2344 0

Учет в «1С:Бухгалтерии 8» бесплатно полученных от учредителя основных средств

05.10.12
Сегодня мы рассмотрим оформление основных средств (ОС), предоставляемых собственником предприятия на бесплатной основе сверх уставного капитала без изменения его размера. Подробно отражение такой хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете будет рассмотрено в статье Н. Чернышовой «Бесплатная передача товара собственником (учредителем) предприятия: учет у дарителя и одариваемого» на с. 19. А в этой статье речь пойдет об особенностях отражения такой операции в «1С:Бухгалтерии 8».


 

Получены бесплатные ОС

Оприходовать ОС, бесплатно переданное собственником, в «1С:Бухгалтерии 8» мы будем с помощью документа «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование». На закладке «Оборудование» (рис. 1) указываем приходуемое ОС и его стоимость, счет учета в нашем случае — это субсчет 1521 «Приобретение основных средств». Если предприятие — плательщик НДС и планирует использовать ОС в операциях, которые подлежат обложению НДС, в реквизите «Налоговое назначение (НДС)» выбираем вариант «Обл. НДС».

Так как в бухгалтерском учете нам нужна проводка Дт 152 — Кт 422, переходим на закладку «Счета учета расчетов» и в реквизите «Счет учета расчетов с контрагентом:» исправляем субсчет 631 на субсчет 422 (рис. 1).

В налоговом учете бесплатно полученные ОС ввиду отсутствия расходов, связанных с их приобретением (п. 144.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НК)), не подлежат «налоговой» амортизации. Поэтому «налоговая» первоначальная (амортизируемая) стоимость по таким ОС не определяется — хотя соответствующей нормы в НК нет.

В самом документе «Поступление товаров и услуг» мы не можем разграничить первоначальную стоимость ОС для налогового и бухгалтерского учета. Поэтому в формируемых документом проводках фигурирует первоначальная стоимость ОС как для бухгалтерского, так и для налогового учета. В этой ситуации одним из вариантов может быть ручная корректировка проводок документа. Для этого в окне с проводками ставим флажок напротив опции «Ручная корректировка (разрешает редактирование движений документа)», а в реквизите «Сумма (н/у)Дт» — «0» и сохраняем изменение (рис. 2). Таким образом, первоначальная сумма ОС в налоговом учете будет равна «0». Таким образом, в бухгалтерском учете первоначальная стоимость ОС составит 20000 грн., а в налоговом — 0.

Операции по бесплатному получению активов от собственника (учредителя) одариваемого предприятия в бухгалтерском учете признанием дохода сопровождаться не будут, так как п. 5 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290, устанавливает на это определенные ограничения.

А вот в налоговом учете любое бесплатное получение товаров сопровождается отражением доходов на основании п.п. 135.5.4 НК по стоимости, определенной на уровне не ниже обычной цены. Порядок определения обычных цен по-прежнему (до 1 января 2013 года) регулируется п. 1.20 частично утратившего силу Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР. Датой отражения таких доходов в налоговом учете будет дата их фактического получения плательщиком налога на прибыль (п. 137.10 НК).

В «1С:Бухгалтерии 8» налоговый учет доходов и расходов ведется в регистре бухгалтерии на бухгалтерском плане счетов. Поэтому для счетов и субсчетов 7, 8 и 9-го классов установлен признак налогового учета. Доходы и затраты в бухгалтерском и налоговом учете начисляются в одни и те же моменты и одними и теми же документами. Таким образом, вся информация для заполнения декларации о налоге на прибыль берется из бухгалтерских проводок по 7 и 9-му классам. Но не все проводки 7 и 9-го классов попадают в декларацию.

В нашей ситуации в проводках не участвуют субсчета 7 и 9-го классов, соответственно нет возможности указать статью доходов для отражения стоимости ОС в налоговой декларации. Поэтому придется обратиться к ручным проводкам.

Зайдем в меню «Операции → Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» и создадим новый документ, заполнив реквизиты следующим образом:

— «Счет Дт» — укажем вспомогательный счет «00»;

— «Счет Кт» — выберем субсчет 718;

— «СубконтоКт1» — укажем статью доходов, к которой присоединена ст. 03.9 декларации по налогу на прибыль (рис. 3);

— «Налог. назначение» — выбираем вариант «Хоз. д-ть»;

— «Сумма (н/у) Кт» — вводим стоимость ОС (рис. 3) и сохраняем документ.

 


Дополнительные расходы

Если предприятие понесло дополнительные расходы, связанные с доведением полученных активов до состояния, пригодного для использования, к примеру, услуги транспортной компании за транспортировку автомобиля, отразить их в программе можно с помощью документа «Поступление доп. расходов». Заполнив шапку документа, нам останется нажать в закладке «Оборудование» кнопку «Заполнить» (вариант «Заполнить по поступлению») и закладка будет автоматически заполнена данными об объекте ОС, на который следует отнести эти расходы (рис. 4).

Оплата контрагенту за транспортировку осуществляется «Платежным поручением исходящим».

 


Ввод ОС в эксплуатацию

Бесплатно полученные ОС вводятся в эксплуатацию стандартным документом «Ввод в эксплуатацию ОС» с видом операции «Оборудование» (рис. 5).

Важно! Налоговое назначение, по которому ОС было оприходовано и по которому оно вводится в эксплуатацию, должны совпадать.

Обратите внимание: в документе опция «Начислять амортизацию» (рис. 5) отвечает за начисление амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Ее отключение повлияет на оба учета. Но так как мы поставили первоначальную стоимость ОС в налоговом учете равной нулю, то при включенной опции в бухгалтерском учете амортизация будет начисляться, а в налоговом ее как таковой не будет.

 


Отражение в отчетности

При проведении документа «Определение финансовых результатов» проводка в корреспонденции с субсчетом 718 формируется, но при этом сумма проводки проходит лишь по налоговому учету, в бухгалтерском же учете сумма проводки равна нулю (рис. 6).

Сформировав декларацию по налогу на прибыль, мы увидим, что стоимость бесплатно полученных от учредителя ОС попадает в ст. 03.9 Приложения ІД (рис. 7).

Если сформировать Баланс, то сумма бесплатно полученных от учредителя ОС также отражается верно — в стр. 320 «Додатковий вкладений капітал» (рис. 8).

 


Принято решение увеличить уставный капитал

Если на предприятии было принято решение об увеличении уставного капитала за счет средств дополнительно вложенного, такую операцию отражают документом «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)». Пример заполненного документа приведен на рис. 9.

 

Успехов в работе! Жду ваших писем, предложений и замечаний на bk@id.factor.ua или на форуме редакции.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)