802 0

Аннулирование свидетельства плательщика НДС из-за отсутствия подтверждения сведений о юрлице

10.06.11
В последнее время от наших читателей поступают вопросы по поводу возможных путей обжалования аннулирования свидетельства плательщика НДС, одним из распространенных оснований для которого стало отсутствие подтверждения государственному регистратору юридическим лицом сведений о себе. Кратко расскажем, каким может быть алгоритм действий налогоплательщика в такой ситуации.

Налоговым кодексом Украины действительно предусмотрено такое основание аннулирования регистрации плательщика НДС, как наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (абз. «ж» п. 184.1 НКУ). Законодательство, действовавшее до 01.01.2011 г., такого основания не предусматривало, хотя иногда налоговики пытались им воспользоваться, что в случае обжалования подобных решений всегда приводило к их отмене.

Следует учитывать, что внесение записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице в Единый госреестр не происходит автоматически — один факт неподачи юридическим лицом регистрационной карточки о подтверждении сведений о себе не является достаточным основанием для наступления подобных негативных последствий.

Как предусмотрено Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, субъект хозяйствования обязан подавать (направлять) ежегодно в течение месяца, следующего за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице (ч. 11 ст. 19 Закона). В случае непоступления в установленный срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение пяти рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору указанной регистрационной карточки (ч. 12 ст. 19 Закона). И только в случае неподачи юридическим лицом в течение месяца с даты поступления ему соответствующего уведомления регистрационной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений датой, установленной для очередной подачи регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице (абзац первый ч. 14 ст. 19 Закона).

Если указанная процедура была соблюдена, обжаловать аннулирование регистрации плательщиком НДС оснований нет. Если же аннулирование произошло только на основании факта неподачи юрлицом регистрационной карточки о подтверждении сведений госрегистратору, его можно обжаловать как в административном (т. е. путем подачи жалобы в вышестоящий орган государственной налоговой службы), так и в судебном порядке.

Следует отметить, что Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978, ограничивается только предписанием, согласно которому решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством (п. 6 раздела V Положения № 978), поэтому плательщику налогов следует ориентироваться на общие правила административного и судебного обжалования актов налоговых органов, которые описаны в этом номере.

Как видим, для обжалования можно воспользоваться как административной, так и судебной процедурой. Однако с учетом тех последствий, которые влечет за собой принятие решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС, и того факта, что оно считается действующим с момента принятия, для плательщика налогов более целесообразным представляется обращение в административный суд с иском о признании противоправным и отмене решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС. Одновременно с иском в суд следует подать ходатайство о приостановлении действия обжалуемого решения ввиду тех негативных последствий, которые оно за собой влечет. Негативные последствия, в частности, проявляются в том, что лицо, регистрация которого как плательщика НДС аннулирована, обязано вернуть налоговому органу свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость, оно лишается права на отнесение сумм налога в налоговый кредит, выписку налоговых накладных и обязано признать условную поставку товаров и необоротных активов, которые остаются на учете и при приобретении которых суммы налога на добавленную стоимость были включены в налоговый кредит, и начислить налоговые обязательства, исходя из обычной цены соответствующих товаров или необоротных активов. При этом, если в будущем решение об аннулировании регистрации плательщиком НДС будет признано противоправным, восстановить нарушенные им права плательщика НДС, если все время в течение рассмотрения дела такое решение будет оставаться действующим, будет невозможно. На все эти обстоятельства следует обратить внимание суда в ходатайстве об обеспечении иска.

Следует отметить, что сама возможность подачи соответствующего ходатайства, когда идет речь о решении об аннулировании свидетельства плательщика НДС, не является бесспорной. Дело в том, что приостановить действие, если исходить из «буквы закона», можно только того акта, который еще не исполнен. Решение об аннулировании регистрации плательщиком НДС на тот момент, когда его получает плательщик налогов, уже является исполненным путем исключения плательщика НДС из Реестра. Как указано в п.п. 5.4.1 раздела V Положения № 978, дата подписания решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения. И только после этого в течение трех дней соответствующее решение направляется самому плательщику налогов.

Однако существование такого порядка аннулирования регистрации плательщика НДС не должно приводить к ситуации, когда субъект хозяйствования ставится в крайне невыгодное для себя положение из-за акта контролирующего органа, который может быть признан неправомерным. Именно поэтому суды, как свидетельствует практика, преимущественно удовлетворяют ходатайства о приостановлении действия решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС (см., например, определение Ривненского окружного административного суда от 19.04.2011 г. № 2а/1770/1562/2011). Но опять таки на пути может возникнуть еще одна преграда, и снова сугубо процедурного характера: Положение № 978 не предусматривает в качестве основания для внесения в Реестр записи об отмене аннулирования регистрации, состоявшейся по инициативе налогового органа, определение суда о приостановлении действия соответствующего решения. Проблемы вследствие этого в первую очередь могут возникнуть у контрагентов субъекта хозяйствования, регистрация которого в качестве плательщика НДС отменена, ведь они будут получать налоговые накладные от лица, сведения о регистрации которого в Реестре плательщиков НДС не будет. Впрочем, имея на руках определение суда о приостановлении действия решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС, у плательщика налогов будут достаточно весомые аргументы в свою пользу.

Другой возможный путь — получить новое Свидетельство о регистрации плательщиком НДС, не ожидая решения дела в суде (более детально см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 72, с. 12).

Срок для подачи иска об отмене акта об аннулировании регистрации плательщика НДС составляет шесть месяцев со дня, когда лицо узнало об аннулировании регистрации плательщиком НДС, однако, понятно, что сам субъект хозяйствования заинтересован в как можно более скором разрешении спорной ситуации. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)