Інформація по темі "" | Публікації по тегу
16.01.12
1490 0
Друкувати
Обране

Нюансы регистрации налоговых накладных в 2012 году

Вопрос регистрации налоговых накладных подробно рассматривался в статье «Все о Едином реестре налоговых накладных» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 69, с. 21. В то же время с 1 января 2012 года перечень оснований для такой регистрации несколько изменился, а также дополнился новыми пунктами. В представленной статье мы расскажем о содержании данных изменений.



Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379.

Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением Кабмина от 29.12.2010 г. № 1246.



С 01.01.2012 г. появилось три новых основания для обязательной регистрации налоговых накладных (далее — НН) (п. 11 подраздела 2 разд. ХХ НКУ):

1) превышение суммы НДС в одной НН 10 тыс. грн.;

2) поставка подакцизных товаров;

3) поставка товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины.

Проанализируем их.

Новый предел для регистрации НН

С 01.01.2012 г. предел суммы НДС в одной НН, при превышении которого такая НН подлежит обязательной регистрации, был в очередной раз понижен. Теперь он составляет 10 тыс. грн., причем действующая редакция НКУ не предполагает его дальнейшего снижения. Таким образом, с 1 января все НН, в которых сумма НДС превышает 10 тыс. грн. в одной НН (то есть при поставках товаров/услуг на сумму свыше 60 тыс. грн.), подлежат обязательной регистрации. При этом обратите внимание на несколько важных моментов:

1) регистрировать НН необходимо лишь при превышении данного критерия. Если же сумма НДС в НН составляет ровно 10 тыс. грн., то регистрация не нужна (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.22);

2) при определении предельной суммы НДС для регистрации ориентироваться следует на сумму НДС в одной НН. Таким образом, если в течение дня осуществляется несколько частичных поставок в пределах одного договора или несколько частичных предоплат, то для целей регистрации необходимо учитывать сумму НДС в каждой отдельной НН, составляемой на каждую частичную поставку/предоплату. В то же время есть вероятность, что налоговики будут учитывать суммарный размер НДС в течение дня по таким «частичным» НН (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 10, с. 25), что, заметим, неправомерно;

3) НН, составленные на льготируемые или «нулевые» поставки, регистрировать не нужно (при условии, что речь не идет о поставках импортированных или подакцизных товаров, о чем см. далее);

4) НН, оба экземпляра которых остаются у поставщика (такие случаи перечислены в п. 8 Порядка № 1379), регистрировать не нужно вне зависимости от суммы НДС в них* (п. 4 Порядка № 1246). Причем данное правило действует, даже если поставляется импортированный или подакцизный товар.

* В п. 4 Порядка № 1246 все еще говорится о Порядке, утвержденном ГНСУ, однако, как известно, эту роль с некоторого времени перехватил Минфин. На наш взгляд, данная нестыковка не должна повлиять на приведенное правило.

Новый предел для регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) необходимо учитывать и при выписке расчетов корректировки. В частности, если в момент составления НН (в том числе до 01.01.2012 г.) сумма НДС в ней была меньше 10 тыс. грн., а после корректировки начинает ее превышать, то сначала в ЕРНН следует зарегистрировать НН, а уже затем расчет корректировки (п. 3 Порядка № 1246). Также напоминаем, что обязательному внесению в ЕРНН подлежат и те расчеты корректировок, которые составляются на уже зарегистрированные НН (вне зависимости от того, подлежали ли они обязательной регистрации). Подробнее об особых ситуациях регистрации расчетов корректировок, в том числе после снижения порога регистрации, см. в статье «Возвраты (товаров, предоплат), изменение цены и НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 100, с. 25.

Поставка ввезенных и подакцизных товаров

Относительно поставок подакцизных товаров вопросов не возникает. Перечень таких товаров приведен в ст. 215 НКУ: (1) спирт этиловый и прочие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво; (2) табачные изделия, табак и промышленные заменители табака; (3) нефтепродукты, сжиженный газ; (4) легковые автомобили, кузовы к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы. Что касается поставки товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, то тут следует выделить несколько важных моментов:

1) регистрировать НН необходимо при каждой продаже/перепродаже импортированного товара на таможенной территории Украины. Узнать о том, является ли товар импортированным, можно по сопроводительным документам, этикетке и/или маркировке (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 13) — данная информация в любом случае должна предоставляться покупателю согласно п. 1 ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII. Исключением из данного правила могут быть поставки, при которых оба экземпляра НН остаются у поставщика — такие НН регистрировать не нужно;

2) если в НН одновременно фигурируют и импортированные, и отечественные товары, вносить в ЕРНН такую НН необходимо общей суммой, поскольку регистрации в ЕРНН подлежит вся НН, а не только ее импортная часть (см. наше мнение в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 26). Данное правило необходимо применять и в ситуациях, когда в одной НН фигурируют одновременно подакцизные и «обычные» товары. В то же время код УКТ ВЭД в графу 4 НН необходимо вносить лишь в части поставки импортированного (или подакцизного) товара, о чем см. в газете «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 14;

3) если при выполнении работ плательщик использует импортированные товары, то регистрировать НН не нужно (при условии, что сумма НДС в НН не превышает 10 тыс. грн). В то же время достаточно важную роль играет документальное оформление — ведь весьма часто одни и те же отношения можно представить и как выполнение работ, и как поставку товара с выполнением работ по его монтажу, настройке и т. п. (подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 26). Кроме того, даже если плательщик фактически выполнял работы, но в НН выделил отдельной строкой импортированное сырье, без внесения такой НН в ЕРНН не обойтись.

Также не забывайте, что при поставках подакцизных и/или импортированных товаров в графе 4 НН необходимо указывать их код УКТ ВЭД. При этом в общем случае в этой графе указывается полный десятизначный код товара. В то же время, если при ввозе товара в ГТД было указано другое число символов (с учетом предписаний Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТСУ от 09.07.97 г. № 307), то в НН следует указывать этот код без добавления каких-либо дополнительных символов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 14). Кроме того, напоминаем, что с 16.12.2011 г. плательщики НДС должны выписывать НН по новой форме (см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 100, с. 3). Подробнее о нюансах ее заполнения см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101, с. 22.

Вот мы и рассмотрели основные нововведения в регистрации НН с 01.01.2012 г. Однако здесь были указаны лишь наиболее общие моменты, в то время как подробно эти и многие другие вопросы, связанные с заполнением и регистрацией НН, в ближайшее время будут представлены в нашем тематическом номере

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн