Інформація по темі "" | Публікації по тегу
21.06.11
1505 0
Друкувати
Обране

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ГНАУ рекомендует

Недавно ГНАУ приняла ряд документов, которыми пытается упорядочить действия нижестоящих налоговых органов при проведении ими контрольных мероприятий в рамках требований Налогового кодекса Украины. В этой статье мы остановимся кратко на основных положениях этих документов.


Методрекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок

Напомним, согласно п. 77.2 НКУ периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, которая может быть высокой, средней и незначительной. Риск определен как вероятность недекларирования (неполного декларирования) налогоплательщиком налоговых обязательств, невыполнения налогоплательщиком другого законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы.

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем один раз в три календарных года, средней — не чаще чем раз в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарном году. Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степени, как предусмотрено НКУ, должен устанавливаться ГНСУ. Методрекомендации № 190 направлены как раз на выполнение данного требования нового налогового законодательства.

Следует отметить, что законодатель, устанавливая правила определения периодичности налоговых проверок, придерживался следующей идеи: проводить плановые налоговые проверки можно только по отношению к тем субъектам, в деятельности которых присутствует хотя бы один из критериев, указывающих на наличие риска.

Методрекомендациями № 190 предусмотрены такие критерии распределения налогоплательщиков по степени риска. К плательщикам с высокой степенью риска, в частности, относятся субъекты хозяйствования, если:

1) уровень роста налогов не соответствует уровню роста валовых доходов или уровень уплаты налогов не соответствует уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли;

2) осуществляется декларирование отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль в течение 2 налоговых периодов;

3) объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 20 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

4) представление налогоплательщиком уточняющих расчетов налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС в сторону значительного уменьшения налоговых обязательств (более 100 тыс. грн.);

5) осуществляется декларирование остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода, в сумме более 100 тыс. грн.;

6) есть расхождения у налогоплательщика согласно Системе автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины (занижение налогового обязательства/завышение налогового кредита) в сумме более 100 тыс. грн.

Это далеко не полный перечень возможных оснований отнесения плательщиков к субъектам с высокой степенью риска.

К налогоплательщикам со средней степенью риска, в частности, могут быть отнесены субъекты при наличии одного из таких оснований:

1) сумма других расходов превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

2) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн гривень;

3) сумма заявленного к возмещению на счет плательщика в банке НДС в 10 раз превышает сумму начисленного налога на прибыль;

4) осуществление возмещения НДС на счет плательщика в банке по результатам камеральных проверок в течение промежутка времени, следующего за периодом, охваченным последней документальной плановой проверкой;

5) корректировка налогоплательщиком налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в объемах 10 или более процентов налоговых обязательств и/или налогового кредита и другие.

О незначительной степени риска могут свидетельствовать такие показатели:

1) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

2) несвоевременное начисление и уплата налога на добавленную стоимость;

3) адрес субъекта хозяйствования относится к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многими юридическими лицами;

4) увеличение суммы налогового кредита (стр. 17 декларации по НДС) отчетного налогового периода по сравнению с суммой налогового кредита предыдущего отчетного налогового периода на 10 млн грн. или более чем в 2 раза и задекларированная сумма всего налогового кредита составляет 1 млн грн. и более;

5) увеличение суммы налогового кредита (стр. 17 декларации по НДС) первого отчетного налогового периода больше или на уровне 50 процентов суммы уставного фонда для вновь созданного плательщика налога на добавленную стоимость и ряд других.

Из предписаний НКУ следует, что в план-график проведения документальных плановых проверок включаются как выездные, так и невыездные проверки. Поэтому в случае проведения невыездной проверки следующая документальная проверка — выездная или невыездная — может быть проведена с учетом вышеуказанных ограничений к периодичности плановых проверок.

 

Методрекомендации о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков

Само принятие новых Методрекомендаций № 213 объясняется необходимостью выработки единого подхода при организации проверок в условиях действия НКУ. Обратим внимание на наиболее интересные тезисы, озвученные ГНАУ.

1. Направление на проверку. Направления на проверку — как документальную выездную, так и фактическую — выписываются на каждое должностное лицо отдельно. Перед началом проведения проверки направление должно быть не предоставлено, как было раньше, а лишь предъявлено должностным лицам налогоплательщика (либо лицам, осуществляющим расчетные операции, если проводится фактическая проверка). Такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени и отчества, должности, времени и даты ознакомления с направлением на проверку.

Однако с утверждением, сделанным ГНАУ в письме № 11892, о том, что продление сроков проведения проверки не требует выписки новых направлений, мы согласиться не можем. НКУ требует, чтобы в направлении на проверку обязательно должны быть указаны дата выдачи, наименование органа ГНС, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физлица — плательщика налога, которое проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку.

Продление проверки, которое оформляется отдельным решением руководителя налогового органа, должно, по нашему мнению, влечь за собой выписку новых направлений на проведение проверки, в которых будут указаны реквизиты приказа о продлении проверки и дни, на которые продляется ее проведение.

2. Проведение проверки налоговым органом, на учете в котором налогоплательщик не состоит. В письме указывается, что, как и раньше, проводить либо возглавлять проверку может не только налоговый орган, в котором налогоплательщик пребывает на учете, но и налоговый орган более высокого уровня (ГНАУ, ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе). Оформление проведения такой проверки происходит с учетом таких особенностей:

1) решение о проведении проверки принимает руководитель соответствующего вышестоящего налогового органа;

2) если проводится плановая проверка, то уведомление о ее проведении (с указанием в нем названия налогового органа, который будет ее возглавлять) направляет также вышестоящий налоговый орган; получить такое уведомление налогоплательщик должен за 10 календарных дней до дня начала проверки;

3) направления на проведение проверки составляются вышестоящим налоговым органом на бланке такого органа;

4) в случае установления отсутствия налогоплательщика (его должностных лиц) по местонахождению или отказа налогоплательщика от проведения проверки либо при наличии иных обстоятельств, в связи с которыми невозможно начать проверку, соответствующий акт составляется также на бланке вышестоящего налогового органа и передается в тот налоговый орган, на учете в котором состоит налогоплательщик для принятия необходимых мер (например, по установлению его местонахождения, принятию решения о применении административного ареста активов такого налогоплательщика и т. п.);

5) акт проверки также составляется на бланке того налогового органа, который возглавлял (проводил) проверку; соответственно, возражения к нему налогоплательщик предоставляет в налоговый орган, составивший такой акт проверки (если он был составлен вышестоящим налоговым органом, то и возражения к акту проверки подаются в вышестоящий налоговый орган);

6) налоговые уведомления-решения тем не менее составляются тем налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик, даже если проверка проводилась вышестоящим налоговым органом. В письме № 11892 вопрос об обжаловании подобных налоговых уведомлений-решений не поднимается. По нашему мнению, их следует обжаловать в общем порядке, т. е. путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, который вынес налоговое уведомление-решение (хотя по сути жалоба подается в тот орган, по результатам проверки которого и было вынесено налоговое уведомление-решение).

Кроме непосредственного проведения проверки вышестоящим налоговым органом, допускается также участие должностных лиц вышестоящего налогового органа в проверках, проводимых тем органом государственной налоговой службы, на учете в котором состоит налогоплательщик.

Следует сказать, что возможность проведения проверок вышестоящими налоговыми органами ГНАУ отстаивала и раньше (см., например, недавно отозванное письмо ГНАУ от 06.07.09 г. № 14082/7/23-4017/354), законодательные основания для чего были следующими. Согласно ст. 9 Закона № 509 (ее редакция с принятием НКУ не изменилась) ГНА в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и ГНИ в городах с районным делением выполняют непосредственно либо организуют работу подконтрольных ГНИ, связанную с осуществлением контроля за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), контроля за валютными операциями и др. В этой же статье говорится о том, что в случаях, когда указанные выше органы ГНС непосредственно осуществляют контроль за уплатой налогов, они выполняют в отношении налогоплательщиков те же функции, что и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные ГНИ.

Впрочем, единого подхода к решению данного вопроса в связи с его недостаточно четким урегулированием на уровне законодательства в судебной практике не было. Так, в одном из дел суд первой инстанции аргументы налоговиков счел достаточно убедительными и удовлетворил их требования о допуске к проверке по направлению вышестоящего ГНС. Для вынесения решения суду было достаточно установления таких фактов: проверка была предусмотрена в плане работы налоговой инспекции, налогоплательщик был уведомлен о проверке с соблюдением предусмотренных Законом № 509 сроков, проверяющие предоставили направление на проверку, также соответствующее требованиям названного Закона, и свои удостоверения. Однако ВАдСУ с таким выводом не согласился, указав, что органам государственной налоговой службы, в том числе вышестоящим, не предоставлены полномочия на проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности, которые пребывают на учете в другом налоговом органе (см. определение ВАдСУ от 02.10.07 г.) Но питать надежду на успешное разрешения дела все же не стоит: в практике ВАдСУ и в целом в судебной практике Украины гораздо больше решений, в которых суды по аналогичным делам приходят к противоположным выводам (см., например, постановление от 18.10.07 г.).

Безусловно, все вопросы были бы сняты, если бы в НКУ была включена норма, прямо предусматривающая возможность проведения проверок налоговыми органами, на учете в которых налогоплательщик не пребывает, и оговаривающая особенности их организации.

В завершение отметим, что письмо № 11892 носит исключительно информационный характер и какой-либо юридической силы не имеет. Но в силу того, что налоговиками на местах оно будет воспринято как прямое руководство к действию, ознакомиться с позицией ГНАУ в вопросе о порядке проведения проверок лишним, безусловно, не будет.

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 509Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.11 г. № 190.

Методрекомендации № 213 — Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ от 14.04.11 г. № 213.

Письмо № 11892 — письмо Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.11 г. № 11892/7/23-4017/345. 

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Газета «Бухгалтерський тиждень»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн