Інформація по темі "" | Публікації по тегу
27.01.14
3704 0
Друкувати
Обране

Госбюджет-2014: встречаем новые соцстандарты

Очередной год вступил в свои права. Хочется верить, что он принесет всем нам только счастье и радость.

По традиции главный документ в начале года — закон о Госбюджете. Благо, законодатели в этом году «почти успели» с его принятием. Так, документ подписан 16 января, опубликован 21 января, но вступил в силу с начала года.

Проанализируем положения Закона о Госбюджете-2014, которые затрагивают вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, а также социальной сферы. 



Прожиточный минимум и минимальная заработная плата

По традиции размеры минзарплаты и прожиточного минимума в течение года меняются в сторону увеличения. В 2014 году это произойдет 2 раза — в июле и октябре. На 1 января 2014 года эти показатели остаются неизменными, т. е. такими же, какими были в декабре 2013 года.

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определены ст. 7 Закона о Госбюджете-2014. Приведем их в табл. 1.

Таблица 1

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума, грн.

01.01.2014 г. — 30.06.2014 г.

01.07.2014 г. — 30.09.2014 г.

01.10.2014 г. — 31.12.2014 г.

Дети в возрасте до 6 лет

1032,00

1059,00

1102,00

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1286,00

1320,00

1373,00

Трудоспособные лица

1218,00

1250,00

1301,00

Лица, которые утратили трудоспособность

949,00

974,00

1014,00

Общий показатель

1176,00

1207,00

1256,00

 

Размеры минзарплаты установлены ст. 8 Закона о Госбюджете-2014. Приведем их в табл. 2.

 

Таблица 2

Период

Размер минимальной зарплаты, грн.

01.01.2014 г. — 30.06.2014 г.

1218,00

01.07.2014 г. — 30.09.2014 г.

1250,00

01.10.2014 г. — 31.12.2014 г.

1301,00

 

Прочие государственные гарантии

1. Согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2014 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения и составляет для:

— трудоспособных лиц — 21 %;

— детей — 85 %;

— лиц, которые потеряли трудоспособность, и инвалидов — 100 %.

Приведем размеры пособия в табл. 3.

Таблица 3

Категории

Уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения пособия, грн.

с 01.01.2014 г.

с 01.07.2014 г.

с 01.10.2014 г.

Дети в возрасте до 6 лет

877,20

900,15

936,70

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1093,10

1122,00

1167,05

Трудоспособные лица

255,78

262,50

273,21

Лица, которые утратили трудоспособность

949,00

974,00

1014,00

 

Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.

2. Статьей 9 Закона о Госбюджете-2014 предусмотрено увеличение на 2014 год уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях согласно Закону о дошкольном образовании в соответствии с увеличением прожиточного минимума.

 

Налог на доходы физлиц

С увеличением размеров прожиточного минимума и минзарплаты изменился предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы (НСЛ), а также сами размеры НСЛ.

Напомним: правом на НСЛ пользуются работники, размер зарплаты которых не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующего на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (п.п. 169.4.1 НКУ).

Значит, в 2014 году предельный размер зарплаты, к которой применяется НСЛ, равен 1710,00 грн. (1218,00 грн. х 1,4).

Для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 и п.п. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ), предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяют так: для одного из родителей — 1710,00 грн. х количество детей, а для второго — на общих основаниях.

Размеры НСЛ установлены п. 169.1 НКУ и зависят от прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года. Так, размер общей НСЛ равен 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица. Такой размер НСЛ применяют до 1 января 2015 года (абз. 8 п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ).

Остальные виды льгот рассчитывают исходя из общей НСЛ: повышенную НСЛ предоставляют в размере, равном 150 % общей НСЛ, максимальную НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл. 4).

Таблица 4

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ, грн.

Максимальная зарплата
для применение НСЛ, грн.

Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ)

609,00

(1218,00 х 50 %)

1710,00

(1218,00 х 1,4, округленные до ближайших 10 грн.)

Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ)

609,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

Для одного из родителей — 1710,00 х количество детей в возрасте до 18 лет;

для второго — 1710,00

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50

(609,00 х 150 %) х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50

(609,00 х 150 %)

1710,00

Максимальная НСЛ (пп. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1218,00

(609,00 х 200 %)

1710,00

 

НСЛ применяют исключительно к зарплате по одному месту ее начисления (его работник определяет сам) со дня получения работодателем (пп. 169.2.1, 169.2.2 НКУ):

заявления о самостоятельном избрании места применения НСЛ;

документов, подтверждающих право на ее применение. Напомним, что Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227.

Важно! Если работник имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, то к его зарплате применяют одну НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер.

Исключение установлено п.п. 169.3.1 НКУ только для лиц, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов) (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ). Тогда НСЛ суммируют: на ребенка-инвалида (детей-инвалидов) предоставляют повышенную НСЛ, на ребенка, который не является инвалидом (детей, которые не являются инвалидами), — обычную НСЛ (см. письмо ГНАУ от 25.02.2011 г. № 4062/6/17-0215 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 14).

 

Должностные оклады госслужащих и работников органов исполнительной власти, местного самоуправления

Напомним, что ст. 3 Закона об оплате труда пре­дусматривает: оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может быть ниже минимальной зарплаты. При этом в минимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

С целью соблюдения вышеуказанной нормы в свое время были приняты:

постановление КМУ от 20.05.2009 г. № 482, определяющее, что должностные оклады работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов, определенные постановлением № 268, которые меньше минимальной зарплаты, должны устанавливаться на ее уровне;

приказ Минтруда от 06.04.2009 г. № 129, пре­дусматривающий, что размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, определенные приказом № 77, которые меньше минимальной зарплаты, в штатных расписаниях устанавливают на ее уровне.

Следовательно, с увеличением с 1 июля и 1 октября 2014 года минимальной зарплаты, должностные оклады работников, которые меньше ее размера, в штатных расписаниях необходимо установить на ее уровне. Все доплаты и надбавки рассчитывают уже исходя из нового размера оклада.

 

Должностные оклады по ЕТС

Законом о Госбюджете-2014 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, исходя из размера которого рассчитываются должностные оклады работников, определяемые на основе Единой тарифной сетки. Поэтому должностные оклады работников остаются на уровне декабря 2013 года*.

* Напомним, что в декабре 2013 года повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда так и не произошло. Но с целью выполнения требований ст. 3 Закона об оплате труда должностные оклады работников 1 — 5 тарифных разрядов нужно было установить на уровне минзарплаты.

Известно, что Кабмин планирует повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 июля 2014 года. Однако официального документа на момент подготовки этого номера еще нет, а значит, предметно по этому вопросу, а также о конкретных цифрах можно будет говорить только после его появления.

 

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Газета «Бюджетна бухгалтерія»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн