891 0

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ИЗУЧАЕМ ЗАНОВО (комментарий к изменениям, внесенным Законом № 3609) (Прочие изменения)

24.08.11
Практически весь предыдущий номер занял текст Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI. Масштаб произошедших изменений в налоговом законодательстве требует не менее масштабных комментариев. Как мы и обещали, уже сегодня готовы поделиться нашим мнением по поводу всех ключевых «усовершенствований».

Елена Уварова, юрист Издательского дома «Фактор»,
Людмила Солошенко, Екатерина Скрипкина, 
Игорь Хмелевский, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

 

Перечень основных документов, используемых в номере

 

КоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 889 — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877.

Закон об обращениях граждан — Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

Инструкция № 59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Минфина Украины от 13.03.98 г. № 59.

Положение № 978 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.


Прочие изменения

1. Акцизный налог. Со следующего года до 182 евро за тонну будут повышены ставки акцизного налога на отдельные нефтепродукты из перечня, приведенного в п.п. 215.3.4 НКУ, в частности, на легкие дистилляты (коды УКТ ВЭД 2710 11 11 00 и 2710 11 15 00), уайт-спирит (код 2710 11 21 00), средние дистилляты (коды 2710 19 11 00 и 2710 19 15 00), прочий керосин (код 2710 19 25 00) и прочие средние дистилляты (код 2710 19 29 00).

Кроме того, с начала 2012 года заработают новые пп. 229.4 и 229.5 НКУ, устанавливающие особенности налогообложения нефтепродуктов, произведенных в Украине, а также ввезенных в Украину, которые будут использоваться в качестве сырья для химической промышленности. Такие нефтепродукты по перечню, приведенному соответственно в п.п. 229.4.1 и 229.5.1 этого Кодекса, могут быть реализованы/ввезены по нулевой ставке/без уплаты акцизного налога. В случае их использования в качестве сырья для производства в химической промышленности органы ГНС будут осуществлять контроль за их целевым использованием, для чего на предприятиях-производителях предусмотрено введение налоговых постов.

Законом № 3609 прописан механизм выдачи авалированных налоговых векселей субъектом хозяйствования — производителем, использующим такие нефтепродукты в качестве сырья в химической промышленности. Налоговый вексель выдается до получения нефтепродуктов либо при их ввозе на сумму неуплаченного при получении/ввозе акцизного налога на срок не более 90 календарных дней. Такой вексель считается погашенным в случае документального подтверждения факта целевого использования нефтепродуктов исключительно как сырья для производства в химической промышленности. В случае нецелевого использования полученного/ввезенного сырья с субъектов хозяйствования взимается штраф, который исчисляется исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и соответствующей ставки акцизного налога, увеличенной в 1,5 раза.

2. Сбор за первую регистрацию транспортного средства. К установленным с начала этого года правилам исчисления транспортного сбора, которые достаточно подробно описаны в статье «Транспортный сбор вместо транспортного налога: что изменилось?» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 15), Закон № 3609 добавил совсем немного:

— дополнительно определена база обложения этим сбором в отношении прочих колесных транспортных средств (КТС) по объему цилиндров двигателя в куб. см. О каких именно КТС идет речь, в Законе не уточняется;

установлена ставка транспортного сбора для этих же прочих КТС, которые не указаны в пп. 234.1.1 — 234.1.8 НКУ, в размере 5 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя.

Эти изменения вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона № 3609.

3. ФСН. Изменения, внесенные в НКУ по этому налогу, затрагивают в первую очередь многочисленную армию его плательщиков, которая теперь достаточно существенно пополнится за счет субъектов хозяйствования, выращивающих цветы на угодьях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленных ему в пользование. Для таких субъектов хозяйствования наконец-то снят запрет на то, чтобы в составе дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, доход от реализации срезанных цветов составлял более 50 %. Думаем, обрадуются и производители мехового сырья — им тоже можно быть плательщиками ФСН без соблюдения указанного процентного ограничения по объему дохода от реализации такого сырья в общем объеме дохода, полученного от продажи сельхозпродукции собственного производства (см. п.п. 301.6.1 НКУ).

Долгожданным послаблением режима уплаты ФСН можно считать изменение, внесенное в п.п. 301.6.2 НКУ, — благодаря ему субъекты хозяйствования — плательщики этого налога получили право на реализацию подакцизных товаров (например, пива и прочей алкогольной продукции), что раньше категорически запрещалось.

Посредством внесения изменений в п.п. 301.6.3 НКУ теперь однозначно прописана дата, по состоянию на которую у потенциального плательщика ФСН не должно быть налогового долга, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Теперь наличие такого долга будет проверяться по состоянию на 1 января базового (отчетного) года и в случае его подтверждения лицо не сможет претендовать на регистрацию плательщиком этого налога.

По аналогии с нововведениями, затронувшими порядок предоставления налоговых деклараций по плате за землю (о них шла речь выше), сельскохозяйственные товаропроизводители тоже будут подавать налоговую декларацию на текущий год не позднее 20 февраля текущего года.

И наконец, отметим принципиальное новшество, касающееся порядка исчисления дохода сельскохозяйственного товаропроизводителя, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки. Теперь в этот доход включаются доходы, полученные, в частности, от реализации продукции рыбоводства, выловленной (собранной), разведенной, выращенной во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах), и продуктов ее переработки не только на собственных предприятиях, но и на арендованных производственных мощностях.

Обращаем внимание, что все перечисленные новшества в отношении фиксированного сельхозналога вступили в силу одновременно со вступлением в силу самого Закона № 3609, т. е. с 06.08.2011 г.

4. Хмелесбор. С 1 августа 2011 г. ставка этого сбора, установленная сегодня ст. 3 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-ХIV в размере 1 % от объекта налогообложения, повышается до 1,5 %. Напомним, что объектом налогообложения сбором является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме (ст. 2 указанного Закона).

В связи с более поздним, чем, видимо, ранее предполагалось, опубликованием Закона № 3609 обращаем внимание, что повышенную ставку хмелесбора было бы логично применять не с 1, а с 5 августа, т. е. с даты его опубликования. Надеемся, что в таком же ключе подойдут к этому вопросу и налоговики, а заодно разъяснят и особенности заполнения отчетности по этому сбору за август текущего года в связи с существованием двух разных ставок в течение одного периода.

Но не исключаем, что налоговики не будут отделять хмелесбор от других налогов и предпишут во всех случаях буквально руководствоваться датами, определенными в Законе в отношении вступления в силу его норм, без оглядки на дату опубликования.

5. РРО. Совсем недавно мы публиковали приказ ГНАУ от 31.03.2011 г. № 185 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты ГНА Украины» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 51), а также приказ Минфина от 29.06.2011 г. № 782 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55), которым указанный приказ ГНАУ был отменен. Может, оно и к лучшему, поскольку Закон № 3609 изменяет те положения Закона об РРО и Закона № 2756, во исполнение которых этот приказ был разработан.

Напомним, что одно из них касалось перспективного внедрения новых электронных форм для РРО, которые по сути своей являются копиями расчетных документов и фискальных отчетных чеков. Подача таких документов по проводным или беспроводным каналам связи должна была стать обязанностью для пользователей РРО начиная с 2012 года. Исключение делалось только для физлиц-предпринимателей, которые имеют 3 и менее РРО в одном пункте продажи.

Закон № 3609 достаточно существенно подкорректировал прежние планы законодателей в отношении предоставления информации в электронном виде в органы ГНС об операциях, проведенных через РРО. Так, теперь исключения в отношении физлиц-предпринимателей, которые имеют 3 и менее РРО в одном пункте продажи, уже нет. Обязанность подачи по проводным и беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков предусматривается для субъектов хозяйствования, использующих РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, которые создают контрольную ленту в печатном виде. Если же в обиходе субъектов хозяйствования применяются РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде, то им в электронной форме придется подавать только сводную информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в их фискальной памяти.

Отчетность по РРО в бумажном виде теперь будет подаваться только в том случае, если Закон об РРО (точнее, его п. 7 ст. 3) не предусматривает необходимости подавать налоговикам информацию по проводным или беспроводным каналам связи. Хотя, честно говоря, для нас осталось загадкой, кого именно законодатель хотел видеть в качестве респондентов бумажной отчетности по РРО.

И последнее. Отодвинуто начало применения штрафных санкций в размере 170 грн. за неподачу электронных документов — с 1 января на 1 июля будущего года. При этом за любое (по числу повторений) нарушение в течение I полугодия 2012 года, а также за первое нарушение, допущенное и выявленное в течение II полугодия такая санкция применяться не будет. А вот за повторное нарушение, выявленное во II полугодии (даже если оно было допущено до 1 июля), штрафная санкция должна применяться в полном размере (об этом будет прописано в п. 9 ст. 17 Закона об РРО в результате изменений, внесенных Законом № 3609 в Закон № 2756). 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)