Если к вам пришли с проверкой
Распространяются ли нормы проверочного Закона № 877 на проверки налоговиков?
Как ни странно, на такой простой вопрос сегодня нет однозначного ответа.
Сейчас объясним подробнее. Если мы откроем Закон № 877, то в абзаце втором статьи 2 этого Закона указано, что его нормы не распространяются, в частности, на отношения, возникающие во время мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Но не все так однозначно. Дело в том, что вышеуказанная норма появилась в Законе № 877 в результате изменений, внесенных Законом № 107. А эти изменения впоследствии были признаны неконституционными согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008.
То есть получается, что проверки налоговиков под действие Закона № 877 все-таки подпадают. Но вот ВАСУ, например, с таким подходом не согласен. В своем письме от 31.07.2008 г. № 1331/100/13-08 ВАСУ указал, что, по его мнению, нормы Закона № 509 являются специальными по сравнению с нормами Закона № 877. То есть, по мнению ВАСУ, налоговики при проверках в первую очередь должны руководствоваться Законом № 509. Конечно, с таким выводом ВАСУ согласиться довольно сложно. В то же время налоговики при проверке будут руководствоваться именно своими документами: Законом № 509 и подзаконными приказами ГНАУ. Суды, скорее всего, также будут придерживаться такой же правовой позиции, что и ВАСУ. Поэтому в дальнейших статьях на тему проверок налоговиков мы будем исходить из того, что в первую очередь при проведении проверок налоговые органы руководствуются Законом № 509.
Какие виды проверок могут проводить налоговики
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 509 у налоговиков есть право проводить:
1) документальные невыездные проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способов их подачи). Такие проверки (их еще называют камеральными) проводятся налоговиками на основании данных, указанных в налоговых декларациях. При этом выявляются арифметические и методологические ошибки, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства;
2) плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства. С этими видами проверок стоит разобраться подробнее.
Плановой выездной (ее еще называют комплексной) проверкой считается проверка налогоплательщика своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы налогового органа (т. е. проводится по плану-графику).
Внеплановая выездная проверка — это проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой статьи 111 Закона № 509 (пункты 1 — 9). Ниже в таблице мы приведем эти основания.
Пункты части шестой статьи 111
|
Пояснения |
1 |
2 |
Пункт 1:
|
Согласно этому пункту внеплановая проверка возможна в следующей ситуации:
|
Пункт 2:
|
Основанием для внеплановой проверки в данном случае является неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации или расчетов, предоставление которых предусмотрено законом. Что подразумевать под понятием «налоговая декларация (расчет)» в данном случае? Определение этого термина содержится в Законе № 2181. Под налоговой декларацией (расчетом) согласно этому Закону понимается документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, и на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Поэтому, к примеру, неподача налогоплательщиком таких форм отчетности, как отчет по форме № 1ДФ, № 1-ПП, валютной декларации (которые согласно Закону № 2181 не являются налоговыми декларациями), не может служить основанием для внеплановой проверки |
Пункт 3:
|
По этому основанию внеплановая проверка возможна, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в поданной налоговой декларации. В этом случае налоговики должны опять-таки направить такому налогоплательщику письменный запрос, и, если в течение 10 рабочих дней налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на этот запрос налогового органа, тогда у налоговиков появляется право провести внеплановую проверку |
Пункт 4:
|
В данном случае основанием для внеплановой проверки должна быть жалоба о нарушении во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в данном случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой проверяемый требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки |
Пункт 5:
|
В данном случае речь идет о так называемых встречных проверках. При этом внеплановая проверка налогоплательщика возможна в случае, если налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не ответит (не предоставит пояснения и их документальные подтверждения) на обязательный письменный запрос налогового органа (т. е. проведению внеплановой проверки в данном случае в обязательном порядке должен предшествовать письменный запрос налоговиков) |
Пункт 6:
|
Основанием для внеплановой проверки может являться проведение реорганизации (ликвидации) предприятия, снятие с регистрации предпринимателя |
Пункт 7:
|
Проведение внеплановой проверки налогоплательщика возможно, если в отношении самого налогоплательщика (т. е. как юридического, так и физического лица) или должностного лица налогоплательщика налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело. Заметим, что ситуация, когда дело заведено в отношении контрагентов налогоплательщика, под это основание не подпадает |
Пункт 8:
|
Внеплановая проверка в данном случае возможна в следующей ситуации: вышестоящий налоговый орган в целях контроля осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, и выявил их несоответствие нормам законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). При этом инициировать внеплановую проверку вышестоящий орган может только в том случае, если относительно должностных или служебных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших плановую или внеплановую проверку налогоплательщика, возбуждено служебное расследование или уголовное дело |
Пункт 9:
|
Основанием для внеплановой проверки является подача налогоплательщиком декларации по НДС с отрицательным значением при условии, что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет более 100 тыс. грн. |
Сроки проведения проверки
В отношении частных предпринимателей срок проведения:
— плановых проверок не должен превышать 10 рабочих дней (часть 9 статьи 111 Закона № 509);
— внеплановых не должен превышать 5 рабочих дней (часть 10 статьи 111 Закона № 509).
Заметим, что Закон № 509 допускает продление сроков проверок.
Так, продление плановой проверки для частных предпринимателей возможно на 5 рабочих дней, а внеплановых — на 2 рабочих дня.
Какие документы должны предъявить проверяющие
В последнее время участились случаи, когда проверяющие приходят на проверку без надлежащим образом оформленных документов, причем в направлении на проверку вместо конкретного адреса проверяемого указано, например, о том, что проверке подлежат субъекты хоздеятельности, расположенные на улице такой-то с такого-то по такой-то дом. Так что будьте внимательны. Ниже мы укажем, как должны быть оформлены документы проверяющих, какие документы они должны предъявить перед проверкой и кем эти документы должны быть подписаны.
Условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению плановых и внеплановых проверок оговорены в статье 112 Закона № 509. Так, налоговики вправе приступить к проведению плановой или внеплановой проверки при наличии оснований для их проведения (эти основания мы рассмотрели выше) и при условии предоставления под роспись:
1) направления на проверку.В направлении на проверку должны быть указаны:
— дата его выдачи;
— название органа государственной налоговой службы;
— цель;
— вид (плановая или внеплановая);
— основания;
— дата начала и дата окончания проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц.
Направление на проверку должно быть подписано руководителем органа государственной налоговой службы и скреплено печатью налогового органа. В противном случае такое направление считается недействительным;
2) копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки (для допуска к выездной внеплановой проверке). В этом документе указываются:
— основания проведения внеплановой выездной проверки;
— дата ее начала и дата окончания.
Непредоставление этих документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением является основанием для недопуска должностных лиц налогового органа к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.
Должны ли налоговики расписываться в Журнале проверок
Если мы говорим о том, что налоговики при проверке должны руководствоваться Законом № 509, а не Законом № 877, то в первую очередь мы должны найти упоминание о необходимости регистрироваться в Журнале посещения субъекта предпринимательской деятельности представителями контролирующих органов (далее — Журнал проверок) в Законе № 509.
В самом Законе № 509 ни о Журнале проверок, ни о подписях проверяющих в Журнале проверок ничего не сказано. Но даже если мы не будем обращаться к Закону № 877 (в котором есть норма о необходимости расписаться в Журнале проверок проверяющими), такую норму мы найдем в Указе № 817, который по-прежнему действует (в части, не противоречащей Закону № 877). Так что у налогоплательщика есть все основания потребовать от представителей налоговых органов, пришедших на проверку, расписаться в Журнале проверок. К тому же налоговики сами в своих письмах указывали на то, что проверяющие должны расписаться в Журнале проверок (письмо ГНАУ от 09.09.2005 г. № 18041/7/23-1217/1117).
Данным материалом мы открыли рубрику, в которой будем рассматривать вопросы проведения проверок у предпринимателя, и в следующих номерах обязательно продолжим освещать эту тему.
Документы консультации
Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
Закон № 107 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.
Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.
Закон № 2181— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
Указ № 817 — Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.
Наш сайт корисний для вас?
Отримуйте першими актуальні новини!
Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи