1224 0

Плата за землю: особенности составления отчетности на 2013 год

20.02.13
Субъекты хозяйствования, являющиеся землевладельцами и арендаторами, уже готовятся к подаче годовой отчетности по плате за землю. За последний год правила взимания этого налога и составления отчетности практически не изменились. Хотя некоторые коррективы, повлиявшие на составление отчетности, все-таки были внесены. Поэтому в предлагаемой статье рассмотрим особенности, которые следует учитывать при составлении отчетности на 2013 год.


 

Общие правила взимания налога

Земля была и всегда будет одним из основных активов, используемых субъектами хозяйствования для осуществления хозяйственной деятельности. За пользование такими активами субъекты хозяйствования (землевладельцы и арендаторы) уплачивают специальный общегосударственный налог — плату за землю. Этот налог существует в двух формах (п.п. 14.1.147 НКУ):

земельного налога, т. е. обязательного платежа, взимаемого с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей* (п.п. 14.1.72 НКУ);

арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата), т. е. обязательного платежа, который арендатор вносит арендодателю за пользование такими земельными участками (п.п. 14.1.136 НКУ).

* В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЗКУ право постоянного землепользования приобретают только государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации; общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации; религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, созданное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» от 23.02.12 г. № 4442-VI.

Подробно о правилах взимания этого налога см. в табл. 1.

 

Таблица 1. Основные правила взимания платы за землю

Показатель

Плата за землю

земельный налог

арендная плата

1

2

3

Плательщики налога(1)

собственники земельных участков или земельных долей (паев);
постоянные землепользователи

(п. 269.1 НКУ; гл. 14, ст. 92 ЗКУ)

арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (т. е. временные землепользователи)

(п. 288.2 НКУ; ст. 93 ЗКУ)

Объект налогообложения

— земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (постоянном пользовании);
— земельные доли (паи), находящиеся в собственности

(п.п. 270.1.1 НКУ)

земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в аренду

(п. 288.3 НКУ)

База налогообложения

— нормативная денежная оценка земельных участков (далее — НДО)(2) с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии со ст. 289 НКУ;
— площадь земельных участков, НДО которых не проведена

(ст. 271 НКУ)

размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды, но при этом нужно соблюдать ограничения, установленные в п. 288.5 НКУ

(п. 288.4 НКУ)

Базовый налоговый (отчетный) период

календарный год (ст. 285 НКУ), который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев)

Основание для начисления

данные государственного земельного кадастра

(п. 286.1 НКУ)

договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности

(п. 288.1 НКУ)

Отчетность по плате
за землю

Отчетность по плате за землю состоит из:
1) Налоговой декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности), форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1015 (далее — декларация по плате за землю)(3);

2) двух приложений:
приложения 1 «Відомості про наявні земельні ділянки» — подается всеми плательщиками платы за землю и во всех случаях подачи декларации;
приложения 2 «Відомості про пільги на земельний податок з наявних площ земельних ділянок» — подается в случае, если плательщик имеет право на льготу. Если льготы по земельному налогу нет, приложение 2 подавать не нужно

Подача декларации

Плательщикам платы за землю (кроме физических лиц(4)) предоставлено право выбрать один из двух вариантов подачи отчетности:
1) подать
декларацию по плате за землю на текущий год. Это следует сделать не позднее 20 февраля текущего года соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные доли по месяцам (п. 286.2 НКУ);
2) вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать
новую отчетную декларацию по плате за землю в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п.п. 286.3 НКУ). То есть выбрав такой вариант, декларацию по плате за землю за январь 2013 года нужно подать не позднее 20.02.13 г.
Подача декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций так же, как и подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой

Методика расчета

Земельный налог рассчитывается:
для земель, НДО которых проведена, как произведение площади земельного участка (в га), проиндексированной по состоянию на начало года денежной оценки (в грн.) и ставки (в %) с учетом соответствующих коэффициентов, установленных ст. 276 НКУ;
для земель, НДО которых не проведена, как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн. за 1 кв. м или га) с учетом (при необходимости) соответствующих коэффициентов, установленных ст. 276 и 275 НКУ

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:
1) не может быть меньше (п.п. 288.5.1 НКУ):
— для земель сельхозназначения — размера земельного налога;
— для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога;
2) не может превышать (п.п. 288.5.2 НКУ)(5):
а) для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, — 3 % НДО;
б) для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, — четырехкратный размер земельного налога;
в) для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12 % НДО

Уплата налоговых
обязательств

— налоговое обязательство, определенное в годовой декларации по плате за землю, уплачивается равными долями по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ);
— налоговое обязательство, определенное
в новой (месячной) отчетной декларации по плате за землю, в том числе за вновь отведенные земельные участки, уплачивается по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.4 НКУ)

(1) Единоналожники согласно п.п. 4 п. 297.1 НКУ освобождены от уплаты земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности. Если же земельные участки используются в хозяйственной деятельности единоналожников, в том числе передаются в аренду вместе со зданиями, сооружениями или их частями (см. «БН», 2012, № 49, с. 7), то ни подавать отчетность, ни уплачивать налог они не должны. Этот вывод касается как единоналожников-юрлиц, так и физлиц.
А вот от арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности единоналожники не освобождаются (консультация в разд. 200.04 ЕБНЗ).
(2) НДО земельных участков — капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, а именно Государственным агентством земельных ресурсов Украины — Госземагентством (п.п. 14.1.125 НКУ).
(3) При подаче первой декларации (фактическом начале деятельности субъекта хозяйствования в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка (п. 286.2 НКУ). Впоследствии такую справку вместе с декларацией плательщику налога следует подавать только в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
(4) Физлицу сумму налога начисляют налоговые органы в налоговом уведомлении-решении, направляемом до 1 июля текущего года (п. 286.5 НКУ), и уплачивают они ее в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). В то же время, если земельный участок оформлен на физическое лицо-предпринимателя (о чем указано в государственном акте на право собственности на землю), то налоговики настаивают на том, чтобы такие лица подавали декларацию по плате за землю и платили земельный налог по правилам, установленным для юридических лиц (письма ГНСУ от 13.12.12 г. № 3278/0/141-12/Ф/17-3214 и от 14.03.12 г. № 7267П/17-3217).
(5) Превышение предельного размера арендной платы, чем указанный в п.п. 288.5.2 НКУ, допускается только в случае, когда определение арендатора происходило на конкурентных принципах.

 

Индексация

НДО. Напомним, что в п. 289.2 НКУ предусмотрено проведение ежегодной индексации НДО земли по сравнению с предыдущим годом. Размер коэффициента индексации НДО земель, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Такой коэффициент определяется по формуле:

Кi = [I - 10] : 100,

где I — индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 %, такой индекс применяется со значением 110.

Рассчитанный по приведенной формуле коэффициент применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО.

По результатам 2012 года индекс потребительских цен составил 99,8 % (т. е. не превысил 110 %), поэтому, учитывая требования п. 289.2 НКУ, коэффициент индексации НДО равен 1. То есть НДО земель по состоянию на 01.01.13 г. за прошлый год необходимо индексировать на коэффициент 1 (по сути, индексировать НДО за 2012 год не нужно).

На это указывают Госземагентство в письме от 10.01.13 г. № 326/22/7-13, а также ГНСУ в письмах от 16.01.13 г. № 906/7/17-3217 и от 21.01.13 г. № 7/7/15-2217з.

Обращаем внимание также на то, что с 01.07.12 г. (после внесения изменений в ст. 271 НКУ Законом № 4834-VI*) были изменены правила утверждения органами местного самоуправления новых размеров НДО земельных участков.

* См. Тему недели «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22 и Почту недели «Особенности уточнения платы за землю при изменении НДО в 2012 году» // «БН», 2012, № 40, с. 33.

В соответствии с этими новыми правилами, если орган местного самоуправления утверждает новые размеры НДО земельных участков, то решение о таком изменении следует официально обнародовать до 15 июля года, предшествующего году, в котором будет применяться новая НДО земель (плановый период). Если такое обнародование произойдет позднее установленной даты, то применять новую НДО земель следует не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (п. 271.2 НКУ).

То есть если решение органа местного самоуправления, в соответствии с которым изменяется размер НДО земельных участков, было обнародовано до 15.07.12 г., то новая НДО должна действовать с 01.01.13 г., поэтому в этом случае рассчитывать земельный налог на 2013 год следует с использованием новой НДО. Если же такое обнародование произошло 15.07.12 г. или позднее, то новый размер НДО должен применяться только начиная с 01.01.14 г., а поэтому при расчете земельного налога на 2013 год следует использовать старую НДО.

Ставки. Законом № 5503** в НКУ были внесены изменения, в соответствии с которыми были пересмотрены с учетом прогнозируемых индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции за 2012 год размеры ставок некоторых налогов, в частности, и платы за земельные участки, НДО которых не проведена.

** См. статью «Налоговый кодекс: новогодние коррективы» // «БН», 2013, № 2, с. 30.

Учитывая эти изменения, ставки налога за земельные участки, НДО которых не проведена, возросли почти на 8 % (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Обновленные ставки налога за земельные участки, НДО которых не проведена

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. человек)

Ставка налога (гривень за 1 кв. метр)

Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

До 3

0,28

От 3 до 10

0,56

От 10 до 20

0,90

От 20 до 50

1,40

1,20

От 50 до 100

1,69

1,40

От 100 до 250

1,97

1,60

От 250 до 500

2,26

2,00

От 500 до 1000

2,82

2,50

От 1000 и больше

3,95

3,00

 

Обращаем внимание, что Закон № 5503 опубликован 04.01.13 г., поэтому, хотя в п. 1 разд. II данного Закона предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.13 г., применять новые ставки следует именно с даты опубликования Закона № 5503. В связи с этим рассчитывать налоговые обязательства за отчетные периоды 2013 года нужно так: за первые три дня 2013 года пользуясь старыми ставками, т. е. ставками, действовавшими в 2012 году, а за период начиная с 04.01.13 г. по новым ставкам, определенным Законом № 5503.

Такие особенности применения ставок земельного налога порождают вопросы: как в этом случае заполнить декларацию по плате за землю?

На момент подготовки номера ГНСУ ответа на него не дала. На наш взгляд, для заполнения декларации по плате за землю можно воспользоваться способом заполнения декларации по плате за землю, применявшимся в аналогичной ситуации в прошлом году (налоговики против него не возражали). То есть субъект хозяйствования должен отразить начисленные суммы земельного налога двумя отдельными строками в одной декларации с соответствующим примечанием в этих строках о периоде применения ставок. Таким образом, в одной строке он должен начислить налоговые обязательства за первые три дня 2013 года, указав в названии строки, что земельный налог по соответствующему земельному участку начисляется «за период с 01.01.13 г. по 03.01.13 г., включительно», а в другой строке начислить земельный налог за остальные дни года (месяца) и в строке указать «за период с 04.01.13 г. по 31.12.13 г., включительно».

 


Правила заполнения декларации

Декларацию по плате за землю юридические лица составляют по состоянию на 1 января и подают в налоговые органы по месту нахождения земельного участка не позднее 20 февраля текущего года. Если юридическое лицо одновременно является плательщиком земельного налога и арендной платы, то оно должно подать в орган ГНС две отдельных декларации, даже если собственный и арендованный земельные участки расположены на территории одного органа местного самоуправления.

Что касается заполнения самой формы декларации, то следует сказать, что специального порядка ее заполнения не существует, поэтому субъекты хозяйствования, составляя такую декларацию, будут руководствоваться только данными правоустанавливающих документов на землю, а также текстовой частью таблиц декларации и примечаниями к ним.

При этом, заполняя табличную часть декларации, они должны учитывать, что размер земельного участка в гектарах указывается с 4 десятичными знаками, в метрах квадратных — с 2 десятичными знаками, а стоимостные показатели, т. е. указываемые в гривнях, — с 2 десятичными знаками (с копейками).

При заполнении табличной части декларации по плате за землю нужно учитывать следующее:

І. При расчете земельного налога:

1) расчет суммы налога осуществляется для каждой категории земель отдельно по каждому земельному участку в строках 1 — 4 табличной части декларации. Заполняя графы этих строк, нужно учитывать, что:

— в графе 8 по каждому из участков приводится общая годовая сумма земельного налога. Эта графа заполняется при подаче как годовой, так и месячной декларации;

— в графах 10 — 21 годовая сумма земельного налога по каждому участку распределяется по месяцам;

2) в строке 5 декларации по плате за землю подводятся итоги начисленного налога за каждый месяц отдельно по всем земельным участкам, также приводится соответствующая общая (годовая) сумма начисленного земельного налога;

3) строки 6 — 12 декларации отведены для исправления ошибок, поэтому при заполнении годовой декларации или первой месячной они не заполняются.

ІІ. При расчете арендной платы:

1) при заполнении табличной части декларации по плате за землю следует помнить, что размер арендной платы не рассчитывается в форме декларации, а переносится из договора аренды с учетом ограничений (максимального и минимального предела), установленных пп. 288.51 и 288.5.2 НКУ (в строку 13). Поэтому, на наш взгляд, заполнять строки 1 — 4 табличной части декларации арендаторам земель государственной и коммунальной собственности не нужно.

Хотя налоговики (консультация, приведенная в «ВНСУ», 2011, № 5, с. 26) по этому поводу имеют другое мнение и настаивают на том, чтобы плательщики арендной платы заполняли и строки 1 — 4 табличной части, в которых они должны рассчитывать размер земельного налога для арендованных земель. Похоже, что делать такие расчеты они должны только с той целью, чтобы определить, превышает ли размер арендной платы, установленный в договоре аренды, минимальный предел, определенный п.п. 288.5.1 НКУ;

2) в строку 13 декларации по плате за землю переносится общий размер арендной платы, установленный в договорах аренды, и происходит ее распределение по месяцам (1/12 для каждого месяца);

3) остальные строки 14 — 21 декларации, как и в случае с земельным налогом, отведены для исправления ошибок, поэтому при заполнении годовой декларации или первой месячной они не заполняются.

На этом все. Надеемся, что эта публикация даст вам достаточно информации, чтобы вы могли учесть особенности заполнения декларации по плате за землю в 2013 году.

 


Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.12 г. № 5503-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.12 г. № 4834-VI.

«ВНСУ» — журнал «Вестник налоговой службы Украины».

ЕБНЗ Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)