1157 0

Изменения в Налоговый кодекс: разбираемся в деталях

02.07.12

В «СД», 2012, № 11, с. 2, мы писали о том, что Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. Этим Законом предусмотрен целый ряд новшеств в отношении уплаты единого налога, НДС, НДФЛ, сбора за воду, эконалога, а также многие другие изменения в НКУ.

В данной статье мы более подробно разберем эти изменения и поговорим о том, как они повлияют на предпринимателей.



Прежде всего заметим, что пока обсуждаемый нами Закон еще не подписан Президентом и не опубликован. Однако чтобы не терять времени, нам стоит разобраться с этим Законом уже сейчас, а после его опубликования нам останется лишь уточнить некоторые детали (если будет такая необходимость).


Единый налог

Ювелирный вопрос

Наверняка все, кто заинтересован в ювелирном вопросе, уже слышали о том, что комментируемый нами Закон благополучно решил вопрос о возможности СПД, которые занимаются производством и реализацией ювелирных изделий, находиться на едином налоге.

Теперь с 01.07.2012 г. никто не сможет оспорить тот факт, что юрлица и физлица-предприниматели, которые занимаются производством, поставкой, продажей (реализацией) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования и полудрагоценного камня, имеют право работать на едином налоге.Соответствующая оговорка появилась в подпункте 4 подпункта 291.5.1 НКУ). Однако в этой положительной новости есть один непростой момент. Учитывая существовавшую ранее категоричную позицию налоговиков в ювелирном вопросе, стоит опасаться, что нововведения они будут толковать таким образом, что до указанной даты переход на единый налог ювелирами действительно был невозможен. Соответственно, выданные ранее свидетельства плательщиков единого налога могут быть аннулированы (как в случае с осуществлением видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения). Надеемся, конечно, что этого не произойдет.

Со своей стороны заметим, что, на наш взгляд, ювелиры и ранее, до вступления в силу Закона об изменениях в НКУ, могли находиться на едином налоге. С этим также соглашались Комитет ВРУ и Минфин (об их позиции по этому вопросу мы писали в «СД», 2012, № 4, с. 5).

К указанному добавим еще пару немаловажных деталей. Так, ювелиры-юрлица будут иметь возможность уплачивать единый налог (если хотят заниматься указанной выше деятельностью) по любой из ставок — 3 % или 5 %, а ювелиры-предприниматели смогут войти лишь в состав группы 3 и уплачивать единый налог только по ставке 5 % (пункт 293.3 НКУ).

В группах 1 и 2 единого налога предпринимателям можно будет заниматься лишь предоставлением «ювелирных» услуг (бытовых услуг населению по изготовлению ювелирных изделий по индивидуальному заказу, ремонту часов и ювелирных изделий (п. 23, п. 28, п. 29 п. 291.7 НКУ)).

Что же касается РРО, то несмотря на то что ранее предполагалось обязать ювелиров применять РРО, эта норма не прошла и как и все единоналожники торговцы ювелирными изделиями освобождены от применения РРО.


Запрещенные/разрешенные виды деятельности для единого налога

Добыча полезных ископаемых. Согласно действующей редакции подпункта 5 подпункта 291.5.1 НКУ юрлицам и физлицам-предпринимателям, работающим на едином налоге, не разрешается осуществлять «добычу, реализацию полезных ископаемых». На основании данной нормы налоговики отказывают в праве работать на едином налоге в том числе и субъектам хозяйствования, добывающим полезные ископаемые (в частности, подземную воду) исключительно для удовлетворения собственных хозяйственных и бытовых нужд и не получающим доход от реализации таких полезных ископаемых (см., например, консультации в разделах 230.12, 240.03 ЕБНЗ).

Изменениями, вносимыми в подпункт 5 подпункта 291.5.1 НКУ принятым Законом, предусматривается запретить для единоналожников только «добычу полезных ископаемых». Однако подобные изменения, скорее всего, лишь укрепят позицию налоговиков (ведь для отказа в выдаче Свидетельства об уплате единого налога достаточно будет самого факта добычи полезных ископаемых, независимо от направления их дальнейшего использования) и вряд ли станут положительными для налогоплательщиков. В частности, субъекты хозяйствования, имеющие скважину для добычи подземной воды, используемой для собственных нужд, по-прежнему будут лишены возможности перейти на единый налог.

В то же время такие изменения откроют путь на единый налог тем, кто занимается только реализацией полезных ископаемых без их добычи (реализацией той же воды).

Курьерские услуги. Подпункт 8 подпункта 291.5.1 НКУ, запрещающий единоналожникам осуществлять деятельность по предоставлению услуг почты и связи, изложен в новой редакции, согласно которой плательщики единого налога не могут осуществлять «деятельность по предоставлению услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежащей лицензированию)».

Таким образом, путем внесения указанных изменений законодатели разрешили плательщикам единого налога (юрлицам и физлицам-предпринимателям) заниматься курьерской деятельностью, которая раньше была для них запрещена в силу того, что почтовая и курьерская деятельность относятся к одной группе 64.1 по КВЭД ДК 009:2005 (см. разъяснение в разделе 230.03 ЕБНЗ).

Аренда. В подпункте 291.5.3 НКУ, устанавливающем ограничения для единоналожников (физлиц)-арендодателей, появилось небольшое уточнение: ограничение в 100 кв. м касается общей площади жилых помещений не только в целом, но и их частей, предоставляемых в аренду (собственно, такой подход применялся и ранее, так что ничего нового для предпринимателей это уточнение в себе не несет).


Добровольные переходы между группами

Многие единоналожники, которые хотели добровольно перейти из одной группы в другую, столкнулись на практике с тем, что налоговики на местах такой переход запрещали. Дело в том, что добровольные переходы не были четко прописаны в НКУ и налоговики отказывали предпринимателям, действуя по принципу: прямо не разрешено, значит запрещено. Теперь же этот вопрос решен: добровольные переходы из группы в группу (по причинам, не связанным с превышением критерия дохода) возможны путем введения нового подпункта 298.1.5 НКУ, который и решает данную проблему. Для перехода нужно подать соответствующее заявление не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.


Добровольная смена ставки единого налога внутри групп 3 и 4

Также внесена ясность и в порядок перехода со ставки 5 % на ставку 3 % единого налога единоналожниками групп 3 и 4 (подробнее см. раздел «Единый налог + НДС» в данной статье ниже). А вот что касается обратной ситуации — перехода со ставки 3 % на ставку 5 % единого налога, то здесь по-прежнему существуют пробелы. На наш взгляд, в этом случае возможно применение аналогии с переходом общесистемщика — плательщика НДС на уплату единого налога по ставке 5 % — т. е. аннулирование НДС-регистрации на основании подпункта «в» пункта 184.1 НКУ с подачей заявления о смене ставки единого налога с 3 % на 5 % в сроки, определенные подпунктом 5 пункта 293.8 НКУ, — не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала, в котором осуществлено аннулирование регистрации плательщика НДС.

Отметим также, что в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения должны появиться сведения об изменении группы и ставки плательщика единого налога (подпункт 8 подпункта 298.3.1 НКУ).


Переход на единый налог в течение года

В настоящее время представители налогового ведомства не признают возможность выдачи Свидетельства плательщика единого налога тем субъектам хозяйствования, которые в течение года уже подавали заявление о переходе на единый налог и по каким-либо причинам получили официальный отказ. Для устранения подобных поползновений со стороны налоговиков законодатели внесли изменения в правило перехода на единый налог для общесистемщиков, закрепленное в абзаце первом подпункта 298.1.4 НКУ. Теперь оно звучит так:

«Субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов согласно нормам настоящего Кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года».

Соответственно, основанием для отказа в выдаче Свидетельства плательщика единого налога является нарушение требований подпункта 298.1.4 НКУ (сейчас таким основанием является подача заявления о переходе на единый налог более одного раза в течение года) (подпункт 3 пункта 299.9 НКУ).

То есть подавать заявление о переходе на единый налог (пытаться перейти на единый налог) можно сколько угодно раз. Ограничивается лишь число фактических переходов на единый налог в календарном году (т. е. в течение календарного года можно совершить только один переход на единый налог с другой системы налогообложения).


Виды деятельности — по КВЭД ДК 009:2010

Согласно изменениям, вносимым в подпункт 5 пункта 298.3 НКУ, в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения единоналожников групп 1 и 2 нужно указывать виды деятельности в соответствии с КВЭД ДК 009:2010 (а не КВЭД ДК 009:2005, как сейчас), при этом сведения о производимых товарах (продукции) отражать в заявлении не нужно. В связи с этим в Свидетельстве плательщика единого налога групп 1 и 2 виды деятельности тоже будут указываться по КВЭД ДК 009:2010 (подпункт 5 пункта 299.11 НКУ).

Подчеркнем, что данное требование (относительно указания видов деятельности в заявлении и Свидетельстве) распространяется только на предпринимателей — плательщиков единого налога групп 1 и 2. Единоналожникам группы 3 в заявлении о переходе на единый налог свои виды деятельности указывать не нужно. В Свидетельстве плательщика единого налога группы 3 подобные сведения содержаться тоже не будут. Как следствие, единоналожников группы 3 с 01.07.2012 г. не смогут обязать перейти на общую систему налогообложения в случае осуществления видов деятельности, не указанных в Свидетельстве (подпункт 7 пункта 298.2 НКУ). Повышенная ставка 15 % в таком случае не применяется и сейчас (к единоналожникам группы 3).

Понятно, что в связи с вышеуказанными изменениями следует ожидать внесения соответствующих поправок в форму и Порядок подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, а также в форму и Порядок выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденные приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675.


Состав дохода единоналожника

Бесплатно полученные товары (работы, услуги). Стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) по-прежнему включается в доход юрлиц-единоналожников и физлиц-единоналожников всех групп.При этом бесплатно полученными нужно будет считать:

— товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога по письменным договорам дарения и другим письменным договорам, не предусматривающим денежной или другой компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврата;

— товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога.

Датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата подписания акта приема-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг), а не дата их фактического получения, как ранее.

Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, отныне будет включаться в доход:

— предпринимателей — плательщиков единого налога группы 3, зарегистрированных плательщиками НДС и уплачивающими единый налог по ставке 3 %;

— юрлиц — плательщиков единого налога группы 4 (уплачивающими единый налог по ставке 3 % или 5 %), независимо от наличия/отсутствия регистрации плательщиком НДС.

Как и ранее, доход отражается на дату списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Для предпринимателей-единоналожников групп 1 и 2, а также группы 3 неплательщиков НДС (ставка единого налога 5 %) такая статья доходов, как просроченная кредиторская задолженность, больше не будет существовать.

Если аванс — у юрлица на общей системе налогообложения, а отгрузка — на едином налога. На законодательном уровне урегулирована ситуация, когда юрлицо получает предоплату за товары (работы, услуги), находясь на общей системе налогообложения, а отгрузку товаров (выполнение работ, предоставление услуг) осуществляет уже после перехода на единый налог.

Как известно, на общей системе налогообложения полученные авансы (предоплаты) не включаются в состав дохода (подпункт 136.1.1 НКУ). По этой причине законодатели посчитали целесообразным включить в доход плательщика единого налога — юрлица стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), предоплата (аванс) за которые была получена в период уплаты других налогов и сборов. При этом датой получения дохода является дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг).

Что касается физлиц-предпринимателей, то для них подобной проблемы не существует. И на общей, и на упрощенной системе налогообложения они отражают доход по кассовому методу — в момент поступления денежных средств (т. е. по отгрузке у них доходы возникать не будут).


Единый налог + НДС

Из подпункта 4 пункта 293.8 НКУ исключен подпункт «г», который предусматривал возможность регистрации плательщиками НДС единоналожников групп 3 и 4, уплачивающих единый налог по ставке 5 %, при условии превышения объема поставок услуг (работ) плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев отметки в 300 тыс. грн.

Таким образом, с 01.07.2012 г. будет предусмотрено лишь три возможных случая выбора ставки единого налога 3 % с уплатой НДС:

плательщиком НДС, переходящим с общей системы на единый налог по ставке 3 %, путем подачи соответствующего заявления не позже чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала;

единоналожником, решившим добровольно сменить ставку единого налога с 5 % на 3 %, путем подачи не позже чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала заявления об изменении ставки налога и заявления на НДС-регистрацию;

— субъектом хозяйствования — неплательщиком НДС, который переходит с общей системы налогообложения на упрощенную, путем подачи не позже чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала заявления о переходе на единый налог по ставке 3 % и заявления на НДС-регистрацию.

Обращаем ваше внимание на решение Законом проблемы регистрации плательщиками НДС лиц, которые решили добровольно перейти на уплату единого налога по ставке 3 %. Теперь для добровольной НДС-регистрации и выбора ставки 3 % единого налога достаточно лишь желания самого плательщика, никаких дополнительных требований НКУ больше не выдвигает.


Временная отмена штрафов для плательщиков единого налога

Пожалуй, самым ожидаемым послаблением в обсуждаемом нами Законе является временная отмена штрафных санкций по единому налогу.

Так, в течение 2012 года:

1. Штрафные санкции к плательщикам единого налога за нарушение в 2012 году порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога плательщиками не применяются. Это освобождение от штрафов будет действовать, в том числе при самостоятельном исправлении ошибок в декларациях по единому налогу.

Обращаем внимание на нюанс: речь идет именно о полноте уплаты единого налога. Следовательно, несвоевременная уплата будет наказываться как прежде.

Также, поскольку пеня не относится к штрафным санкциям, она будет применяться в прежнем режиме.

Освобождение не касается и административных санкций, например, к должностным лицам юридических лиц за нарушение порядка ведения налогового учета — от 85 до 170 грн., повторный штраф — от 170 до 255 грн. (статья 1631 КУоАП), за непредоставление (несвоевременное предоставление) платежных поручений на перечисление налогов и сборов — от 85 до 170 грн., повторный штраф — от 170 до 255 грн. (статья 1632 КУоАП) и т. д.

2. Предполагается установить, что не применяются административные взыскания (штрафы), предусмотренные статьей 1641 КУоАП (предупреждение или админштраф от 51 до 136 грн.; повторный штраф — от 85 до 136 грн.) за неправильность заполнения в период с 1 января по 31 декабря 2012 года плательщиками единого налога Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов. Данная норма представляет интерес только для физических лиц, так как юридические лица упомянутые книги не ведут.

В 2012 году в случае осуществления видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога — физлица (но при этом разрешенных для осуществления на едином налоге), не нужно:

переходить на общую систему налогообложения;

облагать соответствующие доходы предпринимателей групп 1и 2 по ставке единого налога 15 %.

В данном случае нужно обратить внимание на некоторую недосказанность в вопросе квалификации деятельности, которая в Свидетельстве плательщика единого налога указана, но не вписывается в условия избранной предпринимателем группы единого налога. Например, единоналожник группы 2 оказал услуги плательщику налога на прибыль. Налоговики в ЕБНЗ трактуют такую ситуацию как осуществление видов деятельности, которые не дают права на применение упрощенной системы налогообложения. Следовательно, освобождение в таком случае не работает.

Наличие на день подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогового долга по единому налогу, возникшему в феврале 2011 года (когда Госказначейство опоздало с открытием новых счетов и продолжало распределять единый налог между соцфондами, вместо того чтобы направлять его общей суммой в бюджет), а также в январе 2012 года (в том числе из-за проблем с округлением суммы единого налога), не является основанием для принятия органом ГНС в 2012 году решения об отказе в выдаче Свидетельства плательщика единого налога.

Заметим, что данная норма принята с явным опозданием, так как была актуальна в период перехода на единый налог с 01.01.2012 г. (при условии подачи заявления до 25.01.2012 г.), а эти сроки уже прошли.


НДС-изменения

Добровольная НДС-регистрация

С учетом изменений с 01.07.2012 г. зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке сможет любой субъект хозяйствования, осуществляющий облагаемые НДС операции, посчитавший для себя необходимой такую регистрацию. Требования, выдвигаемые сейчас к плательщикам НДС — добровольцам (как то: превышение 50-процентного барьера при поставке товаров/услуг другим плательщикам НДС за последние 12 месяцев, величина уставного капитала или балансовой стоимости активов более 300 тыс. грн.), из пункта 182.1 НКУ будут исключены.

В связи с этим будет отменено и такое основание для аннулирования регистрации плательщика НДС — добровольца, как объем поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС в размере менее 50 % общего объема поставок за последние 12 календарных месяцев (подпункт «и» из пункта 184.1 НКУ исключен).

Сроки подачи заявления на добровольную НДС-регистрацию не изменились: заявление по ф. № 1-ПДВ нужно подать не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС и будет иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных. В заявлении можно указать желаемый день регистрации, соответствующий дате начала налогового периода (календарного месяца), с которого лицо будет считаться плательщиком НДС.

Для случая с переходом на единый налог по ставке 3 % с НДС (неплательщик НДС с общей системы переходит на единый налог) сейчас установлен особый срок, который, очевидно, будет действовать и далее, — не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, с которого лицо переходит на единый налог по ставке 3 %.


Сроки выдачи НДС-свидетельства

Сроки выдачи свидетельства о регистрации плательщика НДС будут сокращены вдвое и в общем случае составят 5 рабочих дней (ранее — 10 рабочих дней) с даты поступления регистрационного заявления.


Изменение данных в свидетельстве плательщика НДС

В пункте 183.15 НКУ появится новое требование относительно необходимости подачи регистрационного заявления по ф. № 1-ПДВ в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике НДС или возникли другие основания для перерегистрации и замены НДС-свидетельства. В частности, регистрационное заявление в 10-дневный срок нужно подать в случае:

— изменения данных, внесенных в свидетельство плательщика НДС;

— установления расхождений или ошибок в записях НДС-свидетельства и/или реестра плательщиков НДС;

— утери или непригодности свидетельства плательщика НДС для использования.

Налоговый орган обязан выдать плательщику новое свидетельство вместо старого с соблюдением правил и в сроки, определенные статьей 183 НКУ для регистрации плательщиков НДС.


Налоговая накладная

Внесение налоговых накладных в ЕРНН. Срок регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) сокращен с 20 до 15 календарных дней, следующих за датой их составления. При этом продавец теперь имеет право выдать покупателю налоговую накладную до регистрации ее в ЕРНН, главное — соблюсти 15-дневный срок регистрации, чтобы покупатель не потерял право на налоговый кредит (пункт 201.10 НКУ).

Электронный формат. Пунктом 201.1 НКУ для покупателя (получателя налоговой накладной) предусмотрена возможность выбора способа составления налоговой накладной:

1) в бумажном виде;

2) или (вместо бумажного вида) в электронной форме с соблюдением двух обязательных условий:

регистрации электронной подписи уполномоченного плательщиком лица в порядке, установленном законодательством;

регистрации налоговой накладной в ЕРНН.

Если оба условия соблюдены, выписывать бумажную налоговую накладную необязательно.

То есть, как нам представляется, получатель налоговой накладной может сделать выбор в пользу электронной формы налоговой накладной только в том случае, если эта накладная согласно требованиям НКУ подлежит регистрации в ЕРНН. В остальных случаях (например, имеем дело с поставкой неподакцизного и не импортного товара на сумму не более 60 тыс. грн., т. е. НДС по такой поставке не превышает 10 тыс. грн.), получателю выбирать не из чего.

Еще раз подчеркнем — способ составления налоговой накладной (бумажный или электронный) выбирает покупатель (получатель налоговой накладной), который получает оригинал бумажной налоговой накладной или один из экземпляров электронной налоговой накладной (пункт 201.4 НКУ).


Использование товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях и нехозяйственное использование: налоговые обязательства и налоговый кредит

Изменения коснулись в том числе пунктов 189.1 и 198.5 НКУ, регламентирующих порядок начисления налоговых обязательств по НДС в случае использования товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях или не в хоздеятельности плательщика.

Так, особый порядок определения базы обложения НДС применяется в случаях, когда товары/услуги, необоротные активы, по которым ранее был отражен налоговый кредит, начинают использоваться в операциях:

1) не являющихся объектом обложения НДС (кроме операций, предусмотренных подпунктом 196.1.7 НКУ);

2) освобожденных от обложения НДС (кроме операций, предусмотренных подпунктом 197.1.28 НКУ);

3) осуществляемых в рамках баланса плательщика, в том числе в случае передачи для непроизводственного использования, перевода производственных необоротных активов в состав непроизводственных;

4) не являющихся хоздеятельностью плательщика.

Во всех вышеуказанных случаях база налогообложения определяется (пункт 189.1 НКУ):

— по необоротным активам — исходя из балансовой (остаточной) стоимости на начало отчетного периода, в течение которого осуществляются указанные операции, а в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены;

— по товарам/услугам — исходя из стоимости их приобретения.

Напомним, что в настоящее время во всех четырех указанных случаях база обложения НДС определяется аналогичным образом:

— по необоротным активам — по балансовой стоимости, но на момент перевода в состав непроизводственных активов, использования не в хоздеятельности или в необлагаемых либо освобожденных от НДС операциях;

— по товарам/услугам — не ниже цены приобретения.

Таким образом, с 01.07.2012 г. по необоротным активам база налогообложения будет определяться по балансовой стоимости на начало отчетного периода, в котором осуществлена какая-либо из предусмотренных пунктом 198.5 НКУ операций, а по товарам/услугам — четко по стоимости их приобретения.

Безусловно, положительным для налогоплательщиков станет появление «обратной» возможности (например, когда приобретенное для необлагаемых операций начинает использоваться в облагаемых) и возможности восстановления налогового кредита по товарам/услугам и необоротным активам, по которым были начислены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 НКУ, в случае если такие товары/услуги и необоротные активы вновь начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности плательщика, в том числе в случае обратного перевода необоротных активов из состава непроизводственных в состав производственных. Сделать это можно на основании бухгалтерской справки (напомним, что сейчас налоговики отказывают в восстановлении налогового кредита — см. письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04).

Добавим, что налоговые обязательства и налоговый кредит в рассмотренных случаях будет определяться на дату фактического использования товаров/услуг, необоротных активов, определенную в первичных документах, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (в настоящее время датой использования товаров/услуг и основных средств считается дата признания расходов согласно нормам раздела III НКУ).


Условная поставка при НДС-разрегистрации

Будет подкорректирован пункт 184.7 НКУ, регулирующий проведение условной поставки товаров и необоротных активов при аннулировании НДС-регистрации. Так, будет установлено, что в случае аннулирования НДС-регистрации плательщик начисляет налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен по товарам/услугам и необоротным активам, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита и которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности плательщика налога (сейчас — НДС-обязательства начисляются по товарам и необоротным активам, числящимся в учете плательщика в последнем отчетном периоде).

Обращаем внимание также на необходимость начисления налоговых обязательств по услугам/работам, а не только по товарам и необоротным активам, как сейчас.

Подобные уточнения в пункте 184.7 НКУ, скорее всего, только дадут дополнительные основания налоговикам для выдвижения требований относительно начисления НДС-обязательств в том числе по дебиторской задолженности, готовой продукции и «незавершенке» (эти требования, по сути, предъявляются к налогоплательщикам и в настоящее время).

Как и ранее, начислить обязательства по НДС нужно не позднее даты аннулирования НДС-регистрации. А вот уплатить налоговые обязательства по результатам последнего налогового периода (или имеющийся налоговый долг) необходимо в сроки, определенные НКУ, независимо от того, будет лицо зарегистрировано плательщиком НДС на день уплаты этой суммы или нет (сейчас, напомним, аннулирование НДС-регистрации происходит лишь после проведения полного расчета с бюджетом по НДС) (пункт 184.8 НКУ).


Перерасчет налогового кредита по необоротным активам

В статье 199 НКУ будет закреплен подход налоговиков к перерасчету налогового кредита по необоротным активам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, изложенный в Обобщающей налоговой консультации ГНСУ от 16.02.2012 г. № 129. Так, перерасчет доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях будет осуществляться по итогам одного, двух и трех календарных годов, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию), в том же порядке, что и перерасчет доли использования товаров/услуг.


База налогообложения

Импортные товары.Уточнения в абзаце третьем пункта 188.1 НКУ устраняют недосказанность в том, кто именно (импортер или все поставщики импортного товара) должны ориентироваться при определении базы налогообложения товаров на их таможенную стоимость (база налогообложения определяется исходя из договорной стоимости, но не ниже таможенной).

Так вот на таможенную стоимость должен ориентироваться именно импортер товара (последующие поставщики нормы абзаца третьего пункта 188.1 НКУ не учитывают).

Бюджетная аренда.Подправлен абзац четвертый пункта 188.1 НКУ, который с учетом изменений будет выглядеть следующим образом:

«В базе налогообложение учитывается стоимость товаров/услуг, поставляемых за любые средства (за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета и/или суммы возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества и коммунальных услуг и энергоносителей)…».


Продажа автобусных билетов посредниками

Относительно недавно ГНСУ, ранее настаивавшая на применении пункта 189.4 НКУ в случае реализации транспортных билетов посредниками (автостанциями и агентами) по поручению перевозчиков, изменила свою позицию в пользу налогоплательщиков. В письме от 18.01.2012 г. № 1142/6/15-3415-26 налоговики разрешили автостанциям (агентствам по продаже билетов) начислять НДС только на сумму вознаграждения. Подобные либеральные разъяснения для посредников, перепродающих железнодорожные и авиабилеты ГНСУ предоставила еще раньше в письме от 07.09.2011 г. № 24064/7/15-3417-26.

Однако ввиду отсутствия в НКУ прямых норм, регулирующих порядок налогообложения операций данного вида, пользоваться такими либеральными разъяснениями без каких-либо опасений можно было лишь при наличии индивидуальной налоговой консультации.

Законодатели решили урегулировать эту ситуацию путем введения нового пункта 189.13 НКУ, согласно которому в случае поставки в соответствии с Законом об автотранспорте билетов на проезд в автобусах и на перевозку багажа базой обложения НДС является вознаграждение, включающее автостанционный сбор. Стоимость перевозки, перечисляемая перевозчику, и сумма расходов на страхование пассажиров, перечисляемая страховой компании, в базу обложения НДС не включается.

В отношении железнодорожных и авиабилетов подобных уточнений не сделано, в то же время, как представляется, свой подход ГНСУ менять не должна.


Ценнобумажный НДС

Не будут являться объектом налогообложения в том числе иоперации по обмену указанных в абзаце первом подпункта 196.1.1 НКУ ценных бумаг (в т. ч. корпоративных прав, выраженных в других, нежели ценные бумаги, формах) на корпоративные права, выраженные в других, нежели ценные бумаги, формах.


Дата возникновения налогового кредита при импорте товаров

Изменениями, внесенными в пункт 198.2 НКУ, уточнено, что налоговый кредит по НДС в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров отражается именно на дату уплаты налога по налоговым обязательствам, возникшим на дату подачи таможенной декларации для таможенного оформления (ранее — на дату уплаты или начисления НДС по таким налоговым обязательствам).


Бюджетное возмещение

В части получения бюджетного возмещения можно выделить следующие основные изменения:

— согласно подпункту «а» пункта 200.4 НКУ в бюджетное возмещение можно будет включить сумму НДС, фактически уплаченную поставщикам товаров/услуг или в Госбюджет не только в предыдущих отчетных периодах, но
и в текущем отчетном периоде;

введен еще один критерий для крупных плательщиков налогов, соблюдение которого требуется для получения автоматического возмещения НДС.Суть его заключается в отсутствии декларирования отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного года крупным плательщиком налогов (подпункт 200.19.8 НКУ).


«Туристический» НДС

Согласно ныне действующей редакции пункта 207.6 НКУ суммы НДС, включаемые в расходы в соответствии со статьей 139 НКУ, не учитываются при определении базы обложения НДС в рамках статьи 207 НКУ. Буквальное следование данной норме (учет расходов, формирующих стоимость турпродукта, за вычетом НДС) фактически приводило к завышению налоговых обязательств по НДС туроператора. Эта ситуация была разрешена на уровне разъяснений контролирующих органов — сначала в письме Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 14.01.2011 г. № 04-39/10-1038, а затем — в Обобщающей налоговой консультации ГНСУ от 16.02.2012 г. № 126.

Теперь проблема учета НДС в туристической деятельности решена на законодательном уровне. Согласно новой редакции пункта 207.6 НКУ суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров/услуг, включаемых в стоимость турпродукта (туруслуги), не относятся к налоговому кредиту и не включаются в базу налогообложения туроператора.

Если же НДС уплачен (начислен) в связи с приобретением товаров/услуг, не включаемых в стоимость турпродукта (туруслуги), то сумма такого НДС включается в налоговый кредит в обычном порядке.

Определена и дата возникновения налоговых обязательств и налогового кредита туроператора. Так, налоговые обязательства при поставке турпродукта (туруслуги) туроператор начисляет на дату оформления документа, удостоверяющего факт такой поставки.

Заметим, что поскольку акт с туристом по завершении тура в большинстве случаев не составляется, можно прибегнуть к составлению бухгалтерской справки на дату завершения тура и налоговые обязательства по НДС начислять на эту дату.

Налоговый кредит по товарам/услугам, не включаемым в стоимость турпродукта (туруслуги), отражается на дату получения таких товаров/услуг, подтвержденную налоговой накладной.


Дата аннулирования НДС-регистрации

В пункте 184.2 НКУ нашли отражение нормы пункта 5.7 Положения № 1394, определяющие дату аннулирования регистрации плательщика НДС. Так, аннулирование НДС-регистрации может быть осуществлено на одну из дат:

— дату подачи заявления плательщиком или подписания решения об аннулировании регистрации органом ГНС в случае, если в свидетельстве плательщика НДС не был указан предельный срок его действия;

— дату, указанную в судебном решении;

— дату окончания срока действия НДС-свидетельства;

— дату, предшествующую дню утраты лицом статуса плательщика НДС (например, при переходе общесистемщика — плательщика НДС на уплату единого налога по ставке 5 %).


Изменения в сфере применения РРО

Круг лиц, которые освобождены от обязанности применять РРО, хотели пополнить исключением (обязывающим применять РРО при наличных расчетах). Так, планировалось установить, что РРО (а также КУРО с РК) не применяются при продаже товаров (услуг) физическими лицами на едином налоге, кроме предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО).

Лишение такой РРО-льготы вызвало резкую реакцию со стороны участников ювелирного рынка, поэтому эти изменения в окончательную редакцию Закона об изменениях в НКУ не попали.

Мы уже отмечали, что Законом Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI законодатели отложили вступление в силу норм об ответственности за неподачу отчетности по РРО по проводным или беспроводным каналам связи до 01.07.2012 г. Комментируемым Законом данный срок продлен еще на год. То есть «беспроводные» штрафы начнут применяться с 01.07.2013 г. При этом с учетом изменений до 01.01.2013 г. предоставление информации в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи будет осуществляться на добровольных началах.

Кроме этого, согласно изменениям торговые автоматы, предназначенные для операций по продаже товаров (услуг) без выдачи покупателю чека, другого отчетного документа за наличные средства (их заменители), должны иметь техвозможность создавать контрольную ленту в электронном виде.


Администрирование (права налогоплательщиков, подписание декларации, проверки, налоговый залог, админарест и т. п.)

Права налогоплательщиков и налоговиков

С 01.07.2012 г. в подпункте 17.1.6 НКУ будет прописано право налогоплательщика предоставлять пояснения по вопросам, возникающим во время проведения проверок. Одновременно представители налоговых органов лишаться права требовать (сейчас могут требовать) таких пояснений от налогоплательщиков при проведении проверок. Соответствующие изменения будут внесены в подпункт 20.1.2 НКУ.

Здесь нужно заметить, что и сейчас невыполнение требований подпункта 20.1.2 НКУ не влечет за собой применения админштрафа по статье 1633 КУоАП (наказывается только невыполнение законных требований, перечисленных в подпунктах 20.1.3, 20.1.24, 20.1.30, 20.1.31 НКУ).

В то же время налоговые органы получили дополнительное право получать бесплатно от органов, обеспечивающих ведение соответствующих госреестров (кадастров), информацию, необходимую для осуществления полномочий органов ГНС по обеспечению погашения налогового долга налогоплательщика (подпункт 20.1.41 НКУ).


Виды налоговых периодов

Помимо пяти налоговых периодов, предусмотренных пунктом 34.1 НКУ (календарный год, календарное полугодие, календарный квартал, календарный месяц и календарный день), законодатели вводят еще один «забытый» налоговый период — календарные три квартала.


Учет налогоплательщиков

Налоговый адрес юрлица. В пункте 45.2 НКУ уточнено, что налоговым адресом юрлица является его местонахождение, сведения о котором содержатся в Едином госреестре юрлиц и физлиц-предпринимателей (далее — Единый госреестр) (ранее — в ЕГРПОУ).

Постановка на налоговый учет. Комментируемый Закон предусматривает введение передачи госрегистратору для внесения в Единый госреестр данных о постановке юрлиц, их обособленных подразделений и физлиц-предпринимателей на учет в органах ГНС в качестве плательщиков налогов и сборов. Передаваться такие данные будут в день взятия юрлица (его обособленного подразделения) или физлица-предпринимателя на учет в налоговом органе.

Взятие на учет в органах ГНС юрлиц и физлиц-предпринимателей будет подтверждаться выпиской из Единого госреестра. Порядок выдачи такой выписки прописывается в Законе Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Тем юрлицам, которые не включаются в Единый госреестр, а также физлицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, по-прежнему будет выдаваться справка о взятии на учет (пункты 64.3, 65.5 НКУ).

Открытие банковского счета. Ввиду вышеуказанных изменений открыть текущий или другой счет в банке (другом финучреждении) юрлица и физлица-предприниматели смогут только при наличии документов, выданных органами ГНС и подтверждающих взятие их на учет в этих органах, или выписки из Единого госреестра (для лиц, которые берутся на учет на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором) (пункт 69.1 НКУ).

Все изменения в процедуре постановки плательщиков на учет в налоговых органах и открытия счетов в банковских учреждениях вступят в силу одновременно с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно взятия на учет юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Учет договоров в органах ГНС. Согласно обновленному абзацу первому пункта 64.6 НКУ на учете в органах ГНС должны находиться не только соглашения о распределении продукции и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлица, но и договоры управления имуществом (кроме договоров по операциям, определенным в подпункте 153.13.10 НКУ или во втором предложении абзаца второго подпункта 5 пункта 180.1 НКУ). Постановка договора на учет может быть осуществлена любым участником договора о совместной деятельности или соглашения о распределении продукции, управителем имущества (пункт 64.6 НКУ).


Налоговые декларации

Начало применения новых форм деклараций. Согласно уточнениям, внесенным в абзац второй пункта 46.6 НКУ, новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности за налоговый период (ранее — с налогового периода), следующий за налоговым периодом, в котором они были обнародованы.

Подписание деклараций. Урегулирован вопрос с подписанием налоговых деклараций для юрлиц в случае отсутствия на предприятии должности бухгалтера. В настоящее время в такой ситуации подпункт 48.5.1 НКУ все равно требует наличия в декларации подписи лица, отвечающего за ведение бухучета. После принятия Закона для признания отчетности налоговой декларацией достаточно будет одной подписи руководителя предприятия (если этот руководитель самостоятельно ведет бухучет и сдает отчетность).


Налоговые консультации

Индивидуальные налоговые консультации. В пункте 52.4 НКУ предусмотрено, что консультации налогоплательщику могут предоставляться органом ГНС, в котором он находится на учете (так было и раньше), или таможенным органом по месту таможенного оформления товаров. Также по-прежнему возможно предоставление консультаций высшим органом ГНС или высшим таможенным органом, центральным органом ГНС или Гостаможслужбой.

Обобщающие налоговые консультации. В пункте 52.6 НКУ указано, что обобщающие налоговые консультации (утвержденные соответствующим приказом) могут быть обнародованы в том числе с помощью интернет-ресурсов.


Налоговые требования

Повышена величина налогового долга, достижение которой является основанием для выписки налогового требования (на сегодня она составляет 17 грн.). Так, в соответствии с новой редакцией абзаца второго пункта 59.1 НКУ налоговое требование не направляется (не вручается), если общая сумма налогового долга плательщика налогов не превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн.). При этом если изначально сумма налогового долга была меньше 340 грн., а потом она увеличивается до размера, превышающего 340 грн., то плательщику направляется (вручается) налоговое требование.

Законодатели учли, что после вручения налогового требования сумма налогового долга плательщика может не только увеличиться, но и уменьшиться (пункт 59.5 НКУ). Независимо от направления изменения суммы налогового долга (в сторону увеличения или в сторону уменьшения) плательщик обязан погасить всю сумму долга, существующую на момент такого погашения.

Если после направления (вручения) налогового требования сумма налогового долга изменилась, но налоговый долг полностью не погашен, то дополнительное налоговое требование не направляется (не вручается).


Проведение проверок

Фактические проверки. До начала проверки копия приказа руководителя налогового органа о проведении фактической проверки может вручаться не только плательщику налогов или его уполномоченному представителю, но и лицам, которые фактически проводят расчетные операции (пункт 80.2 НКУ).

Оформление результатов проверок. Пунктом 86.4 НКУ предусмотрено, что акт (справка) документальной невыездной проверки после его регистрации может вручаться лично налогоплательщику либо его законным представителям или же отправляться заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, уточнено, что возражения к акту проверки подаются налогоплательщиками в орган ГНС по основному месту учета (пункт 86.7 НКУ).

Если налогоплательщик (его обособленные подразделения) осуществляет свою деятельность не по основному месту учета, то оформленный по результатам проверки акт (справка) в течение 3 рабочих дней после регистрации в налоговом органе, проводившем проверку, направляется в налоговый орган по основному месту учета плательщика (пункт 86.5 НКУ).

Соответственно, уточнено, что в случае с фактической проверкой налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации (поступления) акта фактической проверки в орган ГНС по основному месту учета плательщика налогов (пункт 86.8 НКУ).


Погашение налогового долга

Независимо от того, в каком порядке происходит погашение налогового долга: самостоятельно налогоплательщиком, путем продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, или по решению суда, поступающие от налогоплательщика средства налоговики зачисляют в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения. При этом направление уплаты, определенное плательщиком, во внимание не принимается (пункт 87.9 НКУ).


Налоговый залог

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 89.2 НКУ, право налогового залога не применяется, если общая сумма налогового долга плательщика не превышает 340 грн. (налоговые требования в этом случае тоже не выписываются).

Новшеством является предоставление налогоплательщику права самостоятельно осуществить отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, при условии направления средств, полученных от такой продажи, в счет погашения налогового долга. Для реализации этого права плательщик должен прежде всего получить согласие налогового органа, для чего необходимо подать налоговому управляющему соответствующее обращение и раскрыть в нем содержание планируемой операции и финансово-экономические последствия ее проведения. Налоговый управляющий со своей стороны имеет право не дать согласие на продажу имущества, если по его заключениям ценовые условия и/или формы расчетов по операции приведут к снижению способности плательщика своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг (пункт 95.23 НКУ).

В случае если согласие все же было получено, имущество продано, но полученных средств не хватило для погашения налогового долга, налоговый управляющий проводит дополнительную опись имущества в налоговый залог (пункт 95.24 НКУ).

За счет средств, полученных от реализации залогового имущества, и за счет взысканных с налогоплательщика средств может быть осуществлена компенсация не только расходов на публикацию информации о составе имущества, предназначенного для продажи, как это было ранее, но и других расходов, связанных с организацией и проведением торгов по продаже залогового имущества, а также оплата банковских услуг за перечисление средств в бюджет (пункт 95.16 НКУ).


Админарест имущества

Одним из оснований для применения административного ареста имущества может быть отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке РРО (ранее — лишь отсутствие сертификатов соответствия РРО) (подпункт 94.2.4 НКУ). Соответственно предъявление документа, подтверждающего регистрацию РРО, является основанием для прекращения админареста имущества (подпункт 94.19.8 НКУ).


Изменения/уточнения во взимании прочих налоговых платежей

Изменения по спецводосбору: пополнились ряды неплательщиков спецводосбора

В части уплаты сбора за специальное использования воды главное положительное нововведение заключается в следующем. Установлено, что не являются плательщиками сбора за специальное использование воды водопользователи, которые используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, а также физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога (юридических и физических лиц).

При этом под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды для питья, в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и для содержания помещений в подобающем санитарно-гигиеническом состоянии.

То есть, по сути, произошел возврат (с 01.07.2012 г.) к «докодексной» практике, когда субъекты хозяйствования в случае использования воды исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд спецводосбор не платили (а при использовании для других нужд платили за весь объем воды, в том числе использованный для питьевых и санитарно-гигиенических нужд).

Что касается единоналожников, которые с 01.01.2012 г. лишились своего освобождения от уплаты спецводосбора независимо от направления использования воды, то былых прав им целиком не вернули. Спецводосбор по-прежнему не входит в состав налогов, сборов, которые заменяются уплатой единого налога. Соответственно, с учетом изменений, все единоналожники (и юридические лица, и предприниматели) с 01.07.2012 г. смогут не платить сбор за спецводопользование только в случае использования воды исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (как и другие субъекты хозяйствования).


Местные налоги и сборы

Налог на недвижимость. Введение налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, отложено до 01.01.2013 г. (ранее взимание этого налога планировалось начать с 01.07.2012 г.) (абзац девятый подпункта 1 раздела XIX НКУ).

Туристический сбор. В подпункте 268.7.1 НКУ уточнено, что туристический сбор уплачивается по местонахождению налоговых агентов.

Сбор за места для парковки транспортных средств. Законом уточнено, что сбор за места для парковки транспортных средств уплачивается по местонахождению объекта налогообложения (собственно, такое уточнение не несет ничего нового, так как налоговики и ранее указывали на необходимость подачи отчетности и уплаты сбора по местонахождению земельного участка, где осуществляется деятельность по обеспечению парковки транспортных средств, — см. раздел 370.04 ЕБНЗ).


Сбор за первую регистрацию транспортных средств

В подпункте 234.1.6 НКУ восстановлена норма, согласно которой сбор за первую регистрацию транспортного средства для грузопассажирских автомобилей уплачивается по ставкам, установленным для грузовых автомобилей (эта норма, скорее всего «случайно», была исключена Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4235-VI, повысившим ставки ряда налогов и сборов).


Плата за землю

Комментируемый Закон устанавливает механизм вступления в силу решений советов по нормативной денежной оценке (НДО) земельных участков и ставок земельного налога за участки, расположенные в границах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Так, решения советов по НДО земельных участков должны быть официально обнародованы органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение такой НДО земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (пункт 271.2 НКУ). В таком же порядке вступают в силу решения местных советов относительно утверждения ставок налога на земельные участки в соответствии с пунктом 275.3 НКУ.

Пункт 286.4 НКУ предполагается дополнить нормой о сроке, в течение которого необходимо предоставить декларацию по плате за землю, если в течение года меняется объект или база налогообложения. Данный срок составляет 20 календарных дней месяца, следующих за месяцем, в котором состоялись такие изменения. Отметим, что такой подход не нов. В своих консультациях в ЕБНЗ ГНСУ и ранее предписывала так поступать в случае изменения в течение года денежной оценки земли, функционального использования земли, наступления иного изменения или выявления ошибок, изменяющих сумму земельного налога за отчетный месяц. При этом «при подаче новой отчетной декларации по плате за землю с исправленными показателями до конца года (в случае изменения в течение года налогового обязательства) плательщик налогов в строке 2 «Для земельного налога» или 3 «Для арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности» указывает отчетный год и заполняет графу «с учетом уточнений по», т. е. указывает число/месяц, когда произошли изменения, повлиявшие на размер налогового обязательства».

Изменениями в пункт 286.3 НКУ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик отчитывается по плате за землю ежемесячно, то ежемесячные декларации не являются новыми (по факту так и есть). Соответственно, в ежемесячных декларациях не нужно будет ставить отметку в поле «Нова звітна» (нужно будет в поле «Звітна»).


Эконалог за размещение отходов

Определение термина «размещение отходов». Как и предполагалось, внесены изменения в определение термина «размещение отходов», приведенное в подпункте 14.1.223 НКУ. Теперь под размещением отходов будет пониматься постоянное (окончательное) нахождение (сейчас — хранение (временное размещение до утилизации или удаления)) или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. д.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Такие изменения носят положительный характер и безоговорочно освобождают от уплаты эконалога субъектов хозяйствования, которые временно размещают отходы (в том числе бытовые и производственные) до передачи их спецпредприятиям.

Жалко, что изменения эти заработают только с 01.01.2013 г. Ведь последнее мнение ГНСУ по данному вопросу таково, что «лояльная» Обобщающая налоговая консультация от 16.12.2011 г. № 258 касается исключительно бытовых отходов.Соответственно с производственными отходами ситуация улучшится только с 01.01.2013 г.

Эконалог за вторсырье. В соответствии с уточнениями, внесенными в подпункт 240.1.3 и пункт 240.5 НКУ, с 01.01.2013 г. не будут являться плательщиками эконалога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторсырье (ранее, напомним, для освобождения от уплаты эконалога требовалось наличие лицензии на сбор и заготовку отходов как вторсырья, а также указание этого вида деятельности в уставе). Соответственно объектом и базой обложения эконалогом будут являться объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторсырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования (подпункт 242.1.3 НКУ).


Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Ставки платы за пользование недрами. Законодатели изменили принцип определения ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых: в изложенном в новой редакции пункте 263.9 НКУ ставки платы установлены в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, но не ниже определенной суммы в гривнях за единицу добытых полезных ископаемых. В твердой сумме плата за пользование недрами взимается лишь в случае добычи подземных и поверхностных вод.

Подача налоговых расчетов. Уточнено, что налоговые расчеты по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых подаются начиная с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором плательщиком получено спецразрешение (ранее — с квартала, следующего за кварталом, в котором плательщиком получено разрешение на начало (продолжение) выполнения работы повышенной опасности или эксплуатации объекта) (подпункт 263.11.3 НКУ).


НДФЛ

Важное нововведение касается предпринимателей на общей системе налогообложения. При выплате доходов предпринимателям на общей системе налогообложения налоговый агент теперь уже не должен будет требовать подтверждения того, что доход выплачивается в рамках тех видов деятельности, которые указаны в регистрационной карточке предпринимателя (в Едином госреестре и извлечении из него).

Это означает, что для самого предпринимателя — получателя дохода отпадет необходимость выдавать налоговому агенту копию извлечения из Единого госреестра (можно выдавать копию выписки, действующего свидетельства о госрегистрации), за исключением тех случаев, когда такая копия нужна для целей невзимания ЕСВ. Иначе говоря, если налоговый агент осуществляет выплату за выполнение работ, предоставление услуг, то извлечение из Единого госреестра требовать все равно нужно, для того чтобы подтвердить обоснованность невзимания ЕСВ.

Остальные изменения в сфере НДФЛ мы подробнее рассмотрим в следующем номере.

В заключение заметим, что в рамках нашей статьи мы не будем описывать изменения в части уплаты рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, фиксированного сельхозналога по той причине, что эти изменения не касаются частных предпринимателей и даже среди юридических лиц касаются совсем небольшого числа налогоплательщиков.



Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)