690 0

НДС-отчетность по унифицированной форме: знакомимся с изменениями

05.03.13
Налоговые изменения, которыми был отмечен 2012 год, не могли не сказаться на порядке составления декларации по НДС. В результате из-под пера Минфина вышел приказ от 17.12.2012 г. № 1342, которым внесены соответствующие коррективы как в сами формы НДС-отчетности, так и в порядок их заполнения и предоставления. Подробнее об этих коррективах сейчас и пойдет речь.


Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

Закон № 4915 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно согласования их отдельных норм» от 07.06.2012 г. № 4915-VI.

Закон № 5205 — Закон Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» от 06.09.2012 г. № 5205-VI.

Порядок № 463 — Порядок информационного обмена между таможенными и другими государственными органами с помощью электронных средств передачи информации, утвержденный постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 463.

Приказ № 1342 — приказ Министерства финансов Украины «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 25 ноября 2011 года № 1492» от 17.12.2012 г. № 1342.

Приказ № 1492 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении форм и Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» от 25.11.2011 г. № 1492.

Порядок № 1492 — Порядок заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492.

 

Министерство финансов Украины приказом № 1342 внесло изменения в свой приказ № 1492, которым утверждены формы и порядок заполнения и предоставления НДС-отчетности. В результате таких изменений изложены в новой редакции:

— форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

— форма уточняющего расчета налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок;

Порядок № 1492.

Кроме того, признаны утратившими силу ряд форм налоговой отчетности по НДС, утвержденных приказом № 1492, применявшихся спецрежимщиками (предприятиями сельского и лесного хозяйства, рыболовства и переработки).

Итак, обо всем по порядку.

 


Состав и форма НДС-отчетности

Благодаря вышеуказанным изменениям на сегодняшний день НДС-отчетность включает в себя (см. п. 10 разд. І обновленного Порядка № 1492):

— налоговую декларацию по НДС со всеми приложениями (Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6, Д7, Д8, ДС9);

— уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (далее — уточняющий расчет);

— копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде;

— расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины.

То есть теперь налоговая декларация по НДС имеет унифицированную форму. Ее подают все плательщики этого налога, проставляя пометку (Х) в новом служебном поле 0110/«Загальна» (далее — декларация 0110).

Если же предприятие осуществляет деятельность в области сельского или лесного хозяйства, рыболовства или переработки, то, кроме декларации 0110, оно отныне обязано подавать за отчетный налоговый период дополнительную декларацию по НДС по операциям, связанным с такой деятельностью, с соответствующей пометкой в служебном поле:

0121 — если им используется специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства согласно ст. 209 НКУ;

0122 — если им используется специальный режим налогообложения деятельности в сфере лесного хозяйства согласно ст. 209 НКУ;

0123 — если им используется специальный режим налогообложения деятельности в сфере рыболовства согласно ст. 209 НКУ;

0130 — если оно соответствует требованиям ст. 209 НКУ, но не избрало специальный режим налогообложения в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства, и реализует молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, изготовленные в собственных перерабатывающих цехах (п. 209.18 НКУ);

0140 — если им используется специальный режим перерабатывающего предприятия согласно п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Информация об одновременном предоставлении вместе с декларацией 0110 деклараций по НДС с пометками в служебных полях 0121 — 0123, 0130, 0140 приводится в заключительной части декларации 0110.

Говоря о форме декларации по НДС, следует обратить внимание также на появление в ней еще одного служебного поля — 046. В нем инвесторы (операторы), которые ведут отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции, проставляют свой налоговый номер и вписывают данные о соглашении в строку «Угода про розподіл продукції від ________ № ___».

 


Новые строки декларации по НДС

В декларации по НДС и соответственно в уточняющем расчете появились новые строки:

16.5, 16.6, 16.6.1, 16.6.2. Введение этих строк обусловлено изменениями, внесенными Законом № 4834 в п. 198.5 НКУ, которым установлена возможность отражения/восстановления налогового кредита налогоплательщиком, если товары, услуги, необоротные активы из льготных/необъектных/нехозяйственных операций начинают использоваться в облагаемой деятельности или непроизводственные необоротные активы переводятся в производственные. Это же касается как тех матценностей, которые изначально начали использоваться в льготной/необлагаемой/нехозяйственной деятельности, так и тех, которые уже меняли свое направление в противоположную сторону (из облагаемых в необлагаемые/льготные/нехозяйственные), а теперь возвращаются в «исходное состояние», и по которым пришлось ранее начислить налоговые обязательства. Отрадно, что плательщикам НДС позволено восстанавливать налоговый кредит в случае изменения направления использования товаров, услуг, необоротных активов не только полностью в налогооблагаемой деятельности (пп. 4.5.5, 4.5.5.1 разд. V Порядка № 1492; строка 16.5 декларации по НДС), но и тогда, когда такие товары, услуги, необоротные активы начинают использоваться одновременно по двум направлениям: частично в налогооблагаемой деятельности, а частично — в необлагаемой/льготной деятельности (п.п. 4.5.5.2 разд. V Порядка № 1492; строки 16.6, 16.6.1, 16.6.2 декларации по НДС). Расчет доли использования этих товаров, услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях осуществляется в таблице 1 приложения Д7 в соответствии с пп. 199.2, 199.3 НКУ;

25.1 и 25.2. Так, отныне в строку 25.1 декларации 0110 записывается сумма НДС, которая уплачивается в общий фонд государственного бюджета, а в декларации 0140 в этой строке фиксируется сумма НДС, которая частично уплачивается в специальный фонд государственного бюджета. В строке же 25.2 деклараций 0121 — 0123 и 0140 отражается соответственно сумма НДС, которая направляется на специальный счет сельхозпредприятия/частично направляется на специальный счет перерабатывающего предприятия, а в декларации 0130 в строке 25.2 приводится сумма НДС, которая остается в распоряжении сельхозпредприятия. Напомним, в прежней редакции НДС-отчетности информация о направлении сумм НДС, начисленных по итогам текущего отчетного (налогового) периода, приводилась сельхозпредприятиями и переработчиками в строке 17 соответствующих деклараций — сокращенной, специальной и перерабатывающего предприятия.

 


Изменения в названиях некоторых строк декларации по НДС

Приказом № 1342 изменены названия некоторых строк декларации по НДС и уточняющего расчета. В частности, теперь строка 2.1 этих документов расшифровывается как «операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины» (в прежней редакции здесь фигурировали «экспортные операции»), а строки 12 и 13 сейчас говорят о «ввезенных на таможенную территорию Украины товарах», тогда как ранее здесь шла речь об «импортированных товарах». В результате таких изменений формулировки строк НДС-отчетности стали корректными и полностью соответствующими нормам НКУ (после поправок, внесенных в него Законом № 4915 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61). Ведь, например, согласно п. 185.1 данного Кодекса объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога именно по ввозу товаров на таможенную территорию Украины (п.п. «в» п. 185.12 НКУ) и вывозу товаров с таможенной территории Украины (п.п. «г» п. 185.12 НКУ).

Правки коснулись также строки 12.2 декларации по НДС и уточняющего расчета. Ранее она была предназначена для отражения предприятиями судостроения объемов ввезенных на таможенную территорию Украины оборудования, оснащения и комплектующих, не производящихся в Украине, для использования в хозяйственной деятельности, при таможенном оформлении которых уплата НДС была отсрочена путем выдачи таможенному органу налогового векселя. Сейчас же эту строку смогут заполнять и субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205 (см. подразд. 3 разд. XX НКУ), на что, собственно, теперь и указывает строка 12.2 НДС-декларации. Эта строка заполняется в отчетном (налоговом) периоде, в котором налоговые векселя оплачены (см. п. 7 подразд. 3 разд. XX НКУ, п. 4.2 разд. V Порядка № 1492).

Кроме того, изменениям подверглась формулировка строки 8 декларации по НДС — теперь она включает в себя и значение строки 8.1.1. То есть строка 8.1.1 признана «участвующей» в подсчете общих объемов поставки наравне со строками 6, 8.1 и 8.2 колонки А декларации по НДС и всех уточняющих расчетов. Поэтому если, предположим, у предприятия были «льготные» поставки (заполнена строка 5 декларации), за которыми следовал возврат таких «льготных» товаров, пересмотр цен или прочие корректировки (заполнена строка 8.1.1), то при подсчете общего объема поставок следует учитывать и данные «корректировочной» строки 8.1.1. Это важно, например, для расчета доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам (услугам), необоротным активам между налогооблагаемыми и необлагаемыми операциями (ЧВ), осуществляемого в соответствии со ст. 199 НКУ и отражаемого в приложении Д7. Кстати, в самом приложении Д7 в таблице 1 на этот счет также появилось соответствующее указание.

 


Изменения в порядке оформления и предоставления декларации по НДС

Как известно, отчетный (налоговый) период для целей НДС может быть равен одному календарному месяцу, а в определенных случаях — календарному кварталу. Обновленным Порядком № 1492 (см. п. 2 разд. ІІ) уточнено, что выбрать квартальный налоговый период могут не только плательщики, применяющие в соответствии с п. 154.6 НКУ ставку налога на прибыль 0 %, но и плательщики единого налога. При этом квартальный период начинает применяться плательщиком НДС с первого налогового периода следующего календарного года до конца такого года или до момента:

— утраты им права на применение ставки 0 % налога на прибыль;

перехода плательщика с упрощенной системы налогообложения на общую систему.

Для реализации своего выбора налогоплательщику следует подать в налоговый орган соответствующее заявление (приложение 1 к Порядку № 1492), форма которого также обновлена.

Также в п. 9.1 разд. III Порядка № 1492 появилось уточнение, что в случае ведения бухгалтерского учета и предоставления декларации по НДС непосредственно руководителем налогоплательщика такая декларация подписывается исключительно руководителем. Согласно же прежней редакции этого Порядка в описываемой ситуации, как вы помните, требовалась еще и подпись лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета.

Дополнен еще одним абзацем п. 18 разд. III Порядка № 1492. Теперь плательщики НДС — импортеры, у которых вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины оформлялся с использованием электронной таможенной декларации, получили возможность не подавать вместе с декларацией по НДС оригинал таможенной декларации (экземпляр декларанта) в бумажной форме. Такая электронная таможенная декларация будет предоставляться таможенным органом налоговому органу в порядке, утвержденном КМУ, в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи в соответствии с законом. Эта норма направлена на реализацию положений п. 200.8 НКУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 27). Правда, на сегодняшний день именно такого порядка, который бы регулировал вопросы предоставления электронной таможенной декларации таможенным органом органам ГНС, пока нет. Возможно, учитывая нормы Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450, под ним подразумевается Порядок № 463? Хотелось бы от законодателя побольше конкретики, иначе налогоплательщик так и останется перед дилеммой: подавать или не подавать в новых условиях вместе с декларацией по НДС оригинал таможенной декларации в бумажной форме?

В п. 21 разд. III Порядка № 1492 теперь определено, что в случае подачи вместе с декларацией по НДС Заявления об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (приложение Д8) к такой декларации прилагаются копии документов, предусмотренных п. 201.10 НКУ. Также установлено, что плательщики, которые предоставляют налоговую отчетность в электронном виде, подают копии таких документов отдельно в порядке, определенном для предоставления налоговой отчетности в бумажном виде. Напомним, ранее здесь речь шла просто о подаче соответствующих документов, хотя и так было понятно, что подаваться в налоговый орган должны именно копии этих документов, на что, собственно, указывает п. 201.10 НКУ.

Важно учесть, что строки 4, 7, 8.2, 14, 14.1, 14.2, 20.1, 23, 23.1, 23.2 заполняются исключительно в декларации 0110, а значит, в декларациях 0121 — 0123, 0130, 0140 эти строки прочеркиваются (в случае подачи отчетности на бумажных носителях) или остаются незаполненными (в случае подачи отчетности в электронном виде).

 


Изменения в порядке заполнения и предоставления приложения Д7

Приложение Д7, которое предназначено для проведения расчета (перерасчета) доли использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, пожалуй, единственное из всех приложений к декларации по НДС, которое претерпело преобразование. Разработчики составили его с учетом изменений, внесенных Законом № 4834 в ст. 199 НКУ (подробнее о таких изменениях см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 102, с. 11, 21).

В принципе приложение Д7 в новом виде по построению схоже с прежним приложением Д7 — оно также включает в себя 4 таблицы, но теперь они выглядят более упорядоченными.

Так, в таблице 1 обновленного приложения Д7 появилась возможность рассчитывать коэффициенты распределения, в том числе и для проведения годового перерасчета, включая годовой перерасчет по необоротным активам по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом начала их использования (в связи с чем для расчетов ЧВ таблица 1 приложения Д7 дополнена соответствующими строками).

В новом варианте приложения Д7 сохранены таблицы 2 и 3 — для проведения годовых перерасчетов, предусмотренных п. 199.4 НКУ, соответственно:

таблица 2 — для проведения основного годового перерасчета (согласно абзацу первому п. 199.4 НКУ) по товарам/услугам и необоротным активам (с отражением его результатов в строке 16.4 декларации за декабрь/IV квартал);

таблица 3 — для проведения «необоротных» годовых перерасчетов (согласно абзацу второму п. 199.4 НКУ) по необоротным активам по результатам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом их использования/введения в эксплуатацию (результаты которых также будут отражаться в строке 16.4 декларации за декабрь/ IV квартал соответственно первого, второго и третьего календарного года).

Таблица 4 приложения Д7 изменений не претерпела.

При этом несколько изменился сам порядок подачи налогоплательщиками этого приложения налоговым органам, так:

— в случае расчета ЧВ для проведения основного и «необоротных» годовых перерасчетов — подавать приложение Д7 по-прежнему нужно вместе с декларацией по НДС за декабрь/IV квартал, а

— при расчете (по данным предыдущего календарного года) ЧВ, используемого для распределения «входного» НДС на протяжении всего текущего года — подавать приложение Д7 следует непосредственно с «начала» такого года использования рассчитанного ЧВ, т. е. вместе с декларацией за январь (для квартальных налогоплательщиков — вместе с декларацией за I квартал, о чем сказано в сноске (*) к строке 1 таблицы 1 приложения Д7).

Тем самым случаи подачи приложения Д7 (для проведения годовых перерасчетов и для проведения распределения на протяжении текущего года) теперь разграничены.

 


Изменения в порядке заполнения уточняющего расчета

Внося изменения в раздел Порядка № 1492, регулирующий порядок заполнения уточняющего расчета (теперь это разд. VI), Минфин учел разъяснения налоговиков относительно процедуры переноса данных уточняющего расчета в декларацию по НДС, в частности, в случае исправления ошибок в «перетекающих» строках 20.2, 21.1, 21.2, 24 декларации, изложенные в Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам отражения в налоговой отчетности по НДС изменений сумм налогового обязательства и налогового кредита, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 128 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 33, с. 10).

Теперь из п. 4 разд. VI Порядка № 1492 четко следует, что в случае, когда допущенная в показателе строки 24 декларации ошибка на значения строк 23 или 25 последующих деклараций не повлияла, т. е. к недоплате/переплате или изменению заявленной к возмещению суммы не привела, сумма такой ошибки из графы 6 строки 24 уточняющего расчета переносится сначала в строку 21.2 декларации, а оттуда уже может перейти в строку 24 декларации.

Причем в строку 21.2 и, как следствие, в строку 24 декларации из графы 6 строки 24 уточняющего расчета могут быть перенесены ошибки с любым знаком (как с «-», так и с «+»), т. е. в декларации может быть учтено не только уменьшение, но и увеличение отрицательного значения.

И еще. Значение из графы 6 строки 24 уточняющего расчета (подаваемого как самостоятельный документ) может попасть в строку 21.2 очередной текущей декларации, составляемой уже после подачи такого уточняющего расчета. Тем самым сумма ошибки может быть учтена налогоплательщиком уже при расчете текущих налоговых обязательств. Подробнее по этому поводу см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70.

При подаче же уточняющего расчета вместе с декларацией (способ исправления ошибок «в текущей декларации») значение из графы 6 строки 24 уточняющего расчета (с «+» либо с «-») нужно перенести (т. е. учесть при заполнении) строки 21.2 уже такой текущей декларации, вместе с которой подается уточняющий расчет.

Что касается ошибки, допущенной в значении строки 24 декларации, которая в будущих отчетных периодах повлияла на значение строк 25 или 23 последующих деклараций, то согласно п. 5 разд. VI Порядка № 1492 ее исправление возможно лишь путем подачи уточняющего расчета как самостоятельного документа, поскольку форма декларации предусматривает возможность исправления ошибок «в текущей декларации» лишь за один отчетный период, ошибки которого исправляются. А в данном случае уточняющие расчеты должны быть поданы за каждый отчетный период, в котором значение строки 24 декларации влияло на значения строк 25 или 23.

Кроме того, еще один важный вывод отныне закреплен в п. 6 разд. VI Порядка № 1492. Здесь речь идет об ошибках, допущенных в строке 20.2 декларации, что в общем-то актуально для последнего периода, когда ошибка еще не успела пойти дальше и попасть в строку 24 декларации. Так вот, при исправлении таких ошибок значение из графы 6 строки 20.2 уточняющего расчета должно быть перенесено в строку 21.1 декларации за отчетный период, в котором подан уточняющий расчет.

Кстати, по этому поводу налоговики в консультации, размещенной в разделе 130.25 ЕБНЗ, уточнили, что независимо от того, к какой декларации по НДС плательщиком подается уточняющий расчет, при исправлении показателя строки 20.2 этой декларации такое значение учитывается при определении значения строки 21.1 декларации за отчетный период, в котором подан уточняющий расчет.

Напомним, что форма уточняющего расчета теперь едина для всех плательщиков НДС. Информация о принадлежности плательщика, предоставляющего такой расчет, к той или иной категории (общая или спецрежим), указывается лишь в соответствующих служебных полях — 0110, 0121 — 0123, 0130, 0140.

 


Спецрежимные плательщики: форма единая, деклараций две

Говоря о спецрежимных плательщиках НДС, к которым относятся сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, обратим внимание на отдельные важные моменты.

Прежде всего отметим, что, несмотря на установление новых форм НДС-отчетности, сохраняется прежний порядок обособленного составления и представления деклараций по НДС относительно видов деятельности, подпадающих под спецрежим обложения НДС и деятельности, на которую такой спецрежим не распространяется.

Другими словами, сохраняется прежний порядок подачи двух видов деклараций по НДС так называемых общей и специальной. И если ранее на спецрежимный характер отчетности указывали слова в названии деклараций: «скорочена», «спеціальна», «переробного підприємства», то теперь эту же функцию выполняют соответствующие цифровые коды 0121 — 0123, 0130 и 0140, которые необходимо указывать в соответствующих служебных полях унифицированной формы декларации по НДС.

Как и прежде, при подаче сельхозпредприятиями деклараций 0121 — 0123 и 0130 (учитывая их предназначение, условимся и далее называть их специальными), обязательно необходимо подавать приложение «Розрахунок питомої ваги вартості сільськогосподарських товарів/послуг до вартості всіх товарів/послуг (ДС9)». Можно отметить, что новая форма Расчета сельхоз-доли по большому счету не претерпела изменений. По сути она аналогична прежним формам приложений ДС3 и ДСп3 (к формам «скорочена» и «спеціальна» деклараций соответственно). То, что теперь, как в новой форме декларации, так и в форме приложения и ДС9, специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства согласно ст. 209 НКУ имеет другую кодировку (0121, 0122 и 0123 вместо соответственно 0131, 0132 и 0133, как ранее было в декларации «скорочена» и приложении ДС3 к ней), несущественно. Такого же плана изменения, т. е. вместо кода 015 установлен код 0130 относительно применения сельхозпредприятиями спецрежима налогообложения согласно п. 209.18 НКУ.

Более важно обратить внимание на следующий момент. Примечание в форме ДС9 говорит, что налоговый период, за который составляется Расчет сельхоз-доли, включает двенадцать последовательных отчетных (налоговых) периодов совокупно (включая текущий). В статье «Распределение и корректировка сельхозпредприятиями налогового кредита» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 81, с. 36) мы уже отмечали, что при таком порядке расчета сельхоз-доли в числе 12 последовательных отчетных налоговых периодов предыдущими являются только 11. Нетрудно заметить, что такой порядок не совсем согласовывается с содержанием абзаца первого п. 209.6 и абзаца второго п.п. «а» п.п. 209.15.1 НКУ, в которых, обратите внимание, говорится о предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодах.

Приходится констатировать, что утвержденная приказом № 1342 новая форма приложения ДС9 (которая пришла на смену прежним формам ДС3 и ДСп3, утвержденным приказом № 1492), относительно двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов также говорит без слова «предыдущих». И это далеко не безобидно. В указанной выше статье мы уже отмечали, что потерять право на спецрежим получается можно уже при 11 предыдущих месяцах, а вот для возврата в ряды спецрежимщиков необходимо ждать окончания (истечения) 12 предыдущих отчетных месяцев.

Приятно отметить, что с приходом новой унифицированной формы декларации по НДС наконец-то разрешится проблема с корректировкой налогового кредита в случае изменения направления использования ранее приобретенных товаров с сельскохозяйственной на другой вид деятельности. Ранее такая корректировка была возможна лишь в обратном направлении и диктовалась присутствующими в двух видах деклараций (в строке 16.2 общей декларации и в строке 12.2 декларации «скорочена») математическими знаками «-» и «+» соответственно.

В унифицированной форме декларации по НДС, как видим, строка 16.2 уже не содержит никаких указанных знаков, следовательно, корректировка налогового кредита возможна как в одну, так и другую сторону. Законодательным основанием для таких операций является абзац третий п.п. «а» п.п. 209.15.1 НКУ. В случае изменения направления использования товаров/работ, основных фондов плательщик налога проводит корректировку налогового кредита исходя из стоимости приобретения товаров/услуг, балансовой (остаточной) стоимости основных фондов, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществлено изменение направления использования.

Подпунктом 4.5.2 обновленного Порядка № 1492 установлено следующее. В строке 16.2 отражается корректировка налогового кредита, связанная с использованием ранее приобретенных товаров/услуг, необоротных активов частично для изготовления сельскохозяйственными предприятиями сельскохозяйственных товаров/услуг или перерабатывающими предприятиями готовой продукции, а частично для изготовления других товаров/услуг.

Такая корректировка проводится исходя из балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов и стоимости остатков товаров, которые используются или подлежат использованию в сельскохозяйственном или перерабатывающем производстве, что сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в соответствии с долей использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного или перерабатывающего производства и в других операциях (для сельскохозяйственных предприятий исходя из удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг, рассчитанной в соответствии с требованиями п.п. 209.15.1 НКУ):

а) в случае изменения напрямую использования товаров/услуг, необоротных активов;

б) при регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима налогообложения.

По поводу присутствующего в вышеприведенной норме Порядка № 1492 предостережения о корректировке налогового кредита сельхозпредприятиями «исходя» из размера сельхоз-доли, еще раз озвучим свое мнение, высказанное ранее в упомянутой статье. Суть его такова: товары, в случае изменения направления использования, приобретают статус товаров одного направления использования. А потому, на наш взгляд, неуместно распространять на операции корректировки налогового кредита правила его распределения в соответствии с размером сельхоз-доли.

В заключение добавим, что приказ № 1342 официально опубликован 05.02.2013 г. в бюллетене «Офіційний вісник України», 2013, № 7, и с этой даты вступил в силу.

Как указано в абзаце втором п. 46.6 НКУ, до определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения. Поскольку данный приказ опубликован в феврале/I квартале 2013 года, то новая НДС-декларация по идее начнет применяться с марта 2013 года, т. е. впервые отчитаться по новой форме нужно будет:

месячным плательщикамза март 2013 года;

квартальным плательщикам — за II квартал 2013 года.

Как этот вопрос будет решен налоговиками на самом деле, предугадать сложно. Не исключено, что НДС-отчет в новом виде они захотят получить от плательщиков уже за февраль/I квартал 2013 года. Надеемся на скорые разъяснения по этому вопросу.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)