9748 0

Инкассируем наличную выручку

Вопросы организации, документального оформления и учета операций по инкассации выручки предприятия. Особые случаи. Порядок документального оформления и учета инкассации выручки структурных подразделений предприятия (магазинов, киосков, отделений и т. п.)

  Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Документы статьи

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Инструкция № 45 — Инструкция по организации перевозки валютных ценностей и инкассации средств в банковских учреждениях в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 14.02.2007 г. № 45.

Приказ № 643 — приказ МВД Украины «О создании в системе Государственной службы охраны при МВД Украины Службы инкассации, охраны денежных знаков и ценных бумаг, которые перевозятся, и утверждении нормативных актов по вопросам деятельности этой Службы» от 23.09.97 г. № 643.

Правила № 152 — Правила определения платежеспособности банкнот и монет Национального банка Украины, утвержденные постановлением Правления НБУ от 31.03.99 г. № 152.

Правила № 833 — Правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

МР № 210 — Методические рекомендации о порядке проведения проверки по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуги), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210 (см. приложение «Документы», 2009, № 22)

 

Организация инкассации

Инкассация средств — сбор и доставка инкассаторами в соответствии с заключенными с клиентами договорами валютных ценностей клиентов в кассу банковского учреждения и в обратном направлении.

Организовать инкассацию наличной выручки можно несколькими способами:

— заключив договор на инкассацию с банком, в котором обслуживается предприятие. Это самый распространенный вариант;

— через службу инкассации НБУ на основании трехстороннего договора между банком, НБУ и предприятием;

— через подразделения инкассации других банков на основании трехстороннего договора между предприятием, обслуживающим банком и банком, предоставляющим услуги по инкассации;

— службой инкассации при МВД Украины на основании трехстороннего договора между предприятием, службой инкассации и обслуживающим банком. В соответствии с приказом № 643 такой вариант используется в местах, которые не охвачены централизованной службой инкассации НБУ.

Кроме того, в соответствии с п. 6 раздела I Инструкции № 45 услуги по инкассации могут предоставляться небанковскими учреждениями при условии получения ими соответствующей лицензии НБУ. В таком случае служба инкассации должна соблюдать все требования нормативно-правовых актов НБУ в этой сфере и прежде всего требования Инструкции № 45.

Заключив договор, банк (организация, осуществляющая инкассацию) обеспечивает предприятие пломбами, на которые наносится номер регистрации предприятия в журнале клиентов по инкассации, который ведется службой инкассации, и сокращенное название предприятия. У кассира, сдающего выручку инкассатору, должен быть экземпляр оттиска пломбы, заверенный начальником службы инкассации и заведующим кассой банка. Данный удостоверенный экземпляр оттиска пломбы предъявляется инкассатору при передаче ему опломбированной инкассаторской сумки с денежными средствами.

Предприятию выдается необходимое количество инкассаторских сумок (мешков), которые закрепляются за данным предприятием. На сумках наносится название банка (организации, осуществляющей инкассацию), порядковый номер сумки и номер регистрации предприятия (согласно журналу, который ведется службой инкассации).

Время инкассации выручки согласовывается с клиентом и фиксируется в договоре на оказание услуг по инкассации.

 

Документальное оформление инкассации

В соответствии с п. 2 главы 5 раздела III Инструкции № 45 во время инкассации средств используется явочная карта (приложение 8 к Инструкции № 45) и сопроводительная ведомость к сумке с наличностью (приложение 6 к Инструкции № 45) или сопроводительный кассовый ордер к сумке с валютными ценностями (приложение 7 к Инструкции № 45) и другие документы, определенные в этой Инструкции.

Инкассатор перед принятием сумки с деньгами предъявляет кассиру свое удостоверение с фотографией, поручение на инкассацию средств и явочную карточку.

Кассир к каждой сдаваемой инкассаторской сумке с выручкой заполняет в трех экземплярах сопроводительную ведомость. Первый экземпляр сопроводительной ведомости кладется в инкассаторскую сумку, после чего она пломбируется.

Второй экземпляр (накладная к сумке с наличной выручкой) отдается инкассатору. Третий экземпляр (копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой) остается у кассира предприятия.

Кассир делает все необходимые записи в явочной карточке, предъявляемой инкассатором. Если инкассатору передаются две и более сумок или кассир получает от него две и более пустые сумки, то в явочной карточке в колонках «Номер сумки с денежной выручкой» и «Номер принятой от инкассатора пустой сумки» количество сумок указывается не цифрами, а словами.

К каждой инкассаторской сумке с монетами прикрепляется ярлык с указанием номинала монет, суммы вложения. На ярлыке ставятся дата и подпись кассира.

Принимая сумки, инкассатор проверяет их целостность, целостность швов, правильность опломбирования сумок, целостность шпагата, на котором нанесена пломба, четкость оттиска пломбиратора, идентичность его образцу, соответствие номера сумки, которую принимает, номеру, указанному в явочной карточке, накладной и копии сопроводительной ведомости, наличие даты, подписи кассиров на накладной, соответствие суммы выручки, указанной в явочной карточке, записям в накладной и копии сопроводительной ведомости, и соответствие между суммами, указанными цифрами и словами в накладной и копии сопроводительной ведомости, наличие подписи кассира в явочной карточке.

После этого инкассатор передает кассиру предприятия пустую инкассаторскую сумку (сумки), расписывается на копии сопроводительной ведомости, указывает в ней дату и ставит оттиск печати.

Далее на сумму инкассированной выручки кассир составляет расходный кассовый ордер с отображением этой операции в кассовой книге. Подпись, а также Ф.И.О. получателя (инкассатора) в данном случае на расходном ордере не ставится, а в строке «Основание» пишется «Инкассация выручки». Подтверждением инкассации выручки является оформленная соответствующим образом копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью, которая прилагается к расходному кассовому ордеру.

 

Бухучет инкассации

Для отражения инкассированных денежных средств применяется субсчет 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте» в корреспонденции с кредитом субсчета 301 «Касса в национальной валюте».

Зачисление наличных денежных средств на текущий счет отражается записью по дебету субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте» и кредиту субсчета 333 согласно выписке банка.

Как известно, между моментом сдачи выручки инкассатору и зачислением ее на текущий счет предприятия проходит 1 — 2 дня, соответственно на конец отчетного периода у предприятия может возникнуть сальдо по дебету субсчета 333. Сумма такого остатка отражается в строке 230 Баланса «Денежные средства и их эквиваленты в национальной валюте».

На налоговый учет операции по инкассации и зачислению выручки на текущий счет не влияют.

 

Если выявлены расхождения в инкассированных суммах

Расхождения — как оформить. При приемке инкассированных денежных средств кассиром банка могут быть выявлены расхождения (недостачи, излишки) по сумме, указанной в сопроводительной ведомости, с фактическим содержимым инкассаторской сумки. Кроме того, среди инкассированных денежных средств могут находиться неплатежные купюры и монеты (например, фальшивые), которые изымаются банком из оборота.

Отметим, что согласно п. 23 Правил № 833 кассир и другой работник, которые имеют право получать от потребителя деньги за проданный товар, обязаны принимать без ограничений банкноты и монеты Национального банка (в том числе памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты), которые являются средствами платежа, по номинальной стоимости. В этой связи в кассе предприятия могут оказаться изношенные купюры и монеты, которые в соответствии с Правилами № 152 могут быть признаны непригодными для обращения*.

* По степени изношенности, загрязнений, повреждений и дефектов непригодные к обращению банкноты и монеты, в свою очередь, разделяются на изношенные, значительно изношенные и с дефектами производителя. Критерии оценки купюр и монет приведены в Правилах № 152.

Клиенту банка важно знать, что и изношенные, и значительно изношенные и банкноты, и монеты с дефектами производителя, подлинность и платежность которых не вызывает сомнения, учреждения банков обязаны принимать от юридических и физических лиц для обмена на пригодные к обращению банкноты и монеты, а также для зачисления на вклады и текущие счета и в платеже.

Учреждения банков должны обменивать непригодные на пригодные к обращению банкноты и монеты при таких условиях (п. 1.3 Правил № 152):

— если не возникает сомнения в их подлинности и в номинале;

— если отсутствующая часть банкноты не может быть принята для обмена.

Банкноты и монеты, которые вызвали сомнение относительно подлинности и платежности, учреждения банков передают на экспертизу в территориальное управление Национального банка по местонахождению в установленном порядке.

Что касается фальшивых и переделанных банкнот и монет, то их учреждения банков изымают из оборота и передают территориальному управлению для официального заключения, а последние по результатам экспертизы передают их органам внутренних дел.

При этом фальшивые банкноты и монеты — это банкноты и монеты, которые изготовлены любым способом, включая промышленный, вопреки установленному законодательством порядку, и имитируют (фальсифицируют) платежные банкноты и монеты, изготовленные на заказ Национального банка Украины и введены им в обращение.

Переделанные банкноты — это банкноты, на которых изменены путем наклеивания, рисования, печатания текста и (или) цифр изображения, которые определяют номинал, год образца (эмиссии), банк-эмитент, другие реквизиты и которые по внешнему виду могут быть восприняты как настоящие более высокого номинала или другого года образца.

Итак, сумма наличных в инкассаторской сумке может соответствовать данным сопроводительной ведомости, но если у кассира банка возникнут сомнения относительно подлинности и платежеспособности банкнот и монет, то он изымет их из выручки, и тогда на текущий счет предприятия будет зачислена меньшая сумма.

Выявленные кассиром банка расхождения в сумме наличных оформляются актом на лицевой стороне сопроводительной ведомости. Данный акт подписывается представителем предприятия, только если такой представитель присутствовал при пересчете наличных денежных средств.

В результате выявления недостач, излишков, неплатежных купюр и монет сумма расхождения «зависает» либо по дебету (недостача), либо по кредиту (излишек) субсчета 333. Рассмотрим, как следует поступать в каждом конкретном случае.

Если банк при приемке наличных денежных средств выявил неплатежные купюры и монеты. В таком случае в акте работник банка указывает серию, номер и номинал каждой банкноты, суммы монеты.

В бухучете предприятия сумма недостачи, образовавшаяся в результате выявления неплатежных банкнот, отражается в составе расходов на основании записи в выписке банка о наличии в инкассированной выручке неплатежных денежных средств.

Вопрос о возложении ответственности на материально ответственных лиц (МОЛ) и возмещении ими ущерба целесообразно отложить до выяснения обстоятельств дела, ведь, как мы сказали выше, фальшивые и переделанные банкноты и монеты после экспертизы передаются органам внутренних дел для разбирательства. Безусловно, определенная степень вины в том, что предприятие несет потери из-за признания купюр неплатежными, лежит на кассире, кассире-продавце и других МОЛ, принимающих наличность от покупателей, ведь принимать сомнительные банкноты и монеты они не должны. Однако сразу признавать их виновными, на наш взгляд, нет оснований.

Пример 1. При пересчете инкассированных средств кассиром банка была выявлена сомнительная купюра номиналом 10 грн. Всего сумма инкассации (по данным сопроводительной ведомости) составила 5000 грн. На текущий счет предприятия было зачислено 4990 грн. (сомнительная купюра 10 грн. согласно акту).

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Инкассирована выручка

333

301

5000

2. Поступила выручка на текущий счет

311

333

4990

3. Списана сумма неплатежной купюры

949

333

10*

4. Отражены невозмещенные потери предприятию за балансом

072

10

*В налоговом учете данная сумма в составе валовых расходов не отражается.

 

Если в инкассаторской сумке не хватает денежных средств, заявленных в сопроводительной ведомости. В таком случае выясняется причина возникновения такой недостачи. При этом кассир предприятия, с которым в обязательном порядке заключается договор о полной материальной ответственности, возмещает предприятию возникшую недостачу, если не будет доказано, что в недостаче он не виноват. Если кассир добровольно не желает возместить такой ущерб, то работодатель должен обратиться с иском в суд (ст. 136 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г.)*.

* Подробнее см. статью «Материальная ответственность работников» в рубрике «Тема недели»// «БН», 2009, № 41, с. 37.

Пример 2. Сумма инкассированной выручки (согласно сопроводительной ведомости) составила 10000 грн. При пересчете наличных кассиром банка была выявлена недостача в сумме 20 грн., о чем составлен акт. На текущий счет предприятия зачислено 9980 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Инкассирована выручка

333

301

10000

2. Поступила выручка на текущий счет

311

333

9980

3. Списана сумма недостачи

947

333

20

4. Отражена задолженность кассира по возмещению ущерба

375

716

20

5. Возмещена кассиром сумма недостачи

301

375

20

 

В налоговом учете данные операции не влекут каких-либо последствий.

Выше мы сказали о случае, когда расхождения в инкассаторской сумке являются действительно недостачей. В то же время недостача средств в инкассаторской сумке может быть вызвана простой ошибкой кассира при подсчете. Эта ошибка приводит к тому, что в кассе предприятия возникнет излишек средств в той же сумме, что и недостача в инкассаторской сумке. При этом кассир указал правильную сумму выручки в сопроводительной ведомости, но ошибся при подсчете инкассируемой суммы. В этой ситуации кассир должен уведомить бухгалтера о наличии излишка в кассе путем составления объяснительной записки. Сумма излишка отражается в составе доходов предприятия. После получения выписки банка с указанием суммы недостачи в инкассированной выручке предприятие отразит такую сумму в составе расходов.

Пример 3. Сумма инкассированной выручки (согласно сопроводительной ведомости) составила 10000 грн. При пересчете наличных кассиром банка была выявлена недостача в сумме 20 грн., о чем составлен акт. На текущий счет предприятия зачислено 9980 грн. Бухгалтер при подсчете остатка кассы обнаружил излишек денежных средств в сумме 20 грн., о чем уведомил бухгалтерию.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет ВД

дебет

кредит

1. Инкассирована выручка

333

301

10000

2. Отражен излишек в кассе предприятия

301

719

20

20

3. Поступила выручка на текущий счет

311

333

9980

4. Списана сумма недостачи

947

333

20

-20

 

Если в инкассаторской сумке выявлен излишек. Сумма выявленного кассиром банка излишка наличных зачисляется на текущий счет предприятия.

Причем, если излишек инкассированной выручки не привел к недостаче в кассе, то такая сумма подлежит включению в состав валовых доходов, так как в данном случае является безвозмездно полученными денежными средствами.

Если излишек, образовавшийся в инкассаторской сумке, обусловлен ошибкой кассира предприятия при подсчете денежных средств, то на такую же сумму в кассе возникнет недостача. При обнаружении недостачи в кассе кассир обязан уведомить об этом бухгалтерию с указанием в объяснительной записке возможной причины такой недостачи. После получения выписки банка с поступившей на текущий счет выручкой в большей сумме недостачи закрываются таким излишком, и на кассира соответственно материальная ответственность не возлагается.

Пример 4. Сумма инкассированной выручки (согласно сопроводительной ведомости) составила 10000 грн. При пересчете наличных кассиром банка был выявлен излишек в сумме 20 грн., о чем составлен акт. На текущий счет предприятия зачислено 10020 грн.

Рассмотрим 2 варианта:

1) касса предприятия сходится, т.е. излишне поступившие 20 грн. на текущий счет не повлекли недостачу в кассе;

2) в кассе обнаружена недостача денежных средств на сумму 20 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВД)

дебет

кредит

1. Инкассирована выручка

333

301

10000

1-й вариант

2. Отражена недостача в кассе предприятия

947

301

20

3. Поступила выручка на текущий счет

311

333

10020

4. Списана сумма излишка

333

719

20

2-й вариант

2. Поступила выручка на текущий счет

311

333

10020

3. Отражена сумма излишка

333

719

20

20

 

Инкассация и лимит кассы

Как известно, каждое предприятие обязано установить себе лимит кассы, в пределах которого можно оставлять наличные денежные средства в кассе во внерабочее время. Одной из целей инкассации как раз и является соблюдение лимита кассы.

Не так давно этому вопросу мы посвящали статью «Лимит кассы предприятия — устанавливаем, пересматриваем» // «БН», 2008, № 42, с. 15, поэтому в рамках этой публикации напомним лишь основные моменты.

Наличная выручка, превышающая установленный лимит кассы, должна быть сдана в банк (самостоятельно или через инкассаторскую службу). В противном случае на предприятие будет наложен штраф в двойном размере суммы превышения лимита кассы.

В соответствии с п. 5.10 Положения № 637 наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, которая превышает установленный лимит кассы, в обслуживающий банк не позже следующего рабочего дня банка или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предыдущей сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные потребности) на следующий день на потребности, которые связаны с деятельностью предприятия.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные средства, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающий банк на следующий рабочий день банка и предприятия или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные потребности) на следующий рабочий день на потребности, которые связаны с деятельностью предприятия.

 

Инкассация выручки обособленных подразделений

Общие правила оформления кассовых операций филиалами. Начнем с прояснения ситуации по поводу терминологии. С юридической точки зрения (ст. 64 ХКУ, ст. 95 ГКУ), обособленные и структурные подразделения — это разные вещи*, однако для «кассовых» целей и обособленные, и структурные подразделения объединены общим понятием «обособленное подразделение». Так, под обособленными подразделениями в Положении № 637 понимаются филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины. Итак, для любых подразделений предприятия (будь то филиал или просто магазин, являющийся одним из структурных подразделений предприятия) правила ведения кассовых операций едины.

* Подробнее об этом читайте в статье «Создание подразделения: определяем статус и регистрируем» // «БН», 2008, № 8, с. 27.

В соответствии с п. 2.8 Положения № 637 обособленные подразделения предприятий — юридических лиц могут сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассы таких юридических лиц или в какой-либо банк для ее перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц. При этом, так же как и юридические лица, обособленные подразделения могут сдавать выручку в банк самостоятельно или через службу инкассации.

Прежде чем рассмотреть каждый из вариантов сдачи выручки (в кассу юридического лица или инкассатору), определим общие правила документального оформления операций с наличностью в обособленном подразделении предприятия.

Согласно п. 4.2 Положения № 637 обособленные подразделения предприятий, которые проводят операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением ее приходным кассовым ордером, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) потребности, другие операции, с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, ведут кассовую книгу, которая выдается и оформляется предприятием — юридическим лицом, в состав которого они входят. Обособленные подразделения предприятий, которые осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также предприниматели кассовую книгу не ведут.

НБУ (письма от 06.02.2008 г. № 11-113/423-1352** и от 29.02.2008 г. № 11-113/819-2371) и ГНАУ (МР № 210), похоже, окончательно определились с пониманием п. 4.2 Положения (см. «Обособленное подразделение и кассовая книга»).

 

Обособленное подразделение и кассовая книга

Извлечение из письма НБУ от 29.02.2008 г. № 11-113/819-2371

«Таким образом, в случае если указанные выше подразделения и представители предприятий — юридических лиц проводят операции по приему и выдаче наличных через РРО или РК с отражением их в КУРО, осуществляют только операции по сдаче выручки, но не выполняют операции по приему наличных, а также выдаче наличных на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции, требующие оформления их приходными и расходными кассовыми ордерами и ведомостями, то такие подразделения и представители предприятий — юридических лиц не оформляют кассовые операции кассовыми ордерами и согласно требованиям пункта 4.2 Положения кассовую книгу не ведут».

Извлечение из МР № 210

«4.3. <…>

<…>

обособленные подразделения предприятий, осуществляющие наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций и ведением книги учета расчетных операций, но не проводящие операций по приему (выдаче) наличных по кассовым ордерам, кассовую книгу не ведут (абзац 4 п. 4.2 Положения № 637).

В то же время инкассация выручки магазина — обособленного подразделения предприятия, применяющего регистратор расчетных операций, в соответствии с пунктом 4.5 приказа № 614*** осуществляется с использованием операции «служебная выдача» и учитывается в книге учета расчетных операций, которая ведется таким обособленным подразделением.

*** Речь идет о Порядке регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций, за товары (услуги), утвержденном приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Таким образом, в случае если обособленное подразделение выручку от продажи товаров фиксирует через регистраторы расчетных операций, осуществляет только операции по сдаче выручки через инкассаторов банка, но не выполняет операции по выдаче наличных на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции, требующие оформления их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, то такие магазины не оформляют кассовые операции кассовыми ордерами и согласно требованиям пункта 4.2 Положения № 637 кассовую книгу не ведут.

Кроме того, учитывая, что наличная выручка обособленных подразделений предприятия выдается ими самостоятельно через инкассаторов банка и зачисляется на счет предприятия в безналичном порядке, такая наличная выручка не оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами в кассе предприятия, поскольку непосредственно не поступает в его кассу».

 

** См. ком. «Филиалу кассовая книга не нужна — разъясняет НБУ» // «БН», 2009, № 8, с. 7.

Если обособленное подразделение ведет кассовую книгу. Еще раз отметим, что подразделение обязано вести кассовую книгу, если оно проводит какие-либо расчеты с оформлением приходных и/или расходных кассовых ордеров. В то же время в тех случаях, когда подразделение освобождается от обязательного ведения кассовой книги на основании п. 4.2 Положения № 637, на наш взгляд, оно может вести ее в добровольном порядке.

Сдача выручки отражается в учете предприятия таким образом:

 

Первичный документ

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

1

2

3

4

1. Если подразделение не проводит расчеты с покупателями через РРО (РК)

ПКО, выписанный кассиром подразделения

1. Оприходована выручка в кассе подразделения

301/П*

702

1.1. При сдаче выручки в центральную кассу предприятия

РКО, выписанный кассиром подразделения

2. Изъята выручка для сдачи в центральную кассу

333

301/П

ПКО, выписанный кассиром центральной кассы

3. Оприходована выручка подразделения в центральной кассе

301/ЦК

333

1.2. При сдаче выручки инкассатору

Копия сопроводительной ведомости; РКО, выписанный кассиром подразделения

4. Сдана выручка инкассатору

333

301/П

Выписка банка

5. Зачислена выручка на текущий счет предприятия

311

333

2. Если подразделение проводит расчеты с покупателями через РРО (РК)

Z-отчет, запись в КУРО

1. Отражена выручка от продажи товаров

301/РРО

702

ПКО, выписанный кассиром подразделения, составленный на основании Z-отчета (должна быть сделана запись в КУРО) или на основании чека «Служебной выдачи» (если деньги изымаются из ящика РРО до печатания Z-отчета)

2. Передана выручка в кассу подразделения

301/П

301/РРО

2.1. При сдаче выручки в центральную кассу предприятия

РКО, выписанный кассиром подразделения

3. Сдана выручка в центральную кассу

333

301/П

ПКО, выписанный кассиром центральной кассы

4. Оприходована выручка в центральной кассе

301/ЦК

333

2.2. При сдаче выручки инкассатору

Копия сопроводительной ведомости; РКО, выписанный кассиром подразделения

5. Сдана выручка инкассатору

333

301/П

Выписка банка

6. Зачислена выручка на текущий счет предприятия

311

333

* К субсчету 301 «Касса в национальной валюте» предприятие открывает субсчета второго порядка:

— 301/ЦК «Центральная касса»;

— 301/П «Касса подразделения»;

— 301/РРО «Наличность на месте проведения расчетных операций».

 

Любое движение наличности в кассе подразделения (по дебету или кредиту субсчета 301/П) отражается в кассовой книге подразделения.

Также не лишним будет напомнить, что согласно п. 4.3 Положения № 637 предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции с отражением их в кассовой книге и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия — юридического лица, внутренним документом определяют порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия (юридического лица) в соответствии с требованиями законодательства Украины, в частности определение времени рабочих смен, обеспечение бухгалтерского учета кассовых операций и т.п.

Если обособленное подразделение не ведет кассовую книгу. Такое право имеют подразделения, которые проводят исключительно операции по приему наличности от покупателей за проданную продукцию (товары, услуги) и только через РРО (РК). Безусловно, такие подразделения могут проводить и выдачу наличных покупателям в связи с возвратом товаров с обязательной фиксацией этой операции через РРО (РК). Другие приходные или расходные операции (кроме сдачи выручки) подразделение проводить не имеет права.

Этот вариант отличается от предыдущего документальным оформлением, так как подразделение будет делать записи о движении наличных только в КУРО, которая и будет выполнять роль кассовой книги.

 

Первичный документ

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

Z-отчет, запись в КУРО

1. Отражена выручка от продажи товаров

301/РРО

702

При сдаче выручки в центральную кассу

Операция «Служебная выдача» и запись об этом в КУРО

2. Изъята из ящика РРО выручка

333

301/РРО

ПКО, выписанный кассиром центральной кассы

3. Оприходована выручка в центральной кассе предприятия

301/ЦК

333

При сдаче выручки инкассатору

Операция «Служебная выдача» и запись об этом в КУРО, копия сопроводительной ведомости

2. Изъята из ящика РРО выручка

333

301/РРО

Выписка банка

4. Оприходована выручка на текущий счет предприятия

311

333

 

Напомним, что в соответствии с п. 4.3 Положения № 637, если бухгалтерия и кассир предприятия (юридического лица) не работают в выходные и праздничные дни, а его обособленное подразделение, которое использует во время расчетов РРО (РК), в эти дни работает, но не ведет кассовой книги, то записи в кассовой книге юридического лица осуществляются следующим рабочим днем предприятия — юридического лица.

Надеемся, что кризисные времена не сильно сказались на объемах вашей наличной выручки, и поэтому вопрос ее инкассации является для вас актуальным и сейчас. И пусть с каждым днем инкассаторские сумки, отправляемые вашим предприятием, будут все полнее и полнее.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)