738 0

Дотация: раньше — за молоко, теперь — за молодняк

11.06.12

С принятием Кабмином постановления от 23.04.2012 г. № 342 (см. на с. 5 этого номера газеты) в постановление КМУ от 02.03.2011 г. № 246 и утвержденный им Порядок начисления налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в госбюджет перерабатывающими предприятиями за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе, а также выплаты и использования средств, поступивших от его уплаты, внесены изменения, причем, что касается Порядка, — путем изложения его в новой редакции.

Эта статья по существу является расширенным комментарием к указанному постановлению Кабмина с акцентом на привнесенные новации.



Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 246 — Порядок начисления налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в государственный бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе, а также выплаты и использования средств, поступивших от его уплаты, утвержденный постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 246.

Порядок № 342 — Порядок использования сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных перерабатывающими предприятиями в специальный фонд государственного бюджета (в редакции постановления КМУ от 23.04.2012 г. № 342).

Порядок № 523 — Порядок начисления налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в государственный бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе, а также выплаты и использования средств, поступивших от его уплаты (в редакции постановления КМУ от 27.04.2011 г. № 523).

Приказ № 1492 — приказ МФУ «Об утверждении форм и Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» от 25.11.2011 г. № 1492.


Опять обновление

На сегодняшний день это уже третья редакция Порядка № 246. Напомним, что, кроме первой редакции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27, с. 6), была и вторая — согласно постановлению КМУ от 27.04.2011 г. № 523 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57, с. 9). Новый Порядок № 342 вступил в силу только несколько дней назад, а именно со дня его официального опубликования, которое произошло 14.05.2012 г.

Кстати, предыдущий Порядок № 523 (который до этого считался обновленной редакцией Порядка № 246) условимся в дальнейшем называть уже также старой редакцией, а только что принятый Порядок № 342 — новой редакцией Порядка № 246.

Как видим, Кабмин не стал вносить точечных правок, а снова полностью переписал Порядок № 246 в новой редакции. Впрочем, полностью новой редакцией ее назвать трудно, ведь в большинстве норм, а именно в части, касающейся частичного возмещения субъектам хозяйствования определенных расходов, формулировки остались без изменений. Сравнивая старую и новую редакции Порядка № 246, сначала сосредоточим внимание на кардинальных новациях в порядке дотационных выплат, а затем отметим некоторые отличия в нескольких порядках частичного возмещения.


Теперь только порядок использования

В первую очередь обращаем внимание на изменение целевого направления пунктов Порядка № 246, что нашло отражение даже в его обновленном названии. Ранее Порядок № 246, а в дальнейшем — и Порядок № 523, имели два направления их пунктов, а именно:

— одни определяли механизм начисления НДС, который уплачивается в спецфонд госбюджета перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), в период с 1 января 2011 года до 1 января 2015 года;

— другие — механизм выплаты и использования средств, поступившихот уплаты налога.

Теперь Порядок № 342 имеет одно направление и определяет механизм только использования сумм НДС, уплаченных перерабатывающими предприятиями в спецфонд госбюджета по бюджетной программе «Государственная поддержка отрасли животноводства». Следует отметить, что в пользу установления Кабмином именно такого порядка использования говорит и п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Что касается порядка начисления перерабатывающими предприятиями суммы НДС от осуществления указанной выше так называемой спецрежимной деятельности, то причину отсутствия в Порядке № 342 аналогичных норм прошлых пп. 2 — 4 Порядка № 523 (кстати, полностью идентичных пунктам Порядка № 246), можно понять. Нет никакой необходимости пересказывать в Порядке № 342 отдельные нормы, касающиеся:

— составления отдельной декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) по спецрежимным операциям;

— отдельного налогового и бухгалтерского учета таких операций;

— перечисления суммы НДС, определенной по отдельной декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) в спецфонд госбюджета и на спецсчет перерабатывающего предприятия,

поскольку они определены непосредственно самим п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ. Конечно, Кабмин не мог бы говорить что-либо иное, в дублировании нет смысла.

Кстати, о том, что режим налогообложения перерабатывающего предприятия считается специальным, свидетельствует название строки 014 вводной части декларации по НДС (перерабатывающего предприятия), форма которой утверждена приказом № 1492.


Дотация: раньше — за молоко, теперь — за молодняк

Порядком № 342 установлено новое направление дотационных выплат. Раньше согласно п.п. 1 п. 5 Порядка № 523 бюджетные средства должны были использоваться по бюджетной программе «Государственная поддержка отрасли животноводства» и направляться на господдержку отрасли животноводства путем осуществления выплаты дотации за реализованное перерабатывающим предприятиям молоко (далее — дотация за молоко). Аналогичное указывалось и в п.п. 1 п. 5 Порядка № 246.

Теперь согласно п.п. 1 п. 2 Порядка № 342 бюджетные средства направляются на господдержку отрасли животноводства путем осуществления выплаты специальной бюджетной дотации физическим лицам за содержание и сохранение молодняка крупного рогатого скота (далее — дотация за молодняк).

Из вышеприведенного наглядно видны принципиальные отличия:

— вместо дотации за молоко вводится дотация за молодняк;

— на дотационные выплаты за молодняк вправе рассчитывать только физические лица (ранее согласно п. 8 Порядка № 523 получить дотацию за молоко имели право как физические, так и юридические лица — сельскохозяйственные предприятия);

— новая дотация за молодняк не связана с поставками его на перерабатывающие предприятия. Такая дотация должна предоставляться уже за сам факт содержания и сохранения молодняка;

— дотация за молодняк касается только одного вида сельхозживотных — молодняка крупного рогатого скота (далее — КРС).

Акцентируем внимание, что установление Порядком № 342 выплаты дотации за молодняк нельзя воспринимать как возврат прошлой дотации за выращенные и проданные на забой и переработку перерабатывающим предприятиям молодняк крупного рогатого скота и свиней (кроме свиноматок и боровов) (далее — животноводческая дотация), которая раньше была установлена старым Порядком № 246. Дотация за молодняк и животноводческая дотация — разные по характеру понятия. Напомним, что животноводческая дотация:

во-первых, была связана с поставками на перерабатывающие предприятия;

во-вторых, распространялась не только на молодняк КРС, но также и на свиней (кроме свиноматок и боровов);

в-третьих, круг получателей животноводческой дотации не был ограничен только физическими лицами, ведь согласно п. 16 Порядка № 246 право на нее также имели и сельскохозяйственные предприятия. Почему Кабмин сегодня не предоставил сельхозпредприятиям права на получение дотации за молодняк, непонятно.

Вообще, в отношении них (сельхозпредприятий) складывается нерадостная ситуация. Напомним: в статье «Подводные камни в порядке выплаты компенсации за молоко» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 20) мы уже освещали фискальную позицию налоговиков, высказанную в письме ГНСУ от 02.03.2012 г. № 3797/6/15-3315, в котором возможность выплаты перерабатывающими предприятиями компенсаций аграриям за молоко и мясо в живом весе ГНСУ ставит в зависимость от условия достижения сельхозпредприятиями 75-процентного критерия «сельхоз-доли». Последствия такого подхода ГНСУ предусмотреть нетрудно: сельхозпредприятия на общей системе налогообложения (которые не имеют такого критерия по определению) позицией ГНСУ автоматически исключаются из круга получателей компенсации.

При несоблюдении условия 75-процентного критерия на такую компенсацию не может рассчитывать и определенная часть сельхозпредприятий, уплачивающих единый налог.

Не могут быть полностью спокойными и плательщики ФСН (фиксированного сельскохозяйственного налога), поскольку ГНСУ имеет в виду спецрежимно-НДСный 75-процентный критерий «сельхоз-доли» согласно п. 209.6 НКУ (который рассчитывается ежемесячно по показателям предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно), а не 75-процентный критерий для целей применения ФСН согласно п. 301.1 НКУ, рассчитываемый по другим правилам — один раз в текущем году за предыдущий налоговый (отчетный) год.


Функция по выплате дотации снова отведена госорганам

Напомним, что старым Порядком № 523, а именно его пунктом 10,было установлено, что дотация за молоко выплачивается перерабатывающими предприятиями. Согласно новому Порядку № 342 перерабатывающие предприятия уже не обязаны выплачивать дотацию. Функция по выплате новой дотации за молодняк отведена госорганам. О порядке формирования информации и направления бюджетных средств адресатам скажем ниже, а теперь более детально поговорим о новом виде дотации — дотациях за молодняк.


Дотация за молодняк

Дотация за молодняк выплачивается физическим лицам за содержание молодняка КРС, родившегося в их хозяйствах, и сохранение его до определенного возраста на дату подачи соответствующих документов. Дотация за молодняк выплачивается за содержание молодняка, который на момент подачи физическими лицами впервые соответствующих документов достиг определенного возраста, в размере:

250 гривень за голову — за молодняк в возрасте от 3 до 5 месяцев;

500 гривень за голову — за молодняк в возрасте от 6 до 8 месяцев;

750 гривень за голову — за молодняк в возрасте от 9 до 11 месяцев (включительно).

Не совсем понятно, что имел в виду Кабмин, говоря далее о том, что в дальнейшем бюджетная дотация за молодняк выплачивается физическим лицам за сохранение молодняка в размере 250 гривень за каждые следующие три месяца его содержания до достижения им одиннадцатимесячного возраста. Ведь приведенная им шкала выплат сформирована уже включая 11-месячный период содержания молодняка.

Возможно, Кабмин таким образом хотел сказать, что максимальный размер дотации за молодняк не может быть более 750 гривень за голову. При этом, как мы понимаем, важную роль играет число раз (очередность) подачи документов. Если физическое лицо впервые подает копии соответствующих документов для дотации за содержание молодняка, например, в возрасте от 6 до 8 месяцев, то оно вправе рассчитывать на 500 гривень за голову. А если документы (их копии) уже подавались за молодняк в возрасте от 3 до 5 месяцев (за который определена дотация в размере 250 гривень за голову), то при новой подаче документов за тот же молодняк, который уже подрос до старшей возрастной группы (от 6 до 8 месяцев), можно рассчитывать лишь на разницу 250 гривень дотации.

Из вышеприведенной шкалы размера дотации можно прийти к выводу, что за содержание молодняка до 3-месячного возраста дотация не выплачивается. Кроме того, еще раз обращаем внимание, что дотация касается только молодняка КРС, который родился в хозяйстве (отсюда вывод: выращивание приобретенного на стороне молодняка не дотируется).

Согласно абзацу первому п. 3 Порядка № 342 использование бюджетных средств в 2012 году осуществляется с учетом приоритетности финансирования дотации за молодняк, а также выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Казначейства, в случае их соответствия паспорту бюджетной программы. Как видим, о приоритетности финансирования дотации Кабмин говорит только относительноодного 2012 года. Не будем гадать, именно так и хотел Кабмин или такая конкретизация (2012 годом) является случайной. Как бы там ни было, придется констатировать, что о такой приоритетности в следующих годах в Порядке № 342 не сказано.

При этом Кабмин отмечает, что распорядители бюджетных средств, которыми является Минагрополитики (ответственный исполнитель бюджетной программы и главный распорядитель) и Минагрополитики АР Крым, облагроуправления и агроуправления Севастопольской городской госадминистрации (распорядители низшего уровня), берут бюджетные обязательства в пределах фактических поступлений в спецфонд госбюджета. Отсюда следует, что в случае нехватки средств в спецфонде указанные выше размеры дотации могут быть не соблюдены, прямо говоря, быть меньше.

Для получения дотации за молодняк физические лица подают сельским, поселковым или городским советам копии следующих документов:

— паспортов КРС и ветеринарных карточек к таким паспортам, а в случае содержания 10 и больше голов молодняка — извлечение из Единого государственного реестра животных;

— паспорта лица;

— справки об открытии счета в банке;

— документа, удостоверяющего регистрацию в Госреестре физических лиц — плательщиков налогов (кроме физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера и уведомили об этом налоговый орган и имеют отметку в паспорте).

Достаточно странно Кабмин говорит о сроках подачи указанных документов: принимаются ежеквартально до 1 числа следующего месяца и до 1 декабря 2012 года. Возникает вопрос: месяца, следующего за чем? И к чему здесь было указывать 2012 год, в результате чего формально выходит, что в следующих годах Порядок № 342 относительно дотационных выплат уже нельзя будет применять, несмотря на отсутствие общего календарного ограничения действия Порядка № 342?

Кроме указанных документов, основанием для внесения в журнал учета (форму которого устанавливает Минагрополитики) сведений о наличии у физического лица поголовья молодняка, является запись в похозяйственной книге, которая ведется сельским, поселковым или городским советом.


Движение информации и средств

Порядок движения информации о физических лицах, имеющих право на получение дотации за молодняк от сельских советов в рай(обл) агроуправления и, в конечном итоге, — Минагрополитики описывать, думаем, не стоит.

В отношении движения средств и порядка выплаты физическим лицам дотаций за молодняк в общих чертах понятно, однако полной ясности нет. С одной стороны, п. 8 Порядка № 342 установлено, что райагроуправления одновременно с предоставлением облагроуправлениям сведений о начислении дотаций за молодняк в разрезе физических лиц по установленной Минагрополитики форме подают и органам Казначейства такие сведения, и платежные поручения для перечисления средств на текущие счета физических лиц, открытые в банках. А с другой — п. 10 Порядка № 342 говорит о распределении Минагрополитики бюджетных средств в пределах объема открытых ассигнований с подачей Казначейству реестра изменений к распределению показателей сводных смет и планов ассигнований в разрезе регионов. О переоформлении райагроуправлениями ранее поданных платежных поручений в случае неполного ассигнования регионов Порядок № 342 не вспоминает.


Частичное возмещение

Кроме дотационных выплат за молодняк, Порядком № 342 предусматривается частичное возмещение:

— стоимости закупленных племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления продуктивности (далее — частичное возмещение стоимости коров);

— процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство и реконструкцию животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов, приобретение технологического оборудования и механизмов, закупку животных и птицы;

— стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов и предприятий по производству комбикормов;

— стоимости приобретенного оборудования и механизмов отечественного производства для животноводства и птицеводства;

— расходов на закупку установки индивидуального доения (далее — частичное возмещение расходов на установку).

Направления предоставления возмещений не изменились. Сжато отметим изменения, касающиеся сути порядков возмещений определенных расходов.


Возмещение стоимости коров

Частичное возмещение стоимости коров предоставляется на безвозвратной основе субъектам хозяйствования за закупленные ими, в том числе в 2011 году, на племенных заводах и в племенных репродукторах племенные телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления продуктивности или за поставленных в режиме импорта племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления продуктивности. По поводу изменений в порядке частичного возмещения стоимости коров следует отметить следующее:

во-первых, теперь отсутствует условие проведения конкурса;

во-вторых, расширен перечень животных, на которых распространяется порядок возмещения. Кроме племенных нетелей и коров, перечень дополнен племенными телками;

в-третьих, отсутствует условие, касающееся весовых кондиций указанных животных;

в-четвертых, увеличен размер возмещения и установлен на уровне 50 % их стоимости, но не более 7000 гривень за голову (ранее, в частности в 2011 году, предусматривалось 3000 гривень за голову).

Перечень документов, которые субъекты хозяйствования подают ежеквартально до 5 числа следующего месяца и до 5 декабря (по состоянию на 1 декабря), не изменился.

Как и ранее, частичное возмещение стоимости коров не выплачивается субъектам хозяйствования, которые признаны банкротами, ликвидированы, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве и/или которые получили возмещение стоимости закупленных племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления продуктивности по другим бюджетным программам.

Кстати, утверждение о безвозвратной основе возмещения является относительным. Обращаем внимание, что п.п. 12 п. 14 Порядка № 342 предусмотрено, что субъекты хозяйствования при подаче документов комиссии должны давать письменное обязательство вернуть в государственный бюджет в месячный срок бюджетные средства в случае уменьшения поголовья на 1 января двух следующих лет с учетом прироста и объема закупки.

Кроме того, абзацами вторым и третьим п. 15 Порядка № 342 соответственно установлено, что в случае:

— уменьшения поголовья коров по состоянию на 1 января двух следующих лет с учетом введенных в основное стадо закупленных племенных животных, стоимость которых была частично возмещена, — полученные бюджетные средства возвращаются в госбюджет в полном объеме;

— выбытие из стада по состоянию на 1 января двух следующих лет отдельных закупленных племенных телок, нетелей и коров, стоимость которых была частично возмещена, по причинам, обусловленным приобретенными карантинными инфекционными болезнями или приобретенными по вине собственника незаразными болезнями, — в госбюджет возвращаются бюджетные средства, возмещенные за их приобретение.


Возмещение процентов по кредитам

В этом вопросе редакция п. 19 Порядка № 342 аналогична редакции п. 24 Порядка № 523. Отличие заключается в том, что вместо слова «предприятия» в формулировках применены слова «субъекты хозяйствования».

Как и ранее, субъекты хозяйствования, получившие такое возмещение за счет средств общего фонда госбюджета, не имеют права на его получение за счет средств спецфонда госбюджета.

Сразу скажем, что в случае получения возмещения за счет общего фонда госбюджета в максимальном размере, установленном законодательством, запрет получения возмещения за счет средств спецфонда госбюджета касается также и стоимости строительства.


Возмещение стоимости строительства, приобретенного оборудования и механизмов

Порядок такого возмещения не изменился, а поэтому не требуется повторять нами ранее сказанное в статье «Дотация за молоко: средствами переработчиков с бюджетным возмещением» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57, с. 26).


Возмещение расходов на установку

Выплата частичного возмещения расходов на установку индивидуального доения осуществляется в пределах фактических расходов за закупленную физическим лицом, в том числе в 2011 году, для собственного пользования новую установку индивидуального доения отечественного производства при условии содержания в своем хозяйстве не менее трех идентифицированных и зарегистрированных в установленном порядке коров, но не более 5000 гривень за единицу (п. 28 Порядка № 342).

В этом порядке возмещения внесено только одно, но существенное изменение, а именно — установлено стоимостное ограничение, чего ранее не было: возмещение возможно только в размере не более 5000 гривень за единицу. Формулировка других пунктов — без изменений.

Обращаем внимание, что, как и ранее, частичное возмещение населению расходов на закупку установки индивидуального доения предусмотрено осуществлять тоже в безналичном порядке путем перечисления средств на текущие счета физических лиц, открытые в банках. Об этом мы уже говорили в комментарии к Порядку № 246 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27, с. 6).

В случае отчуждения указанной установки или ее передачи в пользование другим лицам до окончания эксплуатационного срока полученные бюджетные средства возвращаются в государственный бюджет.

Физическое лицо имеет право на частичное возмещение один раз в период эксплуатационного срока такой установки. Расходы на закупку новой установки до окончания эксплуатационного срока предыдущей не возмещаются.

Вот и все, по нашему мнению, основные новации, привнесенные Порядком № 342. Надеемся, что после установления Минагрополитики всех предусмотренных соответствующими пунктами Порядка № 342 форм заявок, журнала учета, реестров, сведений и отчетов, механизм дотационных выплат за молодняк и частичного возмещения субъектам хозяйствования определенных расходов, получит реальное практическое применение.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)