1809 0

Налоговики отказали в приеме налоговой декларации: что делать?

24.01.13
Изобретательность налоговиков в плане способов «усложнить жизнь» налогоплательщикам не имеет границ. Одним из таких способов является отказ в приеме налоговых деклараций. Конечно, можно подать налоговую декларацию повторно, однако если в результате такого отказа плательщик налогов пропустил срок ее подачи, необходимо уплатить штрафные санкции, однако налоговики могут снова не принять налоговую декларацию, а порой из-за начала налоговой проверки подать декларацию вообще невозможно. Тогда выход один — обжаловать отказ ГНИ принять налоговую декларацию. Как бороться с отказом в приеме налоговой декларации, куда жаловаться и на что ссылаться в своих жалобах, читайте в данной статье.


 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2939 — Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

Закон № 3674 — Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI.

Закон № 5515 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI.

Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12 — Информационное письмо Высшего административного суда Украины «Об отказе в приеме налоговых деклараций» от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12.

Письмо ГНС № 7219/6/15-1215 — письмо Государственной налоговой службы Украины «Об основаниях для отказа в приеме декларации» от 24.04.2012 г. № 7219/6/15-1215.

Письмо ГНСУ № 7470/7/15-1217 — письмо Государственной налоговой службы Украины «О недопущении превышения полномочий» от 16.03.2012 г. № 7470/7/15-1217.

 


Что такое налоговая декларация

и каковы ее обязательные реквизиты?

Сначала определимся, что является налоговой декларацией и каковы ее обязательные реквизиты.

Налоговая декларация — документ, подаваемый налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога (п. 46.1 ст. 46 НКУ).

На сегодняшний день к налоговым декларациям относятся:

— налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия (форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2011 г. № 1213);

— налоговая декларация плательщика единого налога — физического лица (форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 21.12.2011 г. № 1688);

— налоговая декларация плательщика единого налога — юридического лица (форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 21.12.2011 г. № 1688);

— налоговая декларация об имущественном состоянии и доходах (форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 07.11.2011 г. № 1395);

— налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492);

— декларация по акцизному налогу (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1030);

— налоговая декларация по экологическому налогу (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1010);

— налоговая декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1015);

— налоговая декларация по сбору за места для парковки транспортных средств (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1014);

— налоговая декларация по туристическому сбору (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1014);

— налоговая декларация по сбору за специальное использование воды (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1009);

— налоговая декларация по фиксированному сельскохозяйственному налогу (форма которой утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1016).

Под обязательными реквизитами налоговой декларации понимается информация, которую должна содержать форма налоговой декларации и при отсутствии которой документ утрачивает определенный НКУ статус с наступлением предусмотренных законом юридических последствий (п. 48.2 ст. 48 НКУ).

Ниже приведем перечень характеристик декларации, являющихся обязательными реквизитами, поскольку это играет ключевую роль при приеме/неприеме налоговой декларации(!).

Поэтому обязательными реквизитами налоговой декларации являются:

— тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

— отчетный (налоговый) период, за который подается налоговая декларация;

— уточняемый отчетный (налоговый) период (для уточняющего расчета);

— полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика налогов согласно регистрационным документам;

— код плательщика налогов согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серий и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

— местонахождение (местожительство) плательщика налогов;

— наименование органа государственной налоговой службы, в который подается отчетность;

— дата подачи отчета (или дата заполнения — в зависимости от формы);

— инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек либо другие сведения должностных лиц плательщика налогов;

— подписи плательщика налога — физического лица и/или должностных лиц плательщика налога, определенных НКУ, заверенные печатью плательщика налога (при наличии) (п. 48.3 ст. 48 НКУ).

В частных случаях (например, подача налоговой декларации по НДС, таможенной декларации) форма налоговой декларации дополнительно может содержать такие обязательные реквизиты, как:

— отметка об отчетности по специальному режиму;

— код вида экономической деятельности (КВЭД);

— код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

— индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный период (п. 48.4 ст. 48 НКУ).

Внимание! Относительно подписания налоговой декларации следует соблюдать следующие требования:

1) для юридических лиц — подписывается руководителем плательщика налогов (директором, генеральным директором, председателем и т. п.)

либо уполномоченным лицом (представителем на основании доверенности),

а также главным бухгалтером (лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в орган государственной налоговой службы;

а в случае отсутствия бухгалтера (главного бухгалтера) — только руководителем;

2) для физических лиц — подписывается самим плательщиком налогов

или законным представителем (на основании нотариально удостоверенной доверенности, родителями за малолетнего или несовершеннолетнего ребенка — обязанность по заполнению и подаче налоговой декларации от имени плательщика налога возлагается на таких лиц, в частности, опекуна или попечителя — по доходам, полученным несовершеннолетним лицом либо лицом, признанным судом недееспособным на основании п. 179.6 ст. 179 НКУ);

3) для налоговой декларации в бумажной форме — необходимо наличие оригинала подписи. Внимание! Факсимиле подписи не допускается;

4) для налоговой декларации в электронной форме — необходимо наличие электронной цифровой подписи плательщика налога.

 


Каковы основания отказа в приеме налоговой декларации?

Налоговая декларация подается одним из следующих способов (п. 49.3 ст. 49 НКУ):

а) лично плательщиком налогов (или уполномоченным на это лицом);

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описанием вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, — обязательно для плательщиков, относящихся к крупным и средним предприятиям).

Сама же процедура приема налоговой декларации заключается в следующем. Налоговая декларация, подаваемая в ГНИ, попадает к работнику налоговой. При этом должностное лицо этой ГНИ осуществляет ряд последовательных действий:

1) проверяет наличие и достоверность заполнения обязательных реквизитов;

2) регистрирует налоговую декларацию в день ее получения органом государственной налоговой службы (Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12).

Следует отметить, если плательщик налогов считает, что форма (реквизиты и другие данные) налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, увеличивает либо уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НКУ по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. В случае необходимости плательщик налогов может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнение к такой декларации, составленные по произвольной форме, которая считается неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его подачи (п. 46.4 ст. 46 НКУ).

Внимание! Налоговая отчетность, составленная с нарушением норм ст. 48 НКУ (т. е. при отсутствии обязательных реквизитов или подписи уполномоченных лиц), не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных п. 46.4 ст. 46 НКУ (п. 48.7 ст. 48 НКУ).

Именно на этом основании и со ссылкой на эту норму налоговики не принимают налоговые декларации. Однако это не значит, что плательщик, подав налоговую декларацию, может не узнать о ее неприеме. Прием налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы. Однако при приеме налоговой декларации ГНИ обязана проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов. Другие показатели, указанные в налоговой декларации плательщика налогов, до ее приема проверке не подлежат (п. 49.8 ст. 49 НКУ). НКУ предусматривает специальную процедуру в случае отказа ГНИ в приеме налоговой декларации.

Должностное лицо ГНИ обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом государственной налоговой службы. Налоговая декларация, поданная плательщиком, также считается принятой:

— при наличии на всех листах, из которых состоит налоговая декларация, и, по желанию плательщика налогов, на ее копии, отметки (штампа) ГНИ с указанием даты ее получения, или квитанции о получении налоговой декларации в случае ее подачи средствами электронной связи, или почтового уведомления с отметкой о вручении органа государственной налоговой службы, при направлении налоговой декларации по почте;

— в случае если ГНИ не направляет плательщику налогов уведомление об отказе в приеме налоговой декларации или не направляет его плательщику налогов в установленный этой статьей срок (п. 49.9 ст. 49 НКУ).

Поэтому в случае подачи налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пп. 48.3 и 48.4 ст. 48 НКУ (обязательных реквизитов), такой орган государственной налоговой службы обязан направить такому налогоплательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа:

— в случае получения такой налоговой декларации, направленной по почте или средствами электронной связи, — в течение 5 рабочих дней со дня ее получения;

— в случае получения такой налоговой декларации лично от плательщика налога или его представителя — в течение 3 рабочих дней со дня ее получения (п. 49.11 ст. 49 НКУ).

Необходимо отметить: императивный характер ст. 49 НКУ означает, что налоговый орган не имеет права не принять фактически полученную налоговую декларацию, поданную плательщиком налогов лично или через представителя, по почте или средствами электронной связи (Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12).

Исходя из положений ч. 2 ст. 19 Конституции органы государственной власти и органов местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Таким образом, единственным основанием для отказа в приеме налоговой декларации является отсутствие или недостоверность заполнения всех обязательных реквизитов налоговой декларации.

Следовательно, при отсутствии обязательных реквизитов налоговая декларация вообще не считается налоговой отчетностью (п. 48.7 ст. 48 НКУ), а в случае их недостоверности считается таковой, однако не принимается ГНИ (п. 49.11 ст. 49 НКУ).

Отказ же в приеме налоговой декларации по каким-либо другим причинам, включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение либо отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств, недостоверность или незаполнение необязательных реквизитов, отсутствие лица по его местонахождению, неподтверждение сведений о плательщике налогов в ЕГРПОУ является незаконным.

Отказ должностного лица ГНИ принять налоговую декларацию по каким-либо причинам, не определенным в ст. 49 НКУ, запрещается (п. 49.10 ст. 49 НКУ).

Анализ судебной практики свидетельствует, что основанием для отказа налогового органа признать налоговую отчетность в качестве налоговой декларации являются такие дефекты ее заполнения, которые влияют на администрирование налога органом государственной налоговой службы. А вот дефекты, не влияющие на показатели поданной декларации (например, неуказание плательщиком в поданной декларации номеров строк, количества листов приложений в налоговой декларации), не приводят к невозможности либо усложнению проверки налоговым органом указанных в ней данных, поэтому не может иметь следствием непризнание декларации документом налоговой отчетности (определение ВАСУ от 22.08.2012 г. по делу № К-37964/10, http://reyestr.court.gov.ua/Review/25743887).

 


Примеры наиболее частых отказов в приеме декларации

 и аргументы «за» плательщиков налогов

Определив общее правило о законности отказа ГНИ в приеме налоговой отчетности, приведем наиболее часто встречающиеся конкретные примеры, освещенные в письмах ГНС и судебной практике:

— как указывает ГНС, декларирование отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль не может быть основанием для отказа в приеме налоговыми органами налоговой декларации плательщика налога на прибыль (письмо ГНСУ № 7470/7/15-1217);

— независимо от способа подачи, в случае составления плательщиком налога налоговой декларации с соблюдением ст. 48 и 49 НКУ наличие прочерков в такой налоговой декларации не может быть основанием для отказа в ее приеме налоговыми органами (письмо ГНС № 7219/6/15-1215);

— подача уточняющей налоговой декларации по налогу на прибыль после завершения проведения проверки и составления акта проверки не противоречит предписаниям п. 51.2 ст. 51 НКУ, а следовательно, решение ГНИ о непризнании отчетности не основывается на нормах НКУ и не учитывает фактических обстоятельств, связанных с подачей уточняющей налоговой декларации, поэтому является незаконным (постановление окружного административного суда г. Киева от 12.01.2012 г. по делу № 2а-17773/11/2670, http://reyestr.court.gov.ua/Review/21083932);

— противоправным является отказ в приеме налоговой отчетности в связи с составлением ГНИ акта о невозможности проведения встречной сверки (постановление Харьковского окружного административного суда от 02.08.2012 г., определение Харьковского апелляционного административного суда от 12.11.2012 г. по делу № 2-а-7412/12/2070, http://reyestr.court.gov.ua/Review/25497054);

— поскольку в НКУ дано четкое определение налогового адреса юридического лица, то в налоговой декларации подлежит указанию именно адрес, содержащийся в ЕГРПОУ, что в свою очередь и сделал истец, а поэтому суд пришел к выводу, что действия ГНИ по непризнанию налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в качестве налоговой отчетности являются противоправными (постановление Днепропетровского окружного административного суда от 20.06.2011 г. по делу № 2а/0470/4289/11, http://reyestr.court.gov.ua/Review/16472849);

возбуждение уголовного дела в отношении директора не установлено НКУ в качестве основания для отказа в приеме налоговой декларации, поэтому суд считает действия ГНИ совершенными вопреки ст. 19 Конституции Украины, а решение — нарушившим права и охраняемые законом интересы истца (постановление Днепропетровского окружного административного суда от 14.06.2011 г. по делу № 2а/0470/4295/11, http://reyestr.court.gov.ua/Review/17295422).

Зато в случае неподачи в ГНИ приложений к налоговой декларации по НДС такая налоговая декларация не признается налоговой декларацией (см. ответ на вопрос из Единой базы налоговых знаний из раздела 130.40), поскольку неотъемлемыми частями налоговой декларации являются собственно приложения к декларации (п. 46.1 НКУ).

Также, если реквизит «Дата подачи» не совпадает с датой фактической подачи декларации (т. е. декларация напечатана раньше, чем подана), орган ГНС обязан направить такому плательщику налогов письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа (ответ из Единой базы налоговых знаний, код 020.02).

 


Каков порядок обжалования отказа ГНИ в приеме декларации?

При получении отказа органа государственной налоговой службы в приеме налоговой декларации плательщик налогов имеет право:

— подать налоговую декларацию и уплатить штраф в случае нарушения срока ее подачи;

— обжаловать решение органа государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном ст. 56 НКУ (п. 49.12 ст. 49 НКУ).

Обжалование такого отказа может происходить в административном или судебном порядке, а также сначала в административном, а затем — в судебном порядке. О таком обжаловании необходимо в письменном виде уведомить ГНИ, принявшую обжалуемое решение (п. 56.6 ст. 56 НКУ).

Однако ГНИ может «забыть» направить плательщику налогов уведомление об отказе в приеме налоговой декларации. В этом случае плательщику нечего обжаловать в суде. Однако налогоплательщик может обратиться в ГНИ с письменным запросом о получении публичной информации и требовать в 5-дневный срок предоставить информацию о приеме либо неприеме налоговой декларации и причинах неприема. В запросах должны быть указаны:

1) имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;

2) общее описание информации или вид, название, реквизиты либо содержание документа, относительно которого сделан запрос, если запрашивающему это известно;

3) подпись и дата при условии подачи запроса в письменной форме (ст. ст. 19, 20 Закона № 2939). Получив ответ на такой запрос, плательщик может обжаловать отказ в приеме налоговой декларации.

Административный способ. Этот способ заключается в подаче плательщиком налогов жалоб в вышестоящие органы (государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и Государственную налоговую службу Украины).

В течение 10 дней со дня, следующего за днем получения уведомления об отказе, плательщик налогов может подать жалобу в ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

В течение 10 дней со дня, следующего за днем получения ответа из ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, плательщик налогов может подать жалобу в ГНС Украины. Ответ ГНС завершает административное обжалование и может быть обжалован только в суд (ст. 56 НКУ).

 

 

Судебный способ обжалования. Как уже указывалось выше, судебное обжалование отказа налоговиков в приеме декларации может происходить по двум вариантам:

1) плательщик налогов сразу обращается в суд. В этом случае он может обратиться с исковым заявлением в окружной административный суд по своему местонахождению. Срок такого обращения — 10 дней с момента получения уведомления;

2) плательщик налога сначала обращается с обжалованием в вышестоящие органы ГНС, получает от них ответы, а затем обращается в суд с соответствующим обжалованием. В таком случае иск в окружной административный суд может быть подан в течение 1 месяца с момента получения ответа от ГНС Украины о рассмотрении жалобы.

Об этом мы уже подробно писали в статье «Порядок обращения в суд» // «СБ», 2012, № 16, с. 33.

При обращении с административным иском необходимо уплатить судебный сбор за подачу иска неимущественного характера в размере 0,03 размера минимальной заработной платы, действующей по состоянию на 1 января календарного года, в котором подается исковое заявление, за каждое исковое требование (ст. 4 Закона № 3674). С 1 января 2013 года размер минимальной заработной платы составляет 1147 грн. (ст. 7 Закона № 5515). Поэтому судебный сбор за каждое исковое требование — 34 грн. 41 коп., а за два исковых требования — 68 грн. 82 коп.

 


Что именно обжаловать и что просить у административного суда?

Обязательным признаком нормативно-правового акта или правового акта индивидуального действия, а также соответствующих действий или бездействия субъекта властных полномочий является создание ими юридических последствий в форме прав, обязанностей, их изменения либо прекращения. Поскольку отказ в приеме поданной декларации приводит к возникновению юридических последствий для плательщика налогов в виде наложения на такого плательщика штрафа за несвоевременную подачу декларации, такой отказ может быть предметом рассмотрения в административных судах Украины (Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12).

Для того чтобы получить положительный результат, необходимо не только привести обоснованные аргументы, но и правильно сформировать исковые требования. Такие требования должны заключаться в следующем:

— признать противоправными действия ГНИ, заключающиеся в непризнании налоговой декларации налоговой декларацией (налоговой отчетностью) или в отказе принять налоговую декларацию;

— признать налоговую декларацию предприятия поданной в день фактической ее подачи (указать дату), с отражением этих данных в личной карточке плательщика.

Именно на это указывает ВАСУ: удовлетворение судом исковых требований по признанию противоправным отказа контролирующего органа принять налоговую декларацию означает, что соответствующее решение налогового органа не создало никаких правовых последствий для плательщика, а налоговая декларация является поданной. Такое решение суда способствует надлежащему восстановлению нарушенных прав плательщика. Однако при этом необходимой мерой для надлежащей защиты прав плательщика является указание в резолютивной части постановления административного суда об удовлетворении исковых требований даты, с которой налоговая декларация считается поданной плательщиком в орган государственной налоговой службы (Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12, постановление ВАСУ от 07.11.2012 г. по делу № К-23622/10, http://reyestr.court.gov.ua/Review/27361719).

Кроме того, ВАСУ считает, что суды должны рассмотреть вопрос о противоправности отказа в приеме налоговой декларации, несмотря на то, в какой словесной форме сформулированы исковые требования истца, если из содержания таких требований усматривается, что они направлены на восстановление прав плательщика налогов, нарушенных вследствие такого отказа.

В связи с этим у суда нет оснований для отказа в иске плательщику налога либо отказа в открытии производства (закрытии производства) в случае, если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, предметом которых является противоправность отказа в приеме налоговой декларации (Информационное письмо ВАСУ № 1503/12/13-12).

 


Каковы последствия признания неправомерными действий ГНИ

 по отказу принять налоговую декларацию?

В случае если в судебном либо административном порядке будет установлен факт неправомерного отказа ГНИ в приеме налоговой декларации, последняя считается принятой в день ее фактического получения ГНИ (п. 49.13 ст. 49 НКУ).

Таким образом, со дня признания противоправным отказа ГНИ данные поданной налоговой декларации должны быть отражены в учетной карточке плательщика налогов, а также должны отсутствовать основания для начисления штрафа и пени за неподачу (несвоевременную подачу) налоговой декларации.

Кроме того, по каждому заявлению плательщика налогов о неправомерном отказе в приеме налоговой декларации в обязательном порядке проводится служебное расследование. По результатам такого расследования виновное должностное лицо ГНИ привлекается к ответственности (п. 49.14 ст. 49 НКУ).

 


Выводы

Единственным основанием для неприема налоговой декларации является отсутствие или недостоверность заполнения ее обязательных реквизитов. Никакие другие данные или показатели не должны проверяться до приема налоговой декларации и не могут быть основанием для отказа в приеме налоговой декларации. Никакие другие основания не приведены в НКУ среди исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме налоговой декларации. Поэтому, соблюдая все формальные требования, плательщик налогов может рассчитывать на прием его налоговой декларации. Однако в случае отказа необходимо обжаловать незаконные действия налоговиков.

Образец заполненного административного искового заявления об обжаловании отказа ГНИ в приеме налоговой декларации см. здесь:

www.facebook.com/Stroitelnaya.buhgalteriya



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)