Інформація по темі "" | Публікації по тегу
10.04.11
2258 0
Друкувати
Обране

За рамками процедуры госзакупки

28 января 2011 года вступил в силу Закон, который освободил от обязанности проходить процедуру госзакупки, если предметом договора является, в частности, электрическая энергия, услуги по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению и т. п. В связи с этим у заказчиков таких услуг возник ряд вопросов, в частности о том, как правильно поступить, если по состоянию на 28.01.2011 г. процедура госзакупки уже начата, и можно ли расторгнуть договор о государственной закупке соответствующих услуг, если он был заключен до 28.01.2011 г. Именно на эти вопросы, поступившие в редакцию, мы отвечаем в статье. 


Законом Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» относительно закупок товаров и услуг в сфере естественных монополий и смежных рынков» от 11.01.2011 г. № 2900-VІ (далее — Закон № 2900) действительно внесены изменения, которыми выведены из сферы действия Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон о госзакупках) закупка электрической энергии, ее поставка, передача и распределение; природного и нефтяного газа и услуги по его транспортировке, распределению и поставке; тепловой энергии, ее поставка и транспортировка; услуги по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению.

Принятие этого Закона позволило распорядителям бюджетных средств осуществлять закупку указанных услуг без проведения процедур закупок, т. е. путем заключения прямых договоров с поставщиками*.

* В то же время Президент Украины дал правительству поручение разработать законопроект, который урегулировал бы порядок госзакупок в сфере естественных монополий и смежных рынков.

Но одновременно с появлением Закона возникло и множество вопросов, а именно: что делать с процедурами закупок, начатыми в конце прошлого и в начале текущего года, и каким образом заключать договоры на закупку электрической энергии, природного газа, тепловой энергии и услуг по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению.

В качестве примера приведем такую ситуацию. Заказчиком по состоянию на 28.01.2011 г. не заключен договор с предприятием теплоснабжения на закупку тепловой энергии. Здесь возможны три варианта:

1) наиболее простой — процедура госзакупки еще не была начата;

2) по состоянию на 28.01.2011 г. заказчик обнародовал информацию о применении процедуры закупки у одного участника, но еще не получил согласования от Министерства экономического развития и торговли Украины;

3) согласование могло быть получено, но договор о закупке еще не заключен (такой случай вполне реален, учитывая, что со дня выдачи письма-согласования в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 39 Закона о госзакупках заказчик имеет 29 рабочих дней для заключения договора о закупке).

Рассмотрим каждый из вариантов детальнее.

 

Процедура госзакупки не начата

После вступления в силу Закона № 2900 заказчик имеет возможность не проводить процедуру государственной закупки, поскольку с 28.01.2011 г. под нее не подпадают случаи, когда предметом закупки является тепловая энергия (или другие услуги в сфере естественных монополий и смежных рынков).

Минэкономики подтвердило это и в разъяснении от 21.02.2011 г. сообщило: если заказчиком предусмотрена закупка товаров и услуг, уже не являющихся предметом госзакупок, то такой договор заключается без учета требований Закона о госзакупке, в том числе ст. 10 об опубликовании информации о закупке.

Учитывая ч. 7 ст. 180 Хозяйственного кодекса и ч. 3 ст. 631 Гражданского кодекса, заказчик имеет право после 28.01.2011 г. заключить договор купли-продажи тепловой энергии на календарный год и установить, что условия договора применяются к отношениям между ним и поставщиком тепловой энергии, возникшим до его заключения, т. е. с 1 января 2011 года.

Другим вариантом является продление (пролонгация) действия договора, если это было предусмотрено самим договором. Такие дополнительные соглашения могут заключаться только после вступления в силу Закона № 2900.

Если в договоре предусматривалось «автоматическое» продление действия договора, то в заключении дополнительного соглашения после 28.01.2011 г. нет особой необходимости, поскольку договор и так должен считаться продленным, если ни одна из сторон за срок, определенный в договоре, в письменном виде не уведомила другую о намерении прекратить его действие.

 

На 28.01.2011 г. не получено согласование Минэкономики

Однако наиболее проблемный вопрос, возникший после 28.01.2011 г., как завершить начатую процедуру закупки в соответствии с Законом о госзакупках.

Дело в том, что Закон о госзакупках предусматривает конкретные основания, по которым может быть завершена начатая процедура госзакупки. Сразу после вступления в силу Закона № 2900 отдельные распорядители бюджетных средств успели подать сообщение об отмене заказчиком закупки со ссылкой как на основание такой отмены на ч. 3 ст. 2 Закона о госзакупках, где предусмотрены случаи, на которые не распространяется действие Закона. Однако уже вскоре сообщение с такой аргументацией прекратили принимать к публикации.

Поясняется это сугубо формальными причинами: основания для отмены заказчиком торгов или признания их несостоявшимися приведены в ст. 30 Закона о госзакупках. Соответственно, сообщение, не содержащее ссылку именно на ст. 30 Закона, рассматривается как ненадлежащее*. На то, что в форме сообщения об отмене процедуры закупки у одного участника должны быть указаны именно причины, приведенные в ст. 30 Закона, указывает и Инструкция по заполнению формы сообщения об отмене процедуры закупки у одного участника, утвержденная приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922.

* По нашему мнению, такой подход неверен, поскольку основания для завершения начатой процедуры закупки распространяются только на случаи, представляющие предмет регулирования Закона. Выведение определенных отношений из-под сферы его действия является самостоятельным основанием, освобождающим соответствующих субъектов от необходимости прохождения установленной Законом процедуры государственной закупки. Однако именно этот подход применяется на практике и обжаловать его, наверное, нет смысла, учитывая продолжительность и сложность такой процедуры.

Следует отметить, что среди приведенных в ст. 30 Закона о госзакупках оснований заказчик может чувствовать себя наиболее уверенно при наличии такого основания, как невозможность устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок, что может проявиться в нарушении Минэкономики сроков предоставления согласования применения процедуры закупки у одного участника. В этом случае заказчик имеет возможность ссылаться на ч. 1 ст. 30 Закона о госзакупках.

Соответственно распорядителю бюджетных средств необходимо пройти привычную процедуру отмены процедуры госзакупки:

1) комитет по конкурсным торгам принимает решение об отмене процедуры закупки, например, тепловой энергии (такое решение оформляется протоколом заседания комитета по конкурсным торгам) со ссылкой на ч. 1 ст. 30 Закона о госзакупке;

2) составляется сообщение об отмене процедуры закупки у одного участника по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922;

3) сообщение об отмене процедуры закупки направляется заказчиком Уполномоченному органу и всем участникам в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (отсчет начинается с даты, которой оформлен протокол заседания комитета по конкурсным торгам об отмене процедуры закупки);

4) публикуется и обнародуется сообщение об отмене процедуры закупки у одного участника;

5) публикуется и обнародуется информация о результатах проведения процедуры закупки у одного участника по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922;

6) обнародуется отчет о результатах проведения процедуры закупки у одного участника по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922.

Документы по проведению неосуществленной процедуры госзакупки и копии опубликованных сообщений следует хранить три года и при необходимости предоставить проверяющим.

 

На 28.01.2011 г. согласование получено, но договор о закупке не заключен

Если же заказчиком по состоянию на 28.01.2011 г. уже заключен договор о закупке, то он сохраняет свое действие. Принятие Закона № 2900 не является основанием для его расторжения в одностороннем порядке, однако стороны по взаимному согласию могут прекратить договорные отношения. В этом случае заказчик получит возможность заключить договор купли-продажи тепловой энергии согласно положениям Хозяйственного и Гражданского кодексов.

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн