Если единый взнос уплатили не на тот счет…
* Используемые сокращения: ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование; ПФУ — Пенсионный фонд Украины.
После введения ЕВС его уплата именно на отдельные счета, открытые Госказначейством для зачисления ЕВС по конкретным ставкам, имеет принципиальное значение. Это объясняется тем, что согласно ст. 8 Закона о ЕВС** ЕВС по разным ставкам в разной пропорции распределяется между ПФУ и другими соцфондами. Так, например, ЕВС, начисленный на зарплату (в нашем примере — 37,6 %), распределяется между четырьмя фондами в пропорциях, предусмотренных ч. 15 ст. ст. 8 Закона о ЕВС, а удержанный взнос (3,6 %) — только между тремя фондами. А вот ЕВС, начисленный (33,2 %) и удержанный (2 %) из сумм оплаты временной нетрудоспособности, полностью зачисляется в ПФУ (соответственно абз. четвертый ч. 18 и ч. 24ст. 8 Закона о ЕВС).
** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.
Порядок уплаты ЕВС предусмотрен в ч. 5 ст. 9 Закона о ЕВС (продублирован в п.п. 4.2.1 Инструкции № 21-5***), согласно которой уплата «осуществляется путем внесения соответствующих сумм единого взноса на счета территориальных органов Пенсионного фонда, открытые в органах Государственного казначейства Украины для его зачисления». В свою очередь, Госказначейство открыло счета для каждой отдельно ставки ЕВС (всего 88 счетов).
*** Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5.
А вот упоминание о необходимости уплаты именно на «соответствующий» счет прописано только в одной норме — в п. 1 ч. 10 ст. 9 Закона о ЕВС (продублирована в п.п. 4.2.3 Инструкции № 21-5), определяющей день уплаты ЕВС: «в случае перечисления сумм единого взноса со счета плательщика на соответствующие счета Пенсионного фонда — день списания банком или Государственным казначейством Украины суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет Пенсионного фонда».
После поступления ЕВС на централизованные счета ПФУ согласно ч. 1 ст. 11Закона о ЕВС он автоматически перечисляется не позже следующего операционного дня после зачисления на централизованные счета соцфондов в предусмотренных ст. 8 Закона о ЕВС пропорциях.
Поэтому, на наш взгляд, из Закона о ЕВС можно сделать лишь формальный вывод, что перечисление ЕВС, начисленного по разным ставкам, на один счет или не на счет, на который ПФУ предписывает уплачивать ЕВС по соответствующей ставке, приводит к возникновению недоимки по ставке, по которой ЕВС уплачен не на тот счет. Этот подход и использует сейчас ПФУ в подобных ситуациях. Ввиду применения немалых штрафов считаем возможным и нужным его оспаривать, ведь ЕВС фактически уплачен на счета ПФУ, что свидетельствует о том, что предприятие не имело умысла в уплате ЕВС не на тот счет, так как не получило выгоду от этого. Приведем аргументы:
во-первых, согласно ч. 11 ст. 9 Закона о ЕВС финсанкции будут применены, а административная и уголовная ответственность должностных лиц наступит только в случае несвоевременной уплаты ЕВС или уплаты его не в полном объеме. Причем финсанкции ПФУ в данной ситуации будет начислять на основании п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС (продублировано в п.п. 7.2.2 Инструкции № 21-5), согласно которому за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕВС налагается штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм. Как видим, эта норма также не содержит никакого уточнения об уплате ЕВС именно на надлежащий счет, что наводит на вывод: главное — уплатить ЕВС в срок и в полной сумме.
В нашем случае ЕВС уплачивался своевременно и при этом вся сумма его перечислена на счет ПФУ. Нам представляется, что вряд ли в Закон о ЕВС закладывалась норма о применении финанкций в случае, если плательщик уплатил взнос не на тот счет — вряд ли законодатель хотел поставить в один ряд тех, кто вообще не уплатил ЕВС в положенный срок, с теми, кто заплатил его в полной сумме, но не на тот счет;
во-вторых, из определений «недоимки»* по ЕВС, приведенных в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕВС и в абз. первомп. 6.2 Инструкции № 21-5, также можно сделать вывод, что уплата ЕВС не на тот счет не приведет к возникновению по нему недоимки. А потому пеня на эту сумму не должна начисляться (ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС);
в-третьих, в связи с введением с 2011 года ЕВС органы ПФУ официально не доводили страхователям новые реквизиты счетов и не давали разъяснений о необходимости уплачивать ЕВС именно на «соответствующий» счет (например, в форме писем, уведомлений). На практике в январе 2011 года сотрудники ПФУ устно информировали страхователей о новых счетах, выдавая лишь распечатки счетов.
* Определение мы приводили в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года» // «БН», 2011, № 16, с. 33.
Но учитывая неединичные случаи наложения ПФУ финсанкций, похоже, что все эти аргументы предприятию пригодятся разве что при судебном обжаловании. И на наш взгляд, шанс убедить суды в разумности таких аргументов есть. Ведь есть примеры положительных решений в аналогичном вопросе, касающиеся уплаты налогов на неправильный счет (см., например, определениеВАдСУ от 20.09.07 г. по делу№ К-24401/06; определениеХарьковского апелляционного административного суда от 04.09.07 г. № 19/375; определениеОдесского апелляционного хозяйственного суда от 27.07.06 г. по делу № 13/112-06-3637А).
Обжаловать решение о применении финсанкций предприятие может в десятидневный срок либо в ПФУ высшего уровня по процедуре, предусмотренной Порядком № 22-7**, либо в судебном порядке, подав иск с требованием признать решение о применении штрафных санкций противоправным в административный суд. При этом, чтобы ПФУ не передал неисполненное решение в исполнительную службу, предприятие должно в письменном виде уведомить ПФУ о таком обжаловании.
** Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решение о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-7(текст см. в приложении «Документы» в «БН», 2011, № 16, с. 19). О порядке такого обжалования читайте в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года»// «БН», 2011, № 16, с. 33.
Возможность возврата излишне или ошибочно уплаченных сумм ЕВС, аккумулированных на счетах ПФУ, предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о ЕВС. А осуществляется такой возврат по процедуре, предусмотренной Порядком № 21-1***. Причем ПФУ, вероятно предвидя ситуации с уплатой ЕВС на ненадлежащий счет, предусмотрел в Порядке специальный п. 9, предусматривающий возможность перечисления ошибочно уплаченных сумм ЕВС с ненадлежащих счетов на соответствующие счета. Для этого предприятию следует написать заявление и переброска будет осуществлена ПФУ уже на следующий рабочий день. Если процедура переброски сумм так просто и быстро осуществляется ПФУ, зачем же тогда наказывать плательщиков, ведь фактически суммы уплачены?!
*** Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-1.
На будущее желаем быть внимательными при уплате ЕВС, ведь ответственность за допущенные промахи немаленькая!