825 0

Налоговый кодекс: новогодние коррективы

16.01.13
Не успели закончиться новогодние праздники, как стало известно о двух новых законах (от 20.11.12 г. № 5503-VI и от 06.12.12 г. № 5519-VI), которыми внесены очередные изменения в Налоговый кодекс. Эти новации являются достаточно масштабными и не только меняют правила взимания многих налогов и сборов (увеличен размер ставок ресурсных платежей, уточнены правила взимания единого налога, отсрочено введение нового реквизита налоговой накладной, изменены правила налогообложения операций с ценными бумагами и т. п.), но и совершенствуют определенные аспекты администрирования налогов и методику проведения проверок налогоплательщиков. Поэтому в сегодняшней статье подробно проанализируем эти новшества.


 

Вступление в силу

При анализе Закона № 5503 и Закона № 5519 сразу возникает вопрос относительно даты вступления в силу этих документов. Дело в том, что в обоих законах в заключительных положениях предусмотрено, что они в общей части вступают в силу с 01.01.13 г., а опубликованы были позже: Закон № 5503 опубликован 04.01.13 г. (газета «Голос Украины» от 04.01.13 г. № 2), а Закон № 5519 03.01.13 г. (газета «Голос Украины» от 03.01.13 г. № 1).

Напомним, что согласно общим правилам законы Украины вступают в силу не ранее дня опубликования в официальных изданиях. С учетом этого действовать они начинают именно с даты опубликования: Закон № 5503 — с 04.01.13 г., а Закон № 5519 — с 03.01.13 г.

Заметим, что Законом № 5503, между прочим, был изменен размер ставок большинства ресурсных налогов (см. с. 37) и единого налога (см. с. 32). Поэтому, учитывая сроки вступления в силу данного Закона, считаем, что новые ставки налогов и сборов субъекты хозяйствования будут применять с даты вступления его в силу, т. е. с 04.01.13 г. В связи с этим рассчитывать налоговые обязательства за отчетные периоды 2013 года следует так: за первые три дня 2013 года — пользуясь старыми ставками, т. е. ставками, действовавшими в 2012 году, а за период начиная с 04.01.13 г. — по новым ставкам, определенным Законом № 5503.

Такие особенности применения ставок налогов порождают проблему заполнения отчетности. Как именно налоговики будут подходить к решению этого вопроса, пока что неизвестно. В прошлом году при решении подобной проблемы для разных налогов были предложены разные варианты (см. с. 38). Не исключено, что аналогичный подход будет использован и в этом году.

Отдельные изменения, внесенные комментируемыми сегодня законами, вступают в силу в особом порядке, на что мы обращали внимание в ходе их анализа.

 

 

Изменения по уплате НДС

Налоговая накладная. Законом № 5503 (п. 34 разд. I) отсрочено до 01.07.13 г. применение нового обязательного реквизита налоговой накладной (НН) — номера и даты таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины (далее — данные ТД)*.

* Пунктом 34 Закона № 5503 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ дополнен новым пунктом 30, которым приостановлено действие п.п. «ї» п. 201.1 НКУ до 01.07.13 г.

Напомним, что этот обязательный реквизит НН был введен Законом № 5083** с 12.08.12 г. Однако письмом ГНСУ от 21.08.12 г. № 1272/0/71-12/15-3117 налоговики «разрешили» не указывать такой обязательный реквизит до внесения изменений в форму НН. Эти изменения ожидались в ноябре 2012 года (согласно п. 4 разд. II Закона № 5083 Кабмин должен был обеспечить пересмотр и приведение соответствующими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом № 5083 в течение 3 месяцев), но форма НН до сих пор не изменилась.

** См. Тему недели «Налоговый кодекс: очередная порция «улучшений» // «БН», 2012, № 35, с. 33.

Во избежание проблем, связанных с возможным непризнанием НН, в которых отсутствует новый обязательный реквизит, мы рекомендовали указывать данные ТД в гр. 3 НН «Номенклатура товарів/послуг продавця». Налоговики тоже соглашались с таким подходом (см. консультацию «Данные таможенной декларации можно указывать в графе 3 налоговой накладной» // «БН», 2012, № 51, с. 46).

Хотя действие п.п. «ї» п. 201.1 НКУ приостановлено с 03.01.13 г. до 01.07.13 г., мы уверены, что наличие в НН, выписанных в этот период, «излишней» информации о данных ТД никоим образом не повлияет на легитимность такой НН. Ведь Порядок № 1379 не запрещает указывать в НН дополнительную информацию, поэтому наличие данных ТД нельзя рассматривать как нарушение порядка заполнения НН. А вот подавать жалобу на поставщика, не указавшего такие данные в НН, теперь нет оснований.

Возмещение НДС. Законом № 5519 расширен перечень финансовых инструментов для возмещения НДС. Так, в п. 14.1.1761 НКУ приведено определение финансового векселя — это ценная бумага, удостоверяющая обязательство банковского учреждения, в том числе центрального органа исполнительной власти, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, выпускаемая в бездокументарной форме с целью оформления имеющейся задолженности, в том числе госбюджета.

Порядок выпуска, обращения, погашения и взыскания по финансовым векселям утверждается:

— Нацбанком — для векселей, эмитируемых банковскими учреждениями (банковский финансовый вексель);

— Кабмином — для векселей, выпускаемых центральным органом исполнительной власти, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств (казначейский финансовый вексель).

Правила регистрации выпуска и учета финансовых векселей утверждаются НКЦПФР по согласованию с НБУ.

Кабмин должен обеспечить принятие указанных подзаконных актов в течение 3 месяцев (п. 2 разд. II «Заключительные положения» Закона № 5519).

Оформление (выпуск) казначейского финансового векселя приравнивается к выдаче плательщику НДС суммы бюджетного возмещения, в том числе автоматического, путем перечисления средств на текущий счет.

Предъявление финансового векселя органу государственной казначейской службы приравнивается к уплате согласованного денежного обязательства. Казначейский финансовый вексель не может быть предъявлен до истечения срока его погашения.

Соответствующие изменения внесены также в п. 200.13 и п.п. 200.18.2 НКУ (пп. 1 и 2 п. 16 разд. I Закона № 5519).

Итак, в НКУ теперь прямо предусмотрена возможность получения бюджетного возмещения не денежными средствами, а финансовыми векселями. Однако следует обратить внимание, что в п. 200.13 и п.п. 200.18.2 НКУ установлено, что получение бюджетного возмещения таким путем осуществляется с согласия плательщика НДС. Поэтому принуждать плательщика получить финансовый вексель вместо денежных средств налоговики не имеют права.

С помощью финансовых векселей можно будет погашать денежные обязательства перед бюджетом не только по НДС, но и по другим налогам и сборам. Подробнее об этом мы узнаем после утверждения соответствующих подзаконных актов.

Кроме того, п.п. 3 п. 16 разд. I Закона № 5519 подкорректирован один из критериев, соблюдение которых дает право на получение автоматического бюджетного возмещения (п.п. «в» п.п. 200.19.6 НКУ). Теперь уровень так называемой налоговой нагрузки по налогу на прибыль (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) должен быть выше среднего по отрасли по итогам последнего отчетного (налогового) года (ранее такой показатель должен был соблюдаться в каждом из четырех последних кварталов). Очевидно, что такие изменения связаны с переходом в 2013 году на декларирование налога на прибыль по итогам года (квартальная отчетность будет подаваться только отдельными категориями плательщиков).

Льготы по НДС. Изменениями, внесенными Законом № 5519 в НКУ, расширен перечень услуг, не являющихся объектом обложения НДС.

1. К необъектным услугам теперь отнесены услуги платежных организаций платежных систем, связанные с переводом средств (п.п. 196.1.5 НКУ, изменения внесены п. 15 разд. I Закона № 5519). Такие услуги и раньше не были объектом налогообложения, поскольку согласно п. 4.13 Перечня № 400 относились к расчетно-кассовому обслуживанию. Однако, как утверждали налоговики в письме ГНСУ от 09.02.12 г. № 1706/5/15-3416, воспользоваться этой льготой могли только банковские учреждения. Теперь операции, связанные с переводом средств через платежные системы, не будут облагаться НДС независимо от того, является ли платежная организация банковским учреждением.

2. Не являются объектом обложения НДС операции по обслуживанию ипотечных активов в составе ипотечного покрытия в соответствии с Законом № 3273, осуществляемые обслуживающим учреждением — банком, который был первоначальным кредитором по таким ипотечным активам по поручению эмитента ипотечных облигаций (п. 31 подразд. 2 разд. XX НКУ, изменения внесены п. 25 разд. I Закона № 5519). Под эмитентом ипотечных облигаций здесь следует понимать финансовое учреждение, более чем 50 % корпоративных прав которого принадлежат государственным банкам.

Хоть эта льгота содержится в Переходных положениях НКУ, срок ее применения не установлен.

 


Единый налог

Пунктами 24 — 30 раздела I Закона № 5503 с 4 января 2013 года (о дате вступления в силу см. раздел на с. 30) внесены изменения в единоналожную главу 1 раздела XIV НКУ.

1. Для групп 5 и 6 не контролируется критерий численности наемных работников. Благодаря изменениям, внесенным в абз. второй п.п. 5 и п.п. 6 п. 291.4 НКУ, для того, чтобы ФЛП и предприятиям быть единоналожниками групп 5 и 6 (соответственно), достаточно в течение календарного года получить доход, не превышающий 20 млн грн. Что касается численности наемных работников, то с 04.01.13 г. количество наемных работников для них не контролируется.

Учитывая, что эти нормы вступили в силу в 2013 году, расширение рядов единоналожников за счет упразднения критерия численности работников фактически заработало только с 04.01.13 г. И те субъекты, которые не смогли попасть в ряды упрощенцев с 1 января 2013 года из-за того, что по итогам работы в 2012 году превысили допустимое количество наемных работников (у предпринимателей на 01.01.13 г. трудоустроено более 20 человек, а у предприятий — среднеучетное количество работников за 2012 год превысило 50 человек), могут перейти на упрощенку в группы 5 и 6 только с 01.04.13 г., подав заявление не позднее 15 марта 2013 года. Что касается возможности стать единоналожниками с 1 января 2013 года, то, на наш взгляд, это невозможно из-за того, что изменения вступили в силу после истечения срока подачи Заявления на ЕН для перехода на упрощенку с 01.01.13 г.

2. Снижены ставки ЕН для групп 5 и 6. Согласно обновленному п.п. 293.3.2 НКУ для единоналожников групп 5 и 6 снижены ставки ЕН:

— для плательщиков НДС: 7 % 5 % (п.п. 1 п.п. 293.3.2 НКУ);

— для неплательщиков НДС: 10 % 7 % (п.п. 2 п.п. 293.3.2 НКУ).

В связи с этим соответственно внесены коррективы в ряд норм, в которых приведены «старые» ставки ЕН (в абз. первый и п.п. «б» п.п. 4 п. 293.8 НКУ, п.п. 5 п. 293.8 НКУ).

Не исключено, что в связи со вступлением в силу Закона № 5503 только с 4 января 2013 года, а не с 01.01.13 г., как планировалось в самом Законе, единоналожникам придется облагать доход, полученный за 3 дня января по «старым» ставкам, а с 4 января — уже по новым. Будем ждать разъяснений на этот счет от налоговиков.

3. Для группы 2 увеличен отчетный период — с 2013 года он равен календарному году. Согласно измененному п. 294.1 НКУ отчетным периодом, за который единоналожник должен подать налоговую декларацию, является:

— для групп 1 и 2 календарный год;

— для групп 3, 4, 5 и 6 — календарный квартал.

А это значит, что ФЛП группы 2 начиная с отчетных периодов 2013 года должен будет подавать декларацию один раз по результатам года. Срок подачи — 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.3 НКУ). А при подаче декларации за IV квартал 2012 года ФЛП группы 2 должны подать декларацию по «старому» сроку — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, т. е. не позднее 11 февраля 2013 года.

В связи с этим соответственно внесены коррективы в ряд норм, в которых приведены ссылки на квартальный отчетный период для ФЛП группы 2: в абз. первый п. 296.2, п. 296.3, абз. первый и второй п.п. 296.5.1 НКУ.

Обратите внимание! Минфин своим приказом от 07.11.12 г. № 1159 изложил в новой редакции формы налоговых деклараций единоналожников (см. материал на с. 14 этого номера). Их впервые нужно подавать по результатам 2012 года не позднее 11 февраля 2013 года (а для единоналожников группы 1 — не позднее 1 марта 2013 года). Примечательно, что изменения учитывают августовские изменения в НКУ, благодаря которым появились группы 5 и 6*. А вот сегодняшние изменения еще не учтены в обновленных отчетах. А поэтому до подачи декларации за I квартал 2013 года (не позднее 10.05.13 г.) Минфин будет корректировать формы деклараций. Будем ждать своевременных изменений.

* См. Тему недели «Налоговый кодекс: очередная порция «улучшений» // «БН», 2012, № 35, с. 33.

4. Способы подачи Заявления на ЕН. Подпункт 298.1.1 НКУ, предусматривающий подачу Заявления на ЕН в случае избрания или перехода на упрощенную систему, дополнен абзацами вторым — пятым, в которых предусмотрены такие способы подачи Заявления на ЕН:

1) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;

2) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

3) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Таким образом, теперь в самом НКУ «легализирована» возможность направлять Заявление на ЕН по почте, что было ранее предусмотрено п. 4 Порядка представления заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденного приказом МФУ от 20.12.11 г. № 1675, а также появилась возможность подавать Заявление на ЕН в электронной форме, не посещая для этого налоговый орган.

При отправке по почте, на наш взгляд, как и в случае представления декларации по почте, Заявление на ЕН нужно направлять не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи, руководствуясь Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Что касается возможности послать по почте или по электронке Заявление на ЕН в случае отказа от упрощенной системы, то формально, руководствуясь п. 298.2 НКУ, это сделать невозможно, ведь способы подачи Заявления в п.п. 298.1.1 НКУ прописаны для случаев избрания или перехода на упрощенку. А вот для случаев отказа от упрощенки на такие способы подачи Заявления в п. 298.2 НКУ не указано. Но нам видится, что вряд ли налоговики будут против использования таких способов и в случае отказа от упрощенной системы.

5. В Заявлении на ЕН и в Свидетельстве плательщика единого налога указывается не только ставка ЕН, но и группа. Подкорректированы п.п. 6 п. 298.3 и п.п. 7 п. 299.11 НКУ, в результате чего и в Заявлении на ЕН, и в Свидетельстве теперь указываются не только ставка ЕН, но и выбранная группа.

6. Исправлены неточности по ранее вносимым изменениям. Как мы указывали в Теме недели «Налоговый кодекс: очередная порция «улучшений» («БН», 2012, № 35, с. 33) изменения, внесенные в главу 1 раздела XIV НКУ, были выписаны не совсем корректно, в результате чего «вылез» ряд несостыковок, которые законодатель устранил Законом № 5503.

Так, в абз. третьем п. 292.3 НКУ и в абз. первом п. 292.6 НКУ наряду с ФЛП группы 3 упоминается и ФЛП группы 5. А это значит, что в доход единоналожника группы 5, который уплачивает НДС, включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Что касается периода, когда в данных нормах ФЛП группы 5 не упоминался (12.08.12 г. — 03.01.13 г.), то считаем, что он вправе такие суммы не ставить в доход.

Также ФЛП группы 5 упоминается теперь в абз. втором п. 296.2 НКУ, что может иметь значение для ФЛП группы 1 в отношении подачи декларации при переходе в «старшую» для себя группу, в том числе в группу 5 (а не только в группы 2 и 3, как было до изменений).

 


Операции с ценными бумагами

Законом № 5519 (п. 11 разд. I) в новой редакции изложены пп. 153.8 и 153.9 НКУ, в связи с чем кардинально изменены правила обложения налогом на прибыль операций с ценными бумагами. Эти правила начинают действовать уже с января 2013 года. В ближайших номерах нашей газеты мы подробно проанализируем эти изменения, а пока отметим основные моменты:

1) по-прежнему плательщики будут вести учет доходов и расходов по операциям с ценными бумагами в отдельном учете, но теперь такой учет будет вестись не в разрезе видов ценных бумаг, а по каждой операции отдельно. При этом общий финансовый результат (прибыль/убыток) за отчетный период по операциям с ценными бумагами, которые находятся в обороте на фондовой бирже, будет рассчитываться отдельно от прибыли/убытка по ценным бумагам, которые не находятся в обороте на фондовой бирже;

2) прибыль, полученная от операций с ценными бумагами, которые находятся в обороте на фондовой бирже, не уменьшается на убытки, полученные от операций с ценными бумагами, которые не находятся в обороте на фондовой бирже, и наоборот;

3) ценнобумажная прибыль теперь облагается не по общей ставке налога на прибыль, а по пониженной, которая составляет 10 %. Причем по пониженной ставке 10 % облагается как прибыль от операций с ценными бумагами, как находящимися в обороте на фондовой бирже, так и «не биржевыми»;

4) расходы в отдельном учете теперь признаются только на дату продажи (отчуждения иным способом) ценных бумаг;

5) полученные по итогам отчетного года ценнобумажные убытки от операций с ценными бумагами, которіе находятся в обороте на фондовой бирже, переносятся в уменьшение прибыли от таких операций следующих периодов до полного погашения без ограничения по сроку, а по ценным бумагам, которые не находятся в обороте на фондовой бирже, переносятся с учетом временного ограничения — не более 1095 дней, следующих за отчетным периодом возникновения такого убытка;

6) ценнобумажные убытки, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2013 года, пропадают (не переносятся в уменьшение прибыли от таких операций на следующие налоговые периоды). При этом при отчуждении ценных бумаг плательщики смогут отразить расходы, понесенные до 1 января 2013 года (при наличии подтверждающих документов о таких расходах).

В п. 153.9 НКУ приведен ряд исключений, при которых ценнобумажные правила не применяются (у эмитента по операциям размещения, погашения, выкупа, конвертации и повторной продажи собственных ценных бумаг; у векселедателя — по выдаче и погашению долговых ценных бумаг; по операциям РЕПО; по деривативам; внесению средств в уставный капитал при соблюдении определенных условий и др.). Эти нюансы требуют более подробного изучения, что вскоре и будет сделано нами.

Также следует отметить, что Законом № 5519 подкорректированы и нормы по обложению НДФЛ операций с инвестиционными активами. В частности, теперь критерии признания ценных бумаг как находящихся/ не находящихся в обороте на фондовой бирже для целей обложения доходов физических лиц такие же, что и для налога на прибыль.

 


Акциз на ценные бумаги

Суть нового налога. Законом № 5519 внесены изменения в раздел VI НКУ, который регулирует взимание акцизного налога. Если вкратце охарактеризовать данные нововведения, то законодатель вводит акциз на операции с ценными бумагами и деривативами (далее по тексту также ценнобумажный акциз или особый налог, как его называет законодатель).

Так, акцизный налог — косвенный налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных НКУ в качестве подакцизных, включаемый в цену таких товаров (продукции), а также особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами (п.п. 14.1.4 НКУ).

Как уже отмечалось выше, Закон № 5519 вступил в силу 03.01.13 г., а значит, и особый налог вводится с этой даты.

Уплата особого налога на операции с ценными бумагами и деривативами не требует отдельной (дополнительной) постановки на учет плательщиком данного налога, о чем прямо указано в п.п. 212.3.3 НКУ.

Объект обложения. Объектом обложения особым налогом являются:

— любые операции с ценными бумагами, предполагающие переход права собственности на них;

— операции с деривативами*, кроме операций, осуществляемых на межбанковском рынке деривативов. При этом под межбанковским рынком деривативов НКУ понимает: «совокупность отношений в сфере торговли деривативами между банками, между банками и их клиентами (в том числе банками-нерезидентами), между банками и Национальным банком Украины, а также Национальным банком Украины и его клиентами». Кроме того, есть целый перечень операций, не являющихся объектом обложения, который приведен в п. 213.2 НКУ (см. «Какие операции не являются объектом обложения особым налогом»).

* Дериватив — стандартный документ, удостоверяющий право и/или обязательство приобрести либо продать впоследствии ценные бумаги, материальные или нематериальные активы, а также средства на определенных им условиях. Стандартная (типовая) форма деривативов и порядок их выпуска и обращения устанавливаются законодательством (п.п. 14.1.45 НКУ). Гражданско-правовые договоры (контракты), относящиеся к деривативам, приведены в пп. 14.1.45.1 — 14.1.45.4 НКУ.

 

Какие операции не являются объектом обложения особым налогом

Извлечение из п. 213.2 НКУ

«213.2. Операции с подакцизными товарами, которые не подлежат налогообложению:

<...>

213.2.3. операции с государственными и муниципальными ценными бумагами, ценными бумагами, гарантированными государством, и ценными бумагами, эмитированными Национальным банком Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, Государственным ипотечным учреждением, и обычными ипотечными облигациями, эмитированными финансовым учреждением, более 50 процентов корпоративных прав которого принадлежит государству или государственным банкам, инвестиционными сертификатами, сертификатами фондов операций с недвижимостью, целевыми облигациями предприятий, выполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части объекта) жилищного строительства;

213.2.4. операции между эмитентом и плательщиком налога по выкупу и повторной продаже за денежные средства, размещению, погашению, конвертации эмитентом ценных бумаг собственного выпуска, операции по осуществлению взноса в уставный капитал, а также операции с участием векселедателя, залогодателя и другого лица, выдавшего ордерную либо долговую ценную бумагу, по выдаче и погашению этих ценных бумаг;

213.2.5. операции эмитента ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа, а именно операции по размещению, погашению, выкупу и повторной продаже;

213.2.6. операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, осуществляемые лицом, которое осуществляет клиринговую деятельность и выполняет функцию центрального контрагента в соответствии с требованиями Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, осуществляемые лицом, ведущим клиринговую деятельность, с целью обеспечения выполнения обязательств перед участниками клиринга;

213.2.7. операции Национального банка Украины на внебиржевом рынке, связанные с выполнением им своих функций».

 

База обложения. Базой обложения акцизом будет договорная стоимость ценных бумаг или деривативов, определенная в первичных документах по какой-либо операции продажи, обмена или иного способа отчуждения (п. 214.8 НКУ).

Ставка акциза. Закон № 5519 установил дифференцированные ставки особого налога (ст. 2151 НКУ), что представлено в таблице ниже.


 

Ставки ценнобумажного акциза

Ставка акциза

Случаи применения ставки

0 %

При продаже на фондовой бирже ценных бумаг, по которым определяется биржевой курс, в соответствии с условиями, определенными НКЦБФР по согласованию с Минфином

0 %

При продаже на фондовой бирже деривативов

0,1 %

При продаже за рамками фондовой биржи ценных бумаг, которые находятся в биржевом реестре

1,5 %

При продаже за рамками фондовой биржи ценных бумаг, которые не находятся в биржевом реестре

5 нмдг (85 грн.)

За каждый дериватив (контракт), заключенный за пределами фондовой биржи

 

Администрирование акциза. В целом ст. 219 НКУ делит обязанности по ведению налогового учета, начислению и уплате акциза в бюджет между налоговыми агентами и самими плательщиками акциза следующим образом:

— при осуществлении операций с ценными бумагами все обязанности возлагаются на налоговых агентов, которыми являются торговцы ценными бумагами, включая банк;

— при осуществлении операций с деривативами бремя начисления уплаты акциза, а также ведения налогового учета ложится на самих плательщиков, причем в данном случае ими будут обе стороны такой операции.

Налоговые агенты. Обязанности налогового агента в отношении особого налога описаны в ст. 219 НКУ. В отношении всех операций с ценными бумагами, которые осуществляются как на фондовой бирже, так и за ее пределами (иными словами, практически на все операции с ценными бумагами) налоговым агентом выступает торговец ценными бумагами (включая банк), который действует на основании соответствующего договора. Именно на него п. 219.2 НКУ возложена обязанность вести налоговый учет и подавать отчетность, начислять, удерживать и уплачивать в бюджет (от имени и за счет дохода продавца ценных бумаг) сумму акцизного налога.

Датой возникновения налоговых обязательств по операциям, определенным в п. 213.7 НКУ (т. е. по операциям продажи, обмена или отчуждения другим способом ценных бумаг, при которых происходит переход права собственности на ценные бумаги, и по операциям с деривативами, кроме операций, которые осуществляются на межбанковском рынке деривативов), является дата получения дохода согласно п. 219.2 НКУ от операций по продаже, обмену или другим способом отчуждению ценных бумаг и деривативов (п. 216.7 НКУ).

Отчетным периодом для налогового агента является квартал, поскольку это общее правило для всех случаев и установлено оно в п. 219.4 НКУ. Соответственно отчетность по ценнобумажному акцизу, согласно общим правилам, на применение которых в п. 219.4 НКУ есть прямое указание, подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.

Акциз на ценные бумаги налоговый агент обязан уплатить в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем подачи налоговой отчетности (п. 219.2 НКУ).

К числу недоработок в определении налогового агента следует отнести последний абзац п. 219.2 НКУ, которым установлено, что «налоговым агентом при осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа является их эмитент». Все дело в том, что в соответствии с п.п. 213.2.5 НКУ все указанные в нем операции не являются объектом обложения для особого налога. Возможно, в п. 219.2 НКУ компания по управлению активами ИСИ названа налоговым агентом в отношении операций по отчуждению ценных бумаг, составляющих активы такого ИСИ. Однако сами формулировки п.п. 213.2.5 и п. 219.2 НКУ это предположение не подтверждают.

Плательщики. Плательщиками особого налога являются физические и юридические лица — резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые осуществляют операции с деривативами или операции по продаже, обмену или иному отчуждению ценных бумаг (см. п.п. 212.1.9 НКУ).

По правде говоря, весьма неудачное определение круга плательщиков ценнобумажного акциза. Ведь в операции зачастую участвует как минимум два субъекта. Некоторую ясность в этот вопрос вносит ст. 219 НКУ. Из нее, в частности, можно сделать следующие выводы:

— при осуществлении операций с деривативами плательщиками акциза по ставке, установленной п.п. 2151.1.5 НКУ (5 ннмдг за заключенный дериватив (контракт) вне фондовой биржи) являются обе стороны такой операции (см. пп. 219.3, 219.5 НКУ). Учитывая универсальность п. 219.4 НКУ, нормы которого не связаны исключительно с налоговыми агентами, именно стороны операции с деривативами обязаны будут ежеквартально подавать в ГНИ налоговую отчетность в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала. А вот сроки уплаты ценнобумажного акциза по деривативам установлены п. 219.3 НКУ: «налог уплачивается в бюджет каждой стороной дериватива (контракта) не позднее даты выполнения контракта». Если оценивать приведенную норму непредвзято, то, судя по всему, ценнобумажный акциз по деривативам подлежит уплате лишь в случае, если стороны в будущем прибегнут к исполнению дериватива. Ведь в случае, если держатель дериватива не обратится за его исполнением, сроки уплаты акциза не наступят никогда;

— при осуществлении операций с ценными бумагами плательщиком налога является лицо, получающее доход (см. абз. 2 п. 219.2 НКУ). В данном случае особый налог от имени и за счет плательщика удерживает налоговый агент, подробности чего мы рассмотрели выше.

Наряду с этим НКУ устанавливает также ряд исключений из состава плательщиков ценнобумажного акциза. Так, не являются плательщиками ценнобумажного акциза:

— центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (абз. второй п.п. 212.1.9 НКУ);

— физические и юридические лица — резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые осуществляют операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в иной форме, нежели ценные бумаги, а также ценные бумаги и корпоративные права, эмитированные нерезидентами (абз. третий п.п. 212.1.9 НКУ).

Проблемные вопросы. Хотелось бы отметить ряд недостатков нормативного регулирования, которые в некоторой степени могут быть устранены подзаконными актами или разъяснениями ГНСУ.

Во-первых, под объект обложения акцизом, строго говоря, попадают операции дарения ценных бумаг. Однако открытыми остаются вопросы об определении базы обложения акцизом, об источнике средств, за счет которых будет уплачиваться акциз в бюджет, если дарение будет осуществляться через торговца ценными бумагами или же без такового.

Во-вторых, как будет подаваться отчетность, если в отчетном периоде плательщики не осуществляли операций с ценными бумагами и/или деривативами? Ведь по общему правилу, установленному в п. 49.2 НКУ, отчетность по всем налогам, плательщиком которых является лицо, подается за все отчетные периоды, независимо от осуществления хозяйственной деятельности в такие периоды. Определенным выходом из данной ситуации может оказаться формулировка п.п. 212.1.9 НКУ, которую можно трактовать таким образом, что плательщиками ценнобумажного акциза являются не просто физические или юридические лица (резиденты или нерезиденты), а физические или юридические лица при условии осуществления ими операций с ценными бумагами и деривативами. Такая интерпретация позволяет сделать вывод, что при отсутствии операций с ценными бумагами и деривативами лицо не соответствует статусу плательщика ценнобумажного акциза, вследствие чего на него не распространяется обязанность подавать налоговую отчетность.

 


Ставки налогов и сборов

Законом № 5503 были также пересмотрены размеры ставок некоторых налогов, уплата которых регулируется НКУ и которые определены в абсолютных значениях.

В перечень налогов и сборов, ставки которых изменились, попали:

1) акцизный налог. Так, ставки акцизного налога возросли на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво почти на 8 %, на сигареты с фильтром и без фильтра специфическая ставка акцизного налога возросла в 1,5 раза, а адвалорная уменьшилась приблизительно в 2 и 1,5 раза. Также была увеличена минимальная ставка на эти товары и установлена ставка акцизного налога на биодизель и его смеси (46 евро за 1 тыс. кг) (п. 12 разд. I Закона № 5503).

Заметим, что новые увеличенные ставки акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки начнут действовать с 01.04.13 г. В то же время следует учитывать, что для спиртовых дистиллятов и спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208201200, 2208206200), продлен срок действия льготной ставки акцизного налога, размер которой определяется в п. 1 подразд. 5 разд. XX НКУ, а именно:

— 29 грн. за 1 литр 100 % спирта — с 1 января до 31 декабря 2013 года*;

— 32 грн. за 1 литр 100 % спирта — с 1 января до 31 декабря 2014 года;

— 35 грн. за 1 литр 100 % спирта — с 1 января до 31 декабря 2015 года;

— 38 грн. за 1 литр 100 % спирта — с 1 января до 31 декабря 2016 года;

— 41 грн. за 1 литр 100 % спирта — с 1 января до 31 декабря 2017 года;

— с 01.01.18 г. применяется ставка акцизного налога, определенная п.п. 215.3.1 НКУ (п.п. 2 п. 34 разд. I Закона № 5503).

* Если буквально понимать эту норму, то каждый год дата 31 декабря выпадает из указанного периода. Однако мы уверены, что законодатель здесь просто некорректно использовал терминологию и хотел сказать, что речь идет о периоде с 1 января по 31 декабря (включительно).

Напомним: до принятия Закона № 5503 предусматривалось, что с 01.01.13 г. такие алкогольные напитки будут облагаться акцизным налогом по ставке, определенной п.п. 215.3.1 НКУ, составлявшей 45,87 грн. за 1 литр 100 % спирта.

Кроме того, также установлено поэтапное увеличение (с 01.01.14 г. и с 01.01.15 г.) ставок акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства (минимальных ставок) на сигареты с фильтром и без фильтра (п. 34 разд. I Закона № 5503);

2) сбор за первую регистрацию транспортного средства. Ставки налога увеличены почти на 8 % (п. 15 разд. I Закона № 5503);

3) экологический налог. Базовые ставки экологического налога за все виды загрязнения окружающей природной среды возросли приблизительно на 7,9 % (пп. 16 — 21 разд. I Закона № 5503). Заметим, что новые ставки экологического налога, содержащиеся в ст. 243, 244, 245 и 246 НКУ, в 2013 году будут применяться в размере 75 % (п. 1 подразд. 5 разд. XX НКУ);

4) плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Ставки платы увеличены почти на 10 % (п. 22 разд. I Закона № 5503);

5) налог за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена. Для таких земельных участков ставка платы за землю возросла почти на 8 % (п. 23 разд. I Закона № 5503);

6) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины. Ставки сбора повышены приблизительно на 8 % (п. 31 разд. I Закона № 5503);

7) сбор за специальное использование воды. Ставки сбора увеличены почти на 10 % (п. 32 разд. I Закона № 5503);

8) сбор за специальное использование лесных ресурсов. Ставки этого сбора также возросли почти на 10 % (п. 33 разд. I Закона № 5503).

Пересмотр (индексация) ставок налогов и сборов с учетом индексов потребительских цен предусмотрен в п. 4 разд. XIX НКУ. Однако размер такой «индексации» не имеет никакого отношения к фактическим темпам инфляции.

Еще раз обращаем внимание, что Закон № 5503 опубликован 04.01.13 г., поэтому именно с этой даты должны применяться новые ставки. На сегодняшний день налоговики еще не предоставили разъяснения по этому вопросу. Однако, ориентируясь на подобную ситуацию, существовавшую в прошлом году, а также на прошлогоднюю позицию налоговиков по этому поводу (см. письма ГНСУ от 20.01.12 г. № 2056/ 7/ 15-2217з, от 07.02.12 г. № 3629/7/15-2117*, от 13.03.12 г. № 7224/ 7/ 15-2117**, от 22.02.12 г. № 5157/ 7/ 15-2117 и от 28.02.12 г. № 5847/ 15-2117), можем предположить, что применять новые ставки следует с даты опубликования Закона № 5503, т. е. с 04.01.13 г.

* См. ком. «Радиочастотный сбор: правила определения ставок на январь 2012 года» // «БН», 2012, № 7, с. 11.

** См. ком. «Ресурсные платежи: ГНСУ объяснила, как отчитываться за I квартал 2012 года» // «БН», 2012, № 15, с. 8.

В связи с этим возникает новый вопрос: как в таком случае заполнять декларации по соответствующим налогам и сборам? Ориентируясь на прошлогоднюю практику, можно предположить, что субъектам хозяйствования придется заполнять отчетность одним из следующих способов:

— или двумя отдельными строками в одной декларации с соответствующим примечанием в этих строках о периоде применения ставок (например, земельный налог и сбор за спецводопользование поверхностными и подземными водами),

— или в двух отчетных Налоговых декларациях, в каждой из которых нужно будет указать период, за который она подается (например, сбор за спецводопользование для нужд гидроэнергетики),

— или в двух приложениях к налоговой декларации, подаваемой за соответствующий период (например, экологический налог или плата за недра),

— или одной строкой в одной декларации. При этом налог будет рассчитан как средневзвешенное значение старых и новых ставок (например, лесной сбор).

Будем ждать своевременных разъяснений налоговиков по этому поводу.

 


Особенности уплаты акцизного налога

Освобождение от налогообложения. С 04.01.13 г. освобождаются от обложения акцизным налогом подакцизные товары (продукция), ввезенные на таможенную территорию Украины, не только в случае дальнейшего изготовления из такого сырья другой подакцизной готовой продукции на таможенной территории Украины, но и в случае реализации ее на экспорт. Чтобы воспользоваться такими льготами, субъекты хозяйствования, как и ранее, должны предъявить таможенному органу лицензии на право производства (кроме производства нефтепродуктов) (п. 11 разд. I Закона № 5503).

Кроме того, в новой редакции п.п. 213.3.6 НКУ предусмотрено, что освобождаются от налогообложения также и табачно-ферментационные заводы в случае ввоза на таможенную территорию Украины табачного сырья и реализации такого сырья производителям табачных изделий.

Уплата налога за табачные изделия. Уточнены правила уплаты акцизного налога производителями табачных изделий. Эти плательщики должны перечислять акцизный налог в бюджет дважды (п.п. 222.1.2 НКУ):

— при приобретении акцизных марок. При этом налог рассчитывается для сигарет с фильтром и без фильтра исходя из минимальных ставок акцизного налога, установленных п.п. 215.3.3 НКУ, для других табачных изделий — в соответствии с базовыми ставками, установленными п.п. 215.3.2 НКУ;

— в день подачи налоговой декларации (доплата). Уплата налога (доплата) в этом случае происходит не всегда, а только в случае необходимости, т. е. тогда, когда по результатам окончательного расчета обнаружится, что размер налога, рассчитанный по базовым ставкам (п.п. 215.3.2 НКУ) и отраженный в декларации, оказался больше уплаченного размера налога при приобретении акцизных марок. Такая доплата чаще всего будет происходить при реализации сигарет с фильтром и без фильтра, поскольку уплачивать налог при приобретении акцизных марок за такие товары следует по минимальным ставкам акцизного налога, а рассчитывать налог в декларации — по базовым (п. 13 разд. I Закона № 5503).

 


Производство и реализация алкоголя

Реализация спирта. Установлены новые требования к правилам отпуска спирта этилового и ликеро-водочных изделий (п. 14 разд. I Закона № 5503):

1) отпуск спирта этилового с акцизных складов теперь будет происходить исключительно при наличии расходомера-счетчика, который должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового (п. 230.1 НКУ и ч. 5 ст. 2 Закона № 481);

2) ввоз спирта, водки и ликеро-водочных изделий на акцизный склад, а также отгрузка водки и ликеро-водочных изделий с такого склада будет происходить только при наличии заполненной товарно-транспортной накладной, зарегистрированной в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков (пп. 230.13, 230.15, 230.17-230.18 НКУ*).

* Подробнее см. статью «Товарно-транспортная накладная: правила использования» // «БН», 2012, № 43, с. 15.

Порядок ведения таких реестров устанавливается Кабмином (пока еще не утвержден). До вступления в силу таких подзаконных актов субъекты хозяйствования, на наш взгляд, будут осуществлять отпуск спирта, водки и ликеро-водочных изделий по старым правилам.

Производство алкогольных напитков. Чтобы получить лицензию на производство коньяка, субъект хозяйствования должен использовать не менее 30 % (до этого было не менее 25 %) спирта коньячного собственного производства или спирта коньячного, выкуренного в Украине из виноматериалов, произведенных из отечественного сырья, и выдержанного не менее трех лет, в пересчете в абсолютный алкоголь.

Для субъектов хозяйствования, получивших лицензию на производство коньяков до 01.01.10 г., такое условие будет введено постепенно до 01.01.17 г. (изменения внесены п.п. 1 п. 2 разд. ІІ Закона № 5503 в ст. 18 Закона № 481).

Напомним, что в случае несоблюдения условий по использованию в производстве удельного веса спирта коньячного собственного производства лицензия на производство коньяков подлежит аннулированию. При этом такое аннулирование влечет за собой автоматическое аннулирование лицензий на импорт, экспорт спирта коньячного таким субъектом хозяйствования, а получить новую лицензию субъект хозяйствования либо его правопреемники смогут лишь после окончания 36 месяцев, следующих за месяцем такого аннулирования (ст. 3 Закона № 481, п.п. 1 ст. 2 разд. ІІ Закона № 5503).

Использование акцизных марок. Подкорректированы также правила изменения акцизных марок старого образца на марки нового образца. Так, отныне при изменении образца марок акцизного налога уже закупленные марки предыдущего образца будут применяться в производстве алкогольных напитков и табачных изделий не как раньше — до их полного использования, а в течение 12 месяцев с даты введения марок нового образца (ч. 4 ст. 11 Закона № 481).

При этом маркированные марками предыдущего образца алкогольные напитки могут находиться в обращении в течение 12 месяцев с даты введения марок нового образца, а после истечения этого срока подлежат обмену на марки нового образца, к тому же бесплатно.

Что касается табачных изделий с устаревшими марками, то они также будут находиться в обращении 12 месяцев со дня введения марок нового образца, а затем считаются немаркированными, а следовательно, их продажа на территории Украины запрещается (п.п. 1 п. 2 разд. ІІ Закона № 5503).

Заметим: абзацем пятым ч. 4 ст. 11 Закона № 481 предусмотрено, что изменения в ст. 11 Закона № 481 вступают в силу не ранее чем через 18 месяцев со дня опубликования закона, которым предусмотрено внесение таких изменений. Похоже, что авторы Закона № 5503 не учли эту специальную норму. Поэтому имеем правовую коллизию относительно даты вступления в силу изменений в правилах использования «старых» марок акцизного налога. Надеемся, что в ближайшее время компетентные органы внесут ясность в этот вопрос.

Ответственность. Усилена ответственность за производство, хранение, транспортировку и реализацию фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий, а также за реализацию алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца либо с поддельными марками акцизного налога. Теперь за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 200 % стоимости товара, но не менее 8500 грн. (новая редакция абзаца пятнадцатого ст. 17 Закона № 481). До этого размер штрафа составлял 100 % стоимости товара, но не менее 1700 грн. (п.п. 1 ст. 2 разд. ІІ Закона № 5503).

 


Другие изменения

Хмелесбор. Законом № 5519 внесены изменения и в правила взимания сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — хмелесбор). Изменения вступили в силу с 03.01.12 г. Теперь:

— порядок уплаты сбора регулируется п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, а не Законом о хмелесборе (утратил силу), как это было ранее;

— сбор будет взиматься до 01.01.18 г. (а не как раньше планировалось, до 31.12.14 г.).

В целом же правила взимания хмелесбора, несмотря на изменение нормативно-правового акта, которым регулируется его уплата, остались неизменными:

1) плательщики хмелесбора — субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво (п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

2) объектом налогообложения является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме (п.п. 1.3 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

3) ставка сбора —1,5 % объекта налогообложения;

4) подавать Расчет суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, форма которого на сегодняшний день утверждена приказом ГНАУ от 01.12.09 г. № 671, нужно ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, в орган ГНС по месту пребывания на налоговом учете. А уплачивать налог следует в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Расчета.

В связи с этим актуальной остается статья «Хмелесбор: правила взимания» // «БН», 2012, № 7, с. 37.

Новшества в проверочной деятельности налоговых органов. Закон № 5503 коснулся и проверочной тематики. В этом вопросе хотим обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, из п. 50.2 НКУ исключается слово «выездных». В результате плательщики налогов теперь будут лишены права подавать уточняющие расчеты при любых документальных проверках (как плановых или внеплановых, так и выездных или невыездных). Однако главное для данного запрета — чтоб проверка была документальной, что как минимум требует решения (приказа) руководителя налогового органа о проведении проверки (см. пп. 77.4, 78.4, 79.1, 79.2 НКУ).

Во-вторых, Закон № 5503 дополняет НКУ новым видом проверок — документальной невыездной внеплановой электронной проверкой (далее — электронная проверка).

Сразу спешим отметить, что электронные проверки являются добровольными. Они проводятся исключительно по заявлению плательщика налогов, которое при этом должно быть подано не менее чем за 10 календарных дней до ожидаемой даты начала проверки. При этом по результатам их проведения налоговый орган не вправе самостоятельно начислять (доначислять) налоговые обязательства и, как следствие, применять штрафные санкции, о чем свидетельствует как само определение электронных проверок (см. новый абзац шестой п.п. 75.1.2 НКУ), так и изменения в пп. 50.1, 50.3, п.п. 54.3.2 НКУ. Если в результате проведения электронной проверки налоговый орган выявит занижение или завышение налоговых обязательств, то такое несоответствие налоговых обязательств исправляется путем подачи плательщиком налогов уточняющего расчета, если, конечно, плательщик не оспаривает результаты электронной проверки.

И только в случае, если налогоплательщик в течение 20 рабочих дней после оформления результатов электронной проверки не подаст в орган налоговой службы уточняющий расчет с исправлением ошибок, выявленных в ходе электронной проверке, у налогового органа появляется право на проведение внеплановой налоговой проверки, по результатам которой уже и будет проведено доначисление налогов (изменения в п. 50.3 НКУ).

Также следует отметить, что воспользоваться сервисом электронных проверок смогут не все субъекты. Так, согласно определению электронных проверок они будут доступны только плательщикам налогов с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с п. 77.2 НКУ. Однако и это не все: подразд. 10 разд. ХХ НКУ будет дополнен новым п. 16, условия которого предусматривают поэтапное введение электронных проверок:

с 01.01.14 г. — для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

с 01.01.15 г. — для субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса;

с 01.01.16 г. — для всех прочих налогоплательщиков.

НДФЛ и аннулирование (прощение) долга физлицу. В п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ уточнено, что должник самостоятельно обязан задекларировать доход и уплатить сумму НДФЛ по итогам отчетного года в случае как аннулирования, так и прощения долга кредитором. При этом ранее с кредитора снималась обязанность по выполнению относительно таких доходов функций налогового агента, если он уведомит должника о своем решении заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 12 разд. І Закона № 5519). Сейчас кредитор на выбор может:

— либо направить такое письмо об аннулировании (прощении) долга,

— либо заключить соответствующий договор,

— либо предоставить уведомление должнику лично под роспись.

Как и прежде, кредитор отражает сумму аннулированного (прощенного) долга в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «126» (допблаго).

Доход физлиц от принудительной продажи заложенного имущества. Из-под налогообложения вывели доходы физического лица от реализации заложенного имущества при обращении на такое имущество взыскания финансовым учреждением. Ранее согласно п.п. 164.2.7 НКУ в налогооблагаемый доход физического лица включалась положительная разница между суммой средств, полученной налогоплательщиком от финансового учреждения после реализации заложенного имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансовым учреждением на такое имущество в связи с невыполнением налогоплательщиком своих обязательств по договору кредита (ссуды), суммой фактически оплаченных налогоплательщиком обязательств по такому договору кредита (ссуды) и суммой, которая удержана финансовым учреждением в счет компенсации своих расходов/потерь (включая остаток непогашенной налогоплательщиком суммы финансового кредита). Сейчас эти положения исключены.

Более того, в перечне доходов, не включаемых в облагаемые НДФЛ, теперь прямо прописано, что сюда попадают доходы, полученные в результате реализации заложенного имущества, имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансовым учреждением на такое имущество в связи с невыполнением плательщиком налога своих обязательств по договору кредита (ссуды) (обновленная редакция п.п. 165.1.16 НКУ, п.п. 1 п. 16 разд. І Закона № 5519).

 


Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о государственной налоговой службе и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.12 г. № 5083-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о пересмотре ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.12 г. № 5503-VI.

Закон № 5519 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о дальнейшем усовершенствовании администрирования налогов и сборов» от 06.12.12 г. № 5519-VI.

Закон № 3273 — Закон Украины «Об ипотечных облигациях» от 22.12.2005 г. № 3273-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/ 95-ВР.

Закон о хмелесборе — Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

Перечень № 400 — Перечень типовых операций по расчетно-кассовому обслуживанию, которые в соответствии с подпунктом 196.1.5 пункта 196.1 статьи 196 раздела V Налогового кодекса Украины не являются объектом налогообложения, утвержденный постановлением Правления НБУ от 15.11.11 г. № 400.

Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 01.11.11 г. № 1379.

ЕН — единый налог.

Заявление на ЕН — Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденное приказом МФУ от 20.12.11 г. № 1675.

ИСИ — институты совместного инвестирования.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)