26.11.12

Бюджетная дотация: последствия для налогового кредита

Предприятие получило дотацию из бюджета (не является объектом обложения НДС по п.п. 196.1.6 Налогового кодекса). Иные необлагаемые поставки отсутствуют. Есть ли необходимость в пропорциональном распределении НДС по ст. 199 Налогового кодекса?




Вспомним историю вопроса. Подход налоговиков к этому вопросу можно отобразить с двух противоположных точек зрения. Так, вплоть до 2007 года они настаивали на том, что формирование налогового кредита при приобретении товаров/услуг за счет государственного бюджета должно осуществляться пропорционально доле использования таких товаров/услуг в налогооблагаемых операциях (письмо ГНАУ от 15.12.2006 г. № 23644/7/16-1517-20) — то есть распределяться по п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Однако в последующем они изменили свою позицию и при приобретении товаров/услуг за счет дотаций и субсидий (за исключением капитальных трансфертов) разрешили увеличивать налоговый кредит без распределения (письмо от 25.09.2009 г. № 20957/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82, с. 8). Кстати, об отсутствии распределения «входного» НДС в таком случае говорили и суды (см. постановление ВХСУ от 21.02.2005 г. № 6/156 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100, с. 28). В заключение по истории отметим, что чаще всего данный вопрос поднимался (в том числе в указанных письмах и постановлении ВХСУ) в части бюджетной компенсации убытков, возникающих в связи с государственным регулированием цен и тарифов.

Возвращаясь к настоящему времени, постараемся разобраться, изменилось ли что-нибудь в данной части с принятием НКУ. И первое, на что стоит обратить внимание, — теперь поставки в части сумм компенсации на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен и тарифов относятся к льготируемым поставкам (п.п. 197.1.28 НКУ). Таким образом, при приобретении товаров/услуг, по которым, согласно п.п.197.1.28, осуществляется бюджетная компенсация, «входной» НДС придется распределять по ст. 199 НКУ. Как видим, ГНАУ получила законодательную поддержку той позиции, на которой настаивала в далеком прошлом.

Что касается НДС-последствий при получении прочих дотаций и субсидий, то в этой части ничего не изменилось, — как и прежде, установлено, что выплаты таких сумм не являются объектом обложения НДС по п.п. 196.1.6 НКУ. При этом в силу непоставочного характера таких операций, получение дотаций и субсидий не влияет на необходимость распределения «входного» НДС согласно ст. 199 НКУ. Что касается возможности отражения налогового кредита при приобретении товаров и услуг за счет дотаций и субсидий, то его можно отражать в полном размере (при условии, что такие средства включены в доходы в соответствии с п.п. 135.5.10 НКУ* — см. Единую базу налоговых знаний под кодом 130.17).

* Налоговики и раньше выставляли данное условие для формирования налогового кредита (см. письмо ГНАУ от 25.09.2009 г. № 20957/7/16-1517), чем и обосновывали отсутствие налогового кредита при приобретении товаров/услуг за счет капитальных трансфертов. Стоит отметить, что в НКУ подобного условия нет, однако его игнорирование без сомнений, приведет к налоговому спору.

Делаем выводы. Если речь идет о дотации, направленной на компенсацию убытков в связи с государственным регулированием цен и тарифов, то в налоговый кредит можно включить лишь часть «входного» НДС, распределенного в соответствии со ст. 199 НКУ. Если плательщик получает прочие дотации и субсидии, то при приобретении товаров/услуг за их счет он может увеличить налоговый кредит в полном размере (при условии включения их в доход на основании п.п. 135.5.10 НКУ).

 


Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 
Журнал «Податки та бухгалтерський облік»


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі