РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ: ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденные приказом Министерства культуры и туризма Украины от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.
После того как инвентаризационной комиссией оформлены все инвентаризационные описи, можно приступить к проверке и оформлению результатов инвентаризации. Для этого нужно:
1) оформленные инвентаризационные описи сдать в бухгалтерию учреждения для проверки, выявления отклонений и отражения в учете результатов инвентаризации.
По сути, проверка инвентаризационных описей предполагает определение правильности подсчетов в них. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются в соответствующих строках. Таким образом, данные бухучета сопоставляются с данными о фактическом наличии, что позволяет обнаружить расхождения между ними.
Обнаруженные расхождения фиксируются в специальных ведомостях, а именно:
— Сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (приложение 2 к Инструкции № 90);
— Сличительной ведомости результатов инвентаризации нематериальных активов (приложение 4 к Инструкции № 90);
— Сличительной ведомости результатов инвентаризации прочих необоротных материальных активов и запасов (приложение 6 к Инструкции № 90).
Сличительные ведомости оформляются в одном экземпляре и по каждому материально ответственному лицу.
При этом результаты инвентаризации ценностей, принадлежащих другим организациям, с приложением копии отдельной описи сообщаются их владельцам. На последней странице такой описи также нужно сделать отметку о проверке цен, таксировке и подсчете результатов, подписанную лицами, проводившими такую проверку;
2) инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои выводы, предложения и заключения отражает в Протоколе инвентаризационной комиссии (приложение 12 к Инструкции № 90). В нем отражаются:
— результаты инвентаризации (излишки, недостачи);
— причины недостач, потерь и излишков, а также виновные в этом лица и меры, принятые относительно этих лиц.
В случае если в ходе инвентаризации было выявлено имущество, подлежащее списанию в связи с непригодностью, или объекты основных средств, на которые начислен износ в размере 100 %, но продолжающие функционировать, то инвентаризационная комиссия должна указать в протоколе свои предложения относительно дальнейшей эксплуатации таких объектов (списание, реализация, ремонт и пр.);
3) не позднее чем через 10 дней после окончания инвентаризации руководитель учреждения должен утвердить протоколы инвентаризационной комиссии. На основании утвержденных протоколов результаты инвентаризации (излишки, недостачи) отражают в бухгалтерском учете.
Материалы инвентаризации и решения об урегулировании расхождений отражаются в том месяце, в котором окончена инвентаризация, а также в годовом отчете.
Расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждениями с учетом требований п. 17.1 Инструкции № 90 в следующем порядке:
Расхождения |
Порядок урегулирования |
|
1 |
2 |
3 |
Излишки |
Основные средства, ценные бумаги, денежные средства и другие материальные ценности |
Подлежат оприходованию и зачислению на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. Объекты, обнаруженные в излишке, при оприходовании оцениваются по их реальной (действительной) стоимости, а износ определяется исходя из технического состояния. |
Сумма выявленных излишков включается в Справку о поступлениях в натуральной форме, которая подается в органы Госказначейства до окончания отчетного периода. Форма Справки приведена в приложении 43 к Порядку обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Госказначейства от 25.05.2004 г. № 89. |
||
Недостачи запасов в пределах норм естественной убыли |
Запасы, приобретенные в текущем году |
Списываются на фактические расходы учреждения |
Запасы, приобретенные в прошлом году |
Списываютсяна уменьшение результата исполнения сметы учреждения |
|
Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей избытками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы. |
||
Недостачи ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей |
Виновные лица установлены |
Недостачи списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц |
Взыскание с виновных лиц убытков, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется согласно Порядку № 116. |
||
Виновные лица не установлены и дела находятся в следственных органах |
Недостачи списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет 05 «Гарантии и обеспечения» до установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации следственными органами по этим делам. |
|
В документах, подаваемых для оформления списания сверх норм естественной убыли и потерь от порчи имущества, следует указать меры, принятые для предотвращения таких потерь (п. 10 Типовой инструкции № 447). |
Материалы инвентаризации и решения относительно урегулирования расхождений отражаются в том месяце, в котором окончена инвентаризация, а также в годовом отчете.
Задолженность по суммам недостач и хищений средств и материальных ценностей, суммам убытков от порчи материальных ценностей, отнесенных на счет виновных лиц, и другим суммам, подлежащим удержанию в установленном порядке, отражают:
— в строке 184 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков» формы № 1 «Баланс»;
— в строке 080 «Задолженность по сумме возмещенных убытков, подлежащих перечислению в бюджет» Справки о суммах дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам». При этом в самой форме № 7д, 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» такая задолженность не отражается.
Кроме того, суммы выявленных недостач отражаются в годовой отчетности:
— № 9 «Отчет о результатах финансовой деятельности»;
— № 15 «Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей»;
— № 5 «Отчет о движении необоротных активов»;
— № 6 «Отчет о движении материалов и продуктов питания».
Информация о результатах проведенной инвентаризации в целом приводится также в пояснительной записке к годовому отчету.