ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР: «старое» по-новому
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон № 3613 — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI.
Начать необходимо с того, что Закон № 3613 призван прежде всего урегулировать вопросы ведения государственного земельного кадастра, назначение и задачи которого были определены еще в ЗКУ. Напомним: в соответствии со ст. 194 ЗКУ назначением государственного земельного кадастра является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства. Но чтобы обеспечить всех перечисленных выше субъектов необходимой информацией, ее нужно иметь, и желательно в унифицированном виде. Для этого должны существовать «правила сбора» такой информации, ее внесения в единую базу и т. п., а таких «правил» в течение многих лет не было. Наконец появился Закон № 3613,устанавливающий основания, процедуру и сроки осуществления государственной регистрации земельных участков, определяющий исключительный перечень документации по землеустройству, на основании которой такая регистрация может осуществляться.
Что же такое государственный земельный кадастр?
В соответствии с Законом № 3613 государственный земельный кадастр — единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями. Другими словами, государственный земельный кадастр — это информация абсолютно обо всех землях, расположенных в пределах государственной границы Украины. И эта информация, как предусмотрено в Законе № 3613,должна существовать как в электронном, так и в бумажном виде.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 3613 государственный земельный кадастр ведется на электронных и бумажных носителях. При выявлении расхождений между сведениями на электронных и бумажных носителях приоритет отдается сведениям на бумажных носителях.
Данные государственного земельного кадастра являются основанием для ведения градостроительного кадастра населенных пунктов, кадастров других природных ресурсов (об организации и ведении градостроительного кадастра см. в статье «Градостроительный кадастр» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 15, с. 36).
Закон № 3613 предусматривает, что ведение государственного земельного кадастра осуществляется путем:
создания соответствующей государственной геодезической и картографической основы, которая определяется и предоставляется в соответствии с данным Законом;
внесения сведений об объектах государственного земельного кадастра;
внесения изменений в сведения об объектах государственного земельного кадастра;
обработки и систематизации сведений об объектах государственного земельного кадастра.
Следовательно, с одной стороны, кадастр — это информация, с другой — это инфраструктура, позволяющая упорядочить этот массив информации.
Порядок ведения Государственного земельного кадастра определяется Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями данного Закона.
Необходимо отметить, что сбор информации о земельных участках в Украине был начат уже достаточно давно. Напомним: процедурой получения государственного акта на право собственности на земельные участки предусмотрено проведение землеустроительных работ и создание документации по землеустройству по их результатам. Вся эта информация в течение многих лет вносилась в государственный реестр земель, который в соответствии с ЗКУ является составной частью государственного земельного кадастра. А согласно Закону № 3613 все этот же государственный реестр земель стал основанием для наполнения государственного земельного кадастра. На сегодняшний день при ведении государственного земельного кадастра пользуются разнообразной информацией. Это, в первую очередь, базовые планово-картографические материалы, уже существующие в цифровом виде, электронные индексные кадастровые карты, записи реестра выданных государственных актов в электронном виде, базы данных государственной статистической отчетности по земельным ресурсам, бумажные материалы государственного фонда документации по землеустройству и некоторые другие сведения. Поэтому можно говорить, что государственный земельный кадастр Украины уже содержит определенный объем информации о земельных участках, их характеристиках, собственниках и правовом статусе. Остается только его пополнять.
Кто же будет вести государственный земельный кадастр?
В соответствии с Законом № 3613 систему органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, составляет центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и его территориальные органы. Этот орган одновременно является Держателем государственного земельного кадастра.
Администратором государственного земельного кадастра является государственное предприятие, которое относится к сфере управления центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения земельного кадастра, отвечает за техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту сведений, содержащихся в кадастре. При этом основные организационно-технические вопросы функционирования Администратора предусматривается урегулировать соответствующим Порядком ведения Государственного земельного кадастра, который должен утверждаться Кабинетом Министров Украины.
Закон № 3613 установил, что внесение сведений в государственный земельный кадастр и предоставление сведений из него будут осуществляться государственным кадастровым регистратором, который будет работать в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (сегодня это Госземагентство) и его территориальных органов.
Государственный кадастровый регистратор сам непосредственно будет принимать решения о внесении сведений в земельный кадастр, предоставлении таких сведений, об отказе в осуществлении таких действий.
Так, ч. 4 ст. 9 Закона № 3613 предусмотрено, что государственный кадастровый регистратор:
1 |
осуществляет регистрацию заявлений о внесении сведений в государственный земельный кадастр, предоставлении таких сведений |
2 |
проверяет соответствие поданных документов требованиям законодательства |
3 |
формирует поземельные книги на земельные участки, вносит записи в них, обеспечивает хранение таких книг |
4 |
осуществляет внесение сведений в государственный земельный кадастр или отказывает в их внесении |
5 |
присваивает кадастровые номера земельным участкам |
6 |
предоставляет сведения из государственного земельного кадастра и отказывает в их предоставлении |
7 |
осуществляет исправление ошибок в государственном земельном кадастре |
8 |
передает органам государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество сведения о земельных участках |
Государственный кадастровый регистратор сам будет подписывать все документы, предоставляемые из кадастра, и ставить на них свою печать, указывать свои фамилию, имя и отчество, а также орган, в котором он работает.
Указанные выше нормы можно назвать прогрессивными, поскольку они должны ликвидировать ту бюрократическую процедуру, которая сегодня существует при прохождении документации во властном органе. После же вступления в силу Закона № 3613 лицо, которое будет обращаться в этот орган, будет четко знать, кому оно отдало документ, а следовательно, легко будет определиться, с кого необходимо спросить за выполнение (или невыполнение) «работ».
Закон № 3613 предусматривает, что вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, граждан либо их объединений в деятельность государственного кадастрового регистратора, связанную с осуществлением государственной регистрации земельных участков, запрещается.
Что будет в земельном кадастре?
Согласно только что принятому Закону в государственный земельный кадастр вносятся сведения о каждом земельном участке. Так, в соответствии со ст. 15 Закона № 3613 в кадастр должны включаться такие сведения, как: кадастровый номер; место расположения земельного участка, описание пределов, площадь, данные о качественном состоянии земель и о бонитировании почв, целевом назначении земельного участка (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель), составе угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий, сведения об ограничении в использовании земельных участков, сведения о части земельного участка, на которую распространяется действие сервитута, договора субаренды земельного участка, нормативная денежная оценка, информация о документации по землеустройству и оценке земель относительно земельного участка и другие документы, на основании которых установлены сведения о земельном участке, и т. п.
Сведения о земельном участке будут также содержать информацию о его собственниках (пользователях), зарегистрированных вещных правах в соответствии с данными Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
Внесение сведений в государственный земельный кадастр
Закон № 3613 впервые определил исключительный перечень документации по землеустройству и оценке земель, являющейся основанием для внесения данных в государственный земельный кадастр. Это обусловлено тем, что на данный момент ни ЗКУ, ни Закон Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV однозначно эти вопросы не регулируют, и на практике в разных регионах этот вопрос решается по-разному.
Статья 21 Закона № 3613 содержит перечень сведений и оснований, которые дают право вносить сведения в земельный кадастр. В частности, сведения о границах земельного участка могут вноситься в государственный земельный кадастр:
на основании соответствующей документации по землеустройству о формировании земельных участков — в случаях, определенных ст. 791 ЗКУ, при их формировании;
на основании технической документации по землеустройству об установлении (восстановлении) границ земельного участка в натуре (на местности) — в случае установления (восстановления) границ земельного участка по его фактическому использованию в соответствии со ст. 107 ЗКУ;
на основании проектов землеустройства о благоустройстве существующих землевладений — в случае изменения границ смежных земельных участков их собственниками.
Сведения о нормативной денежной оценке земель вносятся в земельный кадастр на основании технической документации по такой оценке.
Сведения о бонитировании почв вносятся в Государственный земельный кадастр на основании утвержденной технической документации по бонитированию почв.
Выше уже было указано, какие сведения должны содержаться в государственном земельном кадастре. И, как уже понятно, каждое такое сведение должно быть «подкреплено» установленным ст. 21 Закона № 3613 документом.
И вот возникает интересный вопрос... На чьи плечи при регистрации земельного участка в государственном земельном кадастре ляжет изготовление соответствующей документации по землеустройству либо оценке земли? Как пример, одно из составных сведений о земельном участке — это информация о бонитировании почв. Логично: если таких сведений не будет, невозможна и государственная регистрация земельного участка. Также маловероятно, что в бюджетах административных районов, большинство которых являются дотационными, найдутся средства на заказ проектов бонитирования земель. Поэтому, скорее всего, это бремя будет переложено на землепользователей. Такая же проблема может возникнуть с получением других сведений. А мы все понимаем, что услуги разработчиков документации по землеустройству стоят сегодня недешево.
В то же время Закон № 3613 предусматривает, что представление документации по землеустройству для внесения сведений в земельный кадастр осуществляется разработчиком такой документации, если иное не установлено договором на выполнение работ по землеустройству.
При этом согласно требованиям ст. 22 Закона № 3613 документы, являющиеся основанием для внесения сведений в государственный земельный кадастр, должны соответствовать следующим требованиям:
текст документов должен быть написан разборчиво;
документы не должны содержать подчистки или дописки, зачеркнутые слова или другие не оговоренные в них исправления, орфографические и арифметические ошибки, быть заполнены карандашом, а также с повреждениями, которые не дают возможности однозначно объяснять их содержание;
документы должны соответствовать законодательству.
В то же время ст. 23 Закона № 3613 устанавливает, что документация по землеустройству и оценке земель, являющаяся основанием для внесения сведений в государственный земельный кадастр, подается в орган, осуществляющий внесение таких сведений, также в форме электронного документа.
Требования к содержанию, структуре и техническим характеристикам электронного документа будут определены в Порядке ведения Государственного земельного кадастра.
Регистрация земельного участка
Согласно ст. 24 Закона № 3613 государственная регистрация земельных участков в государственном земельном кадастре осуществляется государственным кадастровым регистратором по месту их расположения при их формировании путем открытия Поземельных книг на такие участки.
Государственная регистрация земельных участков осуществляется по заявлению:
1 |
лица, которому по решению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, являющееся основанием для формирования земельного участка при передаче его в собственность или пользование из земель государственной либо коммунальной собственности, или уполномоченного им лица |
2 |
собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности (в случае раздела либо объединения ранее сформированных земельных участков) или уполномоченного ими лица |
3 |
органа исполнительной власти, органа местного самоуправления (в случае формирования земельных участков соответственно государственной или коммунальной собственности) |
Для государственной регистрации земельного участка должны подаваться следующие документы:
заявление по форме, установленной центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
оригинал документации по землеустройству, являющейся основанием для формирования земельного участка;
документация по землеустройству, являющаяся основанием для формирования земельного участка, в форме электронного документа;
документ, подтверждающий оплату услуг по государственной регистрации земельного участка.
Заявление с приложенными документами подается заявителем лично либо уполномоченным им лицом или направляется по почте ценным письмом с описью вложенного и уведомлением о вручении.
Срок проведения действий по регистрации составляет 14 дней.
В течение этого срока государственный кадастровый регистратор проверяет соответствие документов требованиям законодательства и по результатам проверки осуществляет государственную регистрацию земельного участка или предоставляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации.
Об основаниях отказа в государственной регистрации земельного участка и других положениях Закона № 3613 мы поговорим в следующей статье.