Установка и первоначальная настройка программы «ДПС Захист звітності»
Программа «ДПС Захист звітності» была выпущена ГНСУ не так давно и предназначена для сдачи отчетов в электронной форме (без бумажных копий). Программа подписывает отчеты электронной цифровой подписью (ЭЦП), оформленной в ГНСУ.
Скачать «ДПС Захист звітності» (в виде архива) вы можете с сайта Аккредитованного центра сертификации ключей Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы (http://cskidd.gov.ua/dps_zvitnist). Объем установочного файла — 4,63 Мб.
Установка программы
Скачав архив «DPS_zvitnist1005», откройте его и двойным щелчком мышки по файлу «Setup.1.0.0.5» запустите процесс установки. В начале установки вы увидите окно с приветствием и рекомендацией закрыть все запущенные программы (рис. 1). Нажав на кнопку «Далі», вы должны будете принять условия лицензионного соглашения. Следующий шаг — указание каталога для установки программы. По умолчанию программа устанавливается по адресу «С:Program FilesДПС захист звітності». Чтобы изменить каталог установки, нажмите кнопку «Перегляд» (рис. 1).
После окончания установки перед вами появится окно программы с предложением создать новое предприятие (рис. 2).
Первоначальная настройка
Прежде чем начать работать в какой-либо программе (будь то «1С:Бухгалтерия», «OPZ», «M.E.Doc» и т. п.) пользователю нужно ввести данные своего предприятия. Программа «ДПС Захист звітності» не является исключением.
Для создания нового предприятия нажмите кнопку «Нове підприємство» (рис. 2). В открывшемся окне «Параметри підприємства» на закладке «Загальні» нужно ввести наименование предприятия и код ЕГРПОУ, для физических лиц — Ф. И. О. предпринимателя, серию и номер его паспорта.
На этой же закладке указывают комплект используемых ЭЦП, которые вы получили в центре сертификации органа ГНС. На рис. 2 в разделе «Підпис звітів» вы можете видеть, что на предприятии «Світанок» документы будут подписываться только директором и заверяться печатью предприятия.
В разделе «Після захисту звіти» указывают, что нужно делать программе с уже подписанным отчетом:
— «Зберегти у файл» — следует выбрать в том случае, если компьютер не подключен к Интернету, а отправлять отчеты вы будете с другого компьютера;
— «Відправити електронною поштою» — этот вариант следует выбрать, если компьютер подключен к Интернету и у вас есть адрес электронной почты, с которого вы будете отправлять отчеты.
Выбрав вариант «Відправити електронною поштою», нужно перейти на закладку «Електронна пошта», где указать электронную почту сервера ГНИ. А в раздел «Email акаунти» добавить свою электронную почту, предназначенную для сдачи отчетности (рис. 2). Как это сделать:
1. Нажмите кнопку .
2. В открывшемся окне введите свой электронный адрес и пароль.
3. Затем нажмите кнопку «Перевірити» (рис. 3).
4. Если адрес электронной почты и пароль от нее указаны верно, появится сообщение об успешно пройденной проверке (рис. 3).
Проверка не пройдена? Проверьте введенные данные еще раз. Если информация указана верно, а проверка не срабатывает, нажмите кнопку «Показати деталі» и внимательно прочитайте рекомендации.
Выполнив описанные выше настройки, сохраните их, нажав кнопку «Ок».
Для корректной работы программы вам понадобятся свои открытые сертификаты и открытые сертификаты Центра обработки электронной отчетности ГНСУ (ЦОЭО ГНСУ). Сертификаты ЦОЭО ГНСУ будут установлены при установке программы. Свои же открытые сертификаты вы можете скачать с сайта cskidd.gov.ua.
Для этого в программе «ДПС Захист звітності» зайдите в меню «Допомога» и выберите пункт «Пошук сертифікату на сайті центру сертифікації». Вы попадете на страницу поиска сертификатов на сайте cskidd.gov.ua (рис. 4).
Найдя свой открытый сертификат, скачайте его с сайта и сохраните в папку «C:My Certificates and CRLs». На этом первоначальную настройку программы можно считать завершенной.
Заключение договора с ГНИ
Вы уже установили программу, ввели информацию о своем предприятии и даже настроили комплект сертификатов. Последним этапом к сдаче налоговой электронной отчетности с помощью программы «ДПС Захист звітності» является заключение договора с налоговой инспекцией о признании электронных документов. На основании этого документа налогоплательщика включат в систему представления налоговых документов в электронном виде органа ГНС.
Напомню, что, заключив договор с ГНИ в электронном виде, его не нужно дублировать в бумажном варианте.
Сформируйте договор, для этого:
1. Зайдите в меню «Звіти та квитанції → Договір про визнання ел. докум. для юрид. осіб» (рис. 5).
2. В форме договора заполните все необходимые реквизиты.
3. Нажмите кнопку «Зберегти». Перед вами появится окно, как на рис. 6.
4. Выделив документ, нажмите кнопку «Підписати».
5. Выберите носитель, на который у вас записан секретный ключ, укажите этот носитель в поле «Назва» и введите пароль.
6. Подтвердите отправку документа.
Через некоторое время на указанный адрес электронной почты вам придет сообщение о доставке электронного документа и две квитанции. Если договор не будет принят, вам пришлют квитанцию с указанием причины отказа. Устраните эту причину и отправьте договор еще раз.
Для того чтобы принять квитанции в программе, нужно в ее главном окне нажать кнопку «Прийняти квитанції». В открывшемся окне вам еще раз нужно будет подтвердить прием квитанций (рис. 7), после чего начнется процесс проверки. Полученные квитанции будут показаны в виде перечня и в графе «Стан» у них будет стоять значение «Не відкритий». Это означает, что квитанция еще не была расшифрована. Для ее расшифровки нажмите кнопку «Відкрити» и выберите носитель, на который у вас записан секретный ключ, затем укажите этот носитель в поле «Назва» и введите пароль. После этого квитанции можно будет прочитать, открыв их двойным щелчком мышки.
Нюансы работы
с электронными ключами
При подписании отчетов в программе «ДПС Захист звітності» есть одно существенное неудобство. Программа читает секретные ключи только со съемных носителей. То есть каждый секретный ключ должен быть записан на отдельный съемный носитель: если у вас на предприятии оформлены три ЭЦП (на директора, бухгалтера и печать предприятия), то и съемных носителей будет три.
К примеру, если секретные ключи записаны на диски, то чтобы подписать отчет, придется вставлять в CD-Rom три разных диска.
Но, похоже, эта проблема решена на неофициальном сайте поддержки пользователей программы «Податкова звітність» (OPZ). По ссылке http://opz.org.ua/index.php?name=News&op=article&sid=329 выложен файл, который поможет переписать секретные ключи на жесткий диск. Там же вы найдете и инструкцию по его использованию.
Успехов в работе!