Інформація по темі "" | Публікації по тегу
09.09.11
2214 0
Друкувати
Обране

Встречные сверки: новые подробности

Продолжаем тему, начатую в газете «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 28. Тогда без ответов осталось несколько вопросов.

Во-первых, какой распорядительный документ должен/не должен издать руководитель органа ГНС для начала проведения встречной сверки?

Во-вторых, чем грозит субъекту хозяйствования отказ подписать Справку о результатах проведения встречной сверки?

Сейчас появились Методрекомендации ГНАУ о проведении встречных сверок. И хотя это больше внутренний документ налоговиков, он все-таки помогает нам пролить свет на эти вопросы.



ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок проведения встречных сверок — Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.

Методрекомендации № 236 — Методические рекомендации по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденные приказом ГНАУ от 22.04.2011 г. № 236.

Что?

Вначале напомним, что такое встречная сверка с точки зрения НКУ:


НКУ

<...>

73.5. С целью получения налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.

Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

Встречные сверки не являются проверками и осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

По результатам встречных сверок составляется справка, предоставляемая субъекту хозяйствования в десятидневный срок.

<...>


А теперь проанализируем Методрекомендации № 236, которые разработаны с целью введения единого порядка направления запросов на проведение встречных сверок, а также оформления, передачи и накопления материалов встречных сверок органами государственной налоговой службы. Этот внутренний документ налоговиков поможет субъектам хозяйствования понять процедуру встречных сверок.

Когда?

Сначала выделим причины проведения встречной сверки субъекта хозяйствования в соответствии с Методрекомендациями № 236:


Методрекомендации № 236

<...>

2.1. Для проведения встречных сверок отбираются субъекты хозяйствования (контрагенты плательщика налогов), в отношении которых возникла необходимость в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов, в том числе отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

2.2. Необходимость проведения встречных сверок субъектов хозяйствования определяется должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы (далее — органы ГНС) по результатам проведенного анализа данных и установленных расхождений в налоговых декларациях, автоматизированных информационных системах органов государственной налоговой службы Украины (АИС ГНА Украины, Система автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита, Единый реестр налоговых накладных и т. п.), а также анализа налоговой информации и документов, полученных из внутренних (в том числе от подразделений налоговой милиции и т. п.) или внешних источников (в том числе от плательщиков налогов), которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) о нарушении такими плательщиками налогов налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

<...>


Как видим из приведенной цитаты, необходимость проведения встречной сверки определяют сами налоговики, но не «просто так», а по результатам анализа:

— данных в поданных декларациях;

— другой налоговой информации от:

налоговой милиции, таможенников, органов власти, лицензирования и других контролирующих органов (см. ст. 72 НКУ);

плательщиков налогов, которым, например, может стать заявление плательщика НДС о непредоставлении налоговой накладной от контрагента или другой аналогичный документ.

Не будем останавливаться на Порядке проведения встречных сверок, его мы подробно анализировали на страницах нашего издания в статье «Встречные сверки — это не проверки!» (см. «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 18). Скажем только, что в соответствии с Порядком проведения встречных сверок, который для налоговиков детализирован в Методрекомендациях № 236, прежде всего подразделения налоговых органов путем внутренней корреспонденции (запросов друг другу) определяют:

— необходимость проведения встречной сверки;

— наличие в системе ГНАУ необходимых документов (бумажных и электронных) по интересующему субъекту хозяйствования для сопоставления и анализа.

Если у налоговиков нет подтверждающих документов?

А если по «подозрительному» субъекту хозяйствования у налоговиков нет достаточного количества подходящей, документально подтвержденной информации... что они будут делать? Ответ на этот вопрос находим в тех же Методрекомендациях № 236:


Методрекомендации № 236

<...>

3.2. <...> В случае отсутствия в органе ГНС — исполнителе1 запрашиваемой информации и ее документального подтверждения, такой орган в течение 2-х рабочих дней со дня получения запроса направляет заверенный печатью Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (приложение 2) субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному (уполномоченному) представителю под расписку. <...>

3.3. Обязанность осуществления соответствующих мероприятий (направление запросов, повторных запросов, осуществление мониторинга поступающих ответов и т. п.) с целью обеспечения своевременного и в полном объеме проведения встречных сверок, в том числе и по цепи прохождения ТМЦ (работ, ценных бумаг, нематериальных активов и т. п.) возлагается на орган ГНС — инициатор.

<...>


1 Орган ГНС-исполнитель — это то подразделение органов ГНС, которое проводит встречную сверку, о чем мы опять-таки рассказывали в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 5, с. 28.

Таким образом, встречная сверка не предполагает выезда налоговиков к субъекту хозяйствования с изданием соответствующего распоряжения и прочих процедур, сопровождающих проверку (плановую или внеплановую). Налоговики просто высылают субъекту хозяйствования Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (далее — Запрос) установленной формы, заверенный печатью органа ГНС. Обратите внимание! Такой запрос налоговики должны направить заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить уполномоченному лицу субъекта хозяйствования лично под роспись. Все другие варианты передачи Запроса субъекту хозяйствования не имеют законной силы.

Как реагировать субъекту хозяйствования на Запрос?

В соответствии со ст. 73 НКУ субъект хозяйствования в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления Запроса, должен предоставить налоговикам документально подтвержденную информацию, определенную в Запросе.

Тут может возникнуть логичный вопрос. Подтверждать информацию оригиналами или копиями документов? Ответ однозначный — копиями. Об этом говорится в ст. 9 Закона о бухучете:


Закон о бухучете

<...>

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

<...>

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, изымаемых в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

<...>


А если на Запрос не ответить?

В этом случае у налоговиков появляется законное право прийти к такому субъекту хозяйствования на документальную внеплановую выездную проверку со всеми вытекающими последствиями. Такое право им дает п. 78.1 НКУ:


НКУ

<...>

78.1. Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

78.1.1. по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

<...>


Коротко напомним, что документальная внеплановая выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика на основании приказа руководителя налогового органа о проведении проверки. Проверяющие должны предоставить субъекту хозяйствования копию приказа о проведении проверки, направление на ее проведение и свои служебные удостоверения. Причем уведомление о проверке не предусмотрено, а копия приказа о проверке вручается непосредственно перед началом проверки.

А что дальше?

На основании данных, предоставленных субъектом хозяйствования по Запросу налоговиков, они и проводят встречную сверку в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения таких данных (исходя из п.п. 4.5 Методрекомендаций № 236).

Ответ на этот вопрос: «А что дальше?» находим в п.п. 4.6 Методрекомендаций № 236:


Методрекомендации № 236

<...>

4.6. По результатам проведения встречной сверки составляется Справка о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка) (приложение 5) в двух экземплярах и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов не позднее последнего рабочего дня срока, отведенного для проведения встречной сверки в соответствии с пунктом 3.2 или 4.5 Методических рекомендаций.

<...>


Итак, по результатам встречной сверки налоговики составляют Справку о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка).

Эту Справку подписывают субъект хозяйствования (законный или уполномоченный представитель) и должностные лица органа ГНС. Подписанную обеими сторонами Справку вручают лично под роспись субъекту хозяйствования (его законному или уполномоченному представителю) либо направляют заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее следующего рабочего дня от даты ее составления (п. 4.7 Методрекомендаций № 236, п. 7 Порядка проведения встречных сверок).

А если субъект хозяйствования отказался подписать Справку?

В случае отказа субъекта хозяйствования (законного или уполномоченного представителя) от подписания Справки (неявки для подписания) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий факт такого отказа (неявки), и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов (п.п. 4.8 Методрекомендаций № 236). Но это, так сказать, внутренний документооборот налоговиков.

Такой отказ субъекта хозяйствования вряд ли можно трактовать так, что плательщик налогов не предоставил пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы (п. 78.1 НКУ). Соответственно, считать такой отказ поводом для внеплановой выездной проверки также весьма сомнительно. Ведь пояснения-то он предоставил, просто отказался подписать Справку.

С подобным вопросом, является ли такой отказ в подписании Справки поводом для внеплановой выездной проверки, наша редакция обратилась за разъяснениями в официальные органы, так что будем ждать ответа с их стороны. О результатах информируем вас на страницах нашего издания.

Так что рекомендуем вам, уважаемые читатели, со всей серьезностью отнестись к Запросу о предоставлении информации и ее документального подтверждения и к Справке о результатах проведения встречной сверки. А если практика поставит перед вами новые вопросы, касающиеся встречных сверок, пишите — и мы поможем вам найти ответы на них.

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн