). Такая норма появилась в Законе № 2269 в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 23.12.2010 г. № 2856-VI.
Так, согласно п. 7 ст. 9 Закона № 2269 передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных принципах, кроме государственного и коммунального имущества, которое передается в аренду:
— бюджетным учреждениям;
— музеям;
— предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские);
— общественным организациям ветеранов;
— общественным организациям инвалидов;
— центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и центрам ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, а также предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым определена целесообразность предоставления государственной помощи согласно ст. 141 и 142 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII;
— Пенсионному фонду Украины и его органам;
— государственным издательствам и предприятиям книгораспространения;
— отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения книжной продукции, обеспечивающим подготовку, выпуск и (или) распространение не менее чем 50 % книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера);
— религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных и ритуальных обрядов.
Ставки арендной платы, утверждаемые Кабмином для государственного имущества, являются индикативными и применяются как стартовые при проведении конкурса на право аренды коммунального имущества в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе.
Напомним, что условия проведения конкурса определены Порядком проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденным приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149.
Размер арендной платы государственного имущества определяется согласно Методике расчета и порядку использования платы за аренду государственного имущества, утвержденным постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786).
Что касается коммунального имущества, то методики расчета арендной платы за коммунальное имущество определяются местными органами власти. Однако следует обратить внимание, что Кабмин распоряжением «Об индикативных ставках арендной платы за использование коммунального имущества» от 23.05.2007 г. № 301-р рекомендовал органам местного самоуправления при определении размера арендной платы за коммунальное имущество руководствоваться Методикой № 786.
ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ
Согласно п. 4 ст. 69 БКУ плата за землю зачисляется в доходы общего фонда местных бюджетов.
Вопрос уплаты налога на землю наиболее актуален для бюджетных учреждений, сдающих недвижимое имущество в аренду.
По этому поводу в п. 284.3 ст. 284 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ)определено: если плательщики налога, пользующиеся льготами по этому налогу, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории. То есть если бюджетное учреждение предоставляет помещение в аренду, оно должно уплатить на общих основаниях земельный налог. Суммы такого налога можно взыскивать с арендатора, но только при условии, если это предусмотрено договором.
Если же бюджетное учреждение предоставляет в аренду помещение другому бюджетному учреждению, то норма об уплате земельного налога на такое бюджетное учреждение-арендодателя не распространяется, о чем указано в п. 284.3 ст. 284 НКУ.
Ставки налога за земельные участки приведены в разд. XIII НКУ.
НАЛОГИ И СБОРЫ, НЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ
Согласно ст. 7 Закона о Госбюджете-2011 налоги и сборы (обязательные платежи), которые взимались до 01.01.2011 г. и не установлены НКУ как общегосударственные и местные налоги и сборы, включая рассроченные и отсроченные суммы денежных обязательств, суммы налогового долга с учетом штрафных санкций и пени, которые учитывались по состоянию на 31.12.2010 г., и суммы, доначисленные по актам проверок, по этим налогам и сборам (обязательным платежам), уплачиваются плательщиками налога по правилам, установленным соответствующими законодательными актами Украины, или взыскиваются в порядке, установленному НКУ, и зачисляются в:
— общий фонд государственного бюджета — в части налогов и сборов (обязательных платежей), зачисляемых в государственный бюджет;
— общий или специальный фонд местных бюджетов — в части налогов и сборов (обязательных платежей), зачисляемых соответственно в общий или специальный фонд местных бюджетов.
Так, с принятием НКУ, вступившего в силу 01.01.2011 г., отменен сбор за геологоразведочные работы. Такой сбор, в частности, уплачивали бюджетные учреждения, на балансе которых учитывались артезианские скважины.
НКУ предусмотрено объединение двух действовавших платежей, а именно платежей за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, в один — плату за пользование недрами.
50 % платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения согласно п. 2 ст. 29 БКУ зачисляется в доходы общего фонда госбюджета. Остальные 50 % платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения согласно п. 4 ст. 66 БКУ зачисляются в доходы бюджета АР Крым и областных бюджетов. Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых местного значения зачисляется в общий фонд местных бюджетов (п. 3 ст. 69 БКУ).
В связи с этим с 01.01.2011 г. таким же образом зачитываются не уплаченный ранее сбор за геологоразведочные работы и штрафы за неуплату такого сбора.
Аналогичный порядок распространяется и на другие налоги и сборы, не указанные в НКУ.
ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Недавно Президентом Украины был принят Указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010,согласно которому ряд государственных органов ликвидирован, другие — реорганизованы или переименованы.
В связи с этим ст. 12 Закона о Госбюджете-2011 установлено, что обеспечение деятельности ликвидируемых или реорганизуемых центральных органов исполнительной власти и ликвидируемых правительственных органов до завершения процедур ликвидации или реорганизации осуществляется в пределах расходов, предусмотренных вновь образованным центральным органам исполнительной власти, которые определены правопреемниками или которым передаются функции ликвидируемых или реорганизуемых органов.
Далее рассмотрим вопросы социального направления бюджетной политики на 2011 год, в том числе изменения, касающиеся оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций.
ОПЛАТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В первую очередь обратим внимание на новые размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума, которые будут действовать в 2011 году. По традиции эти показатели в течение года будут изменяться в сторону увеличения несколько раз.
Прожиточный минимум
Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определены ст. 21 Закона о Госбюджете-2011 (см. с. 32).
Категория лиц |
Размер прожиточного минимума, грн. | |||
01.01.2011 г. — 31.03.2011 г. |
01.04.2011 г. — 30.09.2011 г. |
01.10.2011 г. — 30.11.2011 г. |
01.12.2011 г. — 31.12.2011 г. | |
Дети в возрасте до 6 лет |
816 |
832 |
853 |
870 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
977 |
997 |
1022 |
1042 |
Трудоспособные лица |
941 |
960 |
985 |
1004 |
Лица, утратившие трудоспособность |
750 |
764 |
784 |
800 |
Общий показатель |
894 |
911 |
934 |
953 |
В связи с увеличением размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума изменились предельный размер зарплаты для предоставления налоговой социальной льготы (далее — НСЛ), а также размеры НСЛ.
Согласно п.п. 169.4.1 НКУ правом на НСЛ могут воспользоваться плательщики налога, размер заработной платы которых не превышает прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. Следовательно, в 2011 году предельный размер заработной платы, к которой применяется НСЛ, составит 1320 грн. (941 грн. х 1,4). Для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет,предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяется так: для одного из родителей — кратно количеству детей, а для второго — на общих основаниях.
Размеры НСЛ установлены п. 169.1 НКУ и зависят от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года (ранее размеры НСЛ определялись от минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года).
Размер общей НСЛ равен 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Согласно абз. 8 п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ такой размер НСЛ будет применяться до 1 января 2015 года.
Остальные виды льгот рассчитываются исходя из общей НСЛ: повышенная НСЛ предоставляется в размере, равном 150 % общей НСЛ, максимальная НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл.).
Вид НСЛ |
Расчет |
Размер НСЛ, грн. |
Обычная (для лиц, указанных в п.п. 169.1.1 НКУ) |
941 х 50 % |
470,50 |
Обычная на детей (для лиц, указанных в п.п. 169.1.2 НКУ) |
941 х 50 % х количество детей |
470,50 х количество детей |
Повышенная в размере, равном 150 % общей НСЛ (для лиц, указанных в п.п. 169.1.3 НКУ) |
941 х 50 % х 150 % |
705,75 |
Повышенная в размере, равном 200 % общей НСЛ (п.п. 169.1.4 НКУ) |
941 х 50 % х 200 % |
941,00 |
НСЛ применяется исключительно к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в виде заработной платы по одному месту ее начисления, которое плательщик налога определяет самостоятельно, со дня получения работодателем заявления плательщика налога о самостоятельном избрании места применения НСЛ и документов, подтверждающих такое право (п.п. 169.2.1, 169.2.2 НКУ)
В соответствии с п.п. 169.2.2 НКУ перечень таких документов и порядок их предоставления плательщиками налога должен разработать и утвердить КМУ. Он с этой задачей успешно справился и постановлением от 29.12.2010 г. № 1227 утвердил Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы (далее — Порядок № 1227; опубликован на с. 16 этого номера), который содержит перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком для подтверждения права на НСЛ.
Подчеркнем: работникам, которые имеют право на НСЛ согласно нормам НКУ, необходимо предоставить новые заявления о применении НСЛ. Связано это с тем, что НКУ не содержит норм, допускающих автоматическое продление предоставления НСЛ таким работникам.
Согласно п. 2 Порядка № 1227 форма заявления о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы должна быть установлена Государственной налоговой службой. Однако на сегодняшний день такая форма не утверждена.
Если форма заявления не будет утверждена до конца января 2011 года, то работники смогут воспользоваться старой формой, утвержденной приказом ГНАУ «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» от 30.09.2003 г. № 461*. Основание — п. 10 подразд. 10 «Другие переходные положения» НКУ, согласно которому нормативно-правовые акты ГНАУ, принятые до вступления в силу НКУ во исполнение законов по вопросам налогообложения, и нормативно-правовые акты, которые используются при применении норм законов о налогообложении, могут применяться в части, не противоречащей НКУ, до принятия соответствующих актов согласно требованиям данного Кодекса. Считаем также, что в указанном заявлении следует сделать ссылку на норму НКУ, в соответствии с которой предоставляется льгота, а не на норму утратившего силу Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2005 г. № 889-IV, как предусмотрено формой заявления.
* Такого же мнения придерживаются и специалисты Государственной налоговой службы (см. «Праця і зарплата», 2011, № 2, с. 22).
Далее в таблице приведем информацию о категориях налогоплательщиков, имеющих право на НСЛ, и перечня документов, которые они должны предоставить.
Документы, предоставляемые для применения НСЛ
Категория налогоплательщика |
Расчет размера НСЛ, грн. |
Документы для предоставления НСЛ |
1 |
2 |
3 |
Любой плательщик налога (п.п. 169.1.1 НКУ) |
470,50 (941 х 50 % х 100 %) |
— заявление.
|
Лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет, — из расчета на каждого такого работника (п.п. 169.1.2 НКУ) |
941 х 50 % х 100 % х количество детей в возрасте
|
— копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, либо документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо — плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
|
Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель*, имеющие ребенка (детей) до 18 лет (п.п. «а» п.п. 169.1.3 НКУ) |
941 х 50 % х 150 % (на каждого ребенка в возрасте
|
— копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, либо документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо — плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
|
* Для целей этого пункта одинокой матерью (отцом) или опекуном, попечителем считаются лица, которые на момент применения работодателем льготы, определенной п.п. «а» п.п. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 НКУ, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не состоят в браке, зарегистрированном согласно закону. | ||
Лицо, содержащее ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ) |
941 х 50 % х 150 % (на каждого ребенка в возрасте
|
— копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, либо документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо — плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
|
Лицо, отнесенное законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (п.п. «в» п.п. 169.1.3 НКУ) |
705,75 (941 х 50 % х 150 %) |
— копия удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:
|
Ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты, при условии, что выплата стипендии указанным лицам производится не из бюджета (п.п. «г» п.п. 169.1.3, п.п. 169.2.3 НКУ) |
Заявление о применении НСЛ и документов не подают.
| |
Инвалиды I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «ґ» п.п. 169.1.2 НКУ) |
705,75 (941 х 50 % х 150 %) |
— копия пенсионного удостоверения или справку медико-социальной экспертной комиссии |
Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, подвергавшимся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (п.п. «д» п.п. 169.1.3 НКУ) |
— копия акта Президента Украины о назначении указанной стипендии | |
Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII, кроме лиц, определенных в п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «е» п.п. 169.1.3 НКУ) |
— копия удостоверения участника боевых действий, выданного соответствующими органами, либо документы, подтверждающие участие в боевых действиях в период после Второй мировой войны | |
Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу» (п.п. «а» п.п. 169.1.4 НКУ) |
941,00 (941 х 50 % х
|
— копия орденской книжки Героя Украины, Героя Советского Союза или Героя Социалистического труда или копии орденских книжек кавалеров орденов Славы или Трудовой Славы трех степеней, либо справки или другие документы, подтверждающие присвоение звания Героя Украины, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, награждения орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней и четырьмя медалями «За отвагу» |
Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, работавшие в то время в тылу, и инвалиды I и II группы, из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ) |
— копия удостоверения участника боевых действий, выданного соответствующими органами, либо документы, подтверждающие участие в боевых действиях во время Второй мировой войны; пенсионное удостоверение или справку медико-социальной экспертизы;
| |
Бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны
|
941,00 (941 х 50 % х 200 %) |
а) бывшие узники концлагерей или лица, признанные репрессированными или реабилитированными, — справки, выданные компетентными органами, либо документы, которые содержат необходимые сведения о факте признания лица репрессированным или реабилитированным;
|
Лица, насильно вывезенные с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые находились в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками (п.п. «г» п.п. 169.1.4 НКУ) |
копию удостоверения жертвы нацистских преследований или справки, выданные компетентными органами, либо документы, содержащие необходимые сведения о факте насильственного вывоза с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками | |
Лица, которые находились на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
|
документы, содержащие необходимые сведения о факте пребывания на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года |
Минимальная заработная плата
Размеры минимальной заработной платы на 2011 год установлены ст. 22 Закона о Госбюджете-2011.
Минимальная заработная плата
Период |
Размер минимальной зарплаты, грн. |
01.01.2011 г. — 31.03.2011 г. |
941 |
01.04.2011 г. — 30.09.2011 г. |
960 |
01.10.2011 г. — 30.11.2011 г. |
985 |
01.12.2011 г. — 31.12.2011 г. |
1004 |
В связи с увеличением минзарплаты увеличатся должностные оклады работников бюджетной сферы, устанавливаемые на ее уровне.
Должностные оклады по ЕТС
Напомним, что должностные оклады работников на основе ЕТС определяются в таком порядке: рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда. При этом для работников, у которых должностные оклады (тарифные ставки) меньше размера минимальной заработной платы, должностные оклады (тарифные ставки) в штатных расписаниях должны быть установлены на уровне минимальной заработной платы.
Подчеркнем, что Законом о Госбюджете-2011 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда. Однако 31 декабря 2010 года вступило в силу постановление КМУ от 29.12 2010 г. № 1212 (опубликовано на с. 13 этого номера), согласно которому с 1 января 2011 года должностной оклад (тарифная ставка) работника 1-го тарифного разряда повышен до 613 грн.
Индексация заработной платы
С увеличением прожиточного минимума изменился предел для проведения индексации заработной платы — вянваре 2011 года заработная плата индексируется исходя из фактически начисленной ее суммы, но не более 941 грн. Подробно об индексации в январе 2011 года см. консультации, приведенные на с. 45 и 47 этого номера.
Стипендии
Статьей 24 Закона о Госбюджете-2011 установлено, что в 2011 году размеры минимальной ординарной (обычной) академической стипендии для учащихся профессионально-технических и студентов высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, остаются на уровне, действовавшем в декабре 2010 года.
Минимальная ординарная (обычная) академическая стипендия
Получатели стипендии |
Размер стипендии, грн. |
Учащиеся профессионально-технических заведений (ПТУЗ) | |
средний балл успеваемости которых менее 10 — 12 (12-балльная шкала) или 5 (5-балльная шкала) |
200,00 |
Студенты вузов I — II уровней аккредитации | |
средний балл успеваемости которых 7,00 — 9,99 (12-балльная шкала) или 4,00 — 4,99 (5-балльная шкала) |
400,00 |
Студенты вузов III — IV уровней аккредитации | |
средний балл успеваемости которых 7,00 — 9,99 (12-балльная шкала) или 4,00 — 4,99 (5-балльная шкала) |
530,00 |
Для учащихся ПТУЗ и студентов вузов I — IV уровней аккредитации из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, размер стипендий составляет 550 и 1160 грн. в месяц соответственно.
В течение года размеры стипендий увеличиваться не будут, что следует учитывать при проведении их индексации.
Прочие государственные гарантии
1.Согласно ст. 23 Закона о Госбюджете-2011 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III (далее — Закон № 1768) устанавливается в процентном отношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения и составляет для:
— трудоспособных лиц — 21 %;
— детей — 50 %;
— лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов — 75 %.
Приведем размеры пособия в таблице:
Лица, имеющие право на пособие в соответствии с Законом № 1768 из числа малообеспеченных семей |
Размер пособия, грн. | |||
01.01.2011 г. — 31.03.2011 г. |
01.04.2011 г. — 30.09.2011 г. |
01.10.2011 г. — 30.11.2011 г. |
01.12.2011 г. — 31.12.2011 г. | |
Трудоспособные лица |
197,61 |
201,60 |
206,85 |
210,84 |
Дети в возрасте до 6 лет |
408,00 |
416,00 |
426,50 |
435,00 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
488,50 |
498,50 |
511,00 |
521,00 |
Лица, утратившие трудоспособность, и инвалиды |
562,50 |
573,00 |
588,00 |
600,00 |
Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.
2.Статьей 23 Закона о Госбюджете-2011 предусмотрено увеличение на 2011 год уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях в соответствии с Законом Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III согласно увеличению прожиточного минимума.
Так, с 1 января 2011 года уровень обеспечения составит 281,51 грн. (275,65 х 816 : 799).