2504 0

Несчастный случай на производстве (часть 2)

26.11.12
В прошлом номере «СБ» (№ 20, с. 29) мы рассказали, какие бывают несчастные случаи, как определить, связан ли несчастный случай с производством. Сегодня мы опишем сам механизм расследования несчастного случая, начиная с того, какие подготовительные работы нужно провести, кто уполномочен проводить расследование и каковы этапы таких расследований. Кроме того, определим границы ответственности работодателя и перечислим отчетность, которую необходимо предоставить в связи с фактом несчастного случая на производстве.


ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ЕВС — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Порядок № 1232 — Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1232.

Порядок № 1112 — Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112 (утратил силу с 01.01.2012 г.).

Порядок № 270 — Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденный постановлением КМУ от 22.03.2001 г. № 270.

Классификатор распределения травм — Классификатор распределения травм по степени тяжести, утвержденный приказом МОЗ от 04.07.2007 г. № 370.

Положение № 63 — Положение о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением правления ФНС от 20.12.2011 г. № 63.

Порядок № 22-2 — Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2.

Порядок № 24 — Порядок назначения, перерасчета и проведения страховых выплат, утвержденный постановлением ФНС от 27.04.2007 г. № 24.

Порядок № 30 — Порядок отнесения страхователей к классу профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности и проведению проверок достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной), утвержденный постановлением правления ФНС от 30.11.2010 г. № 30.

Типовое положение № 15 — Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Гоструда от 26.01.2005 г. № 15.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

 


1. Механизм расследования НС

1.1. Подготовительные работы перед расследованием НС

Действия, предшествующие расследованию. На рисунке приведены действия, которые необходимо совершить до начала непосредственного расследования НС.

Лечебно-профилактическое заведение обязательно проводит в порядке, установленном Минздравом, необходимые исследования, составляет протокол о наличии в организме потерпевшего алкоголя (наркотических средств или ядовитых веществ) и определяет степень его опьянения. Соответствующее заключение или извлечение из протокола, а также заключение о степени тяжести травмы, с указанием кода диагноза согласно Международной статистической классификации болезней и родственных проблем здравоохранения (МКБ-10), подаются по запросу работодателя, ФНС1 до создания комиссии по проведению расследования НС или председателя комиссии после ее образования в течение суток с момента получения запроса.

1 ФНС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Если работодателю своевременно не сообщили об НС или потеря трудоспособности наступила не сразу, то такой НС расследуется и берется на учет согласно этому Порядку № 1232 в течение месяца после поступления заявления потерпевшего или уполномоченного им лица, которое представляет его интересы независимо от срока НС (п. 23 Порядка № 1232). А если предприятие, на котором произошел НС, реорганизовано, то расследование проводится его правопреемником, а в случае ликвидации предприятия установление факта НС рассматривается в судебном порядке.

 

Подготовительные работы до расследования НС

 

1.2. НС в выходной день

Порядок № 1232 не содержит отдельных указаний на случай, если НС произошел на производстве в выходной или праздничный день. Поэтому Госгорпромнадзор в письме от 18.01.12 г. № 321/0/5.2-6/12 указывает, что работодатель обязан в установленном порядке передать сообщение об НС дежурным работникам предприятия и организовать расследование. Комиссия, образованная в соответствии с приказом работодателя, также проводит расследование в выходные и праздничные дни. Это связано с необходимостью в кратчайшие сроки провести расследование, выявить причины, которые привели к НС, разработать меры по предотвращению подобных НС, а также своевременно назначить страховые выплаты и оказать услуги пострадавшему.

Что касается практической реализации этого разъяснения, то на производстве, которое работает в выходные для руководства предприятия дни, всегда есть непосредственный руководитель работ, который и уведомит руководство работодателя (этап 3 на рисунке выше).

 


2. Как расследуют НС?

Кого включают в комиссию? Работодатель обязан создать надлежащие условия для работы комиссии (обеспечить помещением, средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, канцелярскими принадлежностями), компенсировать расходы, связанные с ее деятельностью, а также привлеченных к работе экспертов, других специалистов и содействовать работе комиссии с целью своевременного и объективного проведения расследования НС.

В п. 11 Порядка № 1232 написано, кого можно включать в состав комиссии, а кого нельзя (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Состав комиссии по расследованию НС

В состав комиссии по расследованию НС

нужно включать

1) руководителя (специалиста) службы охраны труда (должностное лицо, на которое работодатель возложил выполнение функций по охране труда)

2) представителя ФНС по местонахождению предприятия

3) представителя профсоюза (при отсутствии профсоюза — уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам охраны труда)

4) представителя предприятия(1)

5) представителя заведения государственной СЭС (в случае выявления острого профессионального заболевания или отравления)

нельзя включать

1) непосредственного руководителя работ

2) потерпевшего или лицо, представляющее его интересы(2)

(1) Если пострадавший является работником другого предприятия, в состав комиссии входят также представители такого предприятия и первичной организации профсоюза (при отсутствии профсоюза — уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам охраны труда).

(2) Эти лица вправе участвовать в заседаниях комиссии, вносить предложения, подавать документы от НС, давать соответствующие объяснения, в том числе излагать в устной и письменной форме личное мнение относительно обстоятельств и причин НС и получать от председателя комиссии информацию о ходе проведения расследования.

 

В случае отсутствия у работодателя необходимого количества лиц для образования комиссии в состав комиссии входят представители работодателя (работодатель) и райгосадминистрации или исполнительного органа местного самоуправления.

Кроме того, в состав комиссии могут входить страховые эксперты (разд. III Положения № 63).

Обратите внимание: руководитель и специалисты службы охраны труда должны при принятии на работу и периодически, один раз в три года, проходить за счет работодателя обучение и проверку знаний по охране труда в соответствии с Типовым положением № 15 (это предусмотрено ст. 18 Закона об охране труда). В программы обучения по охране труда в обязательном порядке включаются вопросы по изучению основных требований Порядка № 1232. Поэтому для участия в работе комиссии по расследованию НС на предприятии должны привлекаться лица, которые согласно действующему законодательству прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (см. письмо Госгорпромнадзора от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12).

Что делает комиссия? Председатель комиссии обязан письменно проинформировать потерпевшего или уполномоченное им лицо, которое представляет его интересы, о его правах и с начала работы комиссии пригласить к сотрудничеству.

Члены комиссии имеют право получать устные или письменные объяснения об НС и проводить опросы работодателя, должностных лиц, других работников, в том числе потерпевшего, и опросить лиц — свидетелей НС и причастных к нему лиц, делать необходимые запросы, связанные с проведением расследования.

Согласно п. 14 Порядка № 1232 за 3 рабочих дня с момента образования комиссии она должна совершить действия, названные в табл. 2.

В случаях, указанных в п. 31 Порядка № 1232, или в случае возникновения необходимости в проведении лабораторных исследований, экспертизы, испытаний для установления обстоятельств и причин НС срок расследования может быть продлен по письменному согласованию с территориальным органом Госгорпромнадзора по местонахождению предприятия. В случае получения письменного согласия работодатель принимает решение о продлении срока проведения расследования.

В табл. 3 перечислено, что должен сделать работодатель после окончания расследования.

 

Таблица 2

Обязанности комиссии (п. 14 Порядка № 1232)

Задачи комиссии

1

обследовать место НС, получить письменные объяснения пострадавшего, если это возможно, опросить лиц — свидетелей НС и причастных к нему лиц

2

определить соответствие условий труда и его безопасности требованиям законодательства об охране труда

3

выяснить обстоятельства и причины НС

4

изучить первичную медицинскую документацию (журнал регистрации травматологического пункта лечебно-профилактического заведения, обращение пострадавшего в медицинский пункт или медико-санитарную часть предприятия, амбулаторную карточку и историю болезни пострадавшего, документацию отдела кадров, отдела (службы) охраны труда и т. п.)

Примечание. Информация, которая содержится в медицинской документации (в амбулаторной карте и истории болезни потерпевшего), является конфиденциальной. Поэтому если потерпевший, его родственники или уполномоченные лица против того, чтобы комиссия изучала первичную медицинскую документацию, необходимо составить акт произвольной формы и заверить его подписями членов комиссии, пострадавшего, членов его семьи или уполномоченного лица (см. письмо Госгорпромнадзора от 30.01.12 г. № 680/0/5.1-6/11).

5

определить, связан или нет НС с производством

6

установить лиц, которые допустили нарушение требований законодательства об охране труда, а также разработать план мероприятий по предотвращению подобных НС

7

составить и передать для утверждения работодателю:
акт по форме Н-5 (приложение 3 к Порядку № 1232) в 5 экземплярах;
акт по форме Н-1 (приложение 4 к Порядку № 1232)

Примечание. В случае если НС признан комиссией таким, который не связан с производством, составляется только акт по форме Н-5.
Акты по форме Н-5 и Н-1 подписываются председателем и всеми членами комиссии. В случае несогласия с содержанием акта член комиссии подписывает его с отметкой о наличии особого мнения, которое излагает в письменном виде и прилагает к акту по форме Н-5 как его неотъемлемую часть. В письме от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12 Госгорпромнадзор подчеркивает, что каждый член комиссии имеет право на свое мнение, но отказаться от подписания акта нельзя.

8

в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления), связанного с производством, кроме актов по форме Н-5 и Н-1, составить в 6 экземплярах Карту учета профессионального заболевания (отравления) по форме П-5 (приложение 5 к Порядку № 1232)

 

Факт пребывания пострадавшего в трудовых отношениях с работодателем при расследовании НС образованной работодателем комиссией не требует подтверждения Гоструда, потому что в компетенции самого работодателя установить факт наличия таких трудовых отношений (см. письмо Госгорпромнадзора от 30.01.12 г. № 680/0/5.1-6/11). А если имеет место специальное расследование, то такое подтверждение необходимо. О спецрасследовании см. на с. 40.

 

Таблица 3

Что должен сделать работодатель после окончания расследования

Действия работодателя после окончания расследования

1

Работодатель рассматривает и утверждает экземпляр акта по форме Н-5 и Н-1 в течение суток после поступления материалов по результатам расследования (п. 17 Порядка № 1232)

2

Регистрирует НС в журнале по форме согласно приложению 7 к Порядку № 1232 (п. 18 Порядка № 1232)

3

Согласно п. 19 Порядка № 1232 экземпляры утвержденных актов по форме Н-5 и Н-1 в течение суток направляются работодателем:
— руководителю (специалисту) службы охраны труда;
— потерпевшему или уполномоченному им лицу, которое представляет его интересы;
— ФНС по местонахождению предприятия, на котором произошел НС;
— территориальному органу Госгорпромнадзора по местонахождению предприятия;
— профсоюзу, представитель которого участвовал в работе комиссии.
Копии актов по форме Н-5 и Н-1 направляются органу управления предприятия, а в случае его отсутствия — местной госадминистрации.
В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) копия акта по форме Н-1 направляется заведению государственной СЭС, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор за предприятием и ведущей учет случаев острых профессиональных заболеваний (отравлений)

4

После окончания периода временной нетрудоспособности или в случае смерти пострадавшего в результате травмы, полученной во время НС, работодатель, который берет на учет НС, составляет уведомление о последствиях НС по форме Н-2 (приложение 8 к Порядку № 1232) и направляет его в 10-дневный срок организациям и лицам, которым направлялись акты по форме Н-5 и Н-1, а в случае смерти пострадавшего в результате ранее полученных травм или других повреждений срочно подает письменное сообщение о НС согласно приложению 2 к Порядку № 1232 учреждениям, организациям, которым посылались акты по форме Н-5 и Н-1 (п. 22 Порядка № 1232). Сообщение по форме Н-2 обязательно прилагается к акту по форме Н-1 и хранится вместе с ним

 

Материалы расследования. Материалами расследования являются:

1) акты по форме Н-5 и Н-1 (в случае, если НС признан связанным с производством);

2) приказ о создании комиссии;

3) карточка по форме П-5 (в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления));

4) объяснение пострадавшего, лиц — свидетелей НС и причастных к нему лиц (при их наличии);

5) копии документов о:

— квалификации работника;

— проведении соответствующих инструктажей и медицинских осмотров;

— получении задания на выполнение работы, во время которой произошел НС (при наличии);

— в случае необходимости — извлечение из эксплуатационной документации, схемы, фотографии, другие документы, характеризующие состояние рабочего места (оборудования, аппаратуры, материалов и т. п.), заключение лечебно-профилактического заведения о состоянии опьянения, наличие в организме потерпевшего алкоголя, наркотических или ядовитых веществ.

Экземпляры актов по форме Н-5 и Н-1 вместе с материалами расследования хранятся на предприятии в течение 45 лет, в случае реорганизации предприятия передаются его правопреемнику, который берет на учет НС, а в случае ликвидации предприятия — в государственный архив. В рабочем органе исполнительной дирекции ФНС экземпляры актов по форме Н-5 и Н-1 также хранятся в течение 45 лет.

 


3. Контроль и ответственность

Кто осуществляет контроль? Контроль за своевременностью и объективностью проведения расследования НС, подготовкой материалов расследования, ведением учета НС, принятием мер к устранению причин НС осуществляют:

— органы государственного управления;

— органы государственного надзора за охраной труда;

— исполнительная дирекция ФНС и ее рабочие органы в соответствии с компетенцией.

Кроме того, еще есть общественный контроль, который осуществляют профсоюзы через свои выборные органы и представителей, а также уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда в случае отсутствия на предприятии профсоюза.

Перечисленные органы и лица имеют право требовать от работодателя проведения повторного (дополнительного) расследования НС, утверждения или пересмотра утвержденного акта по форме Н-5 или Н-1, признания НС связанным с производством и составления акта по форме Н-1 в случае, если выявлены нарушения требований Порядка № 1232.

В каких случаях работодателю выдают предписание? Должностное лицо органа Госгорпромнадзора имеет право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по форме Н-9 (приложение 10 к Порядку № 1232) о необходимости проведения расследования (повторного расследования) НС, утверждения или пересмотра утвержденного акта по форме Н-5 или Н-1, признания или непризнания НС связанным с производством, составления акта по форме Н-5 или Н-1. Это может быть в таких случаях:

— если работодатель отказывается составить или утвердить акт по форме Н-5 или Н-1;

— если пострадавший (лицо, которое представляет его интересы) не согласен с содержанием акта по форме Н-5 или Н-1;

— поступления жалобы;

— несогласия с выводами об обстоятельствах и причинах наступления НС;

— сокрытия факта наступления НС.

Кроме того, предписание по форме Н-9 может быть выдано, если при составлении актов по форме Н-5 и Н-1 допущены ошибки или неточности. В таком случае комиссия по расследованию НС должна составить новые акты, в которые вносятся необходимые изменения и уточнения, которые после утверждения направляются работодателем лицам и органам. На ранее составленных актах делается запись (причина, по которой они утратили свою силу) и указываются номер и дата новых актов. Соответствующие изменения также вносятся в журнал регистрации лиц, пострадавших от НС (приложение 7 к Порядку № 1232).

Работодатель, получивший предписание по форме Н-9, обязан в 5-дневный срок после его получения издать приказ о принятии указанных в предписании мер, а также привлечь к ответственности работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда. О принятии мер работодатель письменно уведомляет орган Госгорпромнадзора в установленный им срок (п. 35 Порядка № 1232).

Решение должностного лица органа Госгорпромнадзора может быть обжаловано в судебном порядке. На время рассмотрения дела в суде действие предписания по форме Н-9 приостанавливается.

Ответственность. В связи с наступлением НС сотрудников работодателя могут привлечь к административной ответственности (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Возможная административная ответственность сотрудников работодателя

в связи с наступлением и расследованием НС

Норма КоАП

За что наступает ответственность

Размер штрафа

Кого привлекают

1

2

3

4

Часть вторая ст. 41

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда

От 68 до 170 грн.

Работников, допустивших нарушения

От 340 до 680 грн.

Должностных лиц предприятий и ФЛП1

Часть третья ст. 41

Нарушения установленного порядка уведомления (предоставления информации) специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти по надзору за охраной труда НС на производстве

От 340 до 850 грн.

Должностных лиц предприятий, ФЛП, использующих наемный труд, и на физлиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемный труд

Примечание. Ответственность, предусмотренная частью третьей ст. 41 КоАП, введена с 15.06.2012 г. Законом Украины от 24.05.12 г. № 4837-VI. Этим же Законом изменены и размеры штрафов, предусмотренных частью второй ст. 41 КоАП и ст. 1884 КоАП.

Ст. 1654

Несвоевременное информирование ФНС об НС на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии

От 136 до 255 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн.)

Должностных лиц предприятий, ФЛП, которые используют наемный труд, физлиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемный труд

Ст. 1884

Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда по поводу устранения нарушений законодательства об охране труда (т. е. невыполнение предписания по форме Н-9) и создание препятствий для деятельности этих органов

От 102 до 170 грн.

Работников, не исполнявших такие требования

От 510 до 1700 грн.

Граждан и должностных лиц

Примечание. В письме от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12 Госгорпромнадзор отмечает: в случае повторного невыполнения предписания по форме Н-9 материалы передаются органам прокуратуры.

1 ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

 

Работодатель обязан провести анализ причин наступления НС по итогам квартала, полугодия и года и разработать и выполнить план мероприятий по предотвращению подобных НС.

Органы управления предприятий, местные госадминистрации обязаны на основании актов по форме Н-5 и Н-1 провести анализ обстоятельств и причин наступления НС по итогам полугодия и года, довести его результаты до сведения предприятий, которые относятся к сфере их управления, а также разработать и выполнить план мероприятий по предотвращению подобных несчастных случаев.

 


4. Специальное расследование НС

Какие НС подлежат спецрасследованию?

Согласно п. 36 Порядка № 1232 специальному расследованию подлежат такие случаи:

— НС со смертельным исходом;

— групповые НС, которые произошли одновременно с двумя и более работниками, независимо от степени тяжести полученных ими травм;

— смерти работников на предприятии;

— исчезновения работников при выполнении трудовых (должностных) обязанностей;

— котрые повлекли тяжкие последствия, в том числе с возможной инвалидностью пострадавшего.

О наступлении такого НС, которое подлежит спецрасследованию согласно пп. 36 — 56 Порядка № 1232, работодатель должен уведомить в течение 1 часа с использованием средств связи и в течение 3 часов представить на бумажном носителе сообщения согласно приложению 2 к Порядку № 1232 (п. 37 Порядка № 1232):

1) территориальный орган Госгорпромнадзора по местонахождению предприятия;

2) орган прокуратуры по месту наступления несчастного случая;

3) ФНС по местонахождению предприятия;

4) орган управления предприятия (в случае его отсутствия — местной госадминистрации);

5) заведение государственной СЭС, которое осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за предприятием (в случае выявления острых профессиональных заболеваний (отравлений));

6) профсоюз (при отсутствии профсоюза — уполномоченному наемными работниками лицу по вопросам охраны труда);

7) вышестоящий орган отраслевого профсоюза (при отсутствии — территориальное профобъединение по месту наступления НС);

8) орган по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по месту наступления НС (при необходимости).

Сроки уведомления об НС отсчитываются с момента получения работодателем уведомления об НС, в частности, от непосредственного руководителя работ — о наступлении НС; от лечебно-профилактического заведения — об обращении потерпевшего со ссылкой на НС на производстве. То есть срок уведомления в один и три часа не зависит от того, когда работодатель получил заключение лечебно-профилактического заведения о степени тяжести травмы (см. письмо Госгорпромнадзора от 30.01.12 г. № 680/0/5.1-6/11).

Спецрасследование НС, повлекших тяжкие последствия, в том числе с возможной инвалидностью пострадавшего, производится по решению Госгорпромнадзора или его территориальных органов в зависимости от характера и степени тяжести травмы. Именно орган Госгорпромнадзора, а не работодатель, создает спецкомиссию для расследования такого НС (п. 38 Порядка № 1232). В эту комиссию входит и представитель работодателя. Поскольку такое спецрасследование проводит не работодатель, то далее мы не будем рассматривать ее деятельность, а остановимся лишь на обязанностях работодателя при расследовании.

Комиссия во время расследования должна получить разъяснения от собственника (уполномоченного лица) либо опросить свидетелей по поводу наличия договоренности, подтверждающей трудовые отношения (см. письмо Госгорпромнадзора от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12).

Если же территориальный орган Госгорпромнадзора в течение суток не примет решение о проведении спецрасследования такого НС, то расследование проводит работодатель или ФНС по месту наступления НС в общем порядке, руководствуясь при этом пп. 3 — 32 Порядка № 1232 (как его проводят, мы описали выше). В этом случае комиссию для расследования НС будет создавать работодатель.

Как работодателю понять, что орган Госгорпромнадзора не будет проводить спецрасследование? В письме от 30.01.12 г. № 680/0/5.1-6/11 Госгорпромнадзор разъясняет, что если в течение суток от территориального органа Госгорпромнадзора не поступил запрос о предоставлении кандидатуры представителя работодателя для включения в состав спецкомиссии, можно считать, что территориальным органом не принято решение о проведении спецрасследования такого НС.

Для работодателя важно квалифицировать НС, которые повлекли тяжкие последствия. Отнесение НС к таким, которые повлекли тяжкие последствия, в том числе с возможной инвалидностью пострадавшего, осуществляется согласно Классификатору распределения травм.

Согласно п. 6 Классификатора распределения травм медицинское заключение о степени тяжести производственной травмы предоставляется исключительно лечебно-экспертной комиссией (ЛЭК) лечебно-профилактического заведения, где осуществляется лечение пострадавшего лица, в срок до 1 суток с момента поступления запроса работодателя и/или председателя комиссии.

Поскольку спецрасследованию подлежат НС с полученными травмами, перечень которых определен п. 3 Классификатора распределения травм, то для определения необходимости назначения спецрасследования такого случая достаточно уведомления работодателя согласно приложению 2 к Порядку № 1232, где в п. 6 указан характер травм (см. письмо Госгорпромнадзора от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12).

Обязанности работодателя в ходе спецрасследования перечислены п. 45 Порядка № 1232. В частности, он должен:

1) по решению спецкомиссии сделать фотоснимки места, где произошел НС;

2) создать надлежащие условия для работы специальной комиссии (обеспечить помещением, средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, канцелярскими принадлежностями). Спецрасследование проводится в течение 10 дней. При необходимости срок может быть продлен. Например, если не удалось по уважительным причинам (неудовлетворительное состояние здоровья потерпевшего, отсутствие членов семьи или представителя интересов потерпевшего и т. д.) в течение 10 рабочих дней организовать встречу с вышеупомянутыми лицами, срок спецрасследования может быть продлен органом, который создал специальную комиссию (письмо Госгорпромнадзора от 31.01.12 г. № 716/0/3-1-6/12);

3) организовать в случае проведения расследования случаев острого профессионального заболевания (отравления) медицинское обследование других работников соответствующего участка предприятия;

4) организовать проведение необходимых лабораторных исследований, испытаний, технических расчетов, экспертизы и т. п.;

5) организовать печатание, тиражирование и оформление в необходимом количестве материалов специального расследования, указанных в пп. 50 и 51 Порядка № 1232;

6) организовать доставку тела погибшего работника, его идентификацию и возместить связанные с этим расходы.

Кроме того, работодатель обязан компенсировать расходы, связанные с деятельностью спецкомиссии и привлеченных экспертов (п. 46 Порядка № 1232).

При поступлении жалобы руководитель Госгорпромнадзора может назначить повторное (дополнительное) расследование НС спецкомиссией в другом составе, по результатам ее работы отменить акты по форме Н-5 и Н-1. Решение спецкомиссии в другом составе может быть обжаловано только в судебном порядке.

Действия работодателя после проведения спецкомиссии сводятся к двум обязанностям:

1. Принятие мер по предотвращению подобных НС. Он обязан в 5-дневный срок после утверждения акта по форме Н-5 издать приказ о принятии предложенных спецкомиссией мероприятий и предотвращении возникновения подобных НС, который обязательно прилагается к материалам спецрасследования, а также привлечь в соответствии с законодательством к ответственности работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда, должностных инструкций и других актов предприятий по этим вопросам. О принятии предложенных мероприятий работодатель информирует в письменной форме органы, которые принимали участие в проведении расследования, в указанные в акте формы Н-5 сроки.

2. Рассылка материалов спецрасследования и актов по форме Н-5 и Н-1. Работодатель обязан в 5-дневный срок после утверждения акта по форме Н-5 послать за свой счет копии материалов спецрасследования, указанных в пп. 50 и 51 Порядка № 1223, органам прокуратуры, другим органам, представители которых принимали участие в проведении спецрасследования, Госгорпромнадзора, ФНС, а в случае проведения расследования случаев выявления острого профессионального заболевания (отравления) также заведению государственной СЭС, которая осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за предприятием, где работает пострадавший.

Экземпляры утвержденных актов по форме Н-5 и Н-1 (в случае если НС признан связанным с производством) и экземпляр карточки по форме П-5 (в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления)) посылаются:

— потерпевшему, членам его семьи или уполномоченному лицу, которое по доверенности представляет его интересы;

— ФНС по местонахождению предприятия;

— территориальному органу Госгорпромнадзора по местонахождению предприятия.

Экземпляры утвержденных актов по форме Н-5 и Н-1 и экземпляр карточки по форме П-5 вместе с другими материалами спецрасследования хранятся на предприятии в течение 45 лет, в случае реорганизации предприятия передаются его правопреемнику, который берет на учет НС, а в случае ликвидации предприятия — в государственный архив.

 

Если НС произошел с водителем

НС, произошедшие с водителем, машинистом, пилотом и другими членами экипажа (бригады) в рейсе во время аварии или катастрофы, расследуются несколько иначе: или работодатель (если речь идет об обычном расследовании; о нем см. с. 34), или спецкомиссия (если речь идет об НС, подлежащем спецрасследованию) должны расследовать такой НС, основываясь на материалах расследования аварии/катастрофы на транспорте, которое осуществили соответствующие органы. Но комиссию все равно нужно создать. Об особенностях такого расследования говорится в п. 31 (для обычного расследования) и в п. 40 Порядка № 1232 (для специального).

Орган, который проведет расследование аварии/катастрофы, должен в течение 10 дней после завершения расследования передать работодателю либо председателю спецкомиссии информацию об обстоятельствах и причинах аварии/катастрофы на транспорте, которая спровоцировала НС, также предоставить сведения о лицах, которые допустили нарушение требований законодательства, независимо от возбуждения уголовного дела.

Если работодатель (председатель спецкомиссии) не получил от соответствующих органов такие сведения в течение месяца с момента аварии/катастрофы на транспорте, комиссия составляет акты по форме Н-5 и Н-1 и в пункте 10 акта по форме Н-1 отмечает наименование органа, который непосредственно проводит расследование, участников дорожного движения и лиц, которые пользовались транспортным средством, но не причастны к управлению. Утвержденные акты по форме Н-5 и Н-1 направляются соответствующим органам в установленном порядке.

После получения работодателем сведений об обстоятельствах и причинах аварии/катастрофы на транспорте, а также лицах, которые допустили нарушение требований законодательства, им составляется заключение по форме Т-1 согласно приложению 9 к Порядку № 1232. Это заключение направляется в трехдневный срок после его согласования с территориальным органом Госгорпромнадзора и рабочим органом исполнительной дирекции ФНС по месту наступления НС работодателем представителям органов и учреждений, которым направлены акты по форме Н-5 и Н-1.

 


5. Пособие работнику, учет и отчетность

5.1. Пособие работнику от ФНС

Системой государственного социального страхования предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности, которая наступила в связи с НС.

Если по результатам расследования выяснится, что НС связан с производством, то первые 5 дней временной нетрудоспособности на основании предоставленного работником больничного листа, оплачиваются за счет работодателя, остальные дни — за счет средств ФНС. То есть в общем случае на пособие претендуют застрахованные работники, пострадавшие от НС, который признан связанным с производством.

В листке нетрудоспособности в качестве причины нетрудоспособности должен быть указан код «4», что свидетельствует об НС на производстве и его последствиях.

Пособие назначается и выплачивается работодателем по месту работы потерпевшего, где произошел страховой случай, в размере 100 % средней зарплаты согласно положениям Порядка № 24. Обращаем внимание: для того чтобы работник смог получить пособие, НС должен быть надлежаще оформлен необходимыми документами согласно Порядку № 1232 (акты по форме Н-1, Н-5, П-4 и др.).

 

5.2. Учет и отчетность

Бухгалтерский учет. Как видим, на работодателя возложен весомый груз обязанностей, которые он должен выполнить, если на его предприятии произошел НС. В частности, как мы уже упоминали, работодатель должен обеспечить комиссию всем необходимым (связь, канцелярские принадлежности, обеспечение транспортом, фотографирование места НС и т. д.), также он тратится и в ходе проведения спецрасследования (пп. 43, 45 и 46 Порядка № 1232).

По нашему мнению, расходы, связанные с НС, логичнее признать чрезвычайными расходами. Но некоторые специалисты считают, что такие расходы лучше отнести к прочим расходам операционной деятельности.

Согласно Инструкции № 291 на счете 99 «Чрезвычайные расходы» ведется учет потерь и расходов, связанных с событиями или операциями, которые отличаются от обычной деятельности предприятия и не ожидается, что они будут повторяться периодически или в каждом отчетном периоде. К расходам от чрезвычайных событий относятся как прямые потери по результатам этих событий, так и расходы на осуществление мероприятий, связанных с предотвращением и ликвидацией таких последствий (возмещение, оплата сторонним организациям, заработная плата работников, занятых на восстановительных работах, стоимость использованных сырья и материалов).

Счет 99 имеет следующие субсчета:

— 991 «Потери от стихийного бедствия»;

— 992 «Потери от техногенных катастроф и аварий»;

— 993 «Прочие чрезвычайные расходы».

То есть для отражения расходов, связанных с НС, происшедшим на предприятии, больше всего подходит субсчет 993.

Налоговый учет. Расходы на расследование НС признаются налоговыми расходами на основании п.п. 138.12.2 НКУ как прочие расходы хозяйственной деятельности, в которых прямо не установлено ограничений об отнесении их в состав расходов. И такие расходы признают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены в соответствии с правилами бухучета (п. 138.5 НКУ).

Что касается НДС. Если вы являетесь зарегистрированным плательщиком этого налога, то, как и обычно, имеете право на налоговый кредит (например, при покупке канцтоваров для комиссии либо оплате услуг по перевозке членов комиссии).

Отчетность в ПФУ2. В течение 2 рабочих дней после наступления НС или профессионального заболевания работодателю необходимо подать Отчет о наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в орган ПФУ (приложение 7 к Порядку № 22-2). Например, НС произошел с работником 04.07.2012 г., значит, этот отчет нужно подать не позднее 06.07.2012 г.

2 ПФУ — Пенсионный фонд Украины.

Если не предоставить его или предоставить несвоевременно, то работодатель может быть оштрафован на 170 грн. (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС). Кроме того, в этом случае есть вероятность наложения админштрафа на основании ст. 1651 КоАП, если не истечет срок в 2 месяца — от 340 до 510 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 510 до 680 грн.).

В связи с наступлением НС класс профриска и изменение ставки ЕВС3 в обязательном порядке не пересматривается. Согласно п. 3.7 Порядка № 30 изменение класса профриска осуществляется рабочим органом исполнительной дирекции ФНС один раз в год по результатам работы страхователя за прошлый календарный год. Новый класс профессионального риска производства устанавливается с начала текущего года.

3 ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

До введения ЕВС (до 01.01.2011 г.) уровень травматизма учитывался при установлении ставки взноса в ФНС в виде скидки и надбавки к страховому тарифу. После введения ЕВС такой нормы нет, но ФНС все же может перевести работодателя в более высокий класс риска по представлению страхового эксперта согласно последнему абзацу ст. 47 Закона № 1105.

Статотчетность. Работодатель на основании актов по форме Н-5 и Н-1 представляет государственную статистическую отчетность о потерпевших и несет ответственность за ее достоверность — форму № 7-ТНВ (годовая) «Звіт про травматизм на виробництві у 20__ році», утвержденную от 15.09.2009 г. № 351 (предоставить нужно до 20 февраля года, следующего за отчетным).

Если не предоставить этот отчет или предоставить с недостоверными сведениями либо с опозданием, то на должностных лиц предприятия и ФЛП могут наложить админштраф по ст. 1863 КоАП от 170 до 255 грн. (при повторном нарушении в течение года штраф составит от 255 до 425 грн.).

На этом заканчиваем и надеемся, что с работниками вашего предприятия несчастный случай не произойдет.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)