663 0

Бюджетная дотация: последствия для налогового кредита

26.11.12
Предприятие получило дотацию из бюджета (не является объектом обложения НДС по п.п. 196.1.6 Налогового кодекса). Иные необлагаемые поставки отсутствуют. Есть ли необходимость в пропорциональном распределении НДС по ст. 199 Налогового кодекса?


Вспомним историю вопроса. Подход налоговиков к этому вопросу можно отобразить с двух противоположных точек зрения. Так, вплоть до 2007 года они настаивали на том, что формирование налогового кредита при приобретении товаров/услуг за счет государственного бюджета должно осуществляться пропорционально доле использования таких товаров/услуг в налогооблагаемых операциях (письмо ГНАУ от 15.12.2006 г. № 23644/7/16-1517-20) — то есть распределяться по п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Однако в последующем они изменили свою позицию и при приобретении товаров/услуг за счет дотаций и субсидий (за исключением капитальных трансфертов) разрешили увеличивать налоговый кредит без распределения (письмо от 25.09.2009 г. № 20957/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82, с. 8). Кстати, об отсутствии распределения «входного» НДС в таком случае говорили и суды (см. постановление ВХСУ от 21.02.2005 г. № 6/156 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100, с. 28). В заключение по истории отметим, что чаще всего данный вопрос поднимался (в том числе в указанных письмах и постановлении ВХСУ) в части бюджетной компенсации убытков, возникающих в связи с государственным регулированием цен и тарифов.

Возвращаясь к настоящему времени, постараемся разобраться, изменилось ли что-нибудь в данной части с принятием НКУ. И первое, на что стоит обратить внимание, — теперь поставки в части сумм компенсации на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен и тарифов относятся к льготируемым поставкам (п.п. 197.1.28 НКУ). Таким образом, при приобретении товаров/услуг, по которым, согласно п.п.197.1.28, осуществляется бюджетная компенсация, «входной» НДС придется распределять по ст. 199 НКУ. Как видим, ГНАУ получила законодательную поддержку той позиции, на которой настаивала в далеком прошлом.

Что касается НДС-последствий при получении прочих дотаций и субсидий, то в этой части ничего не изменилось, — как и прежде, установлено, что выплаты таких сумм не являются объектом обложения НДС по п.п. 196.1.6 НКУ. При этом в силу непоставочного характера таких операций, получение дотаций и субсидий не влияет на необходимость распределения «входного» НДС согласно ст. 199 НКУ. Что касается возможности отражения налогового кредита при приобретении товаров и услуг за счет дотаций и субсидий, то его можно отражать в полном размере (при условии, что такие средства включены в доходы в соответствии с п.п. 135.5.10 НКУ* — см. Единую базу налоговых знаний под кодом 130.17).

* Налоговики и раньше выставляли данное условие для формирования налогового кредита (см. письмо ГНАУ от 25.09.2009 г. № 20957/7/16-1517), чем и обосновывали отсутствие налогового кредита при приобретении товаров/услуг за счет капитальных трансфертов. Стоит отметить, что в НКУ подобного условия нет, однако его игнорирование без сомнений, приведет к налоговому спору.

Делаем выводы. Если речь идет о дотации, направленной на компенсацию убытков в связи с государственным регулированием цен и тарифов, то в налоговый кредит можно включить лишь часть «входного» НДС, распределенного в соответствии со ст. 199 НКУ. Если плательщик получает прочие дотации и субсидии, то при приобретении товаров/услуг за их счет он может увеличить налоговый кредит в полном размере (при условии включения их в доход на основании п.п. 135.5.10 НКУ).

 




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)