Презентация газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетный сектор нашей экономики достаточно велик, а бюджетный учет находится в особом информационном поле — имеет свой план счетов, инструкции по учету, свою отчетность и даже свой Бюджетный Кодекс.
В наши дни, когда система учета в нашем государстве активно формируется, дорабатываясь буквально на ходу, наиболее динамичным, удобным и эргономичным для работы способом подачи информации читателю является электронная форма.
Но прежде чем прийти к электронному изданию, редакция газеты «Бюджетная бухгалтерия» прошла интересный путь как традиционное печатное издание, завоевав умы и сердца достаточно большого количества специалистов, работающих в бюджетном секторе экономики.
Сегодня гость нашей редакции главный редактор издания «Бюджетная бухгалтерия» Светлана Владимировна Замазий представляет новый проект — электронное издание газеты «Бюджетная бухгалтерия» и отвечает на вопросы редакции портала «Бухгалтер.сom.ua».
"Вопросы - ответы"
читателей газеты "Бюджетная бухгалтерия"
1) В связи с несвоевременным финансированием возникла задолженность за потребленные учреждением коммунальные услуги и энергоносители. Поставщики таких услуг начислили пеню на сумму этой задолженности. В свою очередь нашим учреждением в коммунальные предприятия были направлены письма с просьбой списать эту задолженность и в дальнейшем ее не начислять в связи с тем, что мы являемся бюджетным учреждением и в смете уплата пени не предусмотрена. Однако коммунальные предприятия не только не списали эту пеню, но и направили письма с предупреждением о привлечении нашего учреждения к суду.
Можно ли предусмотреть в смете учреждения расходы на уплату пени по общему фонду сметы по КЭКР 1135?
Все отношения между потребителями коммунальных услуг (в том числе бюджетными учреждениями) и предоставителями таких услуг в первую очередь регулируются договорами о предоставлении соответствующих услуг.
В соответствии с п. 5.5 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Нацкомиссии регулирования электроэнергетики от 31.07.96 г. № 28 договор о поставке электрической энергии содержит, в частности, следующие условия, являющиеся существенными и обязательнымидля этого вида договоренностей:
— ответственность сторон за невыполнение условий договора и основания ее применения;
— обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.
Типовая форма договора о поставке электрической энергии приведена в приложении 3 к этим Правилам.
Согласно п.п. 4.2.1 Типового договора о поставке электроэнергии за внесение платежей с нарушением сроков, определенных соответствующим приложением, потребитель уплачивает поставщику пеню в размере, который указывается в договоре (в процентах) за каждый день просрочки платежа, учитывая день фактической оплаты. Сумма пени указывается в расчетном документе отдельной строкой.
При начислении организацией — поставщиком коммунальных услуг пени за несвоевременную оплату предоставленных услуг прежде всего следует выяснить, по каким причинам (объективным или необъективным) сложилась такая ситуация.
Несвоевременное финансирование бюджетного учреждения, о котором идет речь в вопросе, можно отнести кобъективным причинам. В случае отсутствия финансирования бюджетное учреждение просто не имело средств, необходимых для уплаты за потребленные услуги, что и привело к тому, что оплата за коммунальные услуги была перечислена после окончания установленных сроков уплаты.
К необъективным причинам несвоевременной оплаты за коммунальные услуги можно отнести случаи, когда такая неуплата произошла из-за ошибки ответственного за эти расчеты бухгалтера при своевременном финансировании учреждения на проведение оплаты за коммунальные услуги. В таком случае руководитель учреждения прежде всего должен принять соответствующие меры по выявлению виновного лица и возложить на него ответственность за несвоевременную оплату потребленных коммунальных услуг.
Если причина несвоевременной оплаты за полученные коммунальные услуги объективна, уплата пени производится за счет бюджетных средств.
2) В смете нашего учреждения запланированы расходы по КЭКР 1120 из расчета 36,4 % фонда оплаты труда. В течение года эти средства используются не в полном объеме в связи с наличием листков временной нетрудоспособности и начислениями в Пенсионный фонд Украины на фонд оплаты труда инвалидов 4 %, а не 33,2 %. Можно ли перераспределить средства, которые в результате этого оказались не востребованными по КЭКР 1120, на другие КЭКР?
Прежде всего отметим, что остатки средств могут свидетельствовать о неправильном планировании потребности в средствах по КЭКР 1120 при составлении сметы.
Напомним, что согласно п. 22 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, показатели расходов, включаемые в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов.
Если планирование потребности в средствах по КЭКР 1120 было проведено правильно и все же остались утвержденные ассигнования, которые по этому коду не востребованы, можно сделать перераспределение ассигнований на другие коды. При этом нужно учесть следующее.
Согласно п. 5 Порядка № 228 учреждения имеют право брать бюджетные обязательства и расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения — также установленных утвержденными планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств.
Поэтому самостоятельно использовать средства, предусмотренные в смете по КЭКР 1120, на другие цели вы не можете. Это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.
Для этого необходимо внести изменения в смету. Для этого в первую очередь необходимо направить письмо с просьбой распределить средства, в которых по КЭКР 1120 нет потребности, на другие КЭКР, в местный финансовый орган и главному распорядителю бюджетных средств (учреждению высшего уровня), т. е. в орган, который рассматривает и утверждает смету вашего учреждения. При этом к письму необходимо приложить соответствующие расчеты.
3) На балансе учреждения в составе основных средств учитывается имущество, которое было приобретено в период, когда стоимостной критерий для отнесения материальных активов к основным средствам был установлен на уровне 500 грн. (без НДС).
Слышали от коллег, что при списании такого имущества необходимо прежде всего эти объекты перевести из состава основных средств в состав малоценных необоротных материальных активов. После этого учреждение может приступить к процедуре списания материальных ценностей, которые утратили свои первоначальные свойства и не пригодны к дальнейшей эксплуатации. Действительно ли это так? Каков порядок списания такого имущества с баланса?
Действительно, в первоначально действовавшей редакции Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, было определено, что к основным средствам относятся необоротные активы, которые имеют материальную форму и стоимость которых составляет более 500 грн. за единицу (комплект).
После того как в соответствии с приказом Госказначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30 была изложена в новой редакции Инструкция № 64, определение основных средств стало выглядеть следующим образом: «К основным средствам относятся материальные активы, которые используются учреждением многоразово и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без НДС и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект)».
Начиная с 01.01.2005 г. при осуществлении расходов на приобретение материальных ценностей, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты введения в эксплуатацию таких материальных ценностей и стоимость которых без НДС превышает 1000грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим и моральным износом, применяют КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования». В бухгалтерском учете такие объекты основных средств учитываются на счете 10 «Основные средства».
Кстати, это абсолютно не означало то, что в связи с увеличением стоимостного критерия основные средства, приобретенные до 01.01.2005 г. по цене менее 1000 грн. и учитываемые на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства», надо было переводить в состав малоценных необоротных материальных активов. Такие объекты нужно было продолжать учитывать в составе основных средств, ведь на тот момент, когда такие основные средства приобретались, действовал другой стоимостной критерий (500 грн.) и в соответствии с действовавшими на время их приобретения нормативными документами отнесение их в состав основных средств было правильным.
Такие объекты и в настоящее время нужно продолжать учитывать в составе основных средств до тех пор, пока они не утратят свои первоначальные качества, станут непригодными к дальнейшему использованию по той или иной причине.
Следует учитывать, что списание материальных ценностей, в том числе и основных средств, проводится по первоначальной или по восстановительной стоимости (в случае проведения индексации или переоценки материальных ценностей). Об этом сказано в п. 15 Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181.
Основным документом, определяющим процедуру списания объектов основных средств и незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, является Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314. При списании объектов незавершенного строительства и основных средств, которые находятся в коммунальной собственности, учреждения руководствуются Типовой инструкцией № 142/181.
4) Какие документы нужны бухгалтеру учреждения, которое финансируется из государственного бюджета, для того чтобы принять на баланс незавершенное строительство? В настоящее время мы уже имеем государственный акт на землю и свидетельство на право собственности строения, которое находится на этом участке и в котором возведен только первый этаж. Необходимо ли разрешение на достройку и какие-либо акты приемки строительных работ, выданные на объект незавершенного строительства?
Незавершенное капитальное строительство относится к необоротным активам бюджетных учреждений, потому его учет должен вестись в соответствии с Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.
В соответствии с п. 6.3 Инструкции № 64 приемка необоротных активов производится на основании Акта приемки-передачи основных средств по форме № ОЗ-1 (бюджет). Форма акта утверждена приказом Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70. Этот акт составляется на каждый отдельный объект, поступающий путем приобретения или бесплатной передачи от других организаций.
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Кроме того, для регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства, кроме документов, определенных Временным положением о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 г. № 7/5, необходимо подать:
1) государственный акт на право собственности или постоянного пользования земельным участком, удостоверяющий право собственности или постоянного пользования земельным участком юридическим или физическим лицом, выданный в установленном порядке, или договор аренды земельного участка;
2) проектно-сметную документацию;
3) разрешение на выполнение строительных работ, выданное в установленном порядке;
4) описание объекта незавершенного строительства, составляемое при проведении инвентаризационных работ бюро технической документации;
5) документы, подтверждающие возникновение права собственности у лица на объект незавершенного строительства, в частности:
— если строительство ведется лицом, которое должно стать собственником этого объекта по окончании его строительства, то для регистрации подаются перечисленные выше документы;
— если в строительстве принимает участие подрядчик, для регистрации подается, кроме указанных выше документов, договор строительного подряда;
6) если в строительстве принимают участие заказчик и инвестор, для регистрации подается, кроме указанных выше документов, договор между заказчиком и инвестором, заключенный в установленном законом порядке.
Свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства для государственной регистрации этих объектов не выдается. После проведения государственной регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства собственнику (собственникам) или уполномоченному лицу выдаются извлечение о регистрации прав собственности на недвижимое имущество и извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество.
В случае передачи в установленном порядке права на строительство объекта другому застройщику (заказчику) или изменения генеральной подрядной организации разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации в органах Госархстройконтроля не позднее чем в двухнедельный срок.
Таким образом, новое разрешение для достройки не требуется. Если условия строительства не изменены, то действует первоначальное разрешение, которое было получено до начала проведения строительных работ, а в случае изменения застройщика или генподрядчика — первоначальное разрешение подлежит перерегистрации.
5) Как правильно определить базовый месяц в такой ситуации.
Работник долгое время работал в заведении на полную ставку. С 01.01.2010 г. по 31.03.2010 г. его перевели на 0,5 ставки. Кроме того, с 01.01.2010 г. у него увеличился должностной оклад. С 01.04.2010 г. его перевели на другую должность с окладом 850 грн.
Механизм индексации денежных доходов граждан регулируется Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.
Индексация денежных доходов проводится в случае превышения индексом потребительских цен, рассчитанным нарастающим итогом, порога индексации — 101 %. Индекс потребительских цен рассчитывают на основании публикуемых Госкомстатом индексов инфляции (п. 1¹ Порядка № 1078). Официальное опубликование индекса потребительских цен происходит до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно п. 5 Порядка № 1078 в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров месяц, в котором состоялось повышение, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации.
При этом месяц повышения денежных доходов за счет увеличения должностных окладов будет считаться базовым только в том случае, если сумма повышения перекроет сумму индексации, которая могла быть начислена в этом месяце (см. пример к п. 5 Порядка № 1078, приведенный в приложении 4 Порядка № 1078). Если сумма увеличения заработной платы меньше начисленной суммы индексации, то такой месяц не считается базовым и зарплату продолжают индексировать на индексы, определенные в соответствии с Порядком № 1078. При этом сравнительные расчеты необходимо осуществлять исходя из полного рабочего месяца.
Проведение индексации при переводе на 0,5 ставки с 01.01.2010 г.
В случае если произошло повышение оклада по занимаемой работником должности, а он в месяце повышения оклада переведен на работу на полставки, то месяц повышения оклада (в данном случае январь 2010 года) является базовым для проведения индексации доходов этого работника.
Проведение индексации при переводе на другую должность с 01.04.2010 г.
Механизм проведения индексации при переходе работника на другую должность Порядком № 1078 не предусмотрен. Решение об индексации заработной платы в таких случаях администрация учреждения может утвердить самостоятельно. Порядок проведения индексации может быть регламентирован в приказе руководителя учреждения.
То есть месяц перехода работника на другую должность можно считать базовым и индексацию за этот месяц не проводить, а со следующего за базовым месяца начать расчет индекса потребительских цен нарастающим итогом для проведения индексации в дальнейшем.
В то же время по усмотрению руководства может быть принято и другое решение: например, месяц перехода работника на другую должность не считать базовым месяцем и проводить индексацию его заработной платы исходя из последнего базового месяца по соответствующей должности.
При этом, руководствуясь п.5 Порядка № 1078, в случае повышения должностного оклада при переходе работника на другую должность месяц перехода следует считать базовым при проведении индексации
6) Классный руководитель отсутствует (заболел, находится на курсах повышения квалификации, в командировке и т.д.) Возможна ли замена классного руководителя и выплата другому учителю доплаты за классное руководство?
Оплата труда педагогических работников учреждений и заведений образования осуществляется согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.
Так, согласно п. 36 Инструкции № 102 учителям, преподавателям, старшим преподавателям, мастерам производственного обучения и другим педагогическим работникам (кроме руководящих) общеобразовательных учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведений производится дополнительная оплата за классное руководство:
— в I — IV классах — в размере 20 % ставки заработной платы;
— в V — XI (XII) классах (в том числе при исправительно-трудовых учреждениях и специальных профессионально-технических училищах) — в размере 25 % ставки заработной платы (должностного оклада);
— в высших учебных заведениях I — II уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях, кроме вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведений (отделений, групп) и профессионально-технических учебных заведений при исправительно-трудовых учреждениях Министерства внутренних дел, — в размере 20 % ставки заработной платы (должностного оклада).
В классах (классах-комплектах, группах) школ всех типов и наименований с числом учеников менее 12 человек, в профессионально-технических учебных заведениях — менее 20 человек, в учебных заведениях искусств — от 12 до 15 человек оплата за классное руководство осуществляется в размере 50 % соответствующих размеров доплат.
Положение о классном руководителе учебного заведения системы общего среднего образования утверждено приказом Минобразования Украины от 06.09.2000 г. № 434.
В соответствии с п.2.2 Положения № 434 обязанности классного руководителя возлагаются директором учебного заведения на педагогического работника или на опытного мастера производственного обучения по его согласию и не могут быть приостановлены до окончания учебного года. В исключительных случаях с целью соблюдения прав и интересов учеников (воспитанников) и их родителей смена классного руководителя может быть осуществлена в течение учебного года.
На классного руководителя возлагается руководство одним классом. В начальных классах классное руководство осуществляет учитель начальных классов. Обязанности классного руководителя как организатора ученического коллектива приведены в п. 2.4 Положения № 434.
Инструкцией № 102 не предусмотрена оплата по замене классного руководителя в связи с его кратковременным отсутствием. Кроме того, как уже упоминалось, обязанности классного руководителя не могут быть приостановлены до окончания учебного года.
Таким образом, если классный руководитель кратковременно отсутствует, его замена не проводится. Если же классный руководитель не сможет приступить по каким-либо причинам к своим обязанностям до конца учебного года или отсутствует длительное время (декретный отпуск, продолжительная болезнь и т. д.), с целью соблюдения прав и интересов учеников и их родителей может быть осуществлена замена классного руководителя в течение учебного года. Соответственно, в этом случае производится доплата за классное руководство.
7) С 1992 года работница работала в сельском совете на должности счетовода-кассира. С 1 марта 2004 года переведена на 0,5 оклада бухгалтера детского сада и на 0,5 должностного оклада подборщика справочного и информационного материала, с записью в трудовую книжку. Основное место работы — сельский совет.
К какой категории относится должность подборщика справочного и информационного материала? Имеет ли такая работница право на доплату за выслугу лет?
Согласно Классификатору профессий ДК 003:2005, утвержденному приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 г. № 375, а также приложению 55 к постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268, должность подборщика справочного и информационного материала относится к должностям служащих.
Указанной категории работников государственных органов надбавка за выслугу лет устанавливается согласно Положению о порядке и условиях выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам органов исполнительной власти и других государственных органов, утвержденному постановлению КМУ от 20.12.93 г. № 1049 (далее — Положение № 1049).
Согласно п. 2 Положения № 1049 надбавка за выслугу лет выплачивается служащим органов исполнительной власти и других государственных органов в зависимости от стажа работы в таких размерах: более 3 лет — 10 % должностного оклада; более 5 лет — 15 %, более 10 лет — 20 %;, более 15 лет — 25 %; более 20 лет — 30 %; более 25 лет — 40 %.
Выплата надбавки производится одновременно с выплатой заработной платы за вторую половину месяца в пределах фонда оплаты труда соответствующего органа исполнительной власти или других государственных органов.
Согласно п.7 Положения № 1049 надбавка за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада работника без учета других надбавок и доплат. Лицам, которые работают по совместительству, надбавка за выслугу лет не выплачивается (п. 6 Положения № 1049).
В данном случае основное место работы — подборщик справочного и информационного материала в сельском совете, поэтому работница имеет право на надбавку на этой должности.
Что касается должности бухгалтера детского сада при сельском совете, то оплата труда по этой должности проводится в соответствии с постановлением КМУ от 30.08.2002 № 1298.
8) В штатном расписании наркологической амбулатории центральной районной больницы утверждена должность уборщика служебных помещений. Согласно п. 1.5 приложения 3 к Условиям оплаты труда работников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, утвержденным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 № 308/519, в частности, профессии рабочих, которые работают в отделениях — парикмахеры, гардеробщики, лифтеры и пр. имеют право на повышение должностных окладов на 25 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Имеет ли право на такое повышение уборщик служебных помещений, который убирает весь коридор наркологической амбулатории? В коридор выходят двери врачебных кабинетов, лаборатории и других кабинетов.
Да, имеет. Объясним почему.
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы оплаты труда работников сферы здравоохранения, являются Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения,утвержденные совместным приказом Минтруда и Минздрава Украины от 05.10.2005 № 308/519 (далее — Условия № 308/519).
Абзацем 1 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519 предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с вредными и тяжелыми условиями труда на 25 и 15 % работников заведений и структурных подразделений, перечень которых приведен в приложении 3 к Условиям № 308/519.
Повышения, предусмотренные пп. 2.4.5 — 2.4.6 Условий № 308/519, устанавливаются к должностному окладу, определенному пп. 2.1 — 2.2 (п.п. 2.4.7 Условий № 308/519).
Конкретный перечень должностей работников, которым должностные оклады (тарифные ставки) повышаются в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждается руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от функциональных обязанностей и объема работы во вредных и тяжелых условиях труда (п. 12 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519).
Работники наркологической амбулаториицентральной районной больницы, которые занимают должности, определенные п. 1.5 приложения 3 к Условиям № 308/519, имеют право на повышение должностных окладов (ставок) на 25 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. В частности, к таким должностям относят:
— должности младших медицинских сестер всех наименований, сестры-хозяйки, регистраторы медицинские, в том числе для обслуживания больных в лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных хозяйствах;
— профессии рабочих, которые работают в отделениях: парикмахеры, гардеробщики, лифтеры и пр.;
— профессии рабочих, которые заняты обслуживанием больных.
Согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников, Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденному приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 должность уборщика служебных помещений относиться к профессиям рабочих.
Исходя из вышесказанного, а также того, что уборщик служебных помещений работает непосредственно в наркологической амбулатории, он имеет право на повышение должностного оклада на 25 % согласно п. 1.5 приложения3 к Условиям № 308/519 .
***
С.З. Вот, так сказать, некоторые выборочные вопросы, которые редакция газеты «Бюджетная бухгалтерия» регулярно раскрывает своим читателям, помогая преодолевать естественные трудности работника учетного сектора бюджетной сферы.