Обязательная электронная отчетность и документооборот по НДС в Налоговом кодексе Украины
С каждым годом мы с вами уделяем все большее внимание вопросам электронной отчетности и документооборота. Их актуальность из года в год растет, для многих категорий налогоплательщиков и страхователей электронная форма подачи отчетности становится обязательной. Так, с 1 января 2011 года вводится обязательная подача налоговой отчетности в электронной форме средними и крупными предприятиями. Создается также Единый реестр налоговых накладных, в котором посредством телекоммуникационной связи необходимо будет регистрировать налоговые накладные со значительными суммами НДС. Все это предусмотрено Налоговым кодексом Украины, о котором и пойдет речь в статье.
ЭЛЕКТРОННАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДЛЯ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Вообще-то, подобно действующему ныне законодательству, раздел II Налогового кодекса (далее — НК) предусматривает три способа подачи отчетности:
а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на то лицом;
б) по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.3 ст. 49 НК).
Однако налогоплательщикам, которые относятся к крупным и средним предприятиям, такого выбора не оставили. Они обязательно должны будут подавать налоговые декларации в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.4 ст. 49 НК).
Напомним, что критерии отнесения предприятий к той или иной категории (малых, средних, крупных) в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год установлены ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины.
Малыми (независимо от формы собственности) считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн грн. Отметим, что аналогичный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства установлен Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III. Правда, в этом Законе совершенно четко использован союз «и» между критериями среднеучетной численности и валового дохода, что абсолютно исключает разночтения в переходных случаях, когда «не больше 50 чел., но больше 70 млн» и наоборот.
Крупными предприятиями считаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму в 100 млн грн.
Все остальные предприятия считаются средними.
Важно! Если среднеучетная численность работников предприятия за отчетный год превышает 50 человек и/или объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн., предприятие обязано сдавать отчетность в электронной форме.
Как и сейчас, налоговая декларация, поданная средствами электронной связи, считается принятой при наличии квитанции о получении (п.п. 49.9.1 ст. 49 НК). Что же касается более детального порядка взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе обмена электронными документами, то до внедрения государственного Единого окна подачи электронной отчетности следует руководствоваться ныне действующим Порядком подготовки и подачи налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденным приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233 (это предусмотрено в п. 9 подраздела 10 Переходных положений НК).
будет создано государственное ЕДИНОЕ ОКНО ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Видимо, чтобы «подсластить пилюлю» обязательной электронной отчетности для средних и крупных предприятий, авторы Налогового кодекса пообещали создать на государственном уровне систему «Единое окно подачи электронной отчетности», которая будет полностью находиться в государственной собственности. С помощью этой системы планируется принимать не только налоговую отчетность, но и другие виды обязательной отчетности в министерства, органы государственной власти и фонды общеобязательного государственного страхования (п. 49.17 ст. 49 НК). Не исключает НК и предоставления через Единое окно других услуг (каких именно — узнаем, когда система начнет создаваться).
Единое окно должно будет обеспечивать поддержку работы средств электронной цифровой подписи всех аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК), которые работают на рынке Украины в соответствии с действующим законодательством. То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции НК исчезли положения о том, что центр сертификации ключей является неотъемлемой частить системы Единого окна и что ключи должны предоставляться бесплатно. Видимо, кое-кто позаботился о том, чтобы бизнес владельцев ныне действующих АЦСК не пострадал.
Кстати, из окончательной редакции ст. 49 НК исчезло еще одно обещание, которое было в проекте, — о том, что услуги Единого окна будут предоставляться бесплатно. Конечно, окно будет оставаться в госсобственности, но это не гарантирует того, что услуги будут предоставляться бесплатно. Тем более что в некоторых соседних нормах п. 49.17 ст. 49 НК, где «бесплатность» захотели оставить, ее оставили (в частности, там, где речь идет о бесплатном доступе плательщиков к описаниям форматов (стандартов) и структуры электронных документов). Не значит ли это, что за электронную отчетность снова собираются требовать деньги, только на этот раз под видом государственных платных услуг? Время покажет.
То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО НДС
Вероятно, вы помните, как немногим больше года тому назад ГНАУ, прикрываясь незаконным распоряжением КМУ от 23.09.2009 г. № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных», пыталась вынудить всех плательщиков подавать отчетность через Спецоператора электронной отчетности под предлогом того, что Центр обработки электронной отчетности (ЦОЭО) будет полностью загружен приемом налоговых накладных в Общий реестр налоговых накладных. Тогда планам не суждено было сбыться — Президент остановил действие нашумевшего распоряжения КМУ.
Но то, что не получилось у бывшего правительства, похоже, воплотит в жизнь правительство нынешнее. В соответствии с НК создается Единый реестр налоговых накладных (ЕРНН) — реестр сведений о налоговых накладных и расчетах корректировки, который ведется центральным органом государственной налоговой службы в электронном виде согласно предоставленным плательщиками НДС электронным документам (п.п. 14.1.60 ст. 14 НК). Порядок ведения ЕРНН будет утвержден Кабмином.
Схема документооборота с участием ЕРНН в общих чертах показана на рисунке. Пунктом 201.10 ст. 201 НК установлены следующие правила такого документооборота.
Общее правило звучит таким образом: при осуществлении операций по поставке товаров/услуг продавец — плательщик НДС обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в ЕРНН.
Впрочем, регистрации в ЕРНН подлежат далеко не все налоговые накладные. Регистрировать или не регистрировать — зависит от суммы НДС в налоговой накладной.
Согласно п. 11 подраздела 2 Переходных положений НК регистрация налоговых накладных продавцами в ЕРНН внедряется для тех плательщиков НДС, у которых сумма НДС в одной налоговой накладной превышает:
— 1 млн грн. — с 1 января 2011 года;
— 500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года;
— 100 тыс. грн. — с 1 июля 2011 года;
— 10 тыс. грн. — с 1 января 2012 года.
Налоговая накладная, в которой сумма НДС не превышает 10 тыс. грн., не подлежит включению в ЕРНН. Подчеркиваю, речь идет именно о сумме НДС в налоговой накладной, а не о ее общей сумме. Поэтому с 1 января 2011 волноваться о регистрации налоговых накладных предстоит немногим. А вот через год это уже станет насущным вопросом, поскольку налоговая накладная с суммой НДС, превышающей 10 тыс. грн., — совсем не редкость.
Выяснив, какие же налоговые накладные подлежат включению в ЕРНН, вернемся к правилам документооборота. Чем же подтверждается включение налоговой накладной в реестр?
В качестве подтверждения продавцу о принятии его налоговой накладной (и/или расчета корректировки) в ЕРНН придет квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая высылается в течение операционного дня. При этом датой и временем предоставления налоговой накладной (расчета корректировки) в электронном виде являются дата и время, зафиксированные в квитанции.
Если отправленные налоговые накладные и/или расчеты корректировки сформированы с нарушением требований раздела V НК в части обязательных реквизитов налоговой накладной (п. 201.1 ст. 201) или оснований и порядка проведения корректировки (п. 192.1 ст. 192), то в течение операционного дня продавцу направляется квитанция о непринятии с указанием причин.
Если в течение операционного дня не посланы квитанции о принятии или непринятии, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Единственном реестре налоговых накладных.
Покупатель в свою очередь имеет право сверять данные полученной налоговой накладной на соответствие с данными Единственного реестра налоговых накладных. Более того, он просто вынужден это делать, поскольку п. 201.10 ст. 201 НК содержит следующее штрафоопасное ограничение.
Важно! Отсутствие факта регистрации продавцом налоговых накладных в ЕРНН и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дают права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в такой налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.
Выявление расхождений данных налоговой накладной и ЕРНН является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.
Кстати, в случае нарушения продавцом порядка регистрации налоговой накладной в ЕРНН, так же как и в случае нарушения порядка ее заполнения, покупатель может пожаловаться на продавца и, приложив к декларации подтверждающие закупку документы, все же показать налоговый кредит. Но продавца в таком случае ждет «проверка с пристрастием».
А при проверках крупных плательщиков обязывают подавать все копии первичных документов и учетных регистров бухгалтерского и налогового учета в электронном виде (п. 85.2 ст. 85 НК).
Напоследок несколько слов об уже набивших оскомину электронных копиях реестров налоговых накладных. В НК сохраняется обязанность всех плательщиков НДС подавать их вместе с налоговой декларацией по НДС. Но теперь также устанавливается обязательность ведения реестров в электронном виде (п. 201.15 ст. 201 НК).
Если по данным реестров выданных и полученных налоговых накладных, предоставленных в электронном виде, налоговые органы выявляют расхождения между данными контрагентов, они сообщают об этом плательщику налога. При этом плательщик налога в течение 10 дней после получения такого сообщения имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций, предусмотренных разделом II НК. Вот такая «амнистирующая» норма содержится в п. 201.6 ст. 201 НК.
На этом различная «электронщина» в Налоговом кодексе Украины исчерпывается. Но как вы сами могли убедиться, множество вопросов требуют урегулирования на уровне подзаконных актов, а также правильного технического внедрения. Особенно беспокоит регистрация налоговых накладных в ЕРНН. Ведь эта система должна работать безукоризненно, для того чтобы проблемы с этим реестром не стали искусственным ограничением на включение покупателями в налоговый кредит тех налоговых накладных, по которым процедура регистрации прошла с какими-то сбоями (ведь, как мы знаем, сегодня даже квитанции о приеме электронной отчетности не всегда приходят вовремя). Конечно, хочется оставаться оптимистом. Но как бы ни начали развиваться события, «Б & К» всегда будет держать вас в курсе. До встречи в 2011 году!
Наш сайт корисний для вас?
Отримуйте першими актуальні новини!
Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи