16741 1

Приобретение и использование ГСМ: порядок отражения в учете

20.11.12
Использование транспортных средств в деятельности предприятия предполагает приобретение для них горюче-смазочных материалов. О том, как правильно учесть поступившее тем или иным образом топливо, а также отразить в налоговом и бухгалтерском учете связанные с этим расходы, поговорим в данной статье.


 

Приобретение ГСМ: общий порядок

Порядок отражения в учете операций по приобретению горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) зависит от применяемой формы расчета за них и правил их отпуска на автозаправочных станциях (далее — АЗС).

Правила отпуска топлива на АЗС регулируются Инструкцией № 281. Так, в соответствии с п. 7.1 данной Инструкции отпуск нефтепродуктов потребителям осуществляется на основании заключенных договоров или за наличные.

При этом на сегодняшний день наиболее распространены следующие способы приобретения ГСМ по безналичному расчету по:

— ведомостям;

— талонам;

— топливным смарт-картам.

Подобные нормы содержатся и в п. 10 Правил № 1442, согласно которому расчеты за проданные нефтепродукты осуществляются в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, талонов, ведомостей на отпуск нефтепродуктов и т. д.) в установленном законодательством порядке. Причем расчеты за топливо, проданное с применением согласно договорам талонов или ведомостей на отпуск нефтепродуктов, осуществляются исключительно через учреждения банков.

Отпуск ГСМ по ведомостям. Отпуск топлива по безналичному расчету по ведомостям осуществляется АЗС на основании договоров, заключенных с предприятиями — потребителями ГСМ.

Факт отпуска топлива отражается в ведомости на отпуск нефтепродуктов по форме № 16НП, форма которой приведена в приложении 16 к Инструкции № 281. Количество отпущенных ГСМ фиксируется в ведомости, которая ведется непосредственно на АЗС, и подтверждается подписями оператора АЗС и водителя (п.п. 10.3.2.1 Инструкции № 281). Кроме того, отметка о марке и количестве отпущенного топлива проставляется и в путевом листе водителя (см., в частности, Инструкцию № 74).

На основании ведомостей на отпуск нефтепродуктов по форме № 16НП АЗС периодически, но не реже одного раза в месяц, выписывают сводные ведомости-счета каждому предприятию — потребителю ГСМ. В таких счетах обязательно указываются количество и общая стоимость отпущенных ГСМ по маркам и ценам, установленным в течение месяца. Также в них в обязательном порядке приводится информация о сумме НДС, включенного в стоимость отпущенных ГСМ.

Сверка расчетов с потребителями за отпущенные нефтепродукты осуществляется ежемесячно не позднее 5 числа следующего за отчетным месяца (п.п. 10.3.2.2 Инструкции № 281).

Отпуск ГСМ по талонам. Согласно разд. 3 Инструкции № 281 талон представляет собой специальный талон, приобретенный на условиях и по отпускной цене установленного номинала, подтверждающий право его собственника на получение на АЗС фиксированного количества ГСМ определенного наименования и марки, указанных на нем.

Таким образом, талон — это документ, который подтверждает право покупателя на получение уже оплаченного топлива, хранящегося на АЗС. При этом талоны не являются средством платежа за ГСМ, поскольку их оплата уже предварительно осуществлена по безналичному расчету. На то, что талоны на отпуск топлива не являются средствами платежа, указали и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 11.

Форму, содержание и степень защиты бланков талонов устанавливает их эмитент, т. е. предприятие — поставщик ГСМ. На талоне обязательно должны быть указаны его серийный и порядковый номера (п.п. 10.3.3.1 Инструкции № 281).

Часто талоны изготавливаются из пластика и содержат номинал, вид и марку топлива. АЗС могут выпускать талоны различного номинала на приобретение различных марок топлива (например, 5 л, 10 л, 15 л, 20 л и т. д. на бензин, А92, А95, дизельное топливо и т. п.). Талоны действуют только в пределах одной сети АЗС, поэтому если поставщики ГСМ не являются партнерами, получить топливо на заправке одной фирмы по талонам другой не удастся.

Механизм приобретения ГСМ по талонам заключается в следующем. Между продавцом нефтепродуктов и покупателем талонов на ГСМ заключается договор, в котором в обязательном порядке указываются марка и вид ГСМ, их стоимость, способ получения (в рассматриваемой ситуации это талоны), перечень АЗС, которые отпускают топливо, момент перехода права собственности, срок действия талонов. Кроме того, в договоре предусматриваются варианты действий с «просроченными» и поврежденными талонами (например, продление, обмен на денежные средства или другие талоны) и утерянными талонами (в частности, блокирование, аннулирование).

После заключения договора покупатель перечисляет денежные средства на текущий счет продавца топлива в сроки, указанные в счете-фактуре. Как правило, именно в этот момент, т. е. после перечисления оплаты, право собственности на ГСМ переходит от продавца к покупателю. Далее ГСМ передаются на хранение поставщику.

По завершении описанных процедур предприятию-покупателю предоставляются талоны на топливо.

В дальнейшем эти талоны выдаются предприятием водителям, а те уже обменивают талоны на соответствующее количество топлива на любой из АЗС, перечисленных в договоре с продавцом нефтепродуктов.

Приобретение топлива и получение талонов предприятие-потребитель отражает в своем аналитическом учете. Для этого лицо, ответственное за ведение учета талонов на ГСМ, оформляет ведомость учета талонов, где фиксируются факты поступления талонов и их выдача водителям.

Указанная ведомость составляется в произвольной форме. Вместе с тем учет талонов на ГСМ должен быть организован таким образом, чтобы позволял получать информацию о:

1) талонах, поступивших на предприятие; выданных водителям под отчет; оставшихся на предприятии;

2) марках топлива, отпускаемого по талонам. Причем на каждую марку ГСМ рекомендуется открывать отдельную ведомость;

3) водителях, получивших талоны. При этом водители, получившие талоны, должны обязательно расписаться в ведомости. Если полученные талоны не были использованы, водитель должен сдать их материально ответственному лицу (это также отражается в ведомости учета талонов).

Приведем образец ведомости учета талонов на ГСМ (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Ведомость учета талонов на бензин марки А92 за октябрь 2012 года

Поступление талонов

Выдача талонов

Подпись водителя

дата

литры

количество и номинал

дата

Ф.И.О. водителя

литры

количество и номинал

1

2

3

4

5

6

7

8

Остаток на 01.10.2012 г.

30

3 шт. х 10 л

01.10.2012 г.

Кущ А. И.

30

3 шт. х 10 л

Кущ

02.10.2012 г.

120

12 шт. х 10 л

05.10.2012 г.

Верба Н. В.

50

5 шт. х 10 л

Верба

10.10.2012 г.

Тищен-
ко В. С.

30

3 шт. х 10 л

Тищенко

19.10.2012 г.

Тищен-
ко В. С.

40

4 шт. х 10 л

Тищенко

22.10.2012 г.

40

4 шт. х 10 л

23.10.2012 г.

Кущ А. И.

20

2 шт. х 10 л

Кущ

Итого за октябрь 2012 года

160

16 шт. х 10 л

170

17 шт. х 10 л

Остаток на 01.11.2012 г.

20

2 шт. х 10 л

 

Отпуск ГСМ по топливным смарт-картам. Топливная смарт-карта представляет собой пластиковую карточку со встроенным чипом (микропроцессором), содержащим информацию о количестве и ассортименте оплаченных покупателем нефтепродуктов, которые могут быть отпущены на АЗС, а также другую информацию, необходимую для организации расчетов.

Заметьте: данная карта является техническим средством учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, а не средством платежа или разновидностью кредитных карт. Это подтверждается и п. 1.3 Положения № 223, согласно которому требования данного Положения не распространяются на субъектов хозяйственной деятельности, выпускающих топливные карты и другие средства, которые не являются платежными и предназначены для фиксирования в электронном виде задолженности эмитента перед держателем этих средств по предварительно оплаченным товарам (услугам), и на операции, осуществляемые с их использованием.

О том, что использование топливных смарт-карт не противоречит действующему законодательству, сказано и в письме Министерства транспорта и связи Украины от 25.02.2008 г. № 563-04/09/14-08.

Топливные смарт-карты бывают двух видов:

денежные — на такой карте содержится информация о сумме денежных средств, зачисленных на условный счет предприятия. Такая карточка дает возможность субъекту хозяйствования приобрести любую марку ГСМ, сопутствующие товары и услуги, реализуемые на АЗС, исходя из лимита денежных средств. Как правило, топливо и услуги по денежной топливной карте отпускаются по рыночным ценам, установленным на дату заправки (предоставления услуги);

литровые — на этой карте содержится информация о количестве литров ГСМ определенной марки, оплаченных предприятием предварительно. По литровой смарт-карте, в отличие от денежной, ГСМ отпускаются по цене, указанной в договоре. Такие топливные карты различаются по видам ГСМ, которые могут быть по ним получены (например, бензин А92, А95, А95EURO, дизельное топливо и т. д.).

В договоре на отпуск ГСМ по топливным картам, который заключается между поставщиком ГСМ и их потребителем, предусматриваются, в частности, требования к использованию и хранению топливных карт, вид топливной карты (денежная или литровая), условия заправки и порядок расчетов за потребленные ГСМ, лимит расхода денежных средств или топлива в сутки (месяц), перечень АЗС, которые обслуживают данную топливную карту, и другие условия. Кроме того, в договоре определяется момент перехода права собственности на ГСМ — как правило, это момент передачи уже оплаченного топлива.

В сроки, установленные договором, предприятие оплачивает поставщику топливные карты и ГСМ и получает от него топливные карты.

Топливные карты хранятся в бухгалтерии предприятия и выдаются водителям в порядке, установленном на предприятии (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). При условии частого использования топливная карта может быть закреплена за конкретным водителем. При заправке по топливной карте водитель, как правило, получает чек специализированного РРО с указанием наименования, количества и стоимости фактически отпущенных нефтепродуктов, а также чек автозаправочного терминала (расход по карте).

Приобретение ГСМ по топливным картам требует от предприятия разработать и внедрить у себя систему документального учета таких карт с целью контроля за их использованием. В частности, следует:

— утвердить правила пользования топливными картами;

— утвердить список водителей, которым будут выдаваться топливные карты, а также порядок их выдачи;

— разработать форму отчета (произвольную) держателей смарт-карт, т. е. водителей. Такие отчеты должны предоставляться водителями в бухгалтерию предприятия вместе с чеками автозаправочных терминалов и путевыми листами в сроки, установленные предприятием (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно в последний календарный день отчетного месяца);

— назначить лицо, ответственное за хранение, выдачу и учет топливных карт;

— вести журнал учета движения топливных карт. Такой журнал учета составляется в произвольной форме.

Приведем образец журнала учета движения топливных карт (см. табл. 2 на с. 8).

 

Таблица 2

Журнал учета движения топливных карт


п/п

Дата выдачи

Топливная карта

Ф.И.О. получателя

Подпись полу-чателя

Возврат карты

Подпись полу-чателя

Подпись бухгал-тера

номер

наименование поставщика

единица изме-рения

остаток на карте до выдачи

дата возврата

остаток на карте после возврата

1

02.10.2012 г.

245967

ООО «Нефтесбыт»

л

350

Литвин В. И.

Литвин

05.10.2012 г.

280

Литвин

Турченко

2

12.10.2012 г.

348695

ООО «Магнат»

грн.

1500

Петрик Н. П.

Петрик

15.10.2012 г.

660

Петрик

Турченко

 

Исходя из данных журнала бухгалтерия или материально ответственное лицо должно сделать выборку израсходованных средств по каждому водителю и по каждой карточке. Данные журнала бухгалтерия предприятия использует для отражения поступления ГСМ в баки транспортных средств.

Отпуск ГСМ за наличный расчет. ГСМ за наличные приобретаются непосредственно на АЗС. В этом случае отпуск ГСМ и заправка автомобиля осуществляются за счет средств, выданных водителю предприятия под отчет.

Первичным документом, подтверждающим факт понесенных работником расходов на приобретение ГСМ, будет чек РРО, выданный на АЗС. Такой чек прилагается к Отчету об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, форма которого утверждена приказом № 996.

Подробнее об учете подотчетных сумм см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 12, с. 29; 2012, № 62, с. 38; спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 78.

 


Учет приобретения ГСМ

Бухгалтерский учет. В соответствии с Инструкцией № 291 учет ГСМ ведется на субсчете 203 «Топливо». Здесь учитываются наличие и движение топлива, которое приобретается или изготавливается для технологических нужд производства, эксплуатации транспортных средств, а также для производства энергии и отопления зданий.

Аналитический учет на субсчете 203 ведется исходя из потребностей конкретного предприятия в разрезе видов и марок топлива, а также по местам его хранения, в связи с чем к данному субсчету могут открываться субсчета второго, третьего и др. порядков, например:

— 2031 «Дизельное топливо», 2032 «Бензин А92», 2033 «Бензин А95», 2034 «Сжиженный углеводородный газ» и т. д.;

или

— 2031 «Топливо на складе», 2032 «Талоны на топливо», 2033 «Топливо в автомобиле» и т. д.

Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.

Приобретенные ГСМ отражаются в составе запасов предприятия по первоначальной стоимости, которая формируется с учетом п. 9 П(С)БУ 9.

На субсчете 203 также следует вести учет оплаченных талонов на ГСМ. При этом для учета движения талонов целесообразно использовать субсчет второго порядка (например, субсчет 2032 «Талоны на топливо»). После того, как водитель предоставит в бухгалтерию отчет об использовании талонов и чеки АЗС, стоимость ГСМ с субсчета 2032 будет списываться на субсчет 2033 «Топливо в автомобиле». Впоследствии израсходованное топливо на основании путевых листов попадет на счета расходов.

Порядок учета топливных карт зависит от условий их получения, прописанных в договоре между поставщиком ГСМ и предприятием-покупателем.

Чаще всего предприятия покупают смарт-карты, поэтому в бухгалтерском учете отражают их так:

— на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», если срок службы топливной карты не превышает 1 год. При этом расходы, связанные с приобретением такой «краткосрочной» смарт-карты, признаются расходами того периода, в котором она передана в эксплуатацию, в зависимости от направления использования или списываются на себестоимость продукции (работ, услуг);

— на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы», если срок службы топливной карты более 1 года. Стоимость такой карты амортизируется.

В аналогичном порядке смарт-карта отражается и в налоговом учете с учетом норм пп. 138.4, 138.5 НКУ.

Если топливная карта остается в собственности поставщика нефтепродуктов, то в бухгалтерском учете покупателя она не отражается, поскольку не соответствует критериям признания активом. В этом случае топливная карта найдет свое отражение только в аналитическом учете (в журнале учета движения топливных карт).

Что касается непосредственно нефтепродуктов, которые приобретает предприятие с помощью топливных карт, то их стоимость отражается в бухгалтерском учете предприятия в общем порядке.

Налоговый учет. Затраты на ГСМ в полном объеме учитываются предприятием в составе налоговых расходов. Единственное условие — такие затраты должны быть связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Однако при этом нужно помнить, что в момент осуществления предоплаты за ГСМ налоговые расходы у предприятия не возникают (см. п.п. 139.1.3 НКУ), не включается в расходы стоимость топлива и на этапе его оприходования, право на отражение таких затрат появится у предприятия только после использования ГСМ в хозяйственной деятельности. Подробнее об этом поговорим ниже.

Что касается НДС, то по общему правилу право на налоговый кредит по ГСМ, используемым для налогооблагаемых операций в рамках хозяйственной деятельности, у предприятия возникает на дату первого из событий (п. 198.2 НКУ):

— либо на дату оплаты ГСМ,

— либо на дату оприходования ГСМ, что подтверждено налоговой накладной.

То есть для получения права на налоговый кредит факт предоплаты или оприходования нефтепродуктов должен быть подтвержден надлежащим образом оформленной налоговой накладной.

Причем такая налоговая накладная должна быть зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных, поскольку осуществляется поставка подакцизного товара (п. 11 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Не подтвержденные же налоговыми накладными или другими подобными документами, указанными в п. 201.11 НКУ, суммы «входного» НДС в налоговый кредит не попадают (см. п. 198.6 НКУ). К таким другим документам, являющимся основанием для отражения налогового кредита без получения налоговой накладной, относятся, в частности, кассовые чеки, содержащие фискальный номер и налоговый номер поставщика, общую сумму средств и сумму НДС (т. е. фискальные чеки). При этом в налоговый кредит в любом случае может быть включена сумма НДС лишь в размере 40 грн. в день по всем имеющимся чекам. Обращаем внимание, что, по мнению налоговиков, в случае получения налогоплательщиком кассового чека, в котором общая сумма полученных товаров/услуг превышает 200 грн., такой чек не дает права на отнесение в налоговый кредит ни всей суммы «входного» НДС, ни ее части (см. письмо ГНАУ от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45). Чтобы не потерять налоговый кредит при получении такого чека, водителю следует потребовать от продавца выдать вместе с чеком налоговую накладную.

Напоминаем, что при приобретении подотчетным лицом ГСМ за наличные датой возникновения у предприятия права на налоговый кредит будет дата получения налоговой накладной, выписанной в адрес предприятия-покупателя, или другого заменяющего ее документа, но не ранее даты утверждения Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет.

И еще заметим, что водителям следует требовать от продавца ГСМ выписки налоговой накладной в день их покупки.

Иногда предприятия, заправляющие топливом свои транспортные средства, сталкиваются с ситуацией, когда поставщики топлива не выписывают налоговую накладную ни в момент получения средств в оплату ГСМ, ни при отпуске нефтепродуктов на АЗС, а составляют ее только в последний день месяца.

Такие действия поставщиков ошибочны.

По правилам п. 187.1 НКУ на дату получения средств от покупателя (в данном случае — на дату зачисления их на топливную карту) у поставщика ГСМ возникают налоговые обязательства по НДС. На эту дату поставщик обязан выписать покупателю налоговую накладную (п. 201.7 НКУ). Игнорирование данного требования является нарушением соответствующих норм законодательства.

Составление налоговой накладной не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца (сводной налоговой накладной) предусмотрено лишь в одном случае — при беспрерывных или ритмических поставках при постоянных связях с покупателями, что должно быть оговорено в договоре (см. п. 15 Порядка № 1379). Здесь же, как мы понимаем, речь о сводной налоговой накладной не идет.

В связи с этим у покупателя есть риск потерять право на налоговый кредит, ведь в полученной налоговой накладной неверно заполнен обязательный реквизит — дата выписки налоговой накладной. Во избежание этого неприятного момента покупателю можно посоветовать подать в налоговый орган заявление об отказе поставщика выдать налоговую накладную (приложение 8 к декларации по НДС).

 


Использование ГСМ

В целях списания ГСМ предприятия определяют фактический и нормативный расход топлива.

Расчет фактического расхода топлива осуществляется на основании данных путевых листов и исходя из пройденного километража. Так, для учета работы служебного легкового автомобиля применяют путевые листы типовой формы № 3 «Путевой лист служебного легкового автомобиля», утвержденной приказом № 74, а для учета работы грузового автомобиля — путевые листы типовых форм, утвержденных приказом № 488, а именно:

— типовой формы № 2ТН «Путевой лист грузового автомобиля»;

— типовой формы № 1 (международная) «Путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении».

Тот факт, что списание фактически израсходованных ГСМ для транспортных средств ведется на основании путевых листов, подтверждают и налоговики в письме от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36-37), а также в консультациях, размещенных в разделах 110.07.20 и 110.07.22 ЕБНЗ).

Заметим, что путевые листы наряду с другими первичными документами подтверждают и хозяйственную цель эксплуатации автомобиля.

Определить фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), можно с учетом данных измерительных приборов автомобиля на момент окончания смены (рейса) с помощью такой формулы:

Тф = ОТн + ЗТ - ОТк,

где Тф — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по одному путевому листу);

ОТн — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при выезде»);

ЗТ — количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано горючее»);

ОТк — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при возвращении»).

Рассчитанное таким образом количество топлива, израсходованного автомобилем в течение смены (рейса), указывается в соответствующей графе путевого листа «расход горючего (литров) фактически».

Нормативный расход ГСМ с целью их списания определяется также на основании данных путевых листов о фактическом пробеге автомобиля за смену, но уже с учетом норм расхода топлива. При определении нормативного расхода топлива используются Нормы № 43. Кстати, напомним, что с 01.03.2012 г. в Нормы № 43 внесены довольно существенные изменения, в частности, методика расчета норм расхода топлива дополнена и доработана с учетом результатов последних исследований экономичности автомобилей в разных условиях. Подробнее об этих изменениях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 19, с. 14, а сами Нормы № 43 в кодифицированном виде вы найдете на сайте газеты «Налоги и бухгалтерский учет» (www.nibu.factor.ua) в разделе «Справочная», подраздел «Нормативная база».

Итак, после выполнения соответствующих расчетов, предприятию следует сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (Тф) с нормативным (Qн).

Если показатель Тф меньше или равен показателю Qн, ГСМ списываются в пределах фактического расхода.

Если расход топлива по факту (Тф) превысил расход по норме (Qн) (возник перерасход), нужно выяснить причины произошедшего. Ведь такие сверхнормативные расходы могли возникнуть как по вине водителя, так и по объективным причинам (из-за низкого качества ГСМ, несоответствия дорог и подъездных путей нормам эксплуатации, систематических пробок на дорогах, технического состояния автотранспорта, непредвиденного ремонта двигателя в рейсе и т. д.). Однако независимо от причин перерасхода горючего при его списании нужно ориентироваться исключительно на установленные нормы расхода топлива с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных п. 3 Норм № 43.

 


Учет использования ГСМ

Бухгалтерский учет. Стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм отражается в зависимости от цели использования автотранспорта. То есть стоимость израсходованных ГСМ списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соответствующих субсчетов счетов 15, 20, 23, 28, а также счетов 91, 92, 93 и 94.

В свою очередь, сумма перерасхода ГСМ относится в бухгалтерском учете к прочим операционным расходам и списывается на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Налоговый учет. Как мы сказали выше, ни в момент осуществления предоплаты за ГСМ, ни на этапе их оприходования налоговые расходы у предприятия не возникают. Право на отражение таких затрат появляется у предприятия только после использования ГСМ в хозяйственной деятельности. При этом такие затраты в зависимости от направления использования транспортного средства классифицируются как общепроизводственные, административные расходы, расходы на сбыт или прочие операционные расходы (п.п. «г» п.п. 138.8.5, п.п. «в» п.п. 138.10.2, пп. «е», «ж» п.п. 138.10.3, п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ). Об этом говорят и налоговики в письме от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36-37).

Итак, если фактический расход не превышает норму, то в налоговые расходы предприятия включается вся стоимость фактически использованного топлива, с учетом правил признания расходов, установленных НКУ:

— при использовании ГСМ для заправки автомобилей, занятых в строительстве (создании) объектов основных средств, их стоимость войдет в первоначальную стоимость таких основных средств и попадет в расходы посредством их амортизации в зависимости от дальнейшего направления использования объектов;

— стоимость ГСМ, включенных в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), а также в первоначальную стоимость приобретенных товаров, попадет в состав расходов предприятия только в периоде признания доходов от реализации такой продукции (товаров, работ, услуг);

— расходы на приобретение ГСМ, стоимость которых в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета включена в состав прочих расходов предприятия (административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов), будут учтены при исчислении объекта налогообложения в том периоде, в котором они были понесены (в периоде списания израсходованных ГСМ с баланса).

А вот если фактический расход топлива превышает нормативный, то в состав расходов для целей определения налогооблагаемой прибыли безопаснее отнести его стоимость в пределах норм.

Правда, справедливости ради нужно заметить, что в НКУ нет запрета на отнесение в состав налоговых расходов всей суммы фактически израсходованного топлива, в том числе и сверхнормативного. Тем не менее не стоит рассчитывать, что стоимость использованных ГСМ получит налоговорасходный статус безо всяких ограничений. Специалисты налоговой службы традиционно считают, что сверхнормативный расход ГСМ не связан с хозяйственной деятельностью предприятия. Такой вывод можно сделать из консультаций, размещенных в разделах 110.07.14, 110.07.20, 110.07.22 ЕБНЗ. В связи с этим такие расходы:

— не могут учитываться при определении объекта налогообложения на основании п.п. 139.1.1 НКУ;

— влекут за собой необходимость осуществления условной поставки таких ГСМ с соответствующим начислением налоговых обязательств по НДС, при этом база налогообложения не может быть ниже цены их приобретения (см. п. 189.1 НКУ).

 


Примеры отражения в учете приобретения и использования ГСМ

Пример 1. Приобретение ГСМ по топливной карте.

Предприятие «Юпитер» заключило договор с компанией, владеющей сетью АЗС, на приобретение 500 л бензина марки А95 по цене 10,50 грн. (в том числе НДС 20 % — 1,75 грн.) за литр на сумму 5250 грн. (в том числе НДС 20 % — 875 грн.) с использованием смарт-карты для автомобиля, эксплуатируемого в административных целях. На получение топливной карты была оформлена заявка. Стоимость изготовления смарт-карты — 48 грн. (в том числе НДС 20 % — 8 грн.), срок ее действия — 1 год.

Право собственности на ГСМ переходит к покупателю после заправки автомобиля.

Предположим, в течение месяца водителю предприятия по топливной карте отпущено 200 л бензина общей стоимостью 2100 грн. (в том числе НДС 20 % — 350 грн.).

По данным путевых листов, фактический расход бензина за месяц составил 190 л. Фактический расход топлива совпадает с нормативным.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Порядок учета приобретения и использования ГСМ (по топливной карте)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение топливной карты

1

Перечислена поставщику ГСМ предоплата за топливную карту

371

311

48

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за топливную карту (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

8

3

Оприходована топливная карта

22

631

40

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании топливной карты

644

631

8

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

48

6

Передана топливная карта водителю

92

22

40

40

7

Отнесены на финансовый результат расходы на приобретение топливной карты

791

92

40

Приобретение ГСМ

1

Перечислена поставщику предоплата за ГСМ

371

311

5250

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за ГСМ (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

875

3

Отражена заправка автомобиля бензином

203/Топливо в автомобиле

631

1750

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании ГСМ

644

631

350

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

2100

Использование ГСМ

1

Списана стоимость фактически использованного автомобилем бензина (190 л х 8,75 грн./л)

92

203/Топливо в автомобиле

1662,50

1662,50*

* Стоимость ГСМ, использованных для заправки автомобиля, включается в состав административных расходов в периоде их использования (п. 138.5, п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ). При этом, поскольку фактический расход бензина соответствует нормативному, в состав налоговых расходов включается вся стоимость израсходованного топлива.

2

Отнесена на финансовый результат стоимость израсходованного бензина

791

92

1662,50

 

Пример 2. Приобретение ГСМ по талонам.

Предприятие «Стандарт» заключило договор с компанией, владеющей сетью АЗС, на приобретение 1000 л бензина марки А92 по цене 9,96 грн. (в том числе НДС 20 % — 1,66 грн.) за литр на сумму 9960 грн. (в том числе НДС 20 % — 1660 грн.). После получения 100 % предоплаты поставщик предоставил предприятию талоны на бензин и одновременно принял его на ответственное хранение. В течение месяца водителю автомобиля ГАЗ-33021 «Газель», используемого для доставки товара покупателям, для заправки были выданы талоны на сумму 697,20 грн. (в том числе НДС 20 % — 116,20 грн.).

По данным путевых листов, фактический расход бензина за месяц составил 68 л, в то время как расход топлива по нормам должен был составить 65 л. То есть возник перерасход ГСМ в размере 3 л.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 4

Порядок учета приобретения и использования ГСМ (по талонам)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение ГСМ

1

Перечислена поставщику предоплата за ГСМ

371

311

9960

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за ГСМ (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

1660

3

Отражено поступление талонов на бензин

203/Талоны на топливо

631

8300

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании ГСМ

644

631

1660

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

9960

Использование талонов для заправки автомобиля

1

Отражена заправка автомобиля топливом (на основании путевых листов) (70 л х 8,30 грн./л)

203/Топливо в автомобиле

203/Талоны на топливо

581

Использование ГСМ

1

Списана стоимость фактически использованного автомобилем бензина (в пределах норм)
(65 л х 8,30 грн./л)

93

203/Топливо в автомобиле

539,50

539,50*

* Стоимость ГСМ, использованных для заправки автомобиля, включается в состав расходов на сбыт в периоде их использования (п. 138.5, п.п. «е» п.п. 138.10.3 НКУ). При этом, поскольку фактический расход превысил норму, в состав налоговых расходов включается стоимость израсходованного топлива в пределах нормы.

2

Отражена сумма перерасхода бензина
(3 л х 8,30 грн./л)

947

203/Топливо в автомобиле

24,90

3

Начислены налоговые обязательства по НДС (24,90 грн. х 20 % : 100 %)

947

641/НДС

4,98

4

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость израсходованного бензина в пределах норм

791

93

539,50

— сумма перерасхода бензина

791

947

24,90

— сумма начисленных налоговых обязательств по НДС

791

947

4,98

 

Таков порядок учета приобретения и использования ГСМ. Желаем вам и вашим автомобилям четкой, слаженной работы!



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (1)
Андрей
25.09.2016
Учет топлива упрощается за счет беспроводной передачи данных с счётчиков-расходомеров установленных на бензовозах и газовозах. Также счетчики можно ставить и на склады хранения ГСМ. Смотрите ссылку http://ukravtonomgaz.ua/catalog/gazovoe-oborudovanie/rasxodomeryi/massovyj-rasxodomer-gaza-na-gazovoz,-gns-i-uzly-uchyota-propan-butana.html