Проверки Гоструда
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.
УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.
КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.
Конвенция № 81 — Конвенция № 81 Международной организации труда 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г., ратифицированная Украиной 08.09.2004 г.
Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877.
Закон о Госбюджете на 2012 год — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 г. № 4282-VI.
Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Закон о коллективных договорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.
Закон об основах социальной защищенности инвалидов — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» от 21.03.91 г. № 875-XII.
Закон об обращениях граждан — Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.
Положение о Гоструда Украины — Положение о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 386/2011.
Порядок № 72 — Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, проводимой должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденный приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72.
Постановление № 1059 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059.
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29.07.93 г. № 58.
Письмо об осуществлении проверок — письмо Минтруда «Об осуществлении проверок» от 28.04.2007 г. № 013-617-43.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от собственника либо уполномоченного им органа (ч. 1 ст. 259 КЗоТ).
Специальным органом государственной власти, которому предоставлены полномочия в сфере осуществления проверок субъектов предпринимательства, использующих наемный труд, является Государственная инспекция Украины по вопросам труда (далее — Гоструда Украины). Гоструда Украины с 6 апреля 2011 года является правопреемником прав и обязанностей Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде — правительственного органа, действовавшего в системе Министерства труда и социальной политики Украины.
Гоструда Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о:
труде;
занятости населения;
общеобязательном государственном социальном страховании (п. 1 Положения о Гоструда Украины).
Свои полномочия Гоструда Украины осуществляет непосредственно и через территориальные государственные инспекции труда.
Следует помнить, что вопросы по осуществлению надзора за соблюдением законодательства об охране труда не относятся к компетенции Гоструда Украины. Эти полномочия выполняет Госгорпромнадзор.
Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляется по принципам:
— приоритетности безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития общества, среды проживания и жизнедеятельности перед какими-либо другими интересами и целями в сфере хозяйственной деятельности;
— подконтрольности и подотчетности органа государственного надзора (контроля) соответствующим органам государственной власти;
— равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования;
— гарантирования прав субъекту хозяйствования;
— объективности и непредвзятости осуществления государственного надзора (контроля);
— наличия оснований, определенных законом, для осуществления государственного надзора (контроля);
— открытости, прозрачности, плановости и системности государственного надзора (контроля);
— недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля);
— невмешательства органа государственного надзора (контроля) в уставную деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществляется в рамках закона;
— ответственности органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц за ущерб, причиненный субъекту хозяйствования вследствие нарушения требований законодательства;
— соблюдения условий международных договоров Украины;
— независимости органов государственного надзора (контроля) от политических партий и каких-либо других объединений граждан;
— наличия одного органа государственного надзора (контроля) в составе центрального органа исполнительной власти (ст. 3 Закона № 877).
Гоструда Украины контролирует и осуществляет надзор абсолютно за всеми работодателями, к которым относятся:
— предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, в том числе общественные организации инвалидов;
— физические лица, использующие наемный труд;
— органы государственной власти (Совет министров АРК, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления).
Согласно п. 4 Положения о Гоструда Украины Государственная инспекция по вопросам труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением работодателями требований законодательства о:
1) труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, соблюдения трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов, предоставления льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечения специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием; проведению обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий; соблюдению режимов труда и других норм законодательства;
2) льготах и компенсациях работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
3) занятости населения по вопросам соблюдения прав граждан при приеме на работу и работников при увольнении с работы; использования труда иностранцев и лиц без гражданства; соблюдения прав и гарантий по трудоустройству лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
4) занятости и трудоустройстве инвалидов в части: регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов; подачи отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов; выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов;
5) общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц и т. д.
Виды проверок Гоструда Украины
Гоструда Украины и ее территориальные органы проводят плановые и внеплановые проверки (см. табл. 1).
Таблица 1
Плановая |
Внеплановая |
Проверка, проводимая в соответствии с графиком проверки предприятий, утверждаемым территориальными инспекциями Гоструда Украины |
Проверка, не предусмотренная графиком проверок предприятий |
Основания проведения проверок |
|
В соответствии с годовыми или квартальными планами, утверждаемыми органом государственного надзора (контроля) |
При наличии обстоятельств, предусмотренных Законом № 877: |
Периодичность |
|
В зависимости от степени риска осуществления хозяйственной деятельности определяется периодичность проведения плановых проверок (подробно см. рис. 1) |
Не ограничена |
Уведомление о начале проверки |
|
Не позднее чем за 10 дней до дня осуществления проверки. Уведомление должно содержать: |
Проводится без предварительного уведомления |
Продолжительность проведения проверок |
|
Срок осуществления не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом |
Срок осуществления не может превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дня, если иное не предусмотрено законом. |
Периодичность проведения
Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
Критерии, по которым оцениваются степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются КМУ по представлению органа государственного надзора (контроля) (ч. 2 ст. 5 Закона № 877)и представляют собой:
1) численность работников;
2) состояние оплаты труда;
3) соблюдение требований законодательства в случае увольнения работников по инициативе администрации субъекта хозяйствования;
4) нарушение требований законодательства о труде (п. 1 постановления № 1059).
Таблица 2
Виды субъектов хозяйствования в зависимости от критериев, по которым
плановых проверок инспекторами Гоструда Украины
оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности
Субъекты хозяйствования с высокой степенью риска |
Субъекты хозяйствования со средней степенью риска |
Субъекты хозяйствования с незначительной степенью риска |
1) на которых работает более 201 человека; 2) не соблюдающие требования законодательства по оплате труда; 3) которые в течение прошлого и текущего года уволили работников по инициативе администрации или приняли решение о сокращении их численности; 4) начисляющие или выплачивающие заработную плату, размер которой меньше установленного законом размера минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда; 5) использующие наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений; 6) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательство о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных ст. 172, 173 и 175 УКУ; 7) нарушающие требования законодательства о труде по использованию труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями; 8) не соблюдающие условия генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора; 9) нарушающие требования законодательства о труде о продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи (п. 3 постановления КМУ № 1059) |
1) на которых работает от 50 до 200 человек; 2) нарушающие сроки выплаты заработной платы; 3) которые начисляют или выплачивают заработную плату в минимальном размере за квалифицированный труд; 4) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено нарушение требований законодательства о труде, за которое должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности; 5) не соблюдающие требования законодательства о предоставлении гарантий и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством о труде; 6) не соблюдающие требования законодательства о предоставлении гарантий во время привлечения работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации; 7) не соблюдающие порядок введения и изменения норм труда; 8) нарушающие порядок применения дисциплинарных взысканий (п. 4 постановления КМУ № 1059) |
К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенями риска (п. 5 постановления № 1059) |
Периодичность проведения плановых проверок |
||
Не чаще одного раза в год |
Не чаще одного раза в два года |
Не чаще одного раза в три года |
Какие права имеет инспектор Гоструда Украины при проверке?
Права, которыми наделяется инспектор по труду при осуществлении проверки, предусмотрены п. 6 Положения о Гоструда Украины, а именно:
— беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток проходить на любое предприятие, подлежащее инспекции;
— проходить в дневное время в любые помещения, которые он имеет достаточные основания считать подлежащими инспекции;
— осуществлять любой осмотр, проверку или расследование, которые он может считать необходимыми для того, чтобы убедиться в том, что правовые нормы строго соблюдаются;
— в присутствии свидетелей или без них допрашивать работодателя или персонал предприятия по любым вопросам, касающимся применения правовых норм;
— знакомиться при проведении проверок с информацией, документами и материалами;
— получать от работодателей необходимые для выполнения полномочий Гоструда Украины копии либо извлечения из документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и законодательством о занятости;
— выдавать в установленном порядке работодателям обязательные к выполнению предписания по устранению нарушений законодательства о труде, законодательства о занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании о назначении, начислении и выплаты пособий, компенсаций, предоставлении социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц;
— составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
— вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц;
— передавать материалы о нарушениях в правоохранительные органы.
Также следует отметить, что на работодателя возлагается обязанность создать надлежащие условия для проведения проверок инспекторами Гоструда Украины (п. 6 Положения о Гоструда Украины).
Национальное и международное законодательство наделило инспекторов Гоструда Украины широким кругом полномочий. Однако права инспекторов не безграничны.
Ограничение полномочий инспекции Гоструда Украины
Общим критерием законности действий и требований должностных лиц является ст. 19 Конституции, где закреплено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Так, во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления проверки, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение внеплановой проверки, а не все вопросы, которые пожелает проверить инспектор на вашем предприятии.
Права проверяемого субъекта
При осуществлении инспекциями по труду проверки на предприятии следует помнить о правах, предоставленных вам действующим законодательством. Эти права закреплены в ст. 10 Закона № 877,и к ним относится право:
— требовать от инспекторов Гоструда Украины соблюдения требований законодательства. Так, проверяющие не должны нарушать режим работы предприятия, обязаны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования, осуществлять проверку в рамках предоставленных полномочий, т. е. проверять только вопросы, относящиеся к сфере их ведения;
— проверять наличие у инспекторов, пришедших к вам с проверкой, служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления) на проведение плановой или внеплановой проверки;
— присутствовать при осуществлении проверки;
— требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной субъекта хозяйствования;
— получать и знакомиться с актами проверки;
— подавать в письменной форме свои пояснения, замечания или возражения к акту проверки;
— обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов Гоструда Украины и их должностных лиц (ст. 10 Закона № 877);
— требовать предоставления документов, удостоверяющих права инспектора по труду, перечень которых предусмотрен п. 2.4 Порядка № 72. В случае отказа предоставить такие документы вы имеете право не допустить проверяющих для проведения проверки.
Также проверяемый субъект (работодатель) имеет право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия либо каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия (ч. 8 ст. 4 Закона № 877).
Процедура проведения проверки
1. Инспектор Гоструда имеет право прийти к вам с проверкой без предварительного уведомления
И хотя Закон № 877 прямо говорит об обязанности органа проверки предупредить субъекта проверки о проведении плановой проверки за 10 дней, то Конвенция № 81 предоставляет инспекторам право «беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток проходить на любое предприятие, подлежащее инспекции».
В подтверждение указанного приведем пример из судебной практики (определение Одесского апелляционного административного суда от 30.05.2012 г., дело № 2-а-3297/11/2170):
«Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что инспекция по труду имеет право на проведение проверки любого субъекта хозяйствования, в случае если имеются сведения о том, что нарушается законодательство о труде. При этом положения Закона №877, устанавливающие процедурные ограничения для проведения проверок субъектами властных полномочий, не могут быть применены к инспекции по труду в связи со следующим. Путем сравнительного анализа содержания Закона № 877 и Конвенции суд пришел к выводу, что Закон № 877 ограничивает в правах инспекцию по труду по отношению к полномочиям, предусмотренным Конвенцией».
В свою очередь, вы можете и не допустить инспектора к проверке. В таком случае вы будете привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 — 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.). Однако если вам угрожает большая ответственность, следует выбрать максимально полезный для вас путь.
2. Проведение проверки происходит в рабочее время вашего предприятия
Обоснование:
ч. 3 ст. 4 Закона № 877 — «Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка»;
п. «b» ч. 1 ст. 12 Конвенции № 81 — «инспекторы имеют право проходить в дневное время в любые помещения, которые они имеют достаточные основания считать подлежащими инспекции».
3. Перед началом проверки инспектор должен иметь при себе следующие документы:
— служебное удостоверение установленного образца;
— Положение о Государственной инспекции Украины по вопросам труда;
— Положение о территориальной государственной инспекции по труду АРК, областей, городов Киева и Севастополя;
— в случае проверки по поручению — поручение соответствующего органа (руководства Госнадзортруда и Территориальной государственной инспекции труда (ТГИТ), правоохранительных органов);
— персональную круглую номерную печать.
Эта обязанность непосредственно закреплена в п. 2.4 Порядка № 72.
Инспектор должен расписаться в журнале проверок, поэтому обязательно предоставляйте для росписи Журнал регистрации проверок1. Однако следует помнить, что отказ инспектора расписаться в Журнале не является основанием для недопуска к проверке.
Перед началом осуществления государственного надзора (контроля) должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). При отсутствии этих документов или персональной печати вы можете не допустить инспектора к проверке. Не следует отказывать категорически, отметьте следующее: в связи с отсутствием у проверяющего необходимых документов/персональной печати, обязательность которых предусмотрена п. 2.4 Порядка № 72, вы не обязаны допускать инспектора к проверке.
4. Процедура проверки предусматривает осмотр и работу с документами, предоставляемыми для проверки, общение с работниками
Государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования либо его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом(ч. 1 ст. 4 Закона № 877). Следовательно, проверять соблюдение законодательства о труде инспектор должен не на строительной площадке, а на самом строительном предприятии или в его обособленном (а не структурном) подразделении.
Также следует отметить, что инспектор имеет право наедине опрашивать персонал предприятия полюбым вопросам, касающимся применения правовых норм. Также директору необходимо подготовить своих работников заранее, чтобы во время конфиденциальной беседы с проверяющим ему не предоставлялась никакая информация, которая впоследствии будет использована против вас в акте проверки. При этом работник должен ссылаться на ст. 63 Конституции, согласно которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания либо пояснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.
Какие документы может требовать инспектор для проверки?
Сразу отметим, что на законодательном уровне не установлен четкий перечень документов, которые должны предоставляться для проверки инспекторам по труду. Поэтому предлагаем вам ориентировочный круг документов, которые могут требовать инспекторы при проверке.
1. Организационно-правовые:
— устав предприятия (выписка из ЕГРПОУ для физического лица — предпринимателя);
— документы, подтверждающие полномочия директора (приказ о назначении, контракте);
— коллективный договор;
— правила внутреннего трудового распорядка.
2. Кадровые документы:
— трудовые книжки работников, книга учета трудовых книжек;
— личные дела работников;
— кадровые приказы;
— штатное расписание;
— документы, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы.
Этот перечень — ориентировочный и не является исчерпывающим. Инспектор при проверке может предложить вам предъявить также другие документы. Однако в этом случае инспектор должен обосновать необходимость предоставления тех или иных документов для проверки.
Как оформляются результаты проверок?
Заключительным этапом проведения проверки является составление акта проверки. Процедура составления и основные требования к акту проверки закреплены в п. 4 Порядка № 72.
По результатам каждой проверки обязательно составляется акт проверки, а в случае выявления нарушений законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании — предписание по их устранению.
Один экземпляр акта и предписания под роспись предоставляется руководителю предприятия, учреждения, организации или физическому лицу, использующему наемный труд, либо лицу, исполняющему его обязанности, в день их вынесения.
В случае невозможности личного вручения акта и предписания руководителю (об этом делается отметка в акте и предписании с указанием причины) они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении.
Предписания подлежат обязательному выполнению с письменным уведомлением выдавшего их лица о принятых мерах в установленный им срок(п. 4.1 Порядка № 72).
В акте инспектор указывает:
— номер в соответствии с журнальным учетом регистрации актов и предписаний;
— дату (последний день проведения проверки);
— название населенного пункта, где расположены предприятие, учреждение, организация или производственные помещения субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, использующих наемный труд;
— фамилию, имя и отчество (полностью) государственного инспектора по труду;
— должность, фамилию и инициалы представителя другого государственного органа или профсоюзной организации, если таковой принимает участие в проведении проверки;
— должность, фамилию, имя и отчество руководителя или назначенного им должностного лица, которому поручено представлять интересы предприятия при проведении проверки;
— вид проверки;
— название предприятия (указывается в соответствии с его уставом);
— форму собственности предприятия;
— вид экономической деятельности;
— вид предприятия, подчиненность, юридический адрес;
— банковские реквизиты;
— каждое выявленное нарушение законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании,
а также подаются предложения должностному лицу об организационных мероприятиях, осуществление которых будет способствовать соблюдению законности(п. 4.2 Порядка № 72).
В том случае, если вы не согласны с результатами проверки, необходимо предоставить возражения, которые излагаются в письменной форме и прилагаются к акту проверки. В этих возражениях вы излагаете все нарушения со стороны инспектора при проведении проверки (отказ расписаться в Журнале проверки, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, и т. д.).
В предписании указываются нарушение в соответствии с выводами акта и отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления относительно их устранения. В случае если срок устранения нарушений превышает 1 календарный месяц, устанавливаются требования представления ежемесячного письменного уведомления на определенную дату к полному устранению указанного нарушения. Предписание оформляется днем подписания акта (п. 4.3 Порядка № 72).
Каков порядок обжалования предписаний по результатам проверки?
Решения инспекторов могут быть обжалованы в вышестоящем органе, прокуратуре или в окружном административном суде.
Внимание! Подача жалобы в вышестоящий орган на действия должностного лица, выдавшего предписание, приостанавливает его выполнение до рассмотрения жалобы в вышестоящим органе (вышестоящим должностным лицом).
Жалоба подается в 10-дневный срок вышестоящему должностному лицу территориальной государственной инспекции по труду, а в случае нерешения вопроса — руководству Гоструда Украины и в суд в порядке, установленном законодательством.
Жалоба рассматривается в 15-дневный срок со дня ее поступления, если иное не установлено законами Украины.
Иски о признании противоправными и отмене предписаний подаются в окружной административный суд.
Заметим, что нужно подавать иск об отмене именно предписания, а не акта инспектора по труду!
Это подтверждает и судебная практика (постановление Высшего административного суда Украины от 20.09.2011 г. № К/9991/18848/11):
«Акт проверки о нарушении законодательства Украины о труде не является по своей сути решением субъекта властных полномочий, поскольку, он не является нормативным актом, так как не содержит никаких норм; акт не является распорядительным документом, так как не содержит предписаний управленческого характера по осуществлению определенных действий или воздержанию от их осуществления.
Таким образом, обжалуемый истцом акт является только средством фиксирования определенных обстоятельств, документальным закреплением выводов субъекта властных полномочий о наличии (отсутствии) оснований для принятия соответствующего решения — акта индивидуального действия, который имеет определенные правовые последствия, порождает права и обязанности для субъекта правоотношений.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что составленные ответчиком акты по существу являются служебными документами, подтверждающими факты проведения проверки по вопросам соблюдения требований законодательства, фиксируют обстоятельства, установленные при проведении проверки, факты выявленных нарушений законодательства (либо отсутствие таких нарушений) и не являются окончательными документами, обязующими к совершению каких-либо действий».
Внимание! В соответствии со ст. 99 КАСУ устанавливаются следующие сроки обращения в административный суд:
— по обжалованию предписаний — 6-месячный срок с момента получения предписания об устранении нарушения;
— если предписания обжаловались в вышестоящий орган — 1 месяц с момента получения ответа.
Типовые нарушения, которые могут быть выявлены инспекторами Гоструда при проверке строительного предприятия
1. Нарушение требований законодательства об оплате труда
Чаще всего выявляют нарушения в этих отношениях, что впоследствии (при определенных условиях, которые мы рассмотрим в разделе статьи «Ответственность за нарушение трудового законодательства») может предусматривать применение уголовных санкций к правонарушителям — чаще всего к директору предприятия. Поэтому акцентируем ваше внимание на следующих моментах:
1.1. Несвоевременность выплаты заработной платы. Обычно вопрос о периодичности выплаты заработной платы бывает урегулирован коллективным договором на предприятии, а при отсутствии такого договора заработная плата работникам выплачивается не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата (ч. 1 ст. 24 Закона об оплате труда). Например, зарплата за июль должна выплачиваться таким образом: первая часть — до 16 июля, вторая часть зарплаты — до 7 августа).
Судебная практика по таким вопросам почти одинаково решает дела путем привлечения виновных лиц к ответственности(постановление Дзержинского районного суда г. Кривой Рог по делу от 12.03.2012 г. № 408/1615/12).
«Так, ЛИЦО_2, будучи должностным лицом — главным бухгалтером строительного предприятия 1, ответственное за соблюдение законодательства о труде Украины, допустило нарушение требований ст. 115 КЗоТ Украины — заработная плата работникам выплачивалась один раз. В результате чего нарушены требования ч. 1 ст. 41 КоАП».
1.2. Несоблюдение требований по минимальному размеру заработной платы. Размер минимальной заработной платы устанавливается ВРУ по представлению КМУ не реже одного раза в год в законе о Государственном бюджете Украины (ст. 10 Закона об оплате труда). Напомним, что размер минимальной заработной платы на 01.07.2012 г. составляет 1102 грн., а с 01.10.2012 г. — 1118 грн. (ст. 13 Закона о Госбюджете на 2012 год).
1.3. Нарушение минимального размера зарплаты, установленной региональным соглашением, нарушение дифференциации размеров заработной платы.
Организация оплаты труда осуществляется на основании: законодательных и других нормативных актов; генерального соглашения на государственном уровне; отраслевых, региональных соглашений; коллективных договоров; трудовых договоров. Субъектами организации оплаты труда являются: органы государственной власти и местного самоуправления; собственники, объединения собственников или их представительские органы; профессиональные союзы, объединения профессиональных союзов или их представительские органы; работники (ст. 5 Закона об оплате труда).
Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными.
Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки. Она является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы (ч. 2 ст. 97 КЗоТ).
Приведем пример из судебной практики(определение Высшего административного суда Украины по делу от 10.11.2010 г. № 30023/10):
«Судами предыдущих инстанций справедливо установлено, что с учетом Генерального соглашения между КМУ, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы и Регионального соглашения между Донецкой облгосадминистрацией, профсоюзными объединениями Донецкой области и Донецкой областной организацией работодателей на 2009 — 2010 годы определена тарифная ставка работника первого разряда, а именно: должностной оклад работника первого разряда, учитывая минимальную заработную плату, установленную с 1 июля 2009 года, должен составлять не менее 869,40 грн.
Указанное дает основания считать, что наемные работники имеют право на оплату труда на уровне не ниже установленного государством.
Справедливо было установлено, что истец также нарушил нормы ст. 97 КЗоТ Украины в части неучета дифференциации заработной платы работников при установлении должностных окладов директора департамента работы с персоналом, заместителя начальника отдела программирования, советника по вопросам информационных технологий, специалиста отдела анализа кредитных решений, советника по вопросам корпоративного бизнеса, специалистов СБ, размер которых составлял 630,00 грн.
Указанные выше работники имеют разную квалификацию, следовательно, должны иметь разные должностные оклады. В данном случае и согласно требованиям Национального классификатора Украины ГК 003:2005 установление должностных окладов на одном уровне не соответствует приведенным требованиям законодательства».
2. Нарушение законодательства о трудоустройстве
Участилась практика уклонения от заключения трудовых договоров с работниками. Так, вместо трудового договора заключается гражданско-правовой договор на выполнение определенной работы, по которому работник не получает тех гарантий, которые мог бы получать при официальном трудоустройстве. Указанное нарушение быстро выявляется проверяющим во время беседы с работником. Поэтому прежде всего нужно проконсультировать работника о характере его поведения во время беседы с проверяющими. Договор о предоставлении услуг обязательно должен содержать ссылку, что во время его действия возникают именно гражданско-правовые, а не трудовые отношения, срок его действия не должен быть длительным (до одного месяца, впоследствии договор может быть перезаключен на тех же условиях, но именно перезаключен, а не продлен).
3. Нарушение требований законодательства об отпусках
Инспекторы по труду проверяют наличие графиков отпусков на предприятии, требования по соблюдению минимальной продолжительности ежегодных отпусков, предоставлению дополнительных отпусков.
Гоструда о наличии графиков предоставления ежегодных отпусков отмечает: поскольку в соответствии со ст. 10 Закона об отпусках очередность предоставления отпусков определяется графиками, утверждаемыми собственниками предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным трудовым коллективом на представительство, то при проведении проверки государственный инспектор по труду осуществляет контроль за соблюдением указанной нормы (п. 2 письма относительно осуществления проверок).
Так, ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, отсчитываемый со дня заключения трудового договора (ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках).
4. Отсутствие коллективного договора на предприятии
Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих право юридического лица (ст. 1 Закона о коллективных договорах).
На вновь созданном предприятии коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, если законодательством предусмотрена регистрация, либо после решения об основании предприятия, если не предусмотрена его регистрация (ст. 9 Закона Украины о коллективных договорах). Таким образом, отсутствие при проверке коллективного договора будет отражено в акте проверки как нарушение, и ответственность возлагается на директора.
Такая же позиция отражена и в судебной практике. Так, директором Предприятия 1 в течение трех месяцев с момента его создания не был инициирован перед трудовым коллективом вопрос о заключении коллективного договора. На момент проверки коллективный договор также отсутствует. Из приведенного усматривается, что директор совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 411
КоАП (постановление Калининского районного суда г. Горловки Донецкой области по делу от 01.04.2011 г. № 3-453/11).
5. Нарушение порядка ведения трудовых книжек
Типичным нарушением является то, что трудовые книжки не ведутся на всех работников, несвоевременно возвращаются работнику при его увольнении.
Так, трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности или у физического лица, если работники работают более пяти дней (п. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек).
В случае увольнения работника работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку в день увольнения с внесенной в нее записью об увольнении (п. 4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек).
6. Нарушение норм продолжительности рабочего времени
Условия труда в сфере строительства достаточно часто приводят к нарушению норм продолжительности рабочего времени, и возникает необходимость в работе сверх установленных норм. Однако не следует забывать, что сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (ч. 1 ст. 62 КЗоТ).
Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю (ч. 1 ст. 50 КЗоТ).
7. Нарушение нормативов рабочих мест для инвалидов
Хотя исходя из специфики своей деятельности строительному предприятию вряд ли понадобится такая категория работников, однако нормы законодательства предусматривают обязательное соблюдение нормативов рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Так, для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 человек — в количестве 1 рабочего места (ч. 1 ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов).
В случае нарушения указанных нормативов предприятие ежегодно уплачивает соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом(ч. 1 ст. 20 Закона об основах социальной защищенности инвалидов).
Также предприятия, у которых по основному месту работы работают 8 и больше человек, регистрируются в соответствующих отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению и ежегодно подают этим отделениям отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов.
Эти и другие нарушения оперативно выявляются инспекторами по труду при проверке предприятия, следствием чего является применение к виновным лицам разного вида ответственности. О видах ответственности, применяемых к нарушителям законодательства о труде, см. в табл. 3.
Вопросы, не относящиеся к сфере контроля инспекторов по труду
1. Инспекторы по труду не проверяют соблюдение законодательства об охране труда, потому что эти вопросы не относятся к сфере их ведения. Надзор и контроль в этой сфере возложены на Госгорпромнадзор.
2. По вопросу контроля за выполнением коллективного договора Гоструда дала четкий ответ:
«Относительно контроля за выполнением положений коллективного договора сообщаем, что в соответствии со статьей 19 КЗоТ Украины контроль за выполнением коллективного договора проводится непосредственно заключившими его сторонами в порядке, определенном этим коллективным договором. Если собственник либо уполномоченный им орган (лицо) нарушил условия коллективного договора, то именно заключившие его профсоюзы имеют право направлять собственнику или уполномоченному им органу (лицу) представление об устранении этих нарушений, рассматриваемое в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения или недостижения согласия в указанный срок профсоюзы имеют право обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц в суде» (п. 2 письма об осуществлении проверок).
Последствия проверки инспекции по труду
Итак, следствием каждой проверки инспекции по труду является составление акта, а также предписания в случае выявления нарушений законодательства о труде, а, как свидетельствует практика, нарушения выявляются почти на всех проверяемых предприятиях.
Чего ожидать от инспекции по труду в случае выявления нарушения?
Вариант 1. Инспектор выносит предписание об устранении нарушения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании. В предписании устанавливается срок для его выполнения, после окончания которого у инспектора возникает право на проведение внеплановой проверки предприятия по результатам выполнения предписания.
В акте по результатам контроля выполнения предписания фиксируются результаты выполнения каждого требования предписания. При установлении неустраненных нарушений обязательно вносится повторное предписание.
По результатам проверки выполнения предписания инспектор по труду анализирует выявленные правонарушения с последующим обязательным реагированием — направлением материалов в правоохранительные органы, составлением протоколов об административных правонарушениях, вынесением постановления о наложении штрафа, внесением собственнику представления о привлечении работодателя к дисциплинарной ответственности (п.п. 4.4,4.5 Порядка № 75).
Таким образом, в случае выявления нарушения инспектор по труду может ограничиться контролированием хода выполнения предписания по устранению выявленных нарушений. Однако если требования инспектора по устранению нарушений не выполнены, инспектор имеет право составить протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 1886 КоАП (о невыполнении законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде) и вынести постановление о наложении административного штрафа на должностных лиц предприятия в размере от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.).
Вариант 2. По результатам проверки инспектор по труду имеет право составить протокол об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 41, 411 — 413, 1881 КоАП, ч. 1 ст. 255 КоАП).
К таким правонарушениям относятся:
— нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы и выплата их не в полном объеме, нарушение срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов об их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. д.), определенного Законом об обращениях граждан, или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде (ч. 1 ст. 41 КоАП);
— уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении либо дополнении коллективного договора, соглашения (ст. 411 КоАП);
— нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 412 КоАП);
— непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений (ст. 413 КоАП);
— невыполнение распоряжения государственного или другого органа о трудоустройстве (ст. 1881 КоАП).
Привлечение к ответственности и наложение штрафа на виновных лиц осуществляются в судебном порядке.
Вариант 3. Материалы проверки передаются в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности.
Если по материалам проверки в действиях должностных лиц усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 172 УКУ (грубое нарушение законодательства о труде), ст. 173 УКУ (грубое нарушение соглашения о труде) или ст. 175 УКУ (невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат), материалы проверки немедленно направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, которое подписывает начальник (ТГИТ) (п. 5.2 Порядка № 72).
Уголовное дело по этим преступлениям возбуждается следователями прокуратуры и передается в суд для решения вопроса о виновности/невиновности лица и наложении наказания.
Вариант 4. Инспектор по труду имеет право вносить директору предприятия (работодателю) предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании.
Таблица 3
Типовые правонарушения и ответственность за них
Нормативно-правовой акт |
Суть нарушения |
Санкция |
Административная ответственность |
||
Ст. 1886 КоАП |
Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этих органов |
Штраф на должностных лиц от 50 до 100 ннмдг (850 — 1700 грн.) |
Ст. 41 КоАП |
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы и выплата их не в полном объеме, нарушение срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов об их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. д.), определенного Законом об обращениях граждан, или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде |
Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 ннмдг (510 — 1700 грн.) |
Ст. 411 КоАП |
Уклонение лиц, представляющих собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров или необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок |
Штраф от 3 до 10 ннмдг (51 — 170 грн.) |
Ст. 412 КоАП |
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов |
Штраф от 50 до 100 ннмдг (850 — 1700 грн.) |
Ст. 413 КоАП |
Непредоставление лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений |
Штраф от 1 до 5 ннмдг (17 — 85 грн.) |
Ч. 1 ст. 1881 КоАП
Ч. 2 ст. 1881 КоАП |
Невыполнение должностным лицом, наделенным правом принятия на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы.
Невыполнение должностным лицом, наделенным правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов |
Штраф от 5 до 8 ннмдг (85 — 136 грн.)
Штраф от 10 до 20 ннмдг (170 — 340 грн.) |
Уголовная ответственность |
||
Ч. 1 ст. 172 УКУ
Ч. 2 ст. 172 УКУ |
Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде.
Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины либо матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида |
Штраф от 30 до 50 ннмдг (510 — 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет.
Штраф от 50 до 100 ннмдг (850 — 1700 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест сроком до 6 месяцев |
Ч. 1 ст. 173 УКУ
Ч. 2 ст. 173 УКУ |
Грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином либо уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением.
Те же действия, совершенные в отношении гражданина, с которым заключено соглашение о его работе за пределами Украины |
Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 2 лет.
Штраф от 50 до 100 ннмдг (850 — 1700 грн.) или ограничение свободы на срок до 3 лет |
Ч. 1 ст. 175 УКУ
Ч. 2 ст. 175 УКУ
Ч. 3 ст. 175 УКУ |
Необоснованная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности.
То же деяние, если оно было совершено вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат.
Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам |
Штраф от 500 до 1000 ннмдг (8500 — 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (17000 — 25500 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Алгоритм действий при проверке инспекции труда
1. Проверьте удостоверение, перепишите данные должностных лиц.
2. Предложите проверяющим расписаться в Журнале регистрации проверок.
3. Допускайте государственных инспекторов к проверке в случае отсутствия оснований для отказа в их допуске.
4. Закрепите за инспектором своего работника, который будет следить за его перемещениями на объекте. Для работы инспектора с документами выделите отдельную комнату.
5. По обоснованному требованию инспектора предоставляйте документы для проверки. Инспектор должен обосновать необходимость предоставления тех или иных документов. Составьте полный список предоставляемых документов с указанием названия документа и количества листов. Передавайте документы только под подпись государственного инспектора. Это подтвердит передачу документов и станет гарантией, что документы останутся в целости и сохранности.
6. Не предоставляйте лишних документов, которые не требуются, но могут вам навредить.
7. В случае беседы инспектора с работниками они не должны рассказывать лишнего и как можно лаконичнее отвечать на вопросы инспектора.
8. В случае выявления нарушений составьте об этом акт за подписями своих работников с последующим отражением таких нарушений в жалобе либо иске.
9. В случае требования предоставить пояснение пишите собственноручно только то, что отвечает вашим интересам. На провоцирующие вопросы не отвечайте, мотивируя это правом на отказ от дачи пояснений в отношении себя, что закреплено ч. 1 ст. 63 Конституции.
10. После окончания проверки ознакомьтесь с актом и получите его копию. Если имеете возражения против акта, излагайте их в письменном виде и просите приобщить их к акту.
11. Помните, что в течение 10 дней с момента составления акта и предписания вы можете обжаловать решение инспекции в вышестоящем органе либо в административном суде.
1 В своих предыдущих статьях мы уже неоднократного отмечали, что на предприятии следует завести «Журнал регистрации проверок» — специальный документ, где фиксировались бы все события относительно проверок предприятия со стороны госорганов. Форма Журнала регистрации проверок утверждена приказом Государственного комитета Украины по развитию предпринимательства от 10.08.98 г. № 18.