Заполняем Отчет о суммах налоговых льгот
Если предприятие в течение отчетного периода пользовалось какими-либо льготами в налогообложении, оно обязано отчитаться о суммах таких льгот. О правилах заполнения и предоставления «льготного» отчета сейчас и пойдет речь.
Форма Отчета о суммах льгот
Согласно п. 30.6 НКУ субъекты хозяйствования — плательщики налогов, не уплачивающие в бюджет суммы налогов и сборов в связи с получением налоговых льгот, обязаны вести учет этих сумм. Такой учет осуществляется в соответствии с Порядком № 1233, которым установлена необходимость составления указанными субъектами Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о суммах льгот) по форме, предусмотренной приложением к этому Порядку.
На основании данного Отчета органы налоговой службы ведут учет налоговых льгот.
Механизм определения льгот по НДС в зависимости от особенностей налогообложения установлен Порядком № 167. К таким особенностям Порядок № 167 относит:
— освобождение от обложения НДС операций поставки товаров (услуг);
— операции экспорта товаров (сопутствующих услуг) и операции поставки товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются НДС по нулевой ставке;
— специальные режимы налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства.
Сроки предоставления Отчета о суммах льгот
В соответствии с п. 3 Порядка № 1233 Отчет о суммах льгот подается субъектами хозяйствования за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту их регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода.
То есть Отчет составляется нарастающим итогом с начала года и сроки его предоставления совпадают со сроками подачи квартальной налоговой отчетности.
Таким образом, Отчет о суммах льгот должен быть подан:
— за I квартал 2012 года — не позднее 10 мая 2012 года;
— за шесть месяцев 2012 года — не позднее 9 августа 2012 года;
— за девять месяцев 2012 года — не позднее 9 ноября 2012 года;
— за двенадцать месяцев 2012 года — не позднее 8 февраля 2013 года. Вообще-то, последний день срока предоставления Отчета за 2012 год приходится на 9 февраля 2013 года,
т. е. на субботу. Однако перенос срока подачи этой формы отчетности на следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день, как это установлено п. 49.20 НКУ для налоговой декларации, не предусмотрен, поскольку эта форма не является налоговой декларацией — на ее основании не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц (см. п. 46.1 НКУ). В связи с этим в данной ситуации отчитаться о суммах льгот нужно будет до наступления такого выходного или праздничного дня, т. е. до 9 февраля 2013 года. Впрочем, вполне возможно, что налоговики пойдут навстречу налогоплательщикам и разрешат подавать Отчет о суммах льгот в сроки, определенные для налоговой декларации.
Кто обязан подавать Отчет о суммах льгот
Как сказано выше, п. 30.6 НКУ обязывает вести учет сумм налогов и сборов, не уплаченных в бюджет, субъектов хозяйствования — плательщиков налогов, получивших налоговые льготы, в порядке, установленном КМУ, т. е. Порядком № 1233.
Данный Порядок является обязательным для исполнения субъектами хозяйствования, получающими налоговые льготы. Именно такие субъекты ведут учет налоговых льгот и составляют Отчет о суммах льгот (см. п. 2 Порядка № 1233).
Хотя НКУ и использует понятие «субъект хозяйствования», но не раскрывает его. Расшифровать это понятие можно, обратившись к ст. 55, 80, 130, 131 ХКУ.
Исходя из этих норм субъектами хозяйствования являются:
— юридические лица, созданные в соответствии с ГКУ, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно ХКУ, а также другие юридические лица (осуществляющие, например, неприбыльную хозяйственную деятельность, т. е. кредитные союзы и благотворительные организации. На то, что неприбыльные организации, в том числе профсоюзы, обязаны предоставлять Отчет о суммах льгот, обращают внимание налоговики в консультациях, размещенных в разделах 110.30.03 и 110.26 ЕБНЗ). Кроме того, такой Отчет должны подавать и предприятия — плательщики налога на прибыль по нулевой ставке, определенные в п. 154.6 НКУ;
— физические лица — предприниматели.
Что касается обособленных подразделений юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины), то они хотя и включены в число плательщиков налогов (п. 15.1 НКУ), но субъектами хозяйствования не являются, поэтому не должны составлять и предоставлять Отчет о суммах льгот. Однако если такие обособленные подразделения зарегистрированы в качестве отдельных плательщиков налогов, указанный Отчет им подавать нужно.
Согласно п. 3 Порядка № 1233 если субъект хозяйствования не пользуется льготами, Отчет о суммах льгот им не подается.
Однако если вы начали пользоваться льготой в середине года, то за налоговый период, на который приходится дата начала пользования, и далее — за следующие налоговые периоды до конца года (в том числе и за год в целом) Отчетнужно подавать, причем даже в случае, если период пользования льготой длился всего один квартал, а в следующих кварталах до конца года такой льготы у вас уже не было. Это подтверждают и специалисты налогового ведомства в консультации, размещенной в разделе 110.30.03 ЕБНЗ.
Кому предоставляется Отчет о суммах льгот
Отчет о суммах льгот предоставляется субъектом хозяйствования по месту его регистрации (см. п. 3 Порядка № 1233).
Вполне понятно, что этот Отчет должен подаваться в налоговый орган. Во-первых, он называется Отчет о суммах налоговых льгот, во-вторых, контролировать правильность предоставления и учета этих льгот должны налоговые органы (п. 30.8 НКУ), в-третьих, в самой форме Отчета (строка 5 шапки) указано, что он подается в государственную налоговую службу.
Если же субъект хозяйствования, помимо своего основного места регистрации как плательщика налога, взят на учет в другой ГНИ (неосновное место учета*), то Отчет о суммах льгот он должен подавать только по основному месту учета.
* Неосновным местом учета является налоговый орган по месту нахождения (регистрации) подразделений юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (п. 63.3 НКУ и п. 1.4 Порядка № 1588).
В каком порядке составляется Отчет о суммах льгот
Правила заполнения Отчета о суммах льгот регулируются п. 4 Порядка № 1233.
Информацию о заполнении граф данного Отчета приведем в табл. 1.
Таблица 1
Порядок заполнения граф Отчета о суммах льгот
Название графы |
Порядок заполнения графы |
1 |
2 |
Код податку, збору |
Данные графы заполняются на основании Бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11. В этом документе налоги и сборы, в отношении которых налогоплательщики имеют право на льготы, приведены под следующими кодами, например:
|
Найменування податку, збору | |
Код пільги згідно з довідником пільг |
Эти графы заполняются плательщиком по каждому виду льгот по налогам и сборам (если эти льготы были у него в соответствующем периоде) в соответствии со Справочником налоговых льгот, который уточняется, дополняется и утверждается ГНСУ ежеквартально. Последним из таких утвержденных на сегодняшний день справочников является Справочник льгот № 61 по состоянию на 01.04.2012 г. (этот документ размещен на сайте газеты «Налоги и бухгалтерский учет» (www.nibu.factor.ua) в разделе «Справочная», подразделе «Справочник льгот»).
|
Найменування податкової пільги | |
Сума податкових пільг, гривень; усього |
Здесь указывается сумма налоговых льгот, т. е. фактически сумма налога (сбора), не уплаченная в бюджет в связи с получением налоговых льгот.
|
Сума податкових пільг, гривень; у тому числі з державного бюджету |
В этой графе отражается сумма льгот из графы «Сумма податкових пiльг; усього» Отчета о суммах льгот по налоговым платежам, уплачиваемым в Государственный бюджет Украины.
|
Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата початку |
В этих графах указываются соответственно даты (число, месяц и год), на которые приходится начало и окончание действия льгот. В случае, когда срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода.
|
Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата закінчення | |
Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; усього |
Данные графы заполняются в случае, если законодательством предусмотрено целевое использование полученных льгот и плательщик фактически использовал определенную часть средств, полученных вследствие применения льготы, по целевому назначению. Такая фактически использованная сумма средств и должна быть записана в этих графах (если льгота получена из госбюджета).
|
Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; у тому числі з державного бюджету |
Перед заполнением Отчета о суммах льгот советуем внимательно изучить соответствующий Справочник налоговых льгот, так как некоторые его позиции очень специфичны.
Например, в Справочнике льгот № 61 указана «льгота», которая в принципе этому понятию не соответствует: включение в «налоговые» расходы первого квартала отчетного налогового года прошлогодних убытков в соответствии с п. 150.1 НКУ (код 11020255).
При этом, по мнению налоговиков, в Отчете о суммах льгот размер такой льготы приводится в следующем порядке: в Отчет включается сумма налога на прибыль, которую налогоплательщик должен был бы уплатить при условии, что убытки прошлого года не учитывались им в составе расходов первого календарного квартала текущего года (см. консультацию, размещенную в разделе 110.05 ЕБНЗ).
Заметим, что предложенный налоговиками механизм определения суммы «убыточной» льготы весьма трудоемок, поскольку заставляет ежеквартально следить за тем, как повлияли прошлогодние убытки на результат деятельности предприятия в текущем налоговом году.
Ранее в период действия «льготного» Отчета по форме № 1-ПП в этом плане было проще. Тогда достаточно было сумму прошлогодних убытков, включенных в I квартал текущего налогового года, умножить на ставку налога на прибыль и записать полученный результат в этот Отчет без какого-либо мониторинга.
Впрочем, если сейчас вы «забудете» об указанном контроле, штрафные санкции вам за это не грозят (об этом читайте ниже).
К сказанному добавим, что убытки текущего года в Отчете о суммах льгот не отражаются.
В каком порядке льготы по НДС отражаются в Отчете о суммах льгот
Согласно п. 8 Порядка № 1233 налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с НКУ и международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины:
— освобождены от налогообложения;
— облагаются по нулевой ставке;
— в отношении которых применяются специальные режимы налогообложения в сфере сельского хозяйства.
То есть операции по поставке товаров/услуг, не являющиеся объектом обложения НДС, не относятся к льготным операциям, поэтому плательщики, осуществляющие такие операции, не должны подавать Отчет о суммах льгот (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.38 ЕБНЗ).
Налоговые льготы по НДС рассчитываются по правилам, прописанным в Порядке № 167. Приведем порядок этого расчета в табл. 2 на с. 15.
Таблица 2
Порядок расчета налоговых льгот по НДС
№ п/п |
Вид льготы
|
Порядок расчета льготы |
1 |
2 |
3 |
1 |
Освобождение от обложения НДС (см. п. 1 раздела ІІ Порядка № 167) |
СП = (V пост. зв. - (V прид. з податком + V прид. без податку)) х розмір ставки податку,
|
2 |
Налогообложение по нулевой ставке
|
СП = (V пост, нуль - V прид.) х розмір ставки податку,
|
3 |
Спецрежимы налогообложения
|
СП = ПЗ декларацiй,
|
Приведем образец заполнения Отчета о суммах льгот за I квартал 2012 года (фрагмент).
ЗВІТ
про суми податкових пільг
Код податку, збору |
Найменування податку, збору |
Код пільги згідно з довідником пільг |
Найменування податкової пільги |
Сума податкових пільг, гривень |
Строк користування
|
Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень | |||
усього |
у тому числі з державного бюджету |
дата
|
дата закінчення |
усього |
у тому числі з державного бюджету | ||||
14010000 |
Податок на додану вартість |
14010435 |
Звільняються від оподаткування операції з постачання (передплати) періодичних видань друкованих засобів масової інформації та книжок (крім видань еротичного характеру), учнівських зошитів, підручників та навчальних посібників вітчизняного виробництва, словників українсько-іноземної або іноземно-української мови, доставки таких періодичних видань друкованих засобів масової інформації на митній території України
|
200 |
200 |
01.01.2012 р. |
30.03.2012 р. |
— |
— |
14010000 |
Податок на додану вартість |
14010394 |
За нульовою ставкою оподатковуються операції з експорту товарів (супутніх послуг), якщо їх експорт підтверджений митною декларацією, оформленою відповідно до вимог митного законодавства (п.п. 195.1.1 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. № 2755-VI) |
3000 |
3000 |
01.01.2012 р. |
30.03.2012 р. |
— |
— |
Каков порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок в Отчете о суммах льгот
Ни формой Отчета о суммах льгот, ни Порядками № 1233 и № 167 не предусмотрен механизм исправления ошибок, допущенных при составлении этого Отчета путем предоставления уточняющего расчета.
Поэтому, учитывая, что данный Отчет составляется нарастающим итогом с начала года, допущенные ошибки следует исправлять в следующем Отчете (т. е. в Отчете за текущий отчетный период) в рамках текущего года, причембез каких-либо штрафных санкций. Такой механизм исправления ошибок предлагают налоговики (см. консультацию, размещенную в разделе 020.02 ЕБНЗ).
Так, при выявлении арифметической ошибки в Отчете за I квартал 2012 года исправить ее можно будет в Отчете за шесть месяцев 2012 года путем корректировки общей суммы налоговых льгот (в сторону уменьшения или увеличения).
Уточним, что этот способ подходит для исправления ошибок только текущего года. Ошибки же, допущенные в Отчете о суммах льгот за прошлый год, исправить уже не получится. Дело в том, что эта форма отчетности не содержит необходимых для этого строк, а корректировать показатели текущего отчетного периода тоже нельзя, поскольку это приведет к искажению информации о сумме льгот текущего года.
Если же предприятие обнаружило, что должно было предоставить Отчет о суммах льгот, но по каким-либо причинам не сделало этого, исправиться можно уже в следующем отчетном периоде текущего года. Для этого в Отчете за следующий отчетный период необходимо отразить неучтенную сумму льгот.
Какая ответственность предусмотрена за непредоставление или несвоевременное предоставление Отчета о суммах льгот
Отчет о суммах льгот, с точки зрения п. 46.1 НКУ, не является налоговой декларацией, в связи с чем исправление в нем ошибок не приводит к начислению штрафных санкций. С этим согласны и налоговики (см. консультацию, размещенную в разделе 020.02 ЕБНЗ).
Вместе с тем в соответствии со ст. 1631 КоАП отсутствие налогового учета, нарушение руководителем и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе неподача или несвоевременная подача аудиторских заключений в случаях, когда такая подача предусмотрена законами Украины, приводит к административной ответственности.
Поэтому за неподачу или несвоевременную подачу Отчета о суммах льгот руководитель или другое должностное лицо предприятия может быть привлечено на основании ст. 1631 КоАП к ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). Повторное такое нарушение в течение года наказывается уже штрафом в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.). На это указывают сотрудники налогового ведомства в консультации, размещенной в разделе 510.01 ЕБНЗ.