1215 0

СБОР ЗА СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: особенности взимания

29.07.11

Уже полгода действуют новые правила взимания сбора за специальное использование воды. И все же, хотя прошло немало времени, нерешенных вопросов, касающихся различных аспектов определения размера сбора и порядка его уплаты, у плательщиков осталось достаточно много.

В связи с этим в данной статье поговорим об отдельных нюансах взимания этого сбора и напомним основные особенности составления декларации за II квартал 2011 года.

Уплата спецводосбора при аренде помещения

Предприятие арендует производственное помещение у другого субъекта хозяйствования. Кто в таком случае должен уплачивать сбор за специальное использование воды?

 

В НКУ есть достаточно содержательная норма по поводу этого случая. Так, в п. 326.2 НКУ отмечается, что за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком.

Из этой нормы следует, что главным фактором, определяющим, кто выступает плательщиком сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование), является наличие у арендатора заключенного договора на поставку воды с водопоставщиком.

Напомним, что согласно ст. 9 Закона № 1775 централизованное водоснабжение подлежит лицензированию. Поэтому в договоре на водоснабжение должны быть указаны данные лицензии, полученной водопоставщиком.

То есть субъекты хозяйствования, получающие воду от других водопользователей, будут плательщиками сбора за спецводопользование только в том случае, если получают такую воду по договору на поставку воды*. Если же вода получается без заключения такого договора, то плательщиком сбора за спецводопользование выступает арендодатель, а не арендатор. Это подтверждают и налоговики в консультациях, приведенных в ЕБНЗ (разд. 270.01).

* Информация о таких водопользователях-абонентах предоставляется поставщиком воды ежегодно до 20 января, а по вновь заключенным договорам — в течение 10 дней после их заключения (п. 326.12 НКУ).

Кроме того, в своих консультациях налоговики обращают внимание на то, что для уплаты сбора за спецводопользование арендатор должен заключить с арендодателем именно договор на поставку воды, а не, например, договор аренды, в котором только содержится упоминание о компенсации стоимости коммунальных услуг, в частности, платы за пользование водой, входящей в арендную плату.

Это объясняется тем, что договор аренды нельзя считать договором на поставку воды, так как в соответствии с этим договором предоставляются услуги по аренде имущества, а не по поставке воды.

А поэтому, если в договоре аренды говорится о том, что в составе коммунальных платежей (арендной платы) арендатор уплачивает арендодателю плату за пользование водой, то волноваться по этому поводу и вносить изменения в договор аренды арендатору не стоит. Хотя осторожные плательщики, чтобы перестраховаться, могут внести изменения в этот договор, исключив такую норму.

Следовательно, арендатор уплачивает сбор за спецводопользование только в том случае, если он заключил с арендодателем именно договор на поставку воды.

 

Разрешение на спецводопользование

Нужно ли арендатору, заключившему договор на поставку воды, получать разрешение на спецводопользование?

 

Этот вопрос для плательщиков сбора является достаточно актуальным. Связано это с тем, что в случае если разрешение на спецводопользование с установленными в нем лимитами использования воды у водопользователя (арендатора) отсутствует, то сбор за спецводопользование взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате, как за сверхлимитное использование,
т. е.
в пятикратном размере (пп. 327.1 и 327.3 НКУ).

Ранее (до 01.01.11 г.) пятикратный размер сбора, как вы помните, не применялся к водопользователям, не имевшим установленных лимитов и разрешений на спецводопользование. Однако после вступления в силу НКУ в налоговом законодательстве появились основания для применения таких повышенных размеров сбора. На это обращает внимание и ГНАУ в письме от 04.01.11 г. № 12/7/15-0817.

Что касается вопроса получения разрешений на спецводопользование арендаторами, то, по мнению Минприроды, изложенному в письме от 15.03.11 г. № 5515/16/10-11-МП**, с которым соглашается и ГНАУ (письмом от 12.04.11 г. № 10282/7/15-0817 налоговики направили письмо Минприроды для использования в работе местными органами ГНС), такие плательщики выступают вторичными водопользователями, поэтому отдельного разрешения на спецводопользование получать не должны.

** См. ком. «Разрешения на спецводопользование должны получать только первичные водопользователи» // «БН», 2011, № 18, с. 8.

Аргументирует свою позицию Минприроды тем, что разрешение на специальное водопользование должен получить лишь первичный водопользователь (первый поставщик воды), так как именно он в соответствии со ст. 42 ВКУ имеет собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичные водопользователи (в частности, арендаторы) не имеют таких сооружений и соответствующего оборудования для забора воды, а потому получать отдельное разрешение на спецводопользование не должны.

Этот подход Минприроды полностью логичен, ведь если разрешение уже выдано поставщику воды, зачем выдавать его отдельно еще и потребителям (получающим воду от поставщика). Кроме того, подтверждение такому подходу можно найти и в самом НКУ. Так, в п. 326.12 НКУ содержатся следующие требования:

1) органы, выдающие разрешение на спецводопользование, обязаны предоставлять налоговикам информацию о водопользователях, которым они выдали разрешение;

2) в свою очередь, водопользователи, получившие разрешение на использование воды, обязаны предоставлять налоговикам информацию о тех, кому они передают воду (т. е. о водопользователях-абонентах).

Следовательно, здесь не упоминается о предоставлении информации органами, выдающими разрешения на спецводопользование, о таких разрешениях, выданных водопользователям-абонентам (в нашем случае — арендаторам).

По мнению Минприроды, разрешением на специальное водопользование для водопользователя-абонента (арендатора) будет считаться:

договор на поставку воды;

установленный в разрешении первичного водопользователя лимит.

Обратите внимание, что водопользователь-абонент (арендатор), не получая разрешение на спецводопользование, может не знать, какой лимит установлен первичному водопользователю.

Поэтому для того, чтобы не уплачивать сбор за спецводопользование как за сверхлимитное использование (в пятикратном размере), для таких плательщиков, по мнению налоговиков (см. консультацию в разд. 270.05 ЕБНЗ), годовым лимитом использования воды будет лимит, установленный в разрешении первичного водопользователя для такого вторичного водопользователя, который должен быть указан в договоре на поставку воды. В случае если в договоре на поставку воды не упоминается размер годового лимита использования воды, сбор взимается за весь объем использованной воды как за сверхлимитное использование (в пятикратном размере).

То есть для того, чтобы вторичный водопользователь (арендатор) имел возможность уплачивать сбор за спецводопользование в обычном размере, в договоре на поставку воды с первичным водопользователем (арендодателем) обязательно следует указать лимит на использование воды.

Заметим, что Минприроды в упомянутом выше письме излагает несколько другое мнение по этому поводу. Так, оно отмечает, что поскольку вторичный водопользователь не получает разрешений на спецводопользование, то для определения лимитов он должен ориентироваться только на лимит, установленный первичному водопользователю.

Такой подход Минприроды, на наш взгляд, полностью справедлив, ведь даже если в договоре между первичным и вторичным водопользователями обусловлен объем воды, которая может быть использована вторичным водопользователем, такой объем не является «лимитом» в понимании НКУ, потому что он устанавливается не уполномоченным государственным органом, а сторонами договора.

И все-таки советуем вторичным водопользователям перестраховаться и указать объем воды, которая может быть использована вторичным водопользователем, в договоре на поставку воды и ориентироваться именно на этот объем как на лимит при расчете сбора за спецводопользование.

 

ФЛП и сбор за спецводопользование

Предприниматель зарегистрирован по месту жительства (в своей квартире). Обязан ли он уплачивать сбор за использование воды?

 

С 01.01.11 г. плательщиками сбора за спецводопользование в соответствии с п. 323.1 НКУ считаются водопользователи, т. е. субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Учитывая такие нововведения, с 01.01.11 г. сбор за спецводопользование должны уплачивать все без исключения предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, включая даже тех, кто использует воду исключительно на удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических нужд (ст. 323 НКУ, письмо ГНАУ от 04.01.11 г. № 12/7/15-0817).

Если предприниматель работает на упрощенной системе налогообложения (единоналожник или фикспатентщик), то никаких сомнений не возникает: он освобожден от уплаты сбора за спецводопользование согласно п. 1 подразд. 8 разд. ХХ НКУ.

Кроме того, в соответствии с п.п. 324.4.1 НКУ сбор не уплачивается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупность людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков).

Поэтому, на наш взгляд, если предприниматель зарегистрирован по месту жительства и использует воду лишь для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (не использует в предпринимательской деятельности), то уплачивать сбор за спецводопользование он не должен, потому что не осуществляет специальное использование воды (ст. 47 и 48 ВКУ).

Аргументируем это тем, что:

— во-первых, лицо, став предпринимателем, всего лишь получило дополнительный статус предпринимателя, что позволяет ему осуществлять определенные виды деятельности. Но при этом оно осталось гражданином (населением), освобожденным от уплаты этого сбора;

— во-вторых, в квартире с предпринимателем могут проживать члены его семьи, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, а поэтому нет сомнений, что они являются гражданами (населением);

— в-третьих, в договоре с водоканалом физическое лицо выступает как гражданин, а не как предприниматель.

Следовательно, подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что если физическое лицо зарегистрировано по месту жительства (в своей квартире), то уплачивать сбор за спецводопользование в соответствии с п.п. 324.4.1 НКУ за воду, используемую в предпринимательской деятельности в квартире, оно не должно.

Обращаем внимание: если частный предприниматель осуществляет свою деятельность в отдельном нежилом помещении, то за использованную воду в таком помещении он должен уплачивать сбор за спецводопользование, за исключением случая, когда такое помещение арендовано предпринимателем у субъекта хозяйствования, с которым не заключен договор на поставку воды (п. 326.2 НКУ, подробнее см. предыдущие разделы).

 

Приобретение воды в цистернах

Является ли плательщиком сбора за спецводопользование субъект хозяйствования, покупающий воду в цистернах и других емкостях для хозяйственно-бытовых целей, а также для последующего разлива такой воды в бутылки для реализации?

 

Проблема с налогообложением воды, приобретенной у первичного водопользователя в цистернах и других емкостях, существует уже давно. Еще в письме ГНАУ от 19.08.09 г. № 17859/7/15-0817 налоговики настаивали на том, что за воду, приобретенную в цистернах и других емкостях у первичного пользователя, субъекты хозяйствования должны уплачивать водосбор.

Мы с таким подходом налоговиков не согласны.

После вступления в силу НКУ и введения сбора за спецводопользование была надежда, что в понимании этого вопроса все станет на свои места. Но налоговики и не собирались сдаваться. Правда, теперь их позиция стала несколько более лояльной (см. консультацию в разд. 270.01 ЕБНЗ), поскольку они стали настаивать на том, что отныне сбором за спецводопользование не облагается вода, приобретенная в цистернах или других емкостях, если она используется в собственной хозяйственной деятельности, для удовлетворения собственных питьевых, санитарно-гигиенических нужд. Что касается использования воды в других целях, в частности для производства продукции или последующего разлива такой воды в бутылки для реализации, то их мнение осталось неизменным: за использование воды, приобретенной в цистернах в таких целях, сбор за спецводопользование должен уплачиваться.

На наш взгляд, такая позиция ошибочна, поскольку вода, приобретенная в цистернах, вообще не должна облагаться сбором за спецводопользование независимо от того, где она используется: для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд или для последующего разлива такой воды в бутылки для реализации.

В соответствии с п. 324.1 НКУ объектом обложения сбором за спецводопользование является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

То есть, как видим, основным фактором для взимания сбора является использование воды. Под этим понятием в ст. 1 ВКУ подразумевают процесс изъятия воды для использования в производстве с целью получения продукции и для хозяйственно-питьевых нужд населения, а также без ее изъятия для нужд гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других нужд.

При купле-продаже воды в цистернах никакого изъятия воды не происходит. Хотя если смотреть глубоко, то можно связать изъятие воды с ее продажей, но только в части первичного водопользователя (лица, изымающего воду из водного объекта). Лицо, приобретающее воду у первичного или вторичного водопользователя в цистернах, не осуществляет ее изъятие.

На ошибочность взглядов налоговиков указывает и содержание разд. 15 Государственного классификатора продукции и услуг ГК 016-97, утвержденного приказом Госкомстата от 30.12.97 г. № 822, в соответствии с которым вода натуральная обычная всех видов, в том числе очищенная, фасованная, относится к группе 15.9 «Напитки». А следовательно, уплачивать сбор за спецводопользование при приобретении такого товара нет оснований.

То есть, на наш взгляд, приобретение воды в цистернах не должно вообще облагаться сбором за спецводопользование. И потому смелые плательщики могут попытаться отстоять свое право перед контролирующими органами, используя приведенные выше аргументы.

 

Порядок составления декларации

Как правильно заполнить налоговую декларацию по сбору за спецводопользование за специальное использование поверхностных и подземных вод и специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков?

За специальное использование поверхностных и подземных вод и специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков, субъект хозяйствования должен подать в налоговые органы Налоговую декларацию сбора за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование
карьерной, шахтной, дренажной воды
(далее — Декларация по водосбору), форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1009.

Подается такая декларация ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС по месту налоговой регистрации плательщика сбора. Декларация по водосбору составляется нарастающим итогом с начала года (за I квартал, полугодие, 3 квартала, год).

Одновременно с подачей Декларации по водосбору в соответствии с п. 328.7 НКУ в налоговый орган подаются также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды (ф. № 2-ТП (водгосп)*).

* Отчет по ф. № 2-ТП (водгосп) подается в органы статистики не позднее 5 числа, следующего за отчетным кварталом. Подают этот отчет все водопользователи, которые включены в перечень отчитывающихся предприятий в соответствии с п.п. 1 Инструкции по заполнению формы № 2-ТП (водгосп), утвержденной приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230, кроме водопользователей, у которых объем использованной воды не превышает 50 м куб. в сутки.

Для составления Декларации по водосбору водопользователю нужно знать:

— установленные лимиты водопользования;

— из какого источника получается вода (надземного или подземного), а также наименование надземного источника либо область (район) расположения подземного источника;

— ставки сбора;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— фактические объемы использования воды.

Информацию по всем пунктам, кроме последнего, можно найти в разрешении на специальное водопользование или в договоре на поставку воды. Указанную информацию имеют в своем распоряжении и налоговые органы.

Фактическое использование воды определяется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов. Использование воды может быть в пределах лимита и сверхлимитным. За воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается согласно установленным нормативам, а за воду, потребленную сверх нормативов, — в пятикратном размере.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). При отсутствии измерительных приборов, если возможность их установления существует, сбор уплачивается в двукратном размере.

Порядок заполнения Декларации по водосбору приведен в таблице на с. 39.

 

Заполнение Декларации по водосбору

Номер колонки

Название колонки

Что указывают в колонке

2

«Назви водних об'єктів та показники»

В этой колонке указывают названия водных объектов, руководствуясь перечнем водных объектов, указанным в ст. 325 НКУ

3

«Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання; фактичний обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату; фактичний обсяг води, необхідної для поповнення водних об'єктів (у т. ч. фільтрації, випаровування), куб. м»

Указывается фактический объем использованной воды в куб. метрах, устанавливаемый по данным первичного учета по показаниям измерительных приборов или при их отсутствии определяемый по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.)

4

«Ставки збору, грн., коп. / 1 (100; 10000) куб. м»

Для заполнения этой колонки нужно просто перенести размер ставок из ст. 325 НКУ. Указывать ставки нужно в гривнях с копейками на 1, 100 и 10000 куб. м, т. е. так, как они указаны в НКУ

5

«Коефіцієнти, що застосовуються

до ставок збору»

Эта колонка заполняется только плательщиками, которые имеют право и обязанность по применению коэффициентов. В частности, это теплоэлектростанции с прямоточной системой водоснабжения, указывающие коэффициент 0,005 (п. 325.8 НКУ), и жилищно-коммунальные предприятия — 0,3 (п. 325.9 НКУ)

6

«Установлений річний ліміт використання води, куб. м»

Указывается годовой лимит для предприятия, установленный в разрешении на спецводопользование или договоре на поставку воды (для арендаторов)

7

«Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп., к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5»

Рассчитывается сбор в пределах лимита, по формуле:
к. 3 х к. 4 х к. 5 (если к. 3 < к. 6)
или к. 6 х к. 4 х к. 5 (если к. 3 > к. 6)(1)

8

«Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги, грн. коп., заповнюється,
якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5»

Эта колонка заполняется только в случае превышения лимитов, указанных в колонке 6 (к. 3 > к. 6), по формуле:
(к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5(1)

9

«Усього нараховано збору, грн., коп., к. 7
або к. 8 + к. 7 або к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000)) **** х к. 5 або (к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000)) **** х  к. 5) х 2»

Заполнять эту колонку следует так:
1) если предприятие не превысило лимит, то в эту колонку нужно просто перенести данные из колонки 7 или применить такую формулу:
к. 3 х (к. 4 : 1 (100; 10000)) х к. 5;
2) если предприятие не превысило лимит, но не установило приборы для определения объема использованной воды при возможности установления, то размер сбора рассчитывается по следующей формуле:
(к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000)) х к. 5) х 2;
3) если предприятие превысило лимит, то для заполнения этой колонки следует сложить данные колонки 7 и колонки 8

10

«до державного бюджету, грн., коп.»

В этой колонке указывают 50 % суммы сбора, начисленного за использование воды, полученной из источников общегосударственного значения

11

«до місцевих бюджетів, грн., коп.»

В этой колонке указывают 50 % суммы сбора, начисленного за использование воды государственного значения, и всю начисленную сумму (100 %) за использование воды, полученной из источников местного значения

(1) Для правильного расчета размера сбора, указываемого в графах 7, 8 и 9, ставки сбора и количество использованной воды при расчете сбора должны учитываться в формулах, приведенных в этих графах, в соизмеримых величинах. То есть если ставка сбора установлена за 100 куб. м, то, поскольку объем использованной воды в графе 3 всегда приводится в куб. м, при расчете размера сбора в графах 7, 8 и 9 необходимо результат умножения ставок сбора, объемов использования воды и коэффициентов разделить на 100, если же установлена ставка для 10000 куб. м, то нужно произведение разделить на 10000.

Кроме того, если у предприятия отсутствуют измерительные приборы для определения объема использованной воды, а возможность их установления существует, то для расчета размера сбора к формулам, приведенным в графах 7 и 8, также следует применять коэффициент 2 (умножить на 2).

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ВКУ — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон № 1775 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)