«Веселые, братцы, времена настали»(1): о новой форме налоговой накладной
Минфин своим приказом 01.11.2011 г. № 1379 утвердил новую форму налоговой накладной и Порядок ее заполнения. В ближайшее время приказ будет опубликован,(2) вступит в силу, а значит, есть смысл изучить его заранее, чтобы не подвести своих контрагентов-покупателей и в то же время не стать жертвой невнимательных поставщиков, которые не обратят внимания на законодательные изменения.
Не можем не обратить внимания на факт утверждения формы налоговой накладной приказом Минфина. Нет, мы понимаем, что административная реформа предоставила этому министерству достаточно широкие полномочия относительно регулирования налоговой сферы.(3) Однако п. 201.2 НКУ, согласно которому форма и порядок заполнения налоговой накладной утверждаются центральным органом государственной налоговой службы, вроде бы никто не отменял. Да и центральным налоговым органом Минфин еще не стал. Впрочем, бойцам бухгалтерского фронта такое превышение полномочий Министерством финансов, видимо, не очень интересно.(4) Поэтому перейдем к сути изменений.Изменения в форме налоговой накладной
Первое, что бросается в глаза, — это появление в форме налоговой накладной дополнительной графы — «Код товара согласно УКТ ВЭД», которая получила номер 4.(5) Заполнение этого реквизита с 06.08.2011 г. является обязательным для операций по поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины. До введения новой формы код товара по рекомендациям налоговиков указывался в графе 3 «Номенклатура поставки товаров/услуг продавца».
Также Минфин решил несколько прихорошить название графы 1: вместо «Дата отгрузки», получим «Дату возникновения налогового обязательства». Никаких изменений в правилах заполнения этой графы из-за изменения ее названия не произойдет, просто такое название больше соответствует терминологии Налогового кодекса.
Кроме того, Минфин решил прямо в форме налоговой накладной отдельной сноской напомнить об обязанности плательщиков НДС, которые составляют отдельные налоговые накладные по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения, указывать в порядковом номере накладной после дроби перед номером филиала или структурного подразделения код соответствующей деятельности. При том, что соответствующее замечание содержится в тексте как старого Порядка заполнения налоговой накладной (абз. 3 п. 3), так и нового (абз. 4 п. 3).
Некоторые изменения претерпело также приложение 1 к налоговой накладной: добавлена графа «Код товара согласно УКТ ВЭД», зато исключены графы 8 и 11 старой формы налоговой накладной, которые фактически дублировали графу 3 «Номенклатура товаров/услуг».
Изменения в приложении 2 к налоговой накладной Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (далее — Расчет корректировки) почти идентичны изменениям в самой налоговой накладной: добавлена графа «Код товара согласно УКТ ВЭД», сделана отдельная сноска относительно нумерации расчетов корректировки для лиц, которые составляют отдельные налоговые накладные по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения.
Изменения в Порядке заполнения налоговой накладной
На первый взгляд, новый Порядок заполнения налоговой накладной (далее — Порядок № 1379) не слишком отличается от старого Порядка (далее — Порядок № 969). Но это лишь первое впечатление. Итак, попробуем осветить новации в последовательности их изложения в Порядке.
1. В случае выписки налоговых накладных филиалом или структурным подразделением, уполномоченным(6) на это главным предприятием (плательщиком налога), в налоговой накладной указываются не только название головного предприятия, но и наименование такого филиала (структурного подразделения).
Не возражая против такого нововведения в целом, вынуждены отметить, что п. 201.1 НКУ, который определяет обязательные реквизиты налоговой накладной, говорит лишь о названии плательщика налога, то есть головного предприятия.
2. В пункте 2 Порядка № 1379 Минфин реализовал часть мечтаний налоговиков, которые даже ГНАУ не осмеливалась воплотить в своем Порядке.(7) Речь идет о заполнении налоговой накладной на государственном (то есть украинском) языке. Отныне стремления налоговиков «сторнировать» налоговый кредит, подтвержденный иноязычными накладными, стараниями Минфина приобретают более реальные перспективы. Хотя и в этом случае можно апеллировать к НКУ, который соответствующего требования не содержит, имея при этом более высокую юридическую силу по сравнению с приказом Минфина.
Также не выдерживают проверки Налоговым кодексом способы заполнения налоговой накладной, предложенные в вышеуказанной норме:
- или выпечатывание(8) такой формы с последующим заполнением ее плательщиком налога на добавленную стоимость разборчивым почерком ручкой с чернилами (пастой) синего или черного цвета без подчисток и исправлений текста и цифровых данных;
- или заполнение ее в электронном виде с последующим выпечатыванием. Печатная налоговая накладная может быть как с клеточками, так и без них.
Кроме того, реквизиты заголовочной части налоговой накладной выравниваются по правому краю поля.(9)
Следовательно, нельзя исключать такой возможности, что в случае заполнения налоговой накладной неразборчивым почерком, или фиолетовой пастой, или с подчистками или исправлениями текста, или с реквизитами заголовочной части накладной, выровненными по левому краю поля, налоговики не будут признавать права на налоговый кредит, подтвержденный такой накладной. С учетом нынешних реалий такое предположение не выглядит фантастическим. Итак, имеем как минимум два выхода: либо максимально контролировать соблюдение поставщиками всех этих требований, либо готовиться к спорам с налоговиками в суде.
3. Дата выписки налоговой накладной заполняется цифрами в такой последовательности: день месяца (две цифры), месяц (две цифры), год (четыре цифры). При этом точки, запятые и другие знаки препинания в дате выписки налоговой накладной не проставляются.(10)
Собственно, предыдущая форма налоговой накладной заполнялась аналогичным образом, несмотря на отсутствие в старом Порядке соответствующего указания.
4. Пункт 4 Порядка № 1379 теперь содержит фразу о том, что местонахождение (налоговый адрес) продавца и местонахождение (налоговый адрес) покупателя указываются с учетом требований статьи 45 Налогового кодекса и статей 29 и 93 Гражданского кодекса Украины.
К сожалению, эта норма не позволяет дать однозначный ответ на один из самых актуальных вопросов, которые возникают на практике: какой налоговый адрес следует указывать в налоговой накладной в случае замены свидетельства плательщика НДС в связи с изменением его местонахождения — новый (указанный в форме № 4-ОПП и Едином реестре предприятий) или старый (содержащийся в старом свидетельстве плательщика НДС, которое является действительным до момента получения нового свидетельства)?
Также непонятно, какой адрес (свой или головного предприятия) указывать филиалу, если ему были делегированы соответствующие полномочия относительно составления (выписки) налоговых накладных. Ведь ст. 45 НКУ говорит о налоговом адресе не только юридического лица, но и о налоговом адресе его обособленного подразделения. Зато ст. 93 ГКУ содержит лишь определение местонахождения юридического лица, без ссылок на обособленные подразделения.
Исходя из того, что ст. 45 НКУ является нормой более специальной по сравнению с ГКУ, можно было бы предположить возможность указания налогового адреса уполномоченного филиала (продавца). Но содержание п.п. «ґ» п. 201.1 НКУ, который в качестве обязательного реквизита налоговой накладной определяет местонахождение юридического лица — продавца, заставляет нас сделать выбор в пользу того, что в соответствующей графе налоговой накладной налоговый адрес филиала (пусть и уполномоченного) указываться не должен — только местонахождение головного предприятия (юридического лица).
5. В п. 6.3 Порядка № 1379 Минфин расширил (по сравнению со старым Порядком) перечень оснований для утраты права на налоговый кредит. Отныне такими основаниями являются:
- отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных;
- нарушение порядка заполнения налоговой накладной;
- выписка налоговой накладной плательщиком, освобожденным от уплаты налога по решению суда, после вступления в силу такого решения суда.
В целом, появление первых двух оснований не является придумкой Минфина. Другое дело, что нарушением порядка заполнения налоговой накладной может быть признано любое нарушение норм Порядка № 1379. Например, заполнение налоговой накладной ручкой с чернилами зеленого цвета.
6. Новый Порядок расширил перечень причин (и их кодов) для оставления оригиналов налоговой накладной у продавца. К причинам, которые существовали ранее, добавлены следующие:
- налоговая накладная выписана на стоимость бесплатно поставленных товаров/услуг, исчисленную исходя из уровня обычных цен (код — 12);
- использование производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности (код — 13);
- налоговая накладная выписана покупателем (получателем) услуг от нерезидента (код — 14).
7. Несколько новаций в Порядке № 1379 касаются также печати, которой должна быть скреплена налоговая накладная.
Минфин разрешил использование отдельной печати «Для налоговых накладных» (абз. 3 п. 16 нового Порядка). Это — плюс.
«Налоговая накладная, составленная филиалом или другим структурным подразделением плательщика налога, скрепляется печатью плательщика налога — продавца, которая, кроме реквизитов такого плательщика налога, может содержать наименование филиала или другого структурного подразделения, заполнившего такую накладную». Учитывая неограниченное количество печатей, которые могут иметь юридические лица, это также плюс.
Конечно, это лишь первые впечатления от знакомства с новой формой налоговой накладной. Продолжение еще будет.
1. Слова из песни группы «Океан Эльзы». В данном контексте используется как обращение не только к мужчинам, но и женщинам, избравшим профессию бухгалтера☺
2. По информации с сайта издания «Офіційний вісник України» (http://ovu.com.ua), он будет опубликован 16.12.2011 г.
3. См., например, Положение о Министерстве финансов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 446.
4. Хотя с юридической точки зрения в случае возникновения спора с налоговиками (которые, например, не учтут налоговый кредит, подтвержденный «дефектными», с точки зрения приказа № 1379, накладными) аргумент относительно утверждения новой формы налоговой накладной вопреки норме НКУ может быть использован в суде. Ведь НКУ имеет однозначно более высокую юридическую силу по сравнению с приказом Минфина.
5. Появление этого реквизита в налоговых накладных обусловлено вступлением в силу (с 06.08.2011 г.) Закона № 3609-VI, однако соответствующие изменения были внесены в форму накладной только сейчас. О роли кода УКТ ВЭД в налоговой накладной читайте в нашем материале в «El-бухгалтере» № 40/2011.
6. Заметим, что порядок делегирования филиалу полномочий по выписке налоговых накладных не изменился (см. абз. 2 п. 1 нового Порядка и абз. 2 п. 2 старого Порядка). В то же время не можем не обратить внимание на одну техническую ошибку, которая содержится в п. 22 нового Порядка: указанная норма устанавливает возможность составления Расчета корректировки филиалом (структурным подразделением), уполномоченным на это в соответствии с п. 2 Порядка. Однако порядок делегирования определяется не п. 2, а п. 1. Хотя вряд ли это станет серьезной преградой для оформления филиалами Расчетов корректировки.
7. Требования относительно составления налоговой накладной на украинском языке ГНАУ изложила в письме от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517 (п. 7), приложение к которому имело звучное название «Памятка об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных».
8. Интересно, а если форма будет распечатана, а не «выпечатана», не будет ли это основанием для непризнания налогового кредита? :-)
9. При буквальном прочтении указанной нормы требование относительно выравнивания касается не только печатных налоговых накладных, но и заполненных ручкой.
10. П. 3 Порядка № 1379.