Можно ли отказаться от налогового кредита?
Для ответа на данный вопрос рассмотрим череду событий, предшествующих увеличению налогового кредита. Все начинается с приобретения товара/услуги. По общему правилу, приобретая товар/услугу, плательщик получает от поставщика налоговую накладную (п. 201.4 НКУ). При этом п. 201.15 НКУ обязывает налогоплательщика вести реестр выданных и полученных налоговых накладных — полученные налоговые накладные отражаются в разделе II реестра (п. 10 Порядка № 1002). Реестр, в свою очередь, является основой для отображения данных учета в налоговой декларации по НДС (п. 7 Порядка № 1002). Как видим, законодательство устанавливает достаточно императивный порядок реализации права на налоговый кредит (как бы странно это ни звучало). На императивность указывает и позиция налоговиков в части бюджетного возмещения — несмотря на то, что оно также является правом, при его возникновении плательщик обязан заполнить строку 23 и предоставить расчет бюджетного возмещения (см. Единую базу налоговых знаний — код 130.20.01).
В то же время мы считаем, что плательщик может отступить от указанного порядка, при этом необходимо учитывать несколько нюансов. Во-первых, отказаться от налогового кредита без последствий лучше всего на стадии внесения налоговой накладной в реестр, т. е. попросту не внести ее.
Во-вторых, при отказе от налогового кредита налогоплательщик рискует нарваться на лишнее внимание налоговиков — причиной этого будут расхождения налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (в то же время несущественные расхождения при незначительной доле облагаемых НДС поставок вряд ли привлекут внимание контролеров).
В-третьих, есть шанс, что налоговики решат оштрафовать плательщика за нарушение порядка ведения налогового учета по ст. 1631 КоАП (от 5 до 15 нмдг или от 85 до 255 грн.). Сразу заметим, что подобный поворот событий маловероятен — наоборот, налоговики будут только «за». Несмотря на это, лучше быть готовым и к такому варианту — например, следует помнить, что при наложении административных санкций протоколы могут составлять исключительно уполномоченные лица налогового органа — главы ГНА, начальники инспекций и их заместители* (п.п. 20.1.40 НКУ).
* Заметьте, что совсем недавно ГНАУ отозвала письмо от 23.02.2011 г. № 5173/7/10-1017/665, в котором делала совершенно неправомерный вывод о возможности делегирования полномочий по составлению протоколов с помощью поручений, выданных в соответствии с ГКУ.
В-четвертых, обратите внимание, что добровольный отказ от налогового кредита не означает, что его сумму будет разрешено ставить в расходы на основании п.п. 139.1.6 НКУ — это правило применяется лишь в случае приобретения товаров для использования в необлагаемых или льготных операциях (добровольный отказ от налогового кредита здесь не действует).
В заключение добавим, что к возможности добровольного отказа от налогового кредита подталкивают и налоговики в письмах ГНАУ от 20.01.2011 г. № 1390/7/16-1517-01 и от 04.03.2011 г. № 6286/7/16-1517 (см. на с. 46) — в этих письмах они называют налоговый кредит льготой, от которой плательщик может добровольно отказаться на основании п. 30.4 НКУ.