749 0

ПРОВЕРКИ СОЦФОНДОВ С 2011 ГОДА

20.04.11
В рамках сегодняшней Темы недели мы расскажем о проверках, осуществляемых ПФУ относительно начисления и уплаты ЕВС, а также о том, что и как контролируют ФБ, ФВПТ и ФНС с 2011 года. 

ПРОВЕРКИ ПО ЕВС

Порядок проведения проверок по ЕВС

Порядок осуществления государственного надзора за сбором и ведением учета ЕВС устанавливается исключительно Законом о ЕВС (ч. 2 ст. 2 Закона о ЕВС). Итак, если раньше каждый из соцфондов — ПФУ, ФВПТ, ФБ, ФНС — имел право осуществлять проверки как начисления, своевременности уплаты соответствующих страховых взносов, так и порядка и правильности использования страховых средств, то теперь надзор за соблюдением требований законодательства, касающихся уплаты ЕВС, возложен на ПФУ. В компетенции остальных фондов — только контроль за правильностью начисления страховых взносов до 2011 года, а также эти фонды продолжают контролировать правильность использования средств таких фондов (см. раздел «Проверки ФБ, ФВПТ и ФНС с 2011 года» на с. 42).

С целью выполнения ПФУ возложенной на него функции контроля за уплатой ЕВС его территориальным органам среди прочего предоставлены такие права:

1. Получать бесплатно от предприятий и ФЛП сведения о начислении, исчислении и уплате ЕВС, а также другие сведения, необходимые для выполнения ПФУ возложенных на него функций (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

2. Проводить не чаще чем один раз в календарный год плановую, а в случаях, предусмотренных законом, — внеплановую проверку на предприятиях, в учреждениях и организациях, у предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате ЕВС, получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим во время такой проверки (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

Во исполнение абз. второго п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС Кабмин утвердил Порядок № 233 (вступил в силу с 18.03.11 г.), который регулирует порядок проведения проверок ПФУ. Нормы Порядка № 233 не противоречат нормам Закона № 877.

При этом порядок взаимодействия налоговых органов и органов ПФУ во время организации и проведения плановых проверок установлен ПФУ совместно с ГНАУ в Порядке № 3-1. Согласно данному документу согласовывается возможность одновременного проведения проверок ПФУ и ГНАУ.

В свою очередь на плательщиков ЕВС возложена обязанность допускать должностных лиц территориального органа ПФУ к проведению проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕВС при наличии направления на проверку и удостоверения у проверяющих, предоставлять им предусмотренные законодательством документы и пояснения по вопросам, возникающим в процессе проверки (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС).

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также предпринимателей устранения выявленных нарушений законодательства о ЕВС (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

4. Изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений и организаций, а также предпринимателей копии документов, подтверждающих занижение размера зарплаты (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕВС (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

5. Применять финансовые санкции, предусмотренные Законом о ЕВС (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС), и взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕВС (п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

Кроме того, за нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕВС, предусмотрена административная ответственность, а за уклонение от уплаты ЕВС также и уголовная ответственность. Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в табл. 4 на с. 37.

Решения, принятые органами ПФУ по вопросам, которые относятся к их компетенции в соответствии с Законом о ЕВС, являются обязательными к выполнению плательщиками ЕВС, должностными лицами и застрахованными лицами (ч. 1 ст. 25 Закона о ЕВС).

Согласно Порядку № 233 проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕВС и достоверности сведений, поданных в Госреестр общеобязательного государственного соцстрахования, бывают плановые и внеплановые.

Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска, к которому относится плательщик ЕВС (табл. 1).

 

Таблица 1. Периодичность проведения плановых проверок согласно Порядку № 233

Степень риска

Критерии отнесения плательщиков ЕВС к степени риска (п. 4)

Частота проверок

Высокая

— использование труда наемных лиц без начисления ЕВС;
 — неподача в ПФУ предусмотренных законодательством отчетов и сведений;
 — систематическое нарушение установленных сроков уплаты ЕВС;
 — неначисление и неуплата ЕВС (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц)

Не чаще одного раза в год

Средняя

— осуществление начисления ЕВС в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника;
 — нарушение установленных сроков подачи в ПФУ предусмотренных законодательством отчетов и сведений;
 — нарушение установленных сроков уплаты ЕВС;
 — ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых в ПФУ

Не чаще одного раза в два года

Незначительная

нет признаков, предусмотренных для высокой и средней степени риска

Не чаще одного раза в пять лет

 

О проведении плановой проверки ПФУ письменно уведомляет плательщика не позднее чем за 10 дней до ее проведения (п. 6 Порядка № 233). Порядком № 233 ограничены и сроки проведения таких проверок — не более 15 рабочих дней, а у субъектов малого предпринимательства — не более 5 рабочих дней (п. 7).

Основания для проведения внеплановых проверок по ЕВС указаны в п. 8 Порядка № 233. Естественно, о такой проверке работодателя ПФУ предварительно не предупредит. Срок ее проведения не должен превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — не более 2 рабочих дней (п. 9 Порядка № 233).

Теперь подробно остановимся на порядке взыскания недоимки по ЕВС и финансовых санкций, которые согласно п. 6.1 Инструкции № 21-5 применяются к страхователям, на которых, в свою очередь, Законом о ЕВС возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать ЕВС.

 

Порядок взыскания недоимки по ЕВС

Порядок взыскания задолженности по ЕВС регламентируется ст. 25 Закона о ЕВС и разделом VI Инструкции № 21-5.

Сразу отметим: срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется (ч. 16 ст. 25 Закона о ЕВС; п. 7.13 Инструкции № 21-5).

Определение недоимки по ЕВС дано и в Законе о ЕВС и в Инструкции № 21-5, но они разные:

1) согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕВС «…недоимка — сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные данным Законом, исчисленная территориальными органами Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных данным Законом»;

2) согласно абз. первому п. 6.2 Инструкции № 21-5 «Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная плательщиками в сроки, определенные в соответствии с Законом подпунктом 4.3.6 <…>, абзацем вторым подпункта 4.5.2, подпунктом 4.5.3 <…> и подпунктом 4.6.2 <…> раздела IV данной Инструкции, исчисленная органами Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных Законом, является недоимкой».

Таким образом, в Инструкции № 21-5 при определении недоимки идет привязка к срокам уплаты ЕВС, установленным именно Инструкцией № 21-5:

1) п.п. 4.3.6 — начисленные работодателями за соответствующий отчетный месяц суммы ЕВС (в части начислений и удержаний) должны быть уплачены не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, независимо от выплаты зарплаты и других видов выплат, на суммы которых начисляется ЕВС;

2) абз. второй п.п. 4.5.2 — уплата сумм ЕВС предпринимателем, работающим на общей системе налогообложения, при окончательном расчете за себя, который осуществляется им до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, на основании данных годовой налоговой декларации;

3) п.п. 4.5.3 — уплата сумм ЕВС самозанятыми лицами за себя до 1 апреля года, следующего за отчетным, на основании данных годовой налоговой декларации;

4) п.п. 4.6.2 — уплата сумм ЕВС предпринимателем-упрощенцем за себя в виде ежемесячных авансовых платежей в размере, который самостоятельно определили, до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается (абз. первый), и уплата сумм окончательного расчета не позднее 20 числа месяца, который наступает за отчетным годом (абз. второй).

Учитывая наличие противоречий в сроках уплаты ЕВС, прописанных в ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС и в Инструкции № 21-5*, считаем возможным оспаривать наложение финсанкций за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей для предпринимателей-упрощенцев. Чью сторону займет суд в таких спорах — покажет время. Что касается авансовых платежей для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения, то их несвоевременная уплата (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября) не приведет к возникновению недоимки.

* См. Тему недели «Начисляем и уплачиваем единый взнос»// «БН», 2011, № 1-2, с. 10.

Для уплаты недоимки по ЕВС органы ПФУ направляют плательщикам требование об уплате долга по форме приложения 4 к Инструкции № 21-5 (для юрлиц) или приложения 5 (для физлиц) в случаях и в сроки, названные в табл. 2.

 

Таблица 2. Случаи и сроки направления ПФУ требования об уплате долга

Случаи выявления недоимки

Срок направления требования об уплате долга

1) данные документальных проверок результатов деятельности плательщика или актов сверок с органами налоговой службы сумм дохода (прибыли) предпринимателей или самозанятых лиц свидетельствуют о доначислении сумм ЕВС;
2) органами ПФУ в уведомлениях-расчетах определены суммы ЕВС, подлежащие доплате (п.п. «а» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

Одновременно с:
 — актом документальной проверки плательщика ЕВС;
 — актом о суммах расхождений относительно сумм дохода (прибыли), заявленных в отчетности в ПФУ и задекларированных в годовой налоговой декларации — предпринимателями или самозанятыми лицами;
 — уведомлением-расчетом на всю сумму доначисленного ЕВС

Плательщик имеет на конец отчетного базового периода недоимку по уплате ЕВС (п.п. «б» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

Ежемесячно в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным базовым периодом. Требование формируется на основании данных лицевых счетов плательщиков на всю сумму долга

Плательщик имеет на конец отчетного базового периода долги по уплате финансовых санкций (п.п. «в» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

 

Требование об уплате долга является исполнительным документом. Его формируют на сумму долга, превышающую 10 грн.

Для работодателя важно знать. когда требование считается ему врученным, поскольку именно с этого момента отсчитывается срок для уплаты недоимки или для его обжалования (табл. 3).

 

Таблица 3. Срок вручения требования об уплате долга

Статус работодателя

Когда требование об уплате долга считается посланным (врученным)

Юридическое лицо или обособленное подразделение

Если требование передано должностному лицу такого плательщика под подпись либо направлено письмом с уведомлением о вручении(1)

Физическое лицо

Если требование вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному его месту нахождения (проживания)(1) с уведомлением о вручении в порядке оформления указанных почтовых отправлений, установленном Кабмином

(1)Если плательщик на день направления ему органом ПФУ требования не уведомил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), требование считается надлежащим образом врученным даже в случае его возвращения как не нашедшего адресата.

 

Плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения требования обязан уплатить указанные в нем суммы недоимки, штрафов и пени (ч. 4 ст. 25 Закона о ЕВС; п. 6.5 Инструкции № 21-5). Если плательщик не согласен с расчетом суммы долга, указанной в требовании, плательщик сначала согласовывает ее с органами ПФУ согласно Порядку № 22-7, а в случае несогласования имеет право на обжалование требования в судебном порядке.

Обратите внимание! Согласно ч. 6 ст. 25 Закона о ЕВС и п. 6.10 Инструкции № 21-5 за счет сумм, поступающих от плательщика ЕВС или от государственной исполнительной службы, погашаются суммы недоимки, штрафных санкций и пени в порядке календарной очередности их возникновения. Если плательщик имеет неуплаченную сумму недоимки, штрафов и пени, уплаченные им суммы ЕВС засчитываются в счет уплаты недоимки, штрафов и пени в порядке календарной очередности их возникновения. При этом в течение 5 рабочих дней после окончания базового отчетного периода орган ПФУ составляет уведомление о суммах распределения уплаченных средств по форме приложения 8 к Инструкции № 21-5, которое направляется (вручается) такому плательщику. Уведомление считается направленным (врученным) плательщику, если оно передано должностному лицу юридического лица, предпринимателю, самозанятому лицу под подпись или направлено простым почтовым отправлением. Дата отправления проставляется на корешке уведомления.

Таким образом, уплатить текущие платежи по ЕВС, при наличии неуплаченных сумм недоимки, штрафов и пени, не получится, поскольку поступившие суммы будут направлены на погашение долга по недоимке и финсанкциям!

Сумма недоимки не подлежит списанию, в частности в случае заключения с плательщиком ЕВС мирового соглашения в соответствии с требованиями Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII. Исключение: случай полной ликвидации юридического лица или смерть физического лица, признания его безвестно отсутствующим, недееспособным, объявленным умершим и отсутствие лиц, которые в соответствии с Законом о ЕВС несут обязательство по уплате ЕВС (ч. 7 ст. 25 Закона о ЕВС).

В случае ликвидации юридического лица — плательщика ЕВС или утраты плательщиком по другим причинам статуса плательщика ЕВС сумма недоимки уплачивается за счет средств и другого имущества плательщика. Ответственными за погашение недоимки является ликвидационная комиссия (относительно ликвидируемого юрлица) или юрлицо (относительно образованных им филиалов, представительств, других обособленных подразделений, которые ликвидируются).

Закон о ЕВС запрещает передавать плательщиками ЕВС свои обязанности по его уплате третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством (ч. 9 ст. 25).

 

Санкции за нарушения в сфере ЕВС

Штрафные санкции. За нарушение норм законодательства о ЕВС к плательщикам, на которых согласно Закону о ЕВС возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать ЕВС, применяются финансовые санкции (штрафы и пеня) согласно Закону о ЕВС. Кроме того, с начислением пени и применением штрафов взыскивается сумма недоимки (ч. 3 ст. 25 Закона о ЕВС, абз. второй п. 6.2 Инструкции № 21-5).

Налагаемые ПФУ штрафные санкции за нарушения, связанные с ЕВС, приведены в ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС и пп. 7.2.1 — 7.2.6 Инструкции № 21-5 (см. табл. 4 на с. 37). Факты нарушений законодательства по ЕВС должностное лицо ПФУ оформляет актом (акт проверки или акт произвольной формы в случаях, которые не являются актом проверки). На основании акта и других материалов о нарушении начальник управления ПФУ выносит решение о применении штрафных санкций по соответствующей форме, приведенной в приложениях 9 — 14 к Инструкции № 21-5. Акт о нарушении вместе с решением о применении штрафных санкций в течение 3 рабочих дней после вынесения решения направляются (вручаются) плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру плательщика, банка или физическому лицу — плательщику ЕВС.

Пеня. Согласно ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС на сумму недоимки плательщику начисляется пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.

Порядок расчета пени приведен в п. 7.5 Инструкции № 21-5:

1. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

2. Документами, являющимися основанием для начисления пени, являются:

1) документы, подтверждающие сумму ЕВС и срок его уплаты:

— отчет плательщика о начислении ЕВС (с положительным значением);

требование о доначисленных суммах ЕВС по актам проверок, или актам сверок, или уведомлению-расчету;

— решение суда;

2) документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по ЕВС:

— выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов;

— корешок приходного документа о принятии учреждением банка платежей наличными;

— отчет плательщика о начислении ЕВС с отрицательным значением;

— решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины;

— свидетельство о смерти физического лица.

3. Сумма пени рассчитывается по формуле:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате ЕВС (округляется до второго знака после запятой);

S — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате ЕВС;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1 % — ставка для начисления пени согласно ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС.

Начисленные суммы штрафов и пени необходимо уплатить в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего решения.

Пеня и штрафы зачисляются на счета органов ПФУ, открытые для зачисления ЕВС (ч. 14 ст. 25 Закона о ЕВС).

Если работодатель не согласен с применяемыми к нему санкциями, то как и в случае с недоимкой, такое решение органа ПФУ можно обжаловать в этот же срок в орган ПФУ высшего уровня в порядке, определенном Порядком № 22-7, или в суд (см. раздел «Обжалование начисления недоимки, финсанкций и пени по ЕВС» на с. 38).

Административная и уголовная ответственность. За нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕВС, и проведением проверок ПФУ предусмотрена также административная ответственность в виде административных штрафов согласно нормам ст. 1651 и 18823 КоАП. Кроме того, за уклонение от уплаты ЕВС предусмотрена и уголовная ответственность согласно ч. 1 — 3 ст. 2121 УКУ. Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в табл. 4.

 

Таблица 4. Ответственность по ЕВС

Вид нарушения

Размер штрафа (санкции)

1

2

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ К ПЛАТЕЛЬЩИКУ ЕВС

Уклонение от взятия на учет или несвоевременное предоставление заявления о взятии на учет плательщиками ЕВС, на которых не распространяется действие Закона № 755 (п. 1 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.1 Инструкции № 21-5)

170 грн.

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕВС (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.2 Инструкции № 21-5)

10 % своевременно не уплаченных сумм

Доначисление территориальным органом ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного ЕВС (п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5)

5 % такой суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕВС

Согласно п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок предоставления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы ЕВС, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа ПФУ или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.
Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) ЕВС, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) согласно Закону о ЕВС налагается штраф в следующем порядке и размерах:
определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодами, в которых они выявлены;
определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;
осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы ЕВС.
К уплате определяются суммы штрафов, не превышающие максимальный их размер, определенный п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 (т. е. не более 50 % доначисленного ЕВС).

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о ЕВС (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.4 Инструкции № 21-5)

170 грн.

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕВС (п. 5 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.5 Инструкции № 21-5)

От 136 до 255 грн.

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕВС одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕВС (авансовые платежи) (п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.6 Инструкции № 21-5)

10 % своевременно не уплаченных сумм

ПЕНЯ

Начисление пени на сумму недоимки

Пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ст. 1651 КоАП (ПФУ; субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций):

нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты ЕВС, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
 — непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕВС, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
 — предоставление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом о ЕВС и Законом № 1058;
 — нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами ПФУ и Накопительного фонда

От 340 до 510 грн. (за повторное в течение года — от 510 до 680 грн.)

неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, которая не превышает 300 нмдг (1)

От 425 до 850 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме более 300 нмдг (1)

От 850 до 1700 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

Ст. 18823 КоАП (субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций):

— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕВС;
 — совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ, ФБ, ФНС, ФВПТ в проведении проверок относительно использования страховых средств в предусмотренных законом случаях

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Преднамеренное уклонение от уплаты ЕВС или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных (от 1000 нмдг, в 2011 г. — от 470,5 тыс. грн.) размерах (ч. 1 ст. 2121 УКУ)

От 5100 до 8500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет(2)

Действия, названные в ч. 1 ст. 2121 УК (см. выше), совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных (от 3000 нмдг, в 2011 г. — от 1411,5 тыс. грн.) размерах (ч. 2 ст. 2121 УКУ)

От 8500 до 34000 грн. или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет(2)

Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕВС или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных (от 5000 нмдг, в 2011 г. — от 2352,5 тыс. грн.) размерах (ч. 3 ст. 2121 УКУ)

Лишение свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет с конфискацией имущества

(1) При квалификации нарушений размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан принимают равным размеру налоговой социальной льготы (п. 5 подраздела 1 раздела ХХ НКУ).

(2) Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕВС или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) (ч. 4 ст. 2121 УКУ).

 

Обжалование начисления недоимки, финсанкций и пени по ЕВС

Порядок обжалования. Согласно ч. 4 ст. 25 Закона о ЕВС плательщик ЕВС обязан в течение 10 рабочих дней со дня поступления требования об уплате недоимки уплатить сумму недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней. Если он не согласен с расчетом суммы недоимки, то он имеет право согласовать сумму с органом ПФУ в порядке, предусмотренном Порядком № 22-7.

Если согласие с ПФУ не достигнуто, плательщик ЕВС:

обязан уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения от ПФУ;

или

может обжаловать требование в вышестоящий орган ПФУ или в судебном порядке (табл. 5 на с. 40).

Если плательщик в течение 10 рабочих дней со дня поступления требования не уплатил сумму недоимки, штрафов, пени, не согласовал требование с ПФУ, не обжаловал требование в суде, не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 рабочих дней со дня поступления согласованного требования, орган ПФУ направляет требование об уплате недоимки в государственную исполнительную службу.

Кроме того, ПФУ также имеет право обратиться в суд с иском о взыскании недоимки.

В случае вынесения решения о применения штрафов и пени согласно ч. 14 ст. 25 Закона о ЕВС суммы пени и штрафов подлежат уплате плательщиком ЕВС в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего решения. Если плательщик не согласен с применением к нему штрафов и пени, то он в 10-дневный срок имеет право обжаловать такое решение в:

орган ПФУ высшего уровня;

или

суд.

Об обжаловании следует обязательно письменно уведомить свой ПФУ, который принял соответствующее решение.

Обжалование решения территориального органа ПФУ о применении финансовых санкций останавливает ход срока их уплаты до вынесения органом ПФУ или судом решения по делу. Срок уплаты финансовых санкций также останавливается до принятия судом решения в случае обжалования плательщиком ЕВС требования об уплате недоимки, если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

Обжалование в ПФУ. Порядок № 22-7 определяет процедуру предоставления и рассмотрения органами ПФУ заявлений плательщиков ЕВС при:

согласовании ими требований об уплате недоимки по уплате ЕВС;

обжаловании решений о начислении пени и наложении штрафов, предусмотренных ч. 10 (пеня) и ч. 11 (финсанкции) ст. 25 Закона о ЕВС.

Таким образом, сумму начисленной недоимки плательщик может согласовать со своим органом ПФУ, который составил требование об уплате недоимки. Обжаловать же вынесенные решения о наложении штрафов и пени плательщик может уже только в ПФУ высшего уровня.

Порядок № 22-7 не применяется для:

1) согласования плательщиком ЕВС требования, сформированного на основе обязательства по ЕВС, самостоятельно определенного плательщиком ЕВС в отчете по форме приложения 4, а также решений о начислении пени и наложениях штрафов, которые уже обжаловались и были рассмотрены в соответствии с требованиями Порядка № 22-7 (п. 1.2);

2) рассмотрения жалоб (заявлений) плательщиков ЕВС, при наличии возбужденных уголовных дел (п. 1.3).

Обратите внимание! Согласно п. 1.4 Порядка № 22-7 запрещен отказ в принятии жалобы (заявления) на решение о начислении пени и наложении штрафа, о согласовании требования, кроме вышеназванных случаев.

Для согласования (обжалования) требования (решения) плательщик составляет письменное заявление (жалобу), которое посылает в ПФУ по почте, передает лично или через представителя. К жалобе (заявлению), подаваемой представителем, прилагается копия доверенности (договора). Перечень обязательных реквизитов заявления (жалобы) приведен в п. 1.5 Порядка № 22-7.

Обжалование в суде. Одним из способов обжалования сумм недоимки, начисленных штрафов и пени является обращение плательщика ЕВС в суд. При этом плательщик имеет право обжаловать в суде требование, решение о начислении пени и наложении штрафа в любой момент после получения соответствующего требования или решения. Помните: требование или решение ПФУ о начислении пени и наложениях штрафа, относительно которых подан иск в суд, не подлежат обжалованию в соответствии с требованиями Порядка № 22-7.

Не забудьте, что жалобщик в письменном виде должен уведомить ПФУ, который рассматривает его жалобу (заявление), о каждом случае судебного обжалования его требований или решений о начислении пени и наложении штрафа (п. 1.3 Порядка № 22-7). Это необходимо, чтобы ПФУ не подал документы на взыскание недоимки, штрафов и пени в исполнительную службу.

 

Проверка правильности установления вида экономической деятельности (проверяет ФНС)

Согласно ст. 24 Закона № 1105 ФНС ведет учет показателей для определения класса профессионального риска производства. Именно этот Фонд принимает решение об отнесении к классу профессионального риска производства работодателя в порядке, предусмотренном Порядком № 30. Отнесение страхователя к классу профессионального риска ФНС осуществляет согласно Классификации отраслей экономики и видов работ по профессиональному риску производства, приведенной в приложении к Порядку определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденному постановлением КМУ от 13.09.2000 г. № 1423. В ней, как и в Законе о ЕВС и Инструкции № 21-5, предусмотрено 67 классов профессионального риска производства в зависимости от вида экономической деятельности.

Изменение принадлежности работодателя к классу профессионального риска производства осуществляет ФНС один раз в год по результатам работы страхователя за прошлый календарный год. Для этого страхователь должен один раз в год до 25 января года, следующего за отчетным, подать в ФНС по местонахождению (местожительству) Ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности по форме согласно приложению 5 к Порядку № 30 (далее — Ведомость распределения; п. 3.10 Порядка № 30). За несвоевременную подачу такой Ведомости предусмотрен админштраф по ст. 1654 КоАП от 136 до 255 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 170 до 340 грн.).

ФНС осуществляет проверку достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства в порядке, предусмотренном разделом IV Порядка № 30.

Такая проверка может быть:

1) плановая — это проверка соблюдения страхователем законодательства относительно достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной) и вопроса соответствия установленного класса профессионального риска производства и размера ЕВС фактическому основному виду экономической деятельности страхователя и правильности составления Ведомости распределения. Эти проверки проводят с учетом Критериев № 540;

2) внеплановая — осуществляется ФНС на основаниях, определенных ч. 1 ст. 6 Закона № 877. При ее проведении выясняются лишь те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения. Причину проверки указывают в направлении. Срок проведения — не более 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Независимо от статуса проверки она проводится должностным лицом ФНС в рабочее время страхователя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, на основании Направления на проведение проверки (приложение 6 к Порядку № 30) в присутствии руководителя или его заместителя, главного бухгалтера или уполномоченного лица страхователя. Направление на проведение проверки оформляется на основе изданного рабочим органом ФНС приказа, его подписывает начальник ФНС или его заместитель (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется оно печатью. Направление действует лишь в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

О проведении плановой проверки ФНС уведомляет страхователя не позже чем за 10 дней до дня ее проведения, направив ему заказным письмом, телефонограммой или вручив под расписку лично руководителю или уполномоченному лицу страхователя Уведомление о проведении плановой проверки (приложение 7 к Порядку № 30). Обратите внимание: если страхователь не получит такое Уведомление, он имеет право не допускать работника, который проводит проверку, к ее проведению (п. 4.6 Порядка № 30).

Перед началом проверки работник ФНС, осуществляющий проверку:

1) вносит запись в соответствующий журнал страхователя (при его наличии);

2) обязан предъявить руководителю или уполномоченному лицу страхователя Направление и служебное удостоверение, которое удостоверяет должность работника ФНС;

3) обязан предоставить страхователю копию Направления.

Страхователь имеет право не допускать работника, который осуществляет проверку, к ее проведению, если им не предъявлены вышеназванные документы (п. 4.11 Порядка № 30).

Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а у субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

Проверке подлежат документы за весь период с момента проведения предыдущей проверки. При наличии акта списания или уничтожения бухгалтерских документов предыдущих лет проверке подлежат документы за последние 3 года.

Страхователь при проведении проверки обязан (п. 4.26 Порядка № 30):

— допускать работников ФНС к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления проверки;

— выполнять требования работника, который осуществляет проверку, относительно устранения обнаруженных нарушений требований законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— предоставлять документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, которые возникают при проведении проверки;

— получать экземпляр акта проверки по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки.

В то же время привлечь к ответственности должностных лиц страхователя за совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФНС в проведении проверок данных об основном виде деятельности на основании ст. 18823 КоАП вряд ли получится. Дело в том, что этот админштраф может быть наложен при проведении проверок использования средств соцфондов или при проведении проверок по ЕВС, но только проводимых ПФУ. Что касается проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности, то в ст. 18823 КоАП это основание не фигурирует.

Данные о виде экономической деятельности, заявленной страхователем как основной, проверяются на основании данных первичных бухгалтерских документов, Ведомости распределения и сверяются со статистической формой № 1-предпринимательство (годовая) за соответствующий прошлый год или другими отчетами в случае, если страхователь данную статистическую форму не составляет (п. 4.15 Порядка № 30).

Если при проведении проверки страхователя выяснилось, что страхователем начислялся и уплачивался ЕВС не по основному виду экономической деятельности, ему сообщается новый класс профессионального риска производства с учетом фактического основного вида экономической деятельности с начала года, следующего за тем, в котором при проверке было обнаружено изменение вида экономической деятельности. Об этом ФНС уведомляет ПФУ (п. 4.23 Порядка № 30).

Если проверяемый страхователь начислял и уплачивал взнос в ФНС до 01.01.11 г. не по основному виду деятельности, или были обнаружены суммы, на которые страхователь не начислил страховые взносы в ФНС, или не приняты к зачету затраты, ему устанавливается новый размер страхового тарифа, по которому доначисляют страховые взносы с финансовыми санкциями согласно законодательству, действовавшему до 01.01.11 г. Такие доначисленные суммы и пеня уплачиваются на счет ФНС в течение 10 дней со дня составления акта проверки.

По результатам проверки составляется акт проверки (приложение 9 к Порядку № 30). Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается в последний день проверки работником, осуществляющим проверку, руководителем и главным бухгалтером страхователя, а при их отсутствии — лицами, которые их заменяют, предпринимателем или уполномоченным им лицом. Допускается подписание акта с замечаниями, которые подаются в ФНС в письменной форме. О наличии замечаний в акте проверки должностное лицо или предприниматель делают соответствующую отметку. Один экземпляр подписанного акта вручается страхователю.

Если страхователь отказывается подписывать акт, работник, который осуществлял проверку, вносит в него соответствующую запись. Один экземпляр такого акта направляется страхователю по почте с уведомлением о вручении.

 

ПРОВЕРКИ ФБ, ФВПТ И ФНС С 2011 ГОДА

Проверки периодов с 01.01.11 г

После введения ЕВС ФБ, ФВПТ и ФНС не останутся без работы. Они будут и далее проверять правильность использования работодателей страховых средств по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности (выплата пособий за счет средств ФВПТ в связи с болезнью, по беременности и родам, на погребение), на случай безработицы и от несчастного случая на производстве (см. табл. 6 на с. 43).

 

Таблица 6. Полномочия по проведению проверок ФБ, ФВПТ и ФНС
и ответственность страхователей с 2011 года

Фонд

Вид нарушения

Ответственность

ФБ

Нарушение порядка использования средств ФБ

Штраф к страхователю в размере предоставленной ФБ суммы, использованной с нарушением (ч. 2 ст. 38 Закона № 1533)

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1653 КоАП)

Несвоевременный или неполный возврат средств ФБ

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1653 КоАП)

Несвоевременное предоставление или неподача сведений, установленных Законом № 1533

Предоставление недостоверных сведений об использовании средств ФБ

ФВПТ

Нарушение порядка использования страховых средств ФВПТ

Возмещение ФВПТ в полном объеме неправомерно потраченной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг
(ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Штраф в размере 50 % такой суммы (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1655 КоАП)

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств в соответствии с ч. 1 ст. 21 и ст. 22 Закона № 2240

Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1655 КоАП)

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности, предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств(1)

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1655 КоАП)

ФНС

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли потерю трудоспособности

Админштраф на должностных лиц и предпринимателя от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. (ст. 1654 КоАП)

Несвоевременный или неполный возврат таких средств

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности

Предоставление недостоверной отчетности о страховых средствах

Несвоевременное информирование ФНС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые случились на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия (предоставление Ведомости распределения — см. раздел «Проверка правильности установления вида экономической деятельности (проверяет ФНС)» на с. 9)

(1) Начиная с отчета за I квартал 2011 года в ФВПТ подаются новые отчетные формы по использованию средств ФВПТ — Ф4-ФСС з ТВП и Ф14-ФСС з ТВП (подробнее см. статью «Новая отчетность в ФВПТ: заполняем и подаем»// «БН», 2011, № 15, с. 25 и ком. на с. 9 этого номера).

 

Проверки порядка использования средств ФВПТ

Для проведения проверок использования средств ФВПТ правлением этого Фонда разработаны два документа — Инструкция № 29 и Порядок проверок № 30.

Согласно нормам Инструкции № 29 ФВПТ будет осуществлять проверки работодателей — получателей средств ФВПТ (сумм финансируемых пособий). А вот Порядок проверок № 30 используется при осуществлении проверок предприятий и других учреждений, которые получают средства целевого назначения согласно ст. 48 Закона № 2240.

Сегодня мы остановимся на проверках работодателей, выплачивающих пособия за счет средств ФВПТ, проводимых согласно Инструкции № 29, которая вступила в силу с 11 апреля 2011 года.

В связи со вступлением в силу Инструкции № 29 утратила силу ее предшественница — Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления ФВПТ от 19.09.01 г. № 38. Но согласно нормам Инструкции № 29 ФВПТ будет проверять периоды до 2011 года (п. 1.4; подробнее см. раздел «Проверки соцвзносов, начисляемых до 2011 года» на с. 46).

Как и проверки по ЕВС, проверки получателей пособий из ФВПТ бывают плановые и внеплановые (п. 2.3 Инструкции № 29).

Периодичность плановых проверок зависит от таких критериев (п. 3.3 Инструкции № 29):

— наличие (отсутствие) расходов, задолженности по средствам ФВПТ по состоянию на 01.01.11 г. и в следующих отчетных периодах;

— количество работников.

 

Таблица 7. Условия для проведения проверок ФВПТ согласно п. 3.3 Инструкции № 29

Периодичность проведения

Критерии для проведения проверок

численность работников

движение средств ФВПТ

Ежегодно

250 человек и более

Наличие расходов по средствам ФВПТ

Если не было нарушений по использованию средств ФВПТ, что установлено предыдущей проверкой, следующая проверка проводится не раньше чем через два года после проведения предыдущей проверки

Раз в два года

От 25 до 249 человек

Наличие расходов по средствам ФВПТ

Если не было нарушений по использованию средств ФВПТ, что установлено предыдущей проверкой, следующая проверка проводится не раньше чем через три года после проведения предыдущей проверки

Раз в три года

Менее 25 человек

Наличие расходов по средствам ФВПТ

Если не было нарушений по использованию средств ФВПТ, что установлено предыдущей проверкой, следующая проверка проводится не раньше чем через четыре года после проведения предыдущей проверки

Единоразово

Деятельность до 1 января 2011 года

 

Таким образом, если работодатель не использовал средства ФВПТ, то ему не надо подавать отчетность в этот Фонд и проверять его также ФВПТ не будет.

Основания для проведения внеплановых проверок названы в п. 3.6 Инструкции № 29 (см. «Основания для внеплановой проверки ФВПТ» на с. 45). Обратите внимание: одним из оснований для проведения внеплановых проверок являются результаты анализа данных, указанных в отчетности, заявлении-расчете страхователя по средствам ФВПТ, статистических данных, свидетельствующие о превышении размера среднедневного пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам над размером среднедневной зарплаты.

 

Основания для внеплановой проверки ФВПТ

Извлечение из Инструкции № 29

«3.6. Внеплановые проверки проводятся без предварительного уведомления страхователя при наличии следующих оснований:

а) подача страхователем письменного заявления в соответствующий орган Фонда об осуществлении проверки по его желанию;

б) выявление несоответствия между данными, указанными в документах обязательной отчетности, и заявлениях-расчетах, поданных страхователем в орган Фонда;

в) по результатам анализа данных, указанных в отчетности, заявлении-расчете страхователя по средствам Фонда, статистических данных выявлено превышение размера среднедневного пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам над размером среднедневной заработной платы;

г) выявление при проверке у другого страхователя фактов, свидетельствующих о нарушении требований законодательства, которые повлияли или могут повлиять на выплату материального обеспечения и предоставление социальных услуг;

ґ) обращение физических и юридических лиц о нарушении страхователем законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов Фонда; подача страхователем в установленном порядке жалобы о нарушении законодательства должностными лицами органа Фонда при проведении плановой или внеплановой проверки либо жалобы на решение органа Фонда;

д) неподача в установленный срок страхователем отчетности в орган Фонда без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствовавших подаче такой отчетности;

е) начата процедура реорганизации либо преобразования юридического лица, закрытия обособленного подразделения юридического лица, прекращения деятельности субъекта малого предпринимательства, возбуждено производство по делу о признании банкротом страхователя или подано заявление о снятии с учета страхователя;

є) по требованию правоохранительных органов или по решению суда».

 

Проверку ФВПТ проводит в такой последовательности:

Шаг 1. Уведомление работодателя — получателя средств о проведении плановой проверки. При внеплановой проверке проверяемую сторону об этом не уведомляют (п. 3.6 Инструкции № 29). Письменное уведомление (приложение 1 к Инструкции № 29) направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, телефонограммой или предоставляется под расписку руководителю, главному бухгалтеру или другому уполномоченному лицу объекта контроля.

Шаг 2. Проверяющие приходят на проверку и предъявляют направление (приложение 2 к Инструкции № 29) на право ее проведения. Его копию предоставляют работодателю с отметкой о получении на экземпляре, который остается в органе ФВПТ и приобщается к материалам проверки (п. 3.5 Инструкции № 29). Кроме того, проверяющие вносят
запись в
журнал регистрации проверок страхователя (при его наличии). Если журнал не предоставлен, это фиксируется в акте проверки.

Если направление не предъявлено, работодатель может не допустить проверяющих к проверке.

Если страхователь отказывается от проведения плановой или внеплановой проверки, проверяющий составляет акт об отказе от допуска к проверке в произвольной форме.

Шаг 3. Непосредственно проведение проверки:

1) проверка может проводиться как по местонахождению страхователя, так и в помещении органа ФВПТ по предложению страхователя и при условии предоставления им всех необходимых документов для проведения проверки;

2) проверки проводятся в рабочее время страхователя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, с согласия руководителя и в присутствии главного бухгалтера (бухгалтера) страхователя или уполномоченного руководителем лица;

3) к проведению проверок могут быть привлечены эксперты и специалисты по отдельным вопросам других предприятий независимо от форм собственности (по согласию);

4) проверяющий знакомится со сведениями, составляющими коммерческую тайну и конфиденциальную информацию, если они относятся к перечню вопросов, подлежащих проверке;

5) круг проверяемых вопросов назван в п. 3.12 Инструкции № 29, права и обязанности проверяющих — в разделе V Инструкции № 29, а права и обязанности проверяемых работодателей — в разделе VI Инструкции № 29;

6) срок проведения плановой проверки страхователей не может превышать 15 рабочих дней, а страхователей — субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней. Срок проведения внеплановой проверки страхователя не может превышать 10 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней.

Шаг 4. Результаты проверки оформляются актом, один экземпляр которого вручается страхователю (п. 3.13 Инструкции № 29). Если обнаружены нарушения использования средств ФВПТ, руководитель ФВПТ принимает решение о возврате средств ФВПТ по форме приложения 3 к Инструкции № 29. Оно может быть обжаловано проверяемой стороной в течение 10 дней после его получения непосредственно в ФВПТ или в судебном порядке. Порядок обжалования работодателем решения непосредственно в ФВПТ предусмотрен разделом VII Инструкции № 29 и предусматривает подачу проверяемым работодателем жалобы и, при необходимости, повторной жалобы.

 

Проверки соцвзносов, начисляемых до 2011 года

Все четыре соцфонда, включая и ПФУ, и после 2011 года будут проводить проверки правильности начисления и уплаты соцвзносов, которые начислялись и уплачивались до 2011 года. Это следует из п. 7 раздела VIII Закона о ЕВС. Это норма предусмотрена и в профильных нормативно-правовых актах фондов.

1. ФНС — согласно п. 2 постановления правления ФНС от 30.11.10 г. № 31 нормы отмененной с 01.01.11 г. Инструкции № 36 следует продолжать использовать при взыскании задолженности по уплате взносов в ФНС, сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил и для контроля за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФНС.

2. ФБ — согласно обновленному п. 7.1 Инструкции № 339 в связи со вступлением в силу Закона о ЕВС на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФБ и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций (пени и штрафов) центры занятости имеют право осуществлять проверки правильности начисления, своевременного и полного перечисления и применять финансовые санкции в соответствии с законодательством, которое действовало до вступления в силу Закона о ЕВС. Такие проверки центры занятости проводят единоразово за период со дня проведения последней проверки или с даты приобретения статуса плательщика страховых взносов (если проверка проводится впервые) до 1 января 2011 года. Проведение этих проверок согласовывается с планом контрольных мероприятий органов ПФУ.

3. ПФУ — согласно обновленной Инструкции № 21-1 ее нормы с 2011 года будут применяться в том числе для взыскания задолженности по уплате взносов в ПФУ, начисления и уплаты финансовых санкций и пени по страховым взносам в ПФУ согласно полномочиям, которыми органы ПФУ были наделены до 01.01.11 г. Согласно п. 2 постановления от 09.03.11 г. № 233 при проведении проверок ПФУ правильности исчисления и уплаты ЕВС будет проверяться и правильность начисления до 01.01.11 г. взносов в ПФУ.

4. ФВПТ — согласно п. 1.4 Инструкции № 29 и как указано в письмах ФВПТ от 13.01.11 г. № 01-16-45 (ком. в «БН», 2011, № 4, с.10), от 08.02.11 г. № 01-16-211 и от 11.03.11 г. № 01-16-466, ФВПТ сохраняет полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций, которыми он был наделен до вступления в силу Закона о ЕВС на период до полного погашения (взыскания) задолженности по уплате страховых взносов в ФВПТ и расходами, обусловленными погребением, и сумм штрафных санкций, начисленных и не уплаченных (не погашенных) в период до 01.01.11 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.11 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций. Деятельность до 2011 года проверяется единоразово (п.п. 3.3.4 Инструкции № 29).

При наличии задолженности ФВПТ перед работодателем возможен зачет начисленных финсанкций Фондом при проверке в счет погашения задолженности за ФВПТ. Если размер санкций превышает задолженность Фонда, работодатель уплачивает разницу (письмо ФВПТ от 11.03.11 г. № 01-16-466).

В случае выявления нарушений соцфонды будут применять финсанкции в размерах, предусмотренных профильными законами до внесения в них изменений Законом о ЕВС*, т. е. в редакции, действующей до 01.01.11 г.

* Например, о размерах штрафных санкций за допущенные ошибки по взносу в ПФУ можно узнать в Теме недели «Исправление ошибок в пенсионном приложении 4» // «БН», 2010, № 16, с. 30.

 

Списание финсанкций по соцвзносам

Согласно ч. 6 раздела VIII Закона о ЕВС в случае погашения до 01.01.11 г. задолженности по уплате соцвзносов в ФБ, ФВПТ и ФНС, возникшей до 01.07.10 г., задолженность по уплате финансовых санкций (пени и штрафов) подлежит списанию. Во исполнение данной нормы разработаны соответствующие документы:

1) ФБ — постановление ФБ от 14.10.10 г. № 215 // «БН», 2010, № 51, с. 5;

2) ФНС — постановление ФНС от 30.11.10 г. № 32 // «БН», 2011, № 3, с. 13.

То, что ФВПТ подобное решение не принято, на наш взгляд, не лишает права воспользоваться данной нормой Закона о ЕВС и списать сумму финсанкций в случае погашения задолженности по взносам в ФВПТ до 01.01.11 г. Тем более, что ФВПТ не против применения нормы ч. 6 раздела VIII Закона о ЕВС и для взносов в ФВПТ, о чем свидетельствует его письмо от 21.09.10 г. № 01-16-1799.

 

Документы и сокращения Темы

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о ЕВС — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (см. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 35).

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III.

Закон № 1533 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Инструкция № 21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5 (см. приложение «Документы» // «БН», 2011, № 1-2).

Порядок № 233 — Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 09.03.11 г. № 233.

Порядок № 3-1 — Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы и органов Пенсионного фонда Украины во время организации и проведения плановых проверок, совместно утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.01.11 г. № 3-1 и приказом ГНАУ от 24.01.11 г. № 38.

Порядок № 22-7 — Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решение о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-7 (см. приложение «Документы» этого номера).

Порядок № 30 — Порядок отнесения страхователей к классу профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности и проведения проверок достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной), утвержденный постановлением правления ФНС от 30.11.10 г. № 30 (см. приложение «Документы» этого номера).

Порядок проверок № 30 — Порядок проведения проверок получателей средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности целевого назначения, оформления, реализации и обжалования их результатов, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 22.12.10 г. № 30.

Инструкция № 29 — Инструкция о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, принятии решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденная постановлением правления ФВПТ от 22.12.10 г. № 29.

Инструкция № 36 — Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления ФНС от 12.07.07 г. № 36.

Инструкция № 339 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Инструкция № 21-1 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.03 г. № 21-1.

Критерии № 540 — Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, приведенные в приложении к постановлению КМУ от 03.06.09 г. № 540.

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ПФУ — орган Пенсионного фонда Украины.

ФВПТ — Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

ФБ — Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

ФНС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)