739 0

Кто платит экологический налог в длинной цепочке

22.07.11
Горючее продается по цепочке: Оптовик 1 — Оптовик 2 — Розничный торговец — Конечный потребитель. Кто в этой цепочке должен уплачивать в бюджет экологический налог?

В отношении эконалога, включенного в состав цены топлива для передвижных источников загрязнения, действует механизм уплаты налога налоговым агентом при реализации такого топлива. При этом статья 241 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) выделяет две группы налоговых агентов:

«241.2. К налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:
241.2.1. осуществляют оптовую торговлю топливом;
241.2.2. осуществляют розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных в подпункте 241.2.1 пункта 241.2 настоящей статьи)».

Похоже, авторы НКУ предполагали, что между производителем и конечным потребителем может быть:

  • либо только один оптовик (который и уплачивает налог в бюджет);
  • либо только один розничный торговец (тогда платит в бюджет он);
  • либо один оптовик и один розничный торговец (в бюджет платит оптовик).

Во всех остальных вариантах цепочки, если читать ст. 241 буквально, лиц, обязанных уплачивать налог, получается больше одного. Например, в варианте, предложенном в вашем вопросе, и первый, и второй оптовики должны в полном объеме уплатить налог в бюджет в момент реализации топлива каждым из них.

Подобная ситуация была в свое время со сбором на развитие виноградарства и хмелеводства, и решалась она просто: прямые поставки от одного торговца другому заменялись договорами комиссии на продажу. На первый взгляд, подобный механизм можно было бы использовать и для продажи горючего. Однако налоговики могут не принять этот подход, сочтя комиссионера полноценным оптовым торговцем. О такой опасности свидетельствует хорошо известный Научно-практический комментарий к НКУ под ред. Н. Я. Азарова, в котором именно по поводу уплаты эконалога оптовиками сказано буквально следующее:

«В соответствии с Национальным классификатором Украины «Классификация видов экономической деятельности», утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 26 декабря 2005 г. № 375, под оптовой торговлей (Секция G) понимается перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, предприятиям и организациям или другим оптовикам, осуществляемая оптовыми торговцами, оптовыми фирмами по сбыту промышленных товаров, оптовыми базами, собственниками складов, экспортерами, импортерами, кооперативными организациями, занимающимися заготовкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, другими заготовительными организациями и т. д. Кроме того, в оптовую торговлю включена деятельность посредников, связывающих между собой покупателей и продавцов или осуществляющих торговые операции от имени третьих лиц, в т. ч. через сеть Интернет: торговых агентов, комиссионеров, товарных брокеров и других посредников. Посредников оптовой торговли классифицируют в группе 51.1. Налоговыми агентами из числа субъектов, осуществляющих оптовую торговлю топливом, следует считать субъектов, соответствующих следующим кодам КВЭД:
51.12.0 (посредничество в торговле топливом, металлами и химическими веществами);
51.51.0 (оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и смежной продукцией; оптовая торговля моторным топливом, масла, смазки и т. д.).
Розничная торговля (согласно вышеназванному документу) — это перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров, предназначенных преимущественно для потребления частными лицами или домашними хозяйствами. Налоговыми агентами из числа субъектов, осуществляющих розничную торговлю топливом, следует считать субъектов, соответствующих коду КВЭД 50.50.0 (розничная торговля моторным топливом (бензином, включая неэтилированный бензин высшего качества, газойлем, сжиженным нефтяным газом) для автомобилей, мотоциклов и т. п.; розничная торговля маслами, смазками и охлаждающими жидкостями для автомобилей, мотоциклов и т. п.)».

Таким образом, комментаторы НКУ во главе с г. Азаровым уравнивают для целей налогообложения оптовых торговцев топливом и посредников, подвизающихся в оптовой торговле.

Насколько правомерно такое умозаключение? На наш взгляд, совершенно неправомерно. Но как же КВЭД, спросите вы? А дело в том, что КВЭД как раз и не дает оснований для подобных умозаключений. Обратите внимание на то, что в приведенной цитате не приводится название раздела 51 этого классификатора. И это не случайно, потому что раздел 51 называется «Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле». То есть КВЭД рассматривает оптовое посредничество и непосредственно оптовую торговлю как разные, хотя и смежные, виды деятельности.

Да, эти виды деятельности относятся к одному и тому же разделу КВЭД, но — к разным классам и даже разным группам: оптово-посредническая деятельность — к группе 51.1, а оптово-торговая — к группе 51.5. Если исходить из структуры КВЭД, то к оптовому посредничеству на рынке горючего (код 51.12) гораздо ближе, например, оптовое посредничество на рынке металла: оба этих вида деятельности включены не только в одну группу, но и в один класс и один подкласс (51.12.0).

А если у кого-то возникнут на этот счет сомнения, можно в том же КВЭД найти множество совершенно очевидных примеров помещения в одну группу разных видов деятельности. Никому ведь не придет в голову, что ремонт мотоциклов — это разновидность их продажи? А они, между прочим, попадают в один класс 50.40 «Торговля мотоциклами и их ремонт».

Таким образом, комиссионные схемы, по нашему мнению, могут избавить «лишних» участников цепочки от повторной уплаты эконалога. Хотя побороться за них, скорее всего, придется. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)