Встречные сверки: новые подробности
Продолжаем тему, начатую в газете «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 28. Тогда без ответов осталось несколько вопросов.
Во-первых, какой распорядительный документ должен/не должен издать руководитель органа ГНС для начала проведения встречной сверки?
Во-вторых, чем грозит субъекту хозяйствования отказ подписать Справку о результатах проведения встречной сверки?
Сейчас появились Методрекомендации ГНАУ о проведении встречных сверок. И хотя это больше внутренний документ налоговиков, он все-таки помогает нам пролить свет на эти вопросы.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Что?
Вначале напомним, что такое встречная сверка с точки зрения НКУ:
НКУ
<...>
73.5. С целью получения налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.
Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.
Встречные сверки не являются проверками и осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
По результатам встречных сверок составляется справка, предоставляемая субъекту хозяйствования в десятидневный срок.
<...>
А теперь проанализируем Методрекомендации № 236, которые разработаны с целью введения единого порядка направления запросов на проведение встречных сверок, а также оформления, передачи и накопления материалов встречных сверок органами государственной налоговой службы. Этот внутренний документ налоговиков поможет субъектам хозяйствования понять процедуру встречных сверок.
Когда?
Сначала выделим причины проведения встречной сверки субъекта хозяйствования в соответствии с Методрекомендациями № 236:
Методрекомендации № 236
<...>
2.1. Для проведения встречных сверок отбираются субъекты хозяйствования (контрагенты плательщика налогов), в отношении которых возникла необходимость в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов, в том числе отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.
2.2. Необходимость проведения встречных сверок субъектов хозяйствования определяется должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы (далее — органы ГНС) по результатам проведенного анализа данных и установленных расхождений в налоговых декларациях, автоматизированных информационных системах органов государственной налоговой службы Украины (АИС ГНА Украины, Система автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита, Единый реестр налоговых накладных и т. п.), а также анализа налоговой информации и документов, полученных из внутренних (в том числе от подразделений налоговой милиции и т. п.) или внешних источников (в том числе от плательщиков налогов), которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) о нарушении такими плательщиками налогов налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.
<...>
Как видим из приведенной цитаты, необходимость проведения встречной сверки определяют сами налоговики, но не «просто так», а по результатам анализа:
— данных в поданных декларациях;
— другой налоговой информации от:
налоговой милиции, таможенников, органов власти, лицензирования и других контролирующих органов (см. ст. 72 НКУ);
плательщиков налогов, которым, например, может стать заявление плательщика НДС о непредоставлении налоговой накладной от контрагента или другой аналогичный документ.
Не будем останавливаться на Порядке проведения встречных сверок, его мы подробно анализировали на страницах нашего издания в статье «Встречные сверки — это не проверки!» (см. «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 18). Скажем только, что в соответствии с Порядком проведения встречных сверок, который для налоговиков детализирован в Методрекомендациях № 236, прежде всего подразделения налоговых органов путем внутренней корреспонденции (запросов друг другу) определяют:
— необходимость проведения встречной сверки;
— наличие в системе ГНАУ необходимых документов (бумажных и электронных) по интересующему субъекту хозяйствования для сопоставления и анализа.
Если у налоговиков нет подтверждающих документов?
А если по «подозрительному» субъекту хозяйствования у налоговиков нет достаточного количества подходящей, документально подтвержденной информации... что они будут делать? Ответ на этот вопрос находим в тех же Методрекомендациях № 236:
Методрекомендации № 236
<...>
3.2. <...> В случае отсутствия в органе ГНС — исполнителе1 запрашиваемой информации и ее документального подтверждения, такой орган в течение 2-х рабочих дней со дня получения запроса направляет заверенный печатью Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (приложение 2) субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному (уполномоченному) представителю под расписку. <...>
3.3. Обязанность осуществления соответствующих мероприятий (направление запросов, повторных запросов, осуществление мониторинга поступающих ответов и т. п.) с целью обеспечения своевременного и в полном объеме проведения встречных сверок, в том числе и по цепи прохождения ТМЦ (работ, ценных бумаг, нематериальных активов и т. п.) возлагается на орган ГНС — инициатор.
<...>
1 Орган ГНС-исполнитель — это то подразделение органов ГНС, которое проводит встречную сверку, о чем мы опять-таки рассказывали в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 5, с. 28.
Таким образом, встречная сверка не предполагает выезда налоговиков к субъекту хозяйствования с изданием соответствующего распоряжения и прочих процедур, сопровождающих проверку (плановую или внеплановую). Налоговики просто высылают субъекту хозяйствования Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (далее — Запрос) установленной формы, заверенный печатью органа ГНС. Обратите внимание! Такой запрос налоговики должны направить заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить уполномоченному лицу субъекта хозяйствования лично под роспись. Все другие варианты передачи Запроса субъекту хозяйствования не имеют законной силы.
Как реагировать субъекту хозяйствования на Запрос?
В соответствии со ст. 73 НКУ субъект хозяйствования в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления Запроса, должен предоставить налоговикам документально подтвержденную информацию, определенную в Запросе.
Тут может возникнуть логичный вопрос. Подтверждать информацию оригиналами или копиями документов? Ответ однозначный — копиями. Об этом говорится в ст. 9 Закона о бухучете:
Закон о бухучете
<...>
Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета
<...>
9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, изымаемых в порядке, установленном законодательством.
Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
<...>
А если на Запрос не ответить?
В этом случае у налоговиков появляется законное право прийти к такому субъекту хозяйствования на документальную внеплановую выездную проверку со всеми вытекающими последствиями. Такое право им дает п. 78.1 НКУ:
НКУ
<...>
78.1. Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
78.1.1. по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
<...>
Коротко напомним, что документальная внеплановая выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика на основании приказа руководителя налогового органа о проведении проверки. Проверяющие должны предоставить субъекту хозяйствования копию приказа о проведении проверки, направление на ее проведение и свои служебные удостоверения. Причем уведомление о проверке не предусмотрено, а копия приказа о проверке вручается непосредственно перед началом проверки.
А что дальше?
На основании данных, предоставленных субъектом хозяйствования по Запросу налоговиков, они и проводят встречную сверку в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения таких данных (исходя из п.п. 4.5 Методрекомендаций № 236).
Ответ на этот вопрос: «А что дальше?» находим в п.п. 4.6 Методрекомендаций № 236:
Методрекомендации № 236
<...>
4.6. По результатам проведения встречной сверки составляется Справка о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка) (приложение 5) в двух экземплярах и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов не позднее последнего рабочего дня срока, отведенного для проведения встречной сверки в соответствии с пунктом 3.2 или 4.5 Методических рекомендаций.
<...>
Итак, по результатам встречной сверки налоговики составляют Справку о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка).
Эту Справку подписывают субъект хозяйствования (законный или уполномоченный представитель) и должностные лица органа ГНС. Подписанную обеими сторонами Справку вручают лично под роспись субъекту хозяйствования (его законному или уполномоченному представителю) либо направляют заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее следующего рабочего дня от даты ее составления (п. 4.7 Методрекомендаций № 236, п. 7 Порядка проведения встречных сверок).
А если субъект хозяйствования отказался подписать Справку?
В случае отказа субъекта хозяйствования (законного или уполномоченного представителя) от подписания Справки (неявки для подписания) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий факт такого отказа (неявки), и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов (п.п. 4.8 Методрекомендаций № 236). Но это, так сказать, внутренний документооборот налоговиков.
Такой отказ субъекта хозяйствования вряд ли можно трактовать так, что плательщик налогов не предоставил пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы (п. 78.1 НКУ). Соответственно, считать такой отказ поводом для внеплановой выездной проверки также весьма сомнительно. Ведь пояснения-то он предоставил, просто отказался подписать Справку.
С подобным вопросом, является ли такой отказ в подписании Справки поводом для внеплановой выездной проверки, наша редакция обратилась за разъяснениями в официальные органы, так что будем ждать ответа с их стороны. О результатах информируем вас на страницах нашего издания.
Так что рекомендуем вам, уважаемые читатели, со всей серьезностью отнестись к Запросу о предоставлении информации и ее документального подтверждения и к Справке о результатах проведения встречной сверки. А если практика поставит перед вами новые вопросы, касающиеся встречных сверок, пишите — и мы поможем вам найти ответы на них.