2000 0

Благотворители положили тротуарную плитку: как ее учитывать

19.08.14
На балансе бюджетной организации как самостоятельный инвентарный объект числится тротуар с асфальтобетонным покрытием. Такой объект был введен в эксплуатацию в 1950 году и учитывается на субсчете 103 «Здания и сооружения». В связи с длительной эксплуатацией этот тротуар находится в непригодном состоянии (оформлен дефектный акт). Руководитель организации принял решение о замене старого асфальтового покрытия на современную тротуарную плитку. Плитку и все строительные материалы предоставляет спонсор, он же выполняет работы по ее укладке. В связи с этим возник ряд вопросов: 1. Обязательно ли списывать с баланса старый тротуар? 2. Как правильно документально оформить полученную тротуарную плитку от благотворителя? 3. Каким образом такие операции отражаются в бухгалтерском учете?

В последнее время бюджетные учреждения получают благотворительную помощь не только в виде денежных средств и материальных ценностей, но и в виде выполненных работ (предоставленных услуг). Естественно, что при получении таких подарков от благотворителей нужно правильно их оформить, оприходовать и показать в бухгалтерском учете. Поэтому давайте вместе разберемся, как это правильно сделать.

Прежде всего поговорим о том, что делать учреждению со старым асфальтобетонным покрытием. Судя из вопроса читателя, это покрытие учитывалось как самостоятельный инвентарный объект на субсчете 103 «Здания и сооружения». Такой объект был введен в эксплуатацию в 1950 году.

В рассматриваемой ситуации, судя по всему, территория, на которой находится старое асфальтовое покрытие, не является частью архитектурного объекта. По крайней мере, такая информация должна быть подтверждена технической документацией. Именно на этом основании такое асфальтовое покрытие учреждение учитывает как отдельный объект основных средств. На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 15.09.2008 г. № 15-04/2054-15637.

Вполне естественно, что в связи с длительной эксплуатацией асфальтобетонное покрытие пришло в негодность и требует обновления. Как правильно классифицировать такие работы? Считать это ремонтом, достройкой (дооборудованием) или созданием (сооружением) нового объекта?

Рассмотрим понятие «капитальный ремонт». Так, капитальным ремонтом зданий считается:

— комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, обновление и модернизацию конструкций;

— обновление зданий в связи с их физическим износом и разрушением;

— улучшение эксплуатационных показателей;

— улучшение планировки здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта.

Для разграничения таких мероприятий, как текущий и капитальный ремонт, обратимся к Примерному перечню услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденному приказом Гос­комитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

В частности, в п.п. 1.2.17 этого Перечня указано, что к разным работам при текущем ремонте относится: ремонт выбоин в асфальтовых тротуарах дворов, выравнивание просевших плит в тротуарах.

В свою очередь, к разным работам при капитальном ремонте (п. 2.17 Перечня) относится: восстановление или устройство новых асфальтовых тротуаров и вымостки вокруг зданий, восстановление или устройство новых внутриквартальных дорог.

Также существует еще один документ, которым организации руководствуются при проведении капитального ремонта объектов благоустройства. Это Порядок проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154 (далее — Порядок № 154). При этом в п. 1.4 этого Порядка указано: к капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов относятся работы, направленные на возобновление их эксплуатационных характеристик, увеличение прочности и несущей способности конструктивных элементов, а также увеличение габаритов объектов и отдельных их частей в пределах норм.

Номенклатура работ по капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов приведена в приложении 1 к Порядку № 154.

В частности, к капитальному ремонту улично-дорожной сети относятся:

— асфальтирование проезжей части, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек с использованием на основе существующих булыжниковых мостовых, асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, гравиевых и других покрытий;

— переустройство изношенного асфальтобетонного покрытия проезжей части или замена его новым асфальтобетоном;

замена всех видов покрытий тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек более совершенным покрытием с исправлением их основ;

обустройство новых и расширение существующих тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;

— обустройство бордюров, полная или частичная замена существующих бордюрных камней и поребриков.

Что касается работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации необоротных активов, то такие работы должны привести к дополнительному укомплектованию необоротных активов. При этом суть таких работ заключается в расширении существующих возможностей объекта необоротных активов, получении каких-либо новых технических характеристик, ранее не свойственных данному объекту необоротных активов.

Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о замене старого асфальтобетонного покрытия на новое, то такие мероприятия считаются капитальным ремонтом.

Поступление благотворительной помощи

Благотворительные взносы могут быть предоставлены благотворителями в денежной форме, а также в виде товаров, работ или услуг.

Чаще всего инициатором предоставления благотворительной помощи является непосредственно благотворитель. Свое желание оказать благотворительную помощь конкретной бюджетной организации благотворитель может оформить в виде заявления. Такое заявление оформляют на имя руководителя бюджетного учреждения в произвольной форме.

Благотворительная помощь, полученная бюджетными учреждениями, относится к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений, которые включаются в специальный фонд бюджета (ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI). Как правило, распорядители бюджетных средств не планируют в смете благотворительные поступления. Поэтому в случае фактического получения таких средств, в том числе и в натуральной форме, необходимо внести изменения в смету в части специального фонда. В частности, изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям в течение бюджетного периода вносят на основании справки Госказначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета и справки об изменениях к смете. Это требование зафиксировано в п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Отметим, что до окончания отчетного периода учреждение-получатель должно подать в орган Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме, если благотворительная помощь поступила в натуральной форме (как товары, работы или услуги).

Далее рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выполнением работ по укладке тротуарной плитки за счет средств благотворителя. При этом все зависит от того, в какой форме такая помощь предоставляется учреждению. Возможны следующие варианты документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с получением благотворительной помощи в виде выполненных работ.

Вариант первый — благотворитель передает по накладной в виде благотворительной помощи материальные ценности — тротуарную плитку. Он же выполняет работы по ее укладке. При этом факт выполнения таких работ оформляют Актом приемки-передачи выполненных работ.

Вариант второй — благотворитель и бюджетное учреждение в подтверждение получения благотворительной помощи в виде выполненных работ оформляют Акт приемки-передачи выполненных работ. При этом стоимость выполненных работ по укладке тротуарной плитки указывают вместе со стоимостью использованной тротуарной плитки и других строительных материалов.

Рассмотрим подробно оба варианта.

При первом варианте бюджетное учреждение должно оприходовать на баланс благотворительную помощь, полученную в виде запасов (тротуарную плитку). Их принимает комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входят работник бухгалтерии и представитель организации вышестоящего уровня. Комиссия составляет акт, в котором указывает наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей согласно сопроводительным документам или по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды, если их стоимость не указана.

В этом случае необходимо помнить о том, что полученные материальные ценности приходуются на баланс и в бухгалтерском учете отражаются на субсчете 204 «Строительные материалы». На этом субсчете отражают движение строительных материалов, которые предназначены для капитального строительства и используются в процессе строительных и монтажных работ.

Также в подтверждение работ по укладке тротуарной плитки, выполненных благотворителем, составляют Акт приемки-передачи выполненных работ. Такой акт утверждает руководитель бюджетного учреждения. Основанием для списания использованных строительных материалов является Акт списания типовой формы № З-2.

В этом случае как стоимость материалов, израсходованных на проведение ремонта, так и стоимость выполненных работ учреждения показывают по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Основание — пп. 1 и 4 п.п. 3.1.3.2 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению благотворительной помощи в виде выполненных работ по укладке тротуарной плитки представим на примерах.

 

Пример 1. Санаторий получил благотворительную помощь — тротуарную плитку. Также благотворителем безвозмездно выполнены работы по укладке этой плитки на территории санатория (оформлен акт выполненных работ).

Передача тротуарной плитки оформлена накладной, согласно которой стоимость плитки равна 18000 грн. Стоимость работ по ее укладке согласно акту выполненных работ составила 7600 грн.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы строительные материалы в виде благотворительной помощи для благоустройства территории

324

712*

18000

364

324

18000

204

364

18000

2

Отражено поступление благотворительной помощи в виде работ

324

712*

7600

364

324

7600

812

364

7600

3

Списана стоимость израсходованных строительных материалов

802

204

18000

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Теперь рассмотрим второй вариант — когда стоимость строительных материалов (тротуарной плитки) не выделена отдельно, а вместе со стоимостью работ по укладке плитки включена в общую стоимость выполненных работ.

 

Пример 2. Санаторий получил благотворительную помощь в виде выполненных работ по укладке тротуарной плитки на территории этого заведения. Общая стоимость работ с учетом стоимости тротуарной плитки и других использованных строительных материалов составила 25600 грн. Выполненные работы приняты учреждением на основании Акта приемки-передачи выполненных работ.

 

Учреждение в бухгалтерском учете эти операции должно отразить так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Отражено поступление благотворительной помощи в виде выполненных работ

324

712*

25600

364

324

25600

812

364

25600

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Кроме того, независимо от выбранного варианта при оформлении приемки-сдачи основных средств после капитального ремонта бюджетное учреждение составляет Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

Акт составляют в двух экземплярах и подписывают представителем учреждения, уполномоченного на приемку основных средств после ремонта, и представителем предприятия (организации), выполнявшего их ремонт, реконструкцию или модернизацию. Первый экземпляр Акта сдают в бухгалтерию учреждения, где выполняют соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передают предприятию, выполнявшему ремонтные работы (в нашем случае — благотворителю). 



Теги: облік
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)