1832 0

Отчетность по плате за землю — 2013 (часть 1)

26.01.13
Физические лица — предприниматели, которые являются собственниками или арендуют земельные участки государственной либо коммунальной собственности, должны отчитаться по плате за нее. Сделать это нужно не позднее 20 февраля 2013 года, дополнительно начислив ежемесячные суммы земельного налога или арендной платы. Тем не менее не все предприниматели — собственники земельных участков обязаны предоставлять в налоговый орган отчетность и уплачивать земельный налог.Разобраться с тем, когда нужно подавать земельную отчетность и как уплачивать земельный налог и арендную плату за земли государственной и коммунальной собственности, поможет данная статья.


 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 1952 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

Постановление № 220 — постановление КМУ «Об утверждении типового договора аренды земли» от 03.03.2004 г. № 220.

Указ № 32/99 — Указ Президента Украины «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения» от 19.01.99 г. № 32/99.

Налоговая декларация — Налоговая декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности), утвержденная приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1015.

Обобщающая консультация № 1051 — Обобщающая налоговая консультация относительно уплаты земельного налога владельцами нежилых помещений, плательщиками единого налога — физическими лицами — предпринимателями, утвержденная приказом ГНСУ от 23.11.2012 г. № 1051.

 


Виды платы за землю

Для начала определимся с видами обязательных «земельных» платежей, которые уплачивают предприниматели. Так, согласно статье 206 ЗКУ использование земли в Украине является платным. Плата за землю это общегосударственный налог, взимаемый в двух различных формах: в форме земельного налога и в форме арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) (подпункт 14.1.147 НКУ).

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков или земельных долей (паев) и постоянные землепользователи (физлица-предприниматели к ним не относятся) (статья 269 НКУ). Плательщиками арендной платы являются временные землепользователи, т. е. арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (пункт 288.2 НКУ).

У собственников или арендаторов должны быть правоустанавливающие документы на землю. Статьей 126 ЗКУ определены документы, удостоверяющие право на земельный участок. Основным документом, которым удостоверялось право собственности на земельный участок и который выдавался до
1 января 2013 года,
являлся государственный акт (с этой даты госакты не выдаются и достаточно будет подтвердить право собственности одним из документов, указанных в Законе № 1952).

Также, кроме госакта, право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверялось:

а) гражданско-правовым соглашением по отчуждению земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом;

б) свидетельством о праве на наследство.

Обратите внимание, что собственник должен пройти государственную регистрацию права собственности на землю, с этого момента он и приобретет обязанность по уплате земельного налога.

Документом, удостоверяющим правовой статус арендованного земельного участка, является договор аренды земли на соответствующий отчетный год, зарегистрированный в соответствии с законом.

С момента государственной регистрации права пользования предприниматель становится плательщиком арендной платы. Однако, если он начинает использовать участок до момента госрегистрации, то, как разъясняется в консультации из раздела 200.02 ЕБНЗ, налоговые обязательства по уплате арендной платы возникают со дня заключения договора аренды.

 


Единоналожники и плата за землю

Предприниматели на едином налоге согласно пункту 297.1 НКУ освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, которые используются ими в хозяйственной деятельности. Следовательно, они не должны уплачивать земельный налог и подавать по нему отчетность. Данные о земельных участках, используемых в предпринимательской деятельности, налоговики, скорей всего, будут черпать из формы № 20-ОПП.

Это относится и к тем единоналожникам, которые передают в аренду земельные участки, в том числе находящиеся под расположенной на них недвижимостью. Причем для освобождения от земельного налога не важно, на кого оформлены правоустанавливающие документы: на обычное физлицо или на предпринимателя.

Отметим: до этого налоговики достаточно долго настаивали на том, что единоналожники-арендодатели не освобождаются от уплаты земельного налога. Тем не менее не так давно они поменяли свою точку зрения и в Обобщающей консультации № 1051 пришли к выводу, что земля под недвижимостью, сданной в аренду, используется в предпринимательской деятельности арендодателя, а следовательно, единоналожники-арендодатели могут пользоваться освобождением от земельного налога (см. «СД», 2012, № 24, с. 4).

По нашему мнению, этот же подход должен применяться и к аренде земельных участков без недвижимости. Упомянутое официальное разъяснение ГНСУ касается освобождения от уплаты земельного налога начиная с 01.01.2012 г. Поэтому у единоналожников-арендодателей, которые уплачивали земельный налог в 2012 году, есть шанс вернуть уплаченные суммы. Для этого им нужно подать уточняющую декларацию по земельному налогу или обжаловать уведомление-решение, если они платили налог как обычные физлица. Также им нужно уведомить в произвольной форме свою ГНИ об отсутствии объекта налогообложения.

Вместе с тем, несмотря на существование Обобщающей консультации № 1051, налоговики в некоторых разъяснениях из ЕБНЗ продолжают настаивать на уплате земельного налога единоналожниками-арендодателями, например в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах.

Что касается арендной платы, то от нее единоналожники не освобождены, а следовательно, если они арендуют участки в качестве предпринимателей, то должны будут заполнить и подать Налоговую декларацию.

 


В каких случаях предприниматели предоставляют отчетность по плате за землю

Теперь разберемся, в каких случаях физлица-предприниматели должны предоставлять отчетность, связанную с собственными или арендованными земельными участками, — Налоговую декларацию. Заметим, что и для земельного налога, и для арендной платы предусмотрена одна и та же форма декларации.

Цель заполнения земельной отчетности — самостоятельно начислить в ней налоговое обязательство по земельному налогу и (или) арендной плате.

Начнем с земельного налога. Так, НКУ предусмотрены разные правила для его начисления юридическими и физическими лицами. В соответствии с пунктами 286.2 и 286.5 НКУ самостоятельно начислять земельный налог должны только юрлица, а физлицам налоговое обязательство начисляют налоговые органы и присылают уведомление-решение с суммой, подлежащей уплате до 1 июля.

Тем не менее, как следует из разъяснения налоговиков, физлица-предприниматели все же должны предоставлять по нему отчетность. Судя по письмам ГНСУ от 06.03.2012 г. № 6535/7/17-3217 и от 14.03.2012 г. № 7267/7/17-3217 налоговики видят порядок подачи Налоговой декларации по земельному налогу таким:

1) если предприниматель является собственником земли на основании госакта на землю, выданного в период с 19.01.99 г. по 20.07.2007 г. согласно Указу № 32/99 (другими словами, на основании договора купли-продажи земельного участка предприниматель приобрел землю несельскохозяйственного назначения), то в этом случае он должен подавать Налоговую декларацию и ежемесячно уплачивать земельный налог (по правилам для юрлиц);

2) если предприниматель является собственником земли на других основаниях (как обычное физлицо), тогда начисление земельного налога производится органами ГНС, которые выдают налоговые уведомления-решения плательщику до 1 июля текущего года, а земельный налог уплачивается предпринимателем в течение 60 дней со дня вручения такого уведомления-решения.

Мы считаем такой подход налоговиков спорным, но на сегодняшний день налогоплательщикам придется ему следовать. Поэтому, если правоустанавливающие документы оформлены на физлицо-предпринимателя, нужно будет подавать земельную отчетность (в основном это коснется общесистемщиков).

Что касается арендной платы, то здесь ГНСУ применяет аналогичный подход в части отчетности и уплаты:

1) если договор аренды земли заключен на предпринимателя — для целей предпринимательской деятельности, то подавать Налоговую декларацию обязательно, а арендная плата уплачивается ежемесячно;

2) если договор аренды такой земли заключен на обычное физическое лицо — для непредпринимательских целей, арендную плату нужно платить в порядке, установленном для физических лиц (уплата раз в год по полученному от налогового органа уведомлению-решению).

 


Порядок предоставления земельной отчетности и уплаты земельного налога и арендной платы

Как мы уже сказали, и для земельного налога, и для арендной платы предусмотрена одна и та же форма отчетности. Тем не менее, если предприниматель использует и собственный, и арендованный участок в хоздеятельности, то он должен подать две разных Налоговых декларации. В одной декларации земельный налог и арендная плата не начисляются.

Отчетный период. В соответствии с пунктом 285.1 НКУ базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Для вновь созданных субъектов предпринимательства, а также в связи с приобретением права пользования (аренды) на новые земельные участки он может быть меньше 12 месяцев.

Вместе с тем, поскольку земельный налог и арендная плата уплачиваются ежемесячно, то исходя из разъяснений налоговиков, в частности в ЕБНЗ, для применения штрафных санкций ими будут рассматриваться месячные периоды, по которым уплачивается обязательство.

Сроки предоставления Налоговой декларации и уплаты земельного налога и арендной платы. Предприниматели должны самостоятельно внести в Налоговую декларацию сумму годового земельного налога или арендной платы, а также разбить ее на равные ежемесячные суммы, подлежащие уплате.

Причем если сумму арендной платы они берут из договора, то земельный налог им придется рассчитать самостоятельно. Показатели для расчета — графы декларации.

Налоговая декларация на текущий год (отчетная) предоставляется ежегодно (по состоянию на 1 января) не позднее 20 февраля текущего года в налоговый орган по местонахождению земельного участка.

Если у предпринимателя находится в собственности или арендовано несколько участков в разных селах, городах и т. д. (коды органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ разные), то он должен подать отдельные Налоговые декларации в налоговый орган каждой административно-территориальной единицы.

Что касается нескольких участков, расположенных в одной административно-территориальной единице, то по ним подается одна Налоговая декларация с общей годовой суммой, но сведения о каждом участке приводятся в Приложении 1.

Кроме отчетной (ежегодной) Налоговой декларации, плательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную Налоговую декларацию (в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным), освобождающую его от обязанности предоставления отчетной Налоговой декларации.

В свою очередь, предоставление годовой Налоговой декларации освобождает от обязанности подачи ежемесячных деклараций. Вместе с тем допускается подать годовую декларацию, а вслед за ней отчитываться помесячно, например, если произойдут изменения в размере земельного налога или арендной платы.

Таким образом, предприниматели могут самостоятельно выбрать, как им декларировать обязательство по плате за землю: один раз в год или ежемесячно.

Уплачивать земельный налог или арендную плату (сумму налогового обязательства, рассчитанную за месяц) необходимо ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем отчетного месяца. Это касается и налогового обязательства, определенного в новой отчетной (ежемесячной) Налоговой декларации.

По вновь заключенным договорам аренды или приобретенным земельным участкам предприниматель предоставляет Налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (пункт 286.4 НКУ). По нашему мнению, она может быть как годовой, так и ежемесячной.

Что касается ответственности, то согласно пункту 120.1 НКУ непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) влечет наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

 


Нормативная денежная оценка и ее индексация

Обратите внимание на еще один важный момент. Согласно пункту 289.1 НКУ для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков (далее — НДО). Такая оценка осуществляется отдельно для различных категорий земель, а именно:

земель населенных пунктов, причем для всего населенного пункта в целом;

земель сельскохозяйственного назначения;

земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов): промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения; земель природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земель лесного и водного фондов.

Согласно пункту 286.2 НКУ при предоставлении первой вместе с ней подается справка (извлечение) о размере НДО земельного участка, а в дальнейшем такая справка предоставляется в случае утверждения новой НДО земли. Под первой декларацией подразумевается та, которая предоставляется при фактическом начале деятельности в качестве плательщика платы за землю.

НДО земельных участков проводится:

расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения — не реже одного раза в 5 7 лет;

— расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 5 7 лет, а несельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 7 — 10 лет.

Для того чтобы узнать, проведена ли НДО земель в том или ином населенном пункте или вне его, предпринимателю необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Госагентства по земельным ресурсам с просьбой предоставить извлечение из технической документации о НДО земель в отношении конкретного участка.

Причем подпунктом 271.1.1 НКУ предусмотрено, что базой обложения земельным налогом является, в частности, НДО земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разделом XIII этого Кодекса.

Определение такого коэффициента возложено на Госагентство по земельным ресурсам. По индексу потребительских цен за предыдущий год оно ежегодно обязано рассчитывать величину коэффициента индексации НДО земель, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, по формуле:


Кi = [I - 10] : 100,

где I — индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 %, его следует применять со значением 110.

Ежегодно не позднее 15 января информация о коэффициенте индексации НДО земель должна быть доведена до органов ГНС, землевладельцев и землепользователей.

Каждому плательщику земельного налога следует обращать внимание на дату, по состоянию на которую выдана справка (извлечение) о величине НДО того или иного земельного участка, так как общий коэффициент индексации по каждому участку рассчитывается как произведение ежегодных коэффициентов индексации начиная с коэффициента за тот год, в котором получена такая справка (извлечение), и заканчивая годом, предшествующим отчетному.

Таким образом, в случае проведения индексации НДО земельный налог на текущий год должен быть автоматически увеличен.

Что касается изменения НДО в течение срока действия договора аренды, то налоговики настаивают на том, что предприниматели должны получать новую справку и предоставлять ее в налоговый орган (письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 5189/5/15-0716). Их мнение основано на том, что минимальные и максимальные критерии годовой суммы арендной платы зависят от размера земельного налога и НДО земли (статья 271 НКУ), а также на пункте 13 Типового договора аренды земли, утвержденного постановлением № 220, где сказано, что размер арендной платы, в частности, пересматривается в случае изменения размеров земельного налога, повышения цен и тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством.

Вместе с тем, по нашему мнению, изменение размера арендной платы должен инициировать арендодатель (в лице органа исполнительной власти или местного самоуправления), а не арендатор, если иное прямо не оговорено в договоре аренды.

 


Арендная плата

Итак, основанием для начисления арендной платы является договор аренды земельного участка, который заключается в письменной форме (постановление № 220). Право аренды подлежит государственной регистрации, а по желанию одной из сторон договор удостоверяется нотариально.

Предоставление Налоговой декларации не касается предпринимателей — арендаторов любых участков, которые не находятся в государственной или коммунальной собственности.

Согласно пунктам 288.2 и 288.3 НКУ плательщиком арендной платы выступает арендатор земельного участка.

Размер и правила уплаты. В соответствии с пунктом 288.4 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. То есть предпринимателям самостоятельно ничего рассчитывать не нужно. При этом в законодательстве существуют определенные ограничения как по размеру, так и по условиям внесения такой платы.

Ограничения размера арендной платы. Для годовой суммы платежа по арендной плате предусмотрены минимальное и максимальное ограничения, которые должны учитываться при заключении договора:

1. Он не может быть меньше (подпункт 288.5.1 НКУ):

а) для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога;

б) для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога.

2. Он не может превышать (подпункт 288.5.2 НКУ):

а) для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3 % НДО;

б) для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, — четырехкратного размера земельного налога;

в) для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12 % НДО.

Арендная плата может быть больше предельного размера арендной платы, указанного в подпункте 288.5.2 НКУ, в случае определения арендатора на конкурентных основах.

 


Расчет земельного налога

Еще раз отметим, что для правильного расчета земельного налога необходимо взять справку в территориальном органе Госземагентства, в которой будут основные данные о земельном участке — его площадь и НДО (письмо ГНАУ от 17.02.2011 г. № 3173/6/10-1015/567).

Согласно статье 271 НКУ базой обложения земельным налогом является:

— НДО земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии со статьей 289 НКУ;

либо площадь земельных участков, НДО которых не проведена.

Как видим, порядок расчета земельного налога прежде всего зависит от того, проведена НДО земельного участка или нет. От этого будет зависеть и ставка земельного налога: для оцененных земель она выражается в процентах от НДО, а для земель, по которым денежная оценка не проведена, — в гривнях за единицу площади.

Таким образом, сумма земельного налога в расчете на год определяется:

для земель, имеющих НДО, — как произведение проиндексированной по состоянию на начало года НДО (в грн.) и ставки (в %);

в остальных случаях — как произведение площади (в кв. м) и ставки (в грн. за 1 кв. м) с учетом соответствующих коэффициентов (о них скажем отдельно).

Кроме того, порядок исчисления земельного налога также зависит от:

целевого назначения земельного участка. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (статья 20 ЗКУ). Имея соответствующий государственный акт на землю, землепользователь может однозначно сделать вывод о категории и целевом назначении конкретного земельного участка;

места расположения земельного участка (в пределах или за пределами населенного пункта).

Далее рассмотрим все по порядку.

 


Земельный налог за земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения)

Согласно статье 22 ЗКУ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги.

При этом в соответствии с пунктом 272.1 НКУ ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки в следующих размерах:

— для пашни, сенокосов, пастбищ — 0,1 %;

— для многолетних насаждений — 0,03 %.

Обращаем внимание, что эти ставки применяются независимо от того, где расположены сельхозугодья: в пределах или за пределами населенных пунктов.

Суммы земельного налога (ЗН) за земельные участки сельскохозяйственных угодий в расчете на год в общем случае рассчитываются так:

ЗН = Общая площадь участка (га) х НДО 1 га угодий (грн./га) х Коэффициент индексации НДО х  Ставка налога (%) : 100 %

Льготникам дополнительно необходимо уменьшить полученную сумму земельного налога на величину такой льготы, т. е.:

Общая сумма налога к уплате = Сумма начисленного налога (ЗН) - Сумма льготы. В то же время физлица-предприниматели редко когда войдут в категорию льготников (статья 283 НКУ).

Добавим, что, кроме сельскохозяйственных угодий, к землям сельскохозяйственного назначения (статья 22 ЗКУ) относятся и несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и пр.). Ставки налогообложения последних в НКУ специально не сгруппированы, их следует искать по всему разделу XIII этого Кодекса, мы же приведем их далее в отдельных таблицах.

 


Земельный налог за земельные участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения)

В соответствии со статьей 55 ЗКУ к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства. В то же время земли, занятые:

зелеными насаждениями в пределах населенных пунктов, не отнесенные к категории лесов;

отдельными деревьями и группами деревьев, кустарниками на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках, не относятся к землям лесохозяйственного назначения.

Налог за лесные земли взимается как составляющая платы за специальное использование лесных ресурсов, порядок расчета и уплаты которой определены разделом XVII НКУ.

Ставки налога за один гектар нелесных земель, которые предоставлены в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства, устанавливаются:

— за сельскохозяйственные угодья — в соответствии со статьей 272 НКУ (см. выше);

— за участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями, — согласно статьям 276 и 280 НКУ. Представим их в табл. 1 на с. 10.

 

Таблица 1

Ставки земельного налога за один гектар нелесных земель за участки,

занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами

и хозяйственными зданиями и сооружениями

НДО земельного участка проведена

НДО земельного участка не проведена

Земельный участок расположен в пределах населенного пункта

Земельный участок расположен за пределами населенного пункта

3 % от суммы земельного налога, исчисленного согласно ст. 274 НКУ (данной статьей установлено, что земельный налог за земельные участки, НДО которых проведена, взимается в размере 1 % от их НДО)

3 % от суммы земельного налога, исчисленного согласно ст. 275 НКУ (ставки налога за земельные участки, НДО которых не проведена, установлены этой статьей в грн. за кв. м с применением коэффициентов и приведены в табл. 3 на с. 11)

5 % от НДО единицы площади пашни, установленной по Автономной Республике Крым или по области

 


Земельный налог за земельные участки в пределах населенных пунктов

Порядок расчета земельного налога за земли населенных пунктов зависит от того, проведена их нормативная денежная оценка или нет.

НДО земель населенного пункта проведена. В этом случае ставка налога устанавливается в размере 1 % от НДО конкретного земельного участка в пределах населенного пункта (пункт 274.1 НКУ). Напомним, что НДО земли должна быть уточнена по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент индексации.

Следует учитывать, что для отдельных видов земель к указанной ставке необходимо применять дополнительные коэффициенты, которые могут быть как повышающими, так и понижающими. Установлены такие коэффициенты статьей 276 НКУ и приведены ниже в табл. 2. Подчеркнем, что эти коэффициенты являются общими для земельных участков населенных пунктов независимо от факта проведения НДО.

Таким образом, годовая сумма земельного налога (ЗН) для этой категории земельных участков рассчитывается следующим образом:


ЗН = НДО земельного участка (грн.) х Коэффициент индексации НДО х


х Ставка налога (%) :  100 % х Дополнительный(е) коэффициент(ы)

 

Таблица 2


Дополнительные коэффициенты (ставки) для отдельных видов земель, расположенных

в пределах населенных пунктов (применяются независимо от того, проведена НДО земли или нет)

Вид земель

Дополнительный коэффициент (ставка налога)

Норма НКУ

1

2

3

Земельные участки, занятые жилым фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями

3 % от суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 (по ставке 1 % от НДО земельного участка) и 275 НКУ
(по ставке в грн. за кв. м с применением коэффициентов)

П. 276.1 НКУ

Земельные участки на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов

5-кратный размер налога, исчисленного в соответствии
со ст. 274 и 275 НКУ

П. 276.2 НКУ

Земельные участки на территориях и объектах историко-культурного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов

— для объектов международного значения — 7,5;
— для объектов общегосударственного значения — 3,75;
— для объектов местного значения — 1,5.
Эти коэффициенты применяются к размеру налога, исчисленному в соответствии со ст. 274 и 275 НКУ

П. 276.3 НКУ

Земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях), предоставленные горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, и земельные участки, на которых расположены аэродромы

25 % налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 и 275 НКУ

П. 276.4 НКУ

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии

25 % налога, исчисленного в соответствии со ст. 274, 275, 278, 279 и 280 НКУ

П. 276.6 НКУ

 

НДО земель населенного пункта не проведена. В этом случае налог исчисляется исходя из площади земельного участка и средних ставок земельного налога, установленных статьей 275 НКУ (см. табл. 3), с учетом различных коэффициентов.

Обратите внимание, что с 04.01.2013 г. действует Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI, который увеличил ставки земельного налога для участков данной категории. Но пока нет разъяснений ГНСУ, с 01.01.2013 г. или 04.01.2013 г. их нужно применять.

Учитывая этот момент, приведем ставки старой редакции статьи 275 НКУ и ставки, приведенные в упомянутом выше Законе.

 

Таблица 3


Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные в пределах

населенных пунктов, НДО которых не установлена

Группы населенных пунктов
с численностью населения,
тыс. чел.

Ставка налога, грн./кв. м

Коэффициент, который применяется в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

действовавшая в 2012 году

действующая в 2013 году

действовавший в 2012 году

действующий в 2013 году

1

2

3

4

5

До 3

0,26

0,28

 


 


От 3 до 10

0,52

0,56

 


 


От 10 до 20

0,84

0,90

 


 


От 20 до 50

1,3

1,40

1,2

1,20

От 50 до 100

1,57

1,69

1,4

1,40

От 100 до 250

1,83

1,97

1,6

1,60

От 250 до 500

2,09

2,26

2

2,00

От 500 до 1000

2,61

2,82

2,5

2,50

От 1000 и более

3,66

3,95

3

3,00

 

Далее о коэффициентах, применяющихся при расчете земельного налога по населенным пунктам, НДО земель которых не проведена. Существует несколько категорий таких коэффициентов, поэтому, чтобы не запутаться, приведем их перечень и дадим им собственные имена:

коэффициенты, которые применяются в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения. Эти коэффициенты приведены в таблице непосредственно в тексте пункта 275.1 НКУ (см. табл. 3), поэтому назовем их «табличными»;

коэффициенты, установленные пунктом 275.2 НКУ. Поскольку они распространяются на населенные пункты, которые отнесены к курортным, будем называть их «курортными» коэффициентами (приведены в табл. 4);

 

Таблица 4


«Курортные» коэффициенты, применяемые к ставкам земельного налога

 в населенных пунктах, НДО земель которых не проведена

Населенные пункты

Коэффициент

На южном побережье Автономной Республики Крым

3

На юго-восточном побережье Автономной Республики Крым

2,5

На западном побережье Автономной Республики Крым

2,2

На Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей

2

В горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей, кроме населенных пунктов, которые в соответствии
с законодательством отнесены к категории горных

2,3

На побережье Азовского моря и в других курортных местностях

1,5

 

коэффициенты, о которых идет речь в пункте 275.3 НКУ, назовем «локальными». В соответствии с этим пунктом местным органам самоуправления (сельским, поселковым, городским советам) предоставлено право, исходя из ставок налога, утвержденных пунктом 275.1 НКУ, дифференцировать и утверждать ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, НДО которых не проведена (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения). Коэффициент такой дифференциации должен приводить не более чем к трехкратному увеличению размера этих ставок с учетом установленных «курортных» коэффициентов. Таким образом, прежде чем рассчитать земельный налог, плательщики должны выяснить, не установлены ли в конкретном населенном пункте указанные «локальные» коэффициенты;

— и наконец, коэффициенты, о которых упоминалось выше при расчете земельного налога за земельные участки в пределах населенных пунктов, НДО земель которых проведена (там они названы «дополнительными»; см. табл. 2). Напомним, что такие коэффициенты должны применяться независимо от факта проведения НДО в отношении земель населенного пункта.

Подытожив вышесказанное, укажем, что сумма земельного налога (ЗН) в расчете на год по земельным участкам населенных пунктов, НДО земель которых не проведена, определяется так:


ЗН = Общая площадь участка (кв. м) х Ставка налога (грн./кв. м) х «Табличный» коэффициент х

х «Курортный» коэффициент х «Локальный» коэффициент х Дополнительный(е) коэффициент(ы)

 


Земельный налог за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов

НДО земли проведена. В этом случае в соответствии с пунктом 274.1 НКУ, который распространяется на все земельные участки, НДО которых проведена, независимо от их местонахождения, ставка налога устанавливается в размере 1 % от их нормативной денежной оценки.

Однако из этого правила есть несколько исключений. К ним относятся сельхозугодия и земельные участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения, которые мы обсудили выше.

Существует также исключение для земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, ставки налога устанавливаются статьей 278 НКУ (см. пункт 2 табл. 5). Заметим, что такие земельные участки редко будут в собственности предпринимателей, так как это удел крупных предприятий.

НДО земли не проведена. В таком случае размер земельного налога рассчитывается от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области. Ставки налога, которые предусмотрены при этом в НКУ, приведены в табл. 5.

Формула для расчета земельного налога (ЗН) в данном случае будет иметь вид:

ЗН = Общая площадь участка (кв. м или га) х НДО единицы площади пашни

(грн./кв. м или грн./га) х Коэффициент индексации НДО х Ставка налога (%) : 100 %

 

Таблица 5


Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных

пунктов, НДО которых не проведена

№ п/п

Вид земельного участка

Ставки (размер) земельного налога

Норма НКУ

1

2

3

4

1

Земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, НДО которых не проведена

За один гектар несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), — 5 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 277.1 НКУ

За земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам, в том числе занятые садовыми и/или дачными домами физических лиц, — 5 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 277.2 НКУ

2

 

Земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов

 

За земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта, за исключением земельных участков железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), — 5 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.1 НКУ

За земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях), предоставленные воинским формированиям, созданным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счет государственного или местных бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Украины, осуществляющим хозяйственную деятельность, а также за земельные участки, на которых расположены аэродромы, — 0,02 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.2 НКУ

За земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, занятые землями временной консервации (деградированные земли), — 0,03 % от НДО единицы площади пашни* по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.3 НКУ

* Указанная ставка применяется к земельным участкам, признанным землями временной консервации (деградированными землями) по правилам, установленным ст. 172 ЗКУ и Порядком консервации земель, утвержденным приказом Госкомзема от 17.10.2002 г. № 175.

3

Земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

За земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий и лесных земель), НДО которых не проведена, — 5 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 279.1 НКУ

4

Земельные участки на землях водного фонда и лесохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

За земельные участки на землях водного фонда0,3 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 280.1 НКУ

За земельные участки на землях водного фонда, а также за земельные участки лесохозяйственного назначения, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, — 5 % от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 280.2 НКУ

 

В следующем номере мы подробнее расскажем, о том, как отразить сумму земельного налога и всех его составляющих, а также арендной платы непосредственно в графах Налоговой декларации.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)