Нашi сайти:
23.05.11

Отмена свидетельства о госрегистрации: станет ли работать проще?

Широко анонсирующееся упрощение условий занятия бизнесом продолжается: вступил в силу Закон, отменяющий привычное для всех субъектов хозяйствования свидетельство о государственной регистрации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 38, с. 3). Попробуем разобраться, станет ли работать действительно проще или хлопот у субъектов хозяйствования только добавится.


Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3205 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

 

С чего начинается деятельность?

Раньше жизнь любого хозяйствующего субъекта начиналась с получения свидетельства о государственной регистрации. Теперь его фактически заменит выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый госреестр). Так, если раньше на госрегистратора возлагалась обязанность не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации направить свидетельство о госрегистрации и один экземпляр оригинала учредительных документов с отметкой о проведении госрегистрации, то с 7 мая 2011 года вместо свидетельства о государственной регистрации вновь созданные юридические лица должны получать выписку из Единого госреестра. Аналогичным образом изменилась и процедура государственной регистрации физических лиц — предпринимателей.

Информация о субъекте хозяйствования (юридическом лице либо физлице-предпринимателе), которая указывается в выписке, практически полностью повторяет сведения, содержащиеся в свидетельстве о госрегистрации (ст. 21 Закона № 755):

— наименование юридического лица либо физлица-предпринимателя;

— идентификационный код юридического лица либо регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика*;

— местонахождение юридического лица либо место проживания физлица-предпринимателя;

— фамилия, имя и отчество лиц, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица либо от имени физического лица — предпринимателя без доверенности, в том числе подписывать договоры, их регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков;

— наличие ограничений по представительству от имени юридического лица либо физлица-предпринимателя;

— дата и номер записи в Едином госреестре;

— дата выдачи выписки.

* Заменил идентификационный номер физлица.

Свидетельство о госрегистрации также дополнительно содержало сведения о месте и дате проведения государственной регистрации.

Отменяя свидетельство о госрегистрации, как следует из пояснительной записки к законопроекту, законодатель стремился:

во-первых, упростить и удешевить процедуру начала ведения предпринимательской деятельности (по мнению разработчиков закона, требование получить и сохранять свидетельство о госрегистрации было «неоправданным препятствием для начала и последующего осуществления деятельности юридическими лицами и физлицами-предпринимателями»). На наш взгляд, обоснование довольно слабое: вряд ли кого-то из субъектов хозяйствования слишком уж обременяла необходимость сохранять свидетельство о госрегистрации, тем более что в случае утери его всегда можно было восстановить. Что касается заявленной цели по удешевлению, то, как и раньше, лица, желающие пройти госрегистрацию, должны заплатить регистрационный сбор, размер которого не изменился (10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — за проведение госрегистрации юрлица (далее — ннмдг), 2 ннмдг — за проведение госрегистрации физлица-предпринимателя; при внесении изменений в учредительные документы юрлица, госрегистрации изменения имени либо места проживания физлица-предпринимателя — 30 процентов от указанных выше величин);

во-вторых, «отказаться от такого анахронизма, как свидетельство о госрегистрации, и для подтверждения госрегистрации использовать непосредственно сведения Единого госреестра». Однако и тут без «но» не обошлось: на данный момент возможности такого непосредственного использования нет, прямой доступ к сведениям Единого госреестра имеют только суды. Субъектам же хозяйствования все равно придется документально подтверждать факт госрегистрации — только теперь, как мы уже сказали, вместо свидетельства о госрегистрации для этого будет использоваться выписка из Единого госреестра. Единственный плюс выписки: если юрлицо либо физлицо-предприниматель находятся в процессе прекращения предпринимательской деятельности, в выписке делается соответствующая запись (в свидетельство о госрегистрации такая информация не вносилась).

Подтвердить факт госрегистрации можно и с помощью извлечения из Единого госреестра. Если выписка из Единого госреестра выдается только тому субъекту хозяйствования, сведения о госрегистрации которого необходимо подтвердить, то получить извлечение может любое лицо, направив соответствующий запрос госрегистратору с указанием в нем, о каком субъекте хозяйствования и в каких именно сведениях из Единого госреестра оно нуждается. В отличие от выписки извлечение может быть более информативным: если перечень сведений, указываемых в выписке, строго очерчен Законом № 755, то извлечение может включать в себя любую информацию, содержащуюся в Едином госреестре.

 

Выписка либо извлечение от контрагента: что требовать?

При заключении любого договора первое, что следует сделать, — определить статус контрагента, убедиться в его добросовестности и установить полномочия лиц, представляющих контрагента (см. «Тонкости договорной работы: на что обратить внимание бухгалтеру?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 55). В общем случае законодатель решение этих вопросов оставляет на усмотрение самих субъектов хозяйствования: кому-то будет достаточно той информации, которую указал контрагент о себе в тексте договора, а кто-то захочет ознакомиться с учредительными документами, оставить себе копию документа о госрегистрации или даже сам обратиться к госрегистратору с целью получения извлечения из Единого госреестра. Но из правил есть исключения.

Так, Закон № 3205 внес изменения в НКУ, после вступления в силу которых предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, для необложения их доходов налогом на доходы физических лиц у источника выплаты должны предоставить выписку или извлечение из Госреестра. Напомним, раньше НКУ требовал предоставления копии свидетельства о госрегистрации, однако, поскольку в нем нет информации о видах деятельности физлица-предпринимателя, ГНАУ рекомендовала субъектам хозяйствования получать в своих налоговых инспекциях справки, содержащие информацию о выбранных видах деятельности и системе налогообложения (см. письмо от 05.04.2011 г. № 4133/5/17-0716).

Новая формулировка п. 177.8 НКУ, скорее всего, вызовет у налоговых органов желание настаивать на том, что у налогоплательщика, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю, должен остаться оригинал выписки либо извлечения из Госреестра. Однако не исключено, что практика все же пойдет иным путем. НКУ говорит о предоставлении физлицом-предпринимателем выписки или извлечения своему контрагенту, но не возлагает на последнего обязанность оставить у себя такой документ. Поэтому даже если в последующем проверяющие усомнятся в правомерности неудержания НДФЛ при выплате дохода физлицу, субъекту хозяйствования будет достаточно предоставить доказательства того, что на момент выплаты дохода у такого физлица был статус предпринимателя с соответствующими видами деятельности (копии документа, подтверждающего госрегистрацию такого физлица, должно быть достаточно). Применить санкции проверяющие смогут лишь в том случае, если докажут обратное. Одного отсутствия оригинала документа о госрегистрации у субъекта, выплатившего доход физлицу, для применения к нему негативных налоговых последствий явно недостаточно.

К тому же нельзя забывать о том, что получение выписки либо извлечения из Единого госреестра является платным: получение выписки обойдется в 1 ннмдг (17 грн.), получение извлечения — 3 ннмдг (51 грн.)*. Поэтому толкование новых законодательных положений как требующих от физлиц-предпринимателей предоставлять каждому своему контрагенту оригинал документа, подтверждающего факт госрегистрации, противоречило бы самой идее Закона № 3205 — упростить и удешевить условия ведения предпринимательской деятельности.

* Не взимается плата за получение выписки из Единого государственного реестра при проведении государственной регистрации юридического лица; физического лица — предпринимателя; внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, но не связанные с изменениями, которые вносятся в учредительные документы юридического лица; изменений в учредительные документы юридического лица; изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре; прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по судебному решению о признании физического лица — предпринимателя банкротом, а также при внесении в Единый государственный реестр судебного решения об отмене государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Еще один момент: предоставление физлицом-предпринимателем либо самостоятельное получение субъектом хозяйствования извлечения из Единого госреестра с указанием в нем видов деятельности от необходимости обращения в налоговую инспекцию за справкой предпринимателя, видимо, все же не избавит, поскольку в любом случае она нужна для подтверждения системы налогообложения.

Законом № 3205 внесены изменения и в Закон о ЕСВ: для того чтобы вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору на выполнение работ (предоставление услуг), не облагалось единым социальным взносом у источника выплаты, предприниматель должен подтвердить, что вид деятельности по договору указан в извлечении из Единого госреестра (ч. 1 ст. 4). В данном случае на основании тех же аргументов, которые изложены выше, речь также, на наш взгляд, не должна идти об оригинале извлечения. К тому же в Законе о ЕСВ в отличие от НКУ говорится не о предоставлении извлечения, а только о необходимости подтвердить, что выполняемая физлицом-предпринимателем работа (оказываемая услуга) совпадает с указанными в извлечении из Единого госреестра видами деятельности (для того, чтобы подтвердить, достаточно копии). Как видим, для целей необложения ЕСВ выписки из Единого госреестра будет недостаточно, поскольку в ней виды деятельности физлица-предпринимателя не указываются.

Подведем итог. Если физлицо-предприниматель на общей системе налогообложения оказывает услуги (выполняет работы), то чтобы чувствовать себя абсолютно спокойно, от него необходимо получить: 1) выписку из Единого госреестра; 2) копию справки из налогового органа о видах деятельности и системе налогообложения; 3) копию извлечения из Единого госреестра. Впрочем, надеемся, что обзаводиться столь обширным набором документов все же не придется: поскольку извлечение из Единого госреестра также может служить подтверждением государственной регистрации, необходимости в предоставлении выписки нет. У налоговиков может быть лишь формальная, а не содержательная, зацепка: отсутствие в п. 177.8 НКУ прямого указания на возможность предоставления копии подтверждающих госрегистрацию документов (хотя слово «оригинал» не используется) может быть ими использовано как основание требовать наличия оригинала выписки у субъекта хозяйствования, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю, чтобы не удерживать с него НДФЛ.

От физлица-предпринимателя, которому доход выплачивается в рамках договора купли-продажи либо аренды, извлечение из Единого госреестра получать не нужно, поскольку его доход ЕСВ не облагается.

Что касается физлиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, то налоговики традиционно требовали предоставления ими копий свидетельств о госрегистрации и об уплате единого налога (они оставались у субъекта хозяйствования, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю), хотя, по большому счету, одного наличия копии свидетельства об уплате единого налога было бы достаточно. С учетом произошедших изменений в законодательстве для необложения ЕСВ выплачиваемого физлицу-упрощенцу дохода от него необходимо получить копию извлечения из Единого госреестра (такая потребность отсутствует, только если доход выплачивается по договору купли-продажи либо по договору аренды). Копии свидетельства об уплате единого налога и копии такого извлечения, по идее, должно быть достаточно. Но, к сожалению, мы не можем исключать того, что произошедшие изменения налоговики воспримут буквально и в качестве заменителя свидетельства о госрегистрации будут воспринимать исключительно выписку из Единого госреестра (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 38, с. 3).

Обращаем также внимание, что отмена свидетельства о госрегистрации означает, что теперь в перечнях обязательных для подачи с целью получения того или иного разрешения (согласования, допуска к участию в процедуре и т. п.) документов вместо него указаны выписка либо извлечение из Единого госреестра. Кроме того, если раньше проверяющие контролировали наличие свидетельств о госрегистрации, то теперь им необходимо проверить сам факт госрегистрации.

 

Срок действия документов о госрегистрации

С учетом того, какое значение придает НКУ выписке либо извлечению из Единого госреестра, возникает вопрос, как долго указанная в них информация остается актуальной.

До внесения изменений в Закон № 755 действие извлечения не было ограничено каким-либо сроком, срок действия выписки составлял 30 дней с даты ее выдачи. Однако при этом если в Единый госреестр после даты выдачи указанных документов вносились изменения, то они прекращали свое действие. Закон № 3205 снял ограничения по сроку действия и для выписки: если изменения в Единый госреестр не вносятся, то она считается действующей и после истечения 30-дневного срока. Рассматриваемые изменения должны повлечь и разработку новой формы бланка выписки: в действующей форме выписки, утвержденной приказом Госкомпредпринимательства от 13.04.2004 г. № 47, указывается, что она действует в течение 30 дней.

К сожалению, актуальна ли информация, указанная в выписке либо в извлечении, предоставленных физлицом-предпринимателем, субъект хозяйствования узнать никак не может (единственный способ — получить извлечение самостоятельно, но вряд ли это можно вменять ему в обязанность). Остается лишь надеяться на добросовестность своего контрагента (см. также «Ответственность контрагента за налоговые последствия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27).

 

Старые свидетельства о госрегистрации

При внесении изменений, подобных обсуждаемым, законодатель должен оговаривать переходные моменты. В данном случае ему следовало ответить на вопрос, как быть со свидетельствами о государственной регистрации, которые были получены до 07.05.2011 г. Но соответствующие переходные положения в Законе № 3205 отсутствуют.

По нашему мнению, упрощение занятия предпринимательской деятельностью для тех субъектов хозяйствования, которые только проходят госрегистрацию, не должно приводить к ухудшению положения уже действующих. К тому же они не попали в перечень субъектов, которые могут получить выписку из Единого госреестра бесплатно. Это может говорить о том, что законодатель исходит из отсутствия необходимости получения ими подобного документа, допуская возможность использования свидетельства о госрегистрации. Требования же о предоставлении выписки из Единого госреестра распространяются лишь на тех субъектов хозяйствования, которые созданы после 07.05.2011 г.

Однако, боимся, отстоять подобную точку зрения на практике будет крайне сложно. Формально с 07.05.2011 г. все нормативно-правовые акты, в которые были внесены изменения (и в первую очередь НКУ и Закон о ЕСВ), предъявляют единые требования ко всем субъектам хозяйствования (независимо от даты их госрегистрации) предоставлять выписку либо извлечение из Единого госреестра вместо свидетельства о государственной регистрации.

Так что ручаться за то, что работать станет проще, не можем. Но точно будет веселее. 

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 
Журнал «Податки та бухгалтерський облік»


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі