644 0

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ИЗУЧАЕМ ЗАНОВО (комментарий к изменениям, внесенным Законом № 3609) (Плата за землю)

23.08.11
Практически весь предыдущий номер занял текст Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI. Масштаб произошедших изменений в налоговом законодательстве требует не менее масштабных комментариев. Как мы и обещали, уже сегодня готовы поделиться нашим мнением по поводу всех ключевых «усовершенствований».

Елена Уварова, юрист Издательского дома «Фактор»,
Людмила Солошенко, Екатерина Скрипкина, 
Игорь Хмелевский, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

 

Перечень основных документов, используемых в номере

 

КоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 889 — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877.

Закон об обращениях граждан — Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

Инструкция № 59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Минфина Украины от 13.03.98 г. № 59.

Положение № 978 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.


Плата за землю

Изменения, касающиеся этого общегосударственного налога, затрагивают обе его разновидности (земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности), причем некоторые из них вступают в силу безотлагательно (со дня, следующего за днем опубликования Закона № 3609), а некоторые — только с начала следующего года, поэтому времени для их более основательного изучения еще более чем предостаточно. И все же укажем на главные из них прямо сейчас.

1. Уточнен льготный порядок налогообложения земельных участков (как в пределах, так и вне населенных пунктов), которые относятся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения, — они облагаются на общих основаниях), а также установлен льготный порядок налогообложения земельных участков, на которых расположены аэродромы.

2. Наконец-то корректно выписана льгота по земельному налогу для физических лиц — собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей, которые передали их в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога на период действия этого налога. Такая льгота раньше была приведена в ст. 282 НКУ, устанавливающей льготы по земельному налогу для юрлиц, но по доброй воле ГНАУ распространялась на указанных выше физлиц (об этом свидетельствовала консультация на официальном сайте в Единой базе налоговых знаний). О проблемах с применением этой льготы шла речь в статье «Плата за землю-2011: рассчитываем и отчитываемся по Налоговому кодексу» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7).

Кроме того, появилась в НКУ льгота по земельному налогу и для самих плательщиков ФСН за земельные участки, которые используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства, что, впрочем, было понятно и ранее из содержания п.п. «б» п. 307.1 этого Кодекса. Если же земельные участки используются ими для других целей, то за такие участки налог уплачивается в общем порядке.

3. Восстановлена справедливость в отношении льготы по земельному налогу для субъектов судостроительной промышленности, установленной ранее п. 4 подразд. 6 разд. XX «Переходные положения» НКУ так, что применить ее на практике не представлялось возможным. Мы писали об этом в упоминавшейся выше статье «Плата за землю-2011: рассчитываем и отчитываемся по Налоговому кодексу». К такому же выводу, кстати, пришел в свое время и Минфин в письме от 28.04.2011 г. № 31-08150-06-18/11074. Сейчас единственное условие для применения этой льготы, которое выдвигается к субъектам судостроения, — их принадлежность к классу 35.11 по КВЭД. Хотя, как нам кажется, речь идет не о формальном наличии в статсправке этого кода деятельности, а о выполнении реальных заказов для судостроительной промышленности. Думаем, налоговики не замедлят отреагировать на эти изменения в НКУ и внесут ясность в рассматриваемый вопрос, о чем мы обязательно сообщим.

4. Хорошо известное требование о необходимости уплаты земельного налога на общих основаниях теми землепользователями, которые имеют соответствующие льготы по этому налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, установленное п. 284.3 НКУ, теперь не будет распространяться на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) не только другим бюджетным учреждениям, но и дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования, имеющим льготу по этому налогу согласно п.п. 282.1.8 этого Кодекса.

5. Изменены сроки декларирования платы за землю. Ранее предусматривалось (см. п. 286.2 НКУ), что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года предоставляют соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. Вместе с тем п. 286.3 этого Кодекса предоставлялась возможность вместо подачи до 1 февраля годовой налоговой декларации подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, возникал 20-дневный разрыв в сроках предоставления годовой отчетности на текущий год и первой ежемесячной отчетности за январь текущего года, что вызывало определенные опасения у тех, кто предпочел ежемесячное декларирование. Ведь п. 285.1 НКУ базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю определен календарный год, да еще к тому же ежемесячная декларация по плате за землю названа новой отчетной, хотя вряд ли можно вести речь о новой декларации, если не подавалась отчетная.

Правда, налоговики в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 200.07 поспешили успокоить налогоплательщиков: если не будет подана ни налоговая декларация на текущий год, ни новая отчетная налоговая декларация за январь, то только в этом случае будет считаться, что плательщик платы за землю не выполнил своей обязанности по предоставлению годовой декларации и не воспользовался правом декларировать налоговые обязательства по плате за землю ежемесячно, и значит, к такому плательщику будут применены санкции, причем как за непредоставление годовой декларации. И все же, бухгалтеру куда спокойней спится, если проблема снята на уровне закона, что и сделал законодатель, установив одинаковые предельные сроки как для годовой, так и для первой месячной декларации по плате за землю — 20 февраля текущего года.

6. Последнее (из значимых) изменений касается арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. В настоящее время п. 288.5 НКУ установлены минимальные и максимальные пределы арендной платы в зависимости от категории земель, предоставленных в аренду. По общему правилу размер годовой арендной платы не может превышать 12 % нормативной денежной оценки. Единственное исключение было сделано для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3 % нормативной денежной оценки.

Закон № 3609 пре­дусматривает еще одно исключение: для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, размер годовой арендной платы не может превышать четырехкратного размера земельного налога, установленного НКУ.

Приведенные выше изменения в НКУ, касающиеся платы за землю, вводятся в действие с 01.01.2012 г., кроме льготных норм, описанных в пп. 2 и 3, — они заработают уже со дня, следующего за днем опубликования Закона № 3609.

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)