690 0

Почем нынче мусор, или О необходимости уплачивать эконалог за отходы

01.08.11

Еще в «СД», 2011, № 8, с. 25, мы затронули вопрос, касающийся того, нужно ли сейчас уплачивать эконалог за отходы, переданные по договору специализированным предприятиям или нет. Ведь, как многие помнят, до 01.01.2011 г. предприниматели могли не уплачивать этот налог, если вовремя успевали избавиться от отходов (до конца квартала или в срок, указанный в договоре). Однако после принятия Налогового кодекса такая «поблажка» для владельцев отходов (в том числе обычного бытового мусора), похоже, отменена.

Как же теперь правильно рассчитываться за мусор? Давайте разбираться.

Ситуация с отходами до 01.01.2011 г.

Напомним, что проблема с уплатой экологического налога (до 01.01.2011 г. — сбора за загрязнение окружающей природной среды, т. е. экосбора) в случае временного хранения отходов всегда была актуальной. Это связано с тем, что в законодательстве не было четкой нормы, которая бы давала ответ на вопрос: считать ли плательщиками эконалога (экосбора) тех субъектов хозяйствования, которые хранят отходы на собственной территории всего лишь до момента передачи их спецпредприятиям (т. е. в течение небольшого промежутка времени)?

До 01.01.2011 г. налоговики при решении этого вопроса занимали лояльную позицию и считали, что плательщиком экосбора (на данное время эконалога) за размещение отходов является лишь тот субъект хозяйствования, который:

1) на конец отчетного квартала не передал отходы специализированным предприятиям (организациям);

2) или нарушил установленные договором сроки передачи отходов и осуществляет их размещение на собственной территории (письмо ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215).

Похожее мнение высказывали другие госорганы, в частности:

— Минприроды в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 разъяснил, что сбор не начисляется и не уплачивается в том случае, когда субъект хозяйствования передает отходы в полном объеме специализированному предприятию, имеет соответствующий договор с таким предприятием, не превышает лимиты образования отходов и не накапливает свои отходы за предыдущие годы;

— Минпромполитики в письме от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319 высказался так: «На отходы, которые не принадлежат на праве собственности данному субъекту, не нужно начислять и уплачивать сбор за размещение отходов. То есть если предприятие (субъект хозяйствования) не размещает на своей территории отходы, а передает их согласно заключенному договору специализированным предприятиям, то сбор за загрязнение окружающей природной среды не уплачивается».

Таким образом, опираясь на разъяснение компетентных органов, предприниматели, которые временно хранили отходы на собственной территории и передавали их по договору специализированной организации до конца отчетного квартала, в котором такие отходы были образованы, не уплачивали экосбор.

Однако со вступлением в силу Налогового кодекса ситуация изменилась и, к сожалению, не в пользу предпринимателей.

 

Что сказано об отходах в Налоговом кодексе

Вся беда в том, что Налоговый кодекс очень невнятно прописал основные правила уплаты эконалога в случае размещения отходов. То есть на первый взгляд нормы, касающиеся отходов, выглядят вполне просто, но если копнуть глубже, в частности рассмотреть ситуацию с передачей отходов спецорганизациям, то из Налогового кодекса никак нельзя сделать однозначный вывод о том, следует ли уплачивать эконалог в данной ситуации или нет.

Но давайте пока, отложив рассуждения, посмотрим, что же сказано в Налоговом кодексе об отходах:

 


Налоговый кодекс об отходах (извлечение)

240.1. Плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

<…>

240.1.3. размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья;

<…>

14.1.223. размещение отходов — хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами;

<…>

242.1. Объектом и базой налогообложения являются:

242.1.3. объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов;

<…>

249.6. Суммы налога, взимаемого за размещение отходов (Прв), исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректировочных коэффициентов по формуле:

49371.GIF 

где Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками;

Млі — объем отходов і-того вида в тоннах (т);

Кт — корректировочный коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов и приведенный в пункте 246.5 статьи 246 этого Кодекса;

Ко — корректировочный коэффициент, который равняется 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов


 

Мнение ГНАУ

Процитированные нормы Налогового кодекса ГНАУ, естественно, истолковала с фискальной точки зрения. Свое мнение по поводу уплаты эконалога за отходы она высказала в Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ) на сайте http://www.sta.gov.ua и в письмах от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 и от 17.05.2011 г. № 9126/6/15-0816. Приведем самое важное из письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817:

 


<…> То есть в условиях Кодекса начиная с 01.01.2011 г. у предприятия являются объектом и базой ежеквартального налогообложения отходы (в том числе <…> отходы производства: макулатура, металлический лом (черный и цветной), отходы древесины, полиэтилена и полипропилена, люминесцентные лампы и бытовые отходы и т. п.), которые временно размещаются (хранятся), в том числе на конец отчетного квартала, на собственной территории предприятия (до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (специализированному предприятию и т. п.) в места удаления отходов. Заметим, что исключение составляют объемы и виды (классы) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемые на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Заметим, что класс опасности отходов, характер места размещения отходов и зоны размещения отходов в окружающей природной среде устанавливаются органами Минздрава по согласованию с органами Минэкоресурсов.

Что касается имеющихся остатков отходов на предприятии по состоянию на 01.01.2011 г., то обложению экологическим налогом не подлежит доля производственных отходов, оставшаяся на начало года (остатки отходов, оприходованные в материально-сырьевом балансе производства и т. п.), и за размещение которых уплачен сбор за загрязнение окружающей природной среды в течение 2010 года, что документально подтверждено. Это касается производственных отходов, удаленных и накопленных отходов по состоянию на 01.01.2011 г. (шахтные (карьерные) воды, илы и т. п.) на собственных территориях предприятия, за размещение которых уплачен сбор за загрязнение окружающей природной среды в течение предыдущих лет, что документально подтверждено.

<…>


 

Основываясь на представленных извлечениях, в настоящий момент официальное мнение налоговиков по поводу уплаты эконалога за отходы можно сформулировать так:

1) все предприниматели, у которых в процессе деятельности возникли отходы, если такие отходы находились на их территории хотя бы какое-то время (даже в течение нескольких дней или часов), обязаны уплачивать эконалог за размещение отходов;

2) тот факт, что предприниматель заключил договор со специализированным предприятием на вывоз отходов, роли не играет и от уплаты эконалога предпринимателя не освобождает, считают налоговики: «<…> субъект хозяйствования, заключивший договор на вывоз и размещение бытовых отходов с предприятием коммунального хозяйства в течение отчетного квартала, но при этом до удаления отходов осуществлявший их временное размещение, является плательщиком экологического налога, который взимается за размещение отходов» (ответ на вопрос об отходах из ЕБНЗ);

3) за отходы, оставшиеся на территории предпринимателя с прошлого года (по состоянию на 01.01.2011 г.), эконалог уплачивать не нужно. Однако такое право у предпринимателя возникает только в том случае, если он уже уплатил за такие отходы экосбор (и имеет документ об уплате экосбора). Соответственно те предприниматели, которые вовремя не уплатили экосбор за «старые» отходы, вероятно, должны были включить эти отходы в объект обложения эконалогом в I квартале 2011 года.

Неясным в позиции налоговиков остался только один момент. Допустим, предприниматель хранит отходы у себя в течение года и лишь в конце года передает их спецпредприятию по договору. Обязан ли он в таком случае уплачивать эконалог за отходы только в том квартале, в котором они образовались, или эконалог нужно уплачивать каждый квартал за все отходы, находящиеся на территории предпринимателя, до тех пор пока они не будут переданы спецпредприятию?

Опять же, в самом худшем случае (если налоговики вновь займут фискальную позицию) может случиться так, что они станут требовать от предпринимателя уплаты эконалога за одни и те же отходы каждый квартал — до тех пор пока он не избавится от имеющихся отходов. В принципе Налоговый кодекс по этому поводу никаких ограничений для налоговиков не создает. К тому же в процитированном выше письме ГНАУ есть такая сомнительная фраза: «базой ежеквартального налогообложения» являются отходы, «которые временно размещаются (хранятся), в т. ч. на конец отчетного квартала, на собственной территории».

Однако мы бы пока не советовали предпринимателям торопиться с такими выводами и уплачивать во II квартале эконалог за отходы, образованные в I квартале 2011 года (разумеется, если по итогам I квартала эконалог за эти отходы был уплачен). Надежда на лояльную позицию налоговиков по данному вопросу все-таки есть, и основана она на следующем: в письме от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 ГНАУ разрешила не уплачивать эконалог за прошлогодние отходы, даже если они все еще находятся на территории предпринимателя (при условии, что за эти отходы в 2010 году был уплачен экосбор). Раз так, то логично предположить, что предприниматели могут не уплачивать эконалог и за те отходы, за которые они его уплатили в предыдущих кварталах 2011 года. Проще говоря, эконалог — это разовый платеж за отходы, а не платеж за одни и те же отходы на постоянной основе. И все же окончательного и четкого ответа на вопрос о том, как быть в подобной ситуации, налоговики пока не дали.

Таким образом, позиция ГНАУ на сегодняшний день бескомпромиссная: эконалог уплачивать обязан каждый предприниматель, у которого образуются отходы. Если при этом учесть, что отходы (пусть даже самые простые — макулатура, полиэтилен и прочие бытовые отходы) образуются у каждого субъекта хозяйствования, то с точки зрения налоговиков абсолютно все предприниматели теперь будут плательщиками эконалога (за отходы).

Впрочем, на наш взгляд, логика налоговиков и их аргументы далеко не безупречны.

 

Мнение редакции

На самом деле изначально в Налоговом кодексе закладывалась идея уплаты эконалога за размещение отходов далеко не теми субъектами хозяйствования, которые вырабатывают отходы, а лишь теми, кто профессионально занимается размещением отходов (т. е. не только хранит их, но и захороняет).

В пользу данного мнения служит и тот факт, что в подпункте 14.1.223 Налогового кодекса дано следующее определение процесса размещения отходов: «...хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение…»

Кроме того, статья 1 Закона об отходах дает отдельное определение процессу хранения отходов: «…временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления.

Таким образом, налоговики необоснованно подразумевают под размещением отходов только их хранение. На самом же деле, как мы видим, размещение отходов включает два обязательных этапа:

1) временное хранение отходов;

2) захоронение отходов.

Поэтому, если предприниматель не занимается захоронением отходов, значит, он не размещает их в полном смысле этого слова и, следовательно, не должен уплачивать эконалог (см. «СД», 2011, № 8, с. 25).

Есть и другие аргументы в пользу неуплаты эконалога:

собственники бытовых отходов, которые заключили договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, освобождены от необходимости иметь лимиты (и разрешения) на размещение отходов (пункты 8 и 15 Порядка № 1218). А это означает, что они не хранят отходы «в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение», как того требует подпункт 14.1.223 Налогового кодекса. Следовательно, собственники бытовых отходов, которые передают их по договору спецорганизациям, не занимаются размещением отходов по определению, поэтому эконалог уплачивать не обязаны;

— если следовать требованию ГНАУ, то за одни и те же отходы эконалог будет уплачиваться дважды: лицом, у которого образовались отходы, и лицом, которое утилизирует отходы и размещает их в специально отведенных для этого местах размещения отходов (полигонах, свалках и т. п).

Впрочем, на практике предпринимателям будет весьма сложно отстоять свою позицию. Без суда здесь точно не обойдется, но даже и в суде шансы выиграть дело не стопроцентные. Поэтому, как бы ни хотелось «отбиться» от новой обязанности уплачивать эконалог, сделать это теперь смогут только самые смелые и настойчивые из предпринимателей.

Как же быть подавляющему большинству тех, кто к судам не готов? Естественно, придется уплачивать эконалог. Впрочем, при подсчете его суммы для предпринимателей есть немалая свобода действий. Так, проконтролировать объем образовавшихся отходов налоговикам очень сложно, поэтому и сумма эконалога зачастую будет определяться «на честном слове».

Если говорить о торговцах, то они в принципе могут эконалог вообще не уплачивать, поскольку нередко пользуются коммунальными урнами. Риск того, что налоговики поймают их «на горячем» (в момент выброса мусора), равен нулю. Впрочем, если инспектор попадется принципиальный, можно согласиться с ним и уплачивать эконалог в каких-то незначительных суммах.

Что же касается производителей, то они вряд ли смогут сослаться на отсутствие отходов, поскольку при производстве, как ни крути, отходы всегда есть. Другое дело, что определить объем образовавшихся отходов (а точнее, проверить его) весьма непросто, ведь в договорах на вывоз отходов обычно устанавливаются расценки на услуги по вывозу отходов без привязки к конкретному объему выброшенного мусора.

Правда, Закон об отходах обязывает субъектов хозяйствования вести первичный учет количества, типа и состава отходов на основании материально-сырьевых балансов производства (пункт «г» части 1 статьи 17 Закона об отходах). Но нормативно-правовыми актами форма этого документа (материально-сырьевой баланс) до сих пор не утверждена, поэтому ее никто не ведет.

Взамен этой формы Минприроды разработал типовую форму № 1-ВТ. Ее обязаны вести все предприниматели и юрлица, в деятельности которых образуются отходы или используются упаковочные материалы и тара (приказ № 342). Но будет ли предприниматель каждый день взвешивать мусорное ведро для заполнения данного отчета или укажет объем отходов на глаз — это уже останется на его совести.

Таким образом, если ГНАУ по поводу отходов не передумает, то большинству предпринимателей эконалог за отходы уплачивать придется. Однако суммы таких платежей, скорее всего, «кусаться не будут» справка 1.

 



Документы консультации

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Порядок № 1218 — Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Приказ № 342 — приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины «Об утверждении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» и Инструкции по ее заполнению» от 07.07.2008 г. № 342.

 

Справочная информация (справка)

1 В 2011 году за высокоопасные отходы установлена ставка эконалога (без учета коэффициентов) — 12,75 грн. за тонну, за среднеопасные — 3,20 грн. за тонну, за малоопасные — 1,25 грн. за тонну, за малоопасные и нетоксичные — 0,13 грн. за тонну, за люминисцентнтные лампы 3,75 грн. за штуку (статья 246 Налогового кодекса; см. «СД», 2011, № 8, с. 35). И только за высокоопасные отходы ставка составляет 350 грн. за тонну, но предприниматели вряд ли с такими отходами сталкиваются. Так что налоговики зря затеяли поборы эконалога с производителей отходов — цена вопроса очень низкая.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)