713 0

Можно ли отказаться от налогового кредита?

26.11.12
Мы имеем незначительную долю облагаемых НДС поставок и не хотим вникать в механизм распределения «входящего» НДС. Можем ли мы с этой целью отказаться от отнесения «входного» НДС в состав налогового кредита?
Начнем с того, что налоговый кредит является правом, что следует из п. 198.1 НКУ. А, как известно, правом лицо может воспользоваться по своему усмотрению. Но может ли один этот факт означать, что мы можем отказаться от формирования налогового кредита по своему желанию?

Для ответа на данный вопрос рассмотрим череду событий, предшествующих увеличению налогового кредита. Все начинается с приобретения товара/услуги. По общему правилу, приобретая товар/услугу, плательщик получает от поставщика налоговую накладную (п. 201.4 НКУ). При этом п. 201.15 НКУ обязывает налогоплательщика вести реестр выданных и полученных налоговых накладных — полученные налоговые накладные отражаются в разделе II реестра (п. 10 Порядка № 1002). Реестр, в свою очередь, является основой для отображения данных учета в налоговой декларации по НДС (п. 7 Порядка № 1002). Как видим, законодательство устанавливает достаточно императивный порядок реализации права на налоговый кредит (как бы странно это ни звучало). На императивность указывает и позиция налоговиков в части бюджетного возмещения — несмотря на то, что оно также является правом, при его возникновении плательщик обязан заполнить строку 23 и предоставить расчет бюджетного возмещения (см. Единую базу налоговых знаний — код 130.20.01).

В то же время мы считаем, что плательщик может отступить от указанного порядка, при этом необходимо учитывать несколько нюансов. Во-первых, отказаться от налогового кредита без последствий лучше всего на стадии внесения налоговой накладной в реестр, т. е. попросту не внести ее.

Во-вторых, при отказе от налогового кредита налогоплательщик рискует нарваться на лишнее внимание налоговиков — причиной этого будут расхождения налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (в то же время несущественные расхождения при незначительной доле облагаемых НДС поставок вряд ли привлекут внимание контролеров).

В-третьих, есть шанс, что налоговики решат оштрафовать плательщика за нарушение порядка ведения налогового учета по ст. 1631 КоАП (от 5 до 15 нмдг или от 85 до 255 грн.). Сразу заметим, что подобный поворот событий маловероятен — наоборот, налоговики будут только «за». Несмотря на это, лучше быть готовым и к такому варианту — например, следует помнить, что при наложении административных санкций протоколы могут составлять исключительно уполномоченные лица налогового органа — главы ГНА, начальники инспекций и их заместители* (п.п. 20.1.40 НКУ).

* Заметьте, что совсем недавно ГНАУ отозвала письмо от 23.02.2011 г. № 5173/7/10-1017/665, в котором делала совершенно неправомерный вывод о возможности делегирования полномочий по составлению протоколов с помощью поручений, выданных в соответствии с ГКУ.

В-четвертых, обратите внимание, что добровольный отказ от налогового кредита не означает, что его сумму будет разрешено ставить в расходы на основании п.п. 139.1.6 НКУ — это правило применяется лишь в случае приобретения товаров для использования в необлагаемых или льготных операциях (добровольный отказ от налогового кредита здесь не действует).

В заключение добавим, что к возможности добровольного отказа от налогового кредита подталкивают и налоговики в письмах ГНАУ от 20.01.2011 г. № 1390/7/16-1517-01 и от 04.03.2011 г. № 6286/7/16-1517 (см. на с. 46) — в этих письмах они называют налоговый кредит льготой, от которой плательщик может добровольно отказаться на основании п. 30.4 НКУ.

 




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)