Інформація по темі "" | Публікації по тегу
01.04.13
5452 0
Друкувати
Обране

Налоговый учет в ЖЭКах: современные реалии. Ч. 2. НДС

В предыдущей статье, посвященной налогообложению ЖЭКов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 27), мы разгадывали ребусы «налоговоприбыльного» учета в этих организациях. Сегодня пришел черед заняться НДС-учетом. Обещаем, будет не менее интересно, особенно с учетом имеющихся пробелов в налоговом законодательстве.




Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

 

В свое время мы уже рассказывали об основных моментах обложения ЖКХ-операций налогом на добавленную стоимость (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 91, с. 28). Поэтому в сегодняшней статье дадим только краткое изложение той публикации в части, непосредственно касающейся ЖЭКов. При этом особое внимание уделим произошедшим с тех пор изменениям в налоговом законодательстве.

Прежде всего скажем, что, как и в «налоговоприбыльном» учете, при начислении НДС по операциям поставки жилищно-коммунальных услуг действует кассовый метод, суть которого в данном случае сводится к (см. п.п. 14.1.266 НКУ):

отражению налоговых обязательств по дате зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или по дате получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг);

возникновению права на налоговый кредит по дате списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или по дате предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг).

Особенности применения этого метода всеми поставщиками жилищно-коммунальных услуг прописаны в п. 187.10 НКУ. Рассмотрим, как сквозь призму этого пункта преломляются хозяйственные операции ЖЭКов, которые, напомним, оказывают такие услуги самостоятельно, а также содействуют сбору средств от потребителей таких услуг в пользу других поставщиков.

 


Кассовый метод из п. 187.10 НКУ для ЖЭКов

Первое, что нужно иметь в виду: предусмотренный п. 187.10 НКУ кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита ЖЭКи применяют только при поставках услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья (в предыдущей статье, реквизиты которой приведены выше, мы уже расшифровывали составляющие квартплаты согласно абз. третьему этого пункта). Поставки других товаров (тепловой энергии, газа природного, кроме сжиженного) и услуг (по транспортировке газа, водоснабжению, водоотведению), перечисленных в абз. первом этого же пункта, хоть и попадают под действие кассового метода, но вряд ли осуществляются непосредственно ЖЭКами, поэтому в сегодняшней статье говорить о них смысла нет.

Таким образом, если ЖЭК вознамерится оказывать другие услуги, которые не встречаются в п. 187.10 НКУ, но являются жилищно-коммунальными услугами в понимании ст. 1 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV (соответствующее определение см. также в предыдущей статье), то в «налоговоприбыльном» учете по ним будет применяться кассовый метод, а в НДС-учете — нет. Разумеется, о кассовом методе ни по НДС, ни по налогу на прибыль не может быть и речи применительно к другим хозоперациям ЖЭКа, в частности лизинговым (арендным).

Второй важный момент состоит в том, что кассовый метод работает только при поставках услуг по содержанию жилья (назовем их так для краткости) определенным категориям потребителей, а именно: физическим лицам и бюджетным учреждениям*, причем в отношении последних не имеет значения, зарегистрированы они или нет в качестве плательщиков НДС. Следовательно, поставки другим категориям потребителей (будем именовать их обычными субъектами хозяйствования) облагаются НДС в общем порядке по правилу первого события, т. е. кассовый метод в таких случаях неприменим (на это обращала внимание и ГНАУ в письмах от 04.03.2011 г. № 6310/7/16-1517-26 и от 04.03.2011 г. № 4545/6/16-1515-26).

* Оказание ЖЭКами услуг по содержанию жилья другим ЖЭКам, КЭЧам, ОСМД и подобным плательщикам вряд ли встречается на практике, поэтому о таких потребителях в этом контексте говорить не будем, хотя они и упоминаются в абз. первом п. 187.10 НКУ в отношении других поставщиков ЖКХ-услуг.

Третий нюанс, о котором обязательно следует сказать, касается порядка формирования налогового кредита у ЖЭКов. В настоящее время уже не должно возникать никаких сомнений насчет того, что право на налоговый кредит у них возникает «по кассе» при приобретении любых товаров/услуг, предназначенных для использования в операциях, начисление НДС по которым тоже подчиняется кассовому методу, а не только тех, которые перечислены в абз. первом п. 187.10 НКУ (см. упомянутые выше письма ГНАУ, а также письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 93).

Резюмируя все сказанное о кассовом методе по НДС, подчеркнем, что ЖЭКи определяют:

1) «по кассе»

а) налоговые обязательства при поставке услуг по содержанию жилья физлицам и бюджетным учреждениям;

б) налоговый кредит при приобретении любых товаров (включая основные средства) и услуг, используемых для осуществления поставки услуг, указанных в п.п. а) п. 1;

2) по первому событию

а) налоговые обязательства при поставке услуг по содержанию жилья обычным субъектам хозяйствования (в частности, собственникам и арендаторам жилых и нежилых помещений), а также других товаров/услуг (не встречающихся в абз. первом п. 187.10 НКУ) любым категориям потребителей;

б) налоговый кредит при приобретении товаров, услуг, используемых в целях поставки товаров и услуг, указанных в п.п. а) п. 2.

В связи с этим в случае одновременного осуществления операций, облагаемых как по кассовому методу, так и по правилу первого события, нужно помнить о соответствующем порядке отражения (распределения**, как сказано в письме ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04, а также в п. 20 разд. III Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492) налогового кредита пропорционально объему поставки в отчетном периоде товаров/услуг по кассовому методу к общему объему поставки. Такое распределение производится в табл. 4 Приложения Д7 к налоговой декларации по НДС, причем, судя по сноске ** к этой таблице, оно должно касаться покупок товаров (услуг) в соответствии с перечнем, установленным п. 187.10 НКУ.

** Которое, однако, не имеет ничего общего с распределением «входного» НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых поставок согласно ст. 199 НКУ (о нем мы еще скажем ниже).

Выше уже отмечалось, что оснований для такого подхода на сегодня нет — налоговый кредит по НДС кассовым методом нужно формировать по всем приобретаемым товарам (услугам) и основным средствам, предназначенным для их использования в «кассовых» операциях, оговоренных п. 187.10 НКУ. Если принять такой подход как руководство к действию, то в остальном заполнение табл. 4 Приложения Д7 вопросов вызывать не должно. Но на всякий случай дадим краткие пояснения к заполнению каждой ее колонки, опираясь на соответствующее разъяснение* из ЕБНЗ под кодом 130.25 (см. таблицу на с. 38).

* Следует заметить, что в связи с недавними корректировками форм НДС-отчетности (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 12, с. 5, 34) это разъяснение в настоящее время помечено в ЕБНЗ как недействующее. В то же время, поскольку табл. 4 Приложения Д7 к декларации по НДС осталась неизменной, то, полагаем, подход налоговиков к ее заполнению тоже должен остаться прежним.

 

Залишок з попереднього(іх) періоду(ів) неоплачених товарів/послуг для касового методу

Придбання товарів/послуг**

Оплата із залишку з попереднього(іх) періоду(ів) неоплачених товарів/послуг для касового методу (з колонок 1 та 2 відповідно)

Залишок**** неоплачених товарів/послуг для застосування касового методу, що переноситься до колонок 1 та 2 відповідно таблиці 4 розрахунку за наступний звітний (податковий) період

оплачені

не оплачені

з них

для касового методу

не для касового методу

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість***

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість***

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість***

обсяг (без податку на додану вартість)****

податок на додану вартість*****

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Указываются остаток из предыдуще-
го(-их) отчетного(-ых) периода(-ов) неоплаченных товаров/услуг, приобретенных для кассового метода, и суммы НДС, не принимавшие участия в формировании налогового кредита.
Показатели этих колонок берутся соответственно из кол. 13 и 14 этой таблицы за предыдущий отчетный период

Независимо от того, для каких целей («кассовых» или «некассовых») приобретались товары/услуги, факт их оплаты в налоговом (отчетном) периоде, за который подается Приложение Д7, позволяет беспрепятственно (разумеется, при наличии налоговой накладной от поставщика) и в полной сумме относить «входной» НДС по ним из кол. 4 в налоговый кредит

Неоплаченные в налоговом (отчетном) периоде, за который подается Приложение Д7, товары/услуги, приобретенные как для осуществления деятельности, облагаемой НДС по кассовому методу, так и деятельности, облагаемой по первому событию, придется распределять. Для этого предназначены следующие четыре колонки, причем
кол. 5 = кол. 7 + кол. 9, а кол. 6 = кол. 8 + кол. 10

Приводится часть объема неоплаченных товаров/услуг (из кол. 5), приобретенных для кассового метода

НДС из этой колонки (как часть НДС, указанного в кол. 6), чтобы попасть в НК, будет ждать оплаты приобретенных товаров/услуг в следующем(-их) отчетном(-ых) периоде(-ах)

Приводится часть объема неоплаченных товаров/услуг (из кол. 5), приобретенных для кассового метода

Этот НДС по правилу первого события (оприходованию/получению товаров/услуг) и опять же при наличии налоговой накладной от поставщика попадает в налоговый кредит уже в отчетном периоде

Указывается часть объема из остатка предыдуще-го(-их) отчетного(-ых) периода(-ов) неоплаченных товаров/услуг для кассового метода
(из кол. 1)

Сумма из этой колонки при соблюдении обязательного условия — наличия НН — также идет в НК, поскольку произошла оплата товаров/услуг, числящихся как неоплаченные на начало периода

Показатели этих колонок переносят в кол. 1 и 2 этой таблицы следующего отчетного периода.
На всякий случай приведем здесь алгоритм их расчета из соответствующих сносок:

кол. 13 = кол. 1 - кол. 11 + кол. 7

кол. 14 = кол. 2 - кол. 12 + кол. 8

 

** Товари/послуги за переліком згідно з пунктом 187.10 статті 187 розділу V Кодексу.

*** Включається до податкового кредиту за наявності податкової накладної.

**** Розраховується за формулою: (значення колонки 1 - значення колонки 11 + значення колонки 7).

***** Розраховується за формулою: (значення колонки 2 - значення колонки 12 + значення колонки 8).

 

Следующий четвертый нюанс пригодится тем ЖЭКам, которые за полученные товары/услуги смогли расплатиться с их поставщиками спустя весьма продолжительный период времени. Право на налоговый кредит в этом случае по таким покупкам не пропадает хотя бы потому, что, учитывая специфику кассового метода, при оприходовании товаров/получении услуг у ЖЭКов его и не было. Ведь согласно п.п. 14.1.266 НКУ такое право возникнет у предприятия-покупателя только на момент проведения расчетов, а подтвердить его призваны те налоговые накладные, которые были выписаны поставщиком по первому событию — отгрузке товаров/оказанию услуг в адрес ЖЭКов.

К сожалению, в письме ГНСУ от 08.06.2012 г. № 16100/7/15-3417-08 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75) утверждается, что свое право на НК, возникающее в момент погашения кредиторской задолженности путем проведения расчетов с поставщиками, ЖЭКи смогут реализовать только при условии, если с момента выписки налоговой накладной поставщиком прошло не более 1095 дней.

Однако на наш взгляд, срок давности в 1095 дней, установленный ст. 102 НКУ, в данном случае применяться не должен. Одна из целей установления такого срока — ограничить возможность исправления ошибок налогоплательщиком. В ситуации с отражением налогового кредита по ЖКХ-операциям из п. 187.10 НКУ никакой ошибки налогоплательщик не допустил — просто в силу установленных правил ведения НДС-учета кассовым методом сам момент законного отражения налогового кредита может возникнуть и по прошествии 1095 дней после получения товаров/услуг.

Заодно вспомним и о других «особых» нормах законодательства, в частности насчет предельного двухмесячного срока, установленного для отражения «кассового» налогового кредита. Абзацем четвертым п. 198.6 НКУ предусмотрено, что налогоплательщики, применявшие кассовый метод до вступления в силу НКУ или применяющие кассовый метод в настоящее время, имеют право на включение в налоговый кредит сумм налога на основании налоговых накладных, полученных в течение 60 календарных дней с даты списания средств с их банковского счета.

Как видим, положения этого пункта касаются уже промежутка времени, следующего за оплатой. В связи с этим нужно учитывать, что, перечислив оплату поставщику и получив соответственно на эту дату право на налоговый кредит, на его декларирование налогоплательщику отводится весьма не продолжительный срок. Поэтому отразить «кассовый» налоговый кредит по полученным налоговым накладным нужно успеть в течение 60 дней с момента проведения расчетов.

К сожалению, налоговики и в этом случае приплетают сюда зачем-то срок давности (см. ответ на вопрос 9 из Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам отражения в налоговом учете по налогу на добавленную стоимость отчетного периода налоговых накладных, выписанных в предыдущих периодах, и формирования на их основании налогового кредита, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 127 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 17, а также письмо ГНСУ от 28.12.2012 г. № 8026/0/61-12/15-3115 на с. 19 сегодняшнего номера). Впрочем, их цель понятна: ограничить право на налоговый кредит покупателей, применяющих кассовый метод, если от даты получения товаров/услуг от поставщика прошло больше 1095 дней. Тем не менее, у нас нет сомнений в таком праве у ЖЭКов, которые применяют кассовый метод даже по истечении указанного срока давности. ЖЭК может отражать НК по деньгам, даже если товары/услуги были приобретены много лет назад, однако если продавец таких товаров/услуг тоже использует кассовый метод, то налоговую накладную он вправе выписать только «по деньгам», после чего у ЖЭКа есть 60 дней для включения такой НН в НК.

Обращаем внимание: в данном случае «предельные» 60 дней согласно абз. четвертому п. 198.6 НКУ отсчитываются именно с даты перечисления денежных средств, а не, скажем, с даты выписки налоговой накладной. В этом контексте также примечательно письмо ГНАУ от 09.09.2011 г. № 14/7/15-3417-04, где указывается на то, что промежуток времени в 60 календарных дней установлен не для проведения расчетов с поставщиком за поставленные товары, а для возможности отражения налогового кредита по полученным налоговым накладным.

И последний, пятый нюанс касается отражения права на налоговый кредит при неденежных расчетах за услуги
ЖЭКов, подпадающие под действие
п. 187.10 НКУ. Казалось бы, отказать им в этом праве по кассовому методу нельзя, поскольку в самом определении этого метода, данном в п.п. 14.1.266 НКУ, говорится в том числе и о «других видах компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) товаров (услуг)», причем как при начислении НО, так и при формировании НК.

Между тем налоговики на местах зачастую настаивают на том, что из-за отсутствия денежных (иногда еще категоричнее — безналичных) расчетов налоговый кредит по приобретенным товарам/услугам у ЖЭКа в случае, скажем, проведения взаимозачета пропадает. Понятно, что такие заявления налоговиков не имеют под собой даже малейших оснований: предприятия ЖКХ, применяющие кассовый метод, могут формировать налоговый кредит в периоде проведения расчетов в любой форме. А налоговые обязательства ЖЭКу, кстати, следует начислять на дату получения встречной поставки, даже если свои услуги еще не переданы потребителю.

 


Дотации, субсидии, льготы

Их экономическую сущность мы достаточно подробно рассмотрели в предыдущей статье, посвященной «налоговоприбыльному» учету (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 27), поэтому здесь перейдем сразу к вопросам их обложения налогом на добавленную стоимость.

Прежде всего следует учитывать нормы абз. четвертого п. 188.1 НКУ, согласно которому при поставке товаров/услуг по регулируемым ценам (тарифам) база обложения НДС определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, определенной по таким ценам (тарифам).

Таким образом, в составе стоимости услуг по содержанию жилья, оказываемых ЖЭКом, жилищные субсидии и бюджетные компенсации льгот по оплате ЖКХ-услуг, предоставленных гражданам, облагаются НДС по основной ставке с учетом правил применения кассового метода, установленных п 187.10 НКУ. Другими словами, если такие субсидии и компенсации поступают из бюджета в счет оплаты товаров/услуг, перечисленных в абз. первом этого пункта (для ЖЭКов это, как правило, услуги по содержанию жилья), то налоговые обязательства увеличиваются по дате поступления бюджетных денежных средств. В декларации по НДС такие суммы отражаются в стр. 1 разд. I в отчетном периоде их получения.

Переходя к разговору о бюджетных дотацияхп.п. 14.1.16 НКУ они названы «производственными дотациями из бюджета»), нужно заметить, что получение таких дотаций (в том числе на покрытие возникающей разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги) не является объектом обложения НДС (см. п.п. 196.1.6 НКУ). Вместе с тем поставки товаров (услуг) на сумму возникающей разницы (превышения фактических расходов над регулируемым тарифом), покрываемой за счет производственной дотации из бюджета, согласно п.п. 197.1.28 НКУ отнесены к льготируемым поставкам.

В связи с этим следует иметь в виду нормы п. 198.5 НКУ, действующего с 01.07.2012 г. в новой редакции благодаря Закону № 4834. Как известно, в общем случае необходимо начислить налоговые обязательства по товарам/услугам, необоротным активам, при приобретении или изготовлении которых суммы НДС были включены в состав налогового кредита, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться, в частности, в операциях, освобожденных от налогообложения. Так вот, с указанной даты такое начисление НДС не требуется в случаях проведения операций, предусмотренных п.п. 197.1.28 НКУ, что прямо освобождает ЖЭКи от многих проблем.

Скажем еще об одном нюансе, который возникает в связи с разделением операции по поставке ЖКХ-услуг на облагаемую и льготируемую части. В письме ГНАУ от 16.06.2011 г. № 7166/5/16-1516, а также в консультации из ЕБНЗ под кодом 130.05, разъяснялось, что ввиду таких требований законодательства:

— базу налогообложения следует определять исходя из полной себестоимости реализуемых товаров/услуг, т. е. формируемой как сумма регулируемого тарифа и компенсации разницы между себестоимостью и тарифом;

— стоимость товаров/услуг в пределах регулируемого тарифа подлежит обложению НДС по ставке 20 %, а разница между фактическими расходами (себестоимостью) и тарифом (подлежащая последующей компенсации в виде производственной дотации) освобождается от налогообложения согласно п.п. 197.1.28 НКУ.

Если пользоваться этими разъяснениями, то выходило, что ЖЭКу надо выписывать отдельные налоговые накладные: на облагаемую (по ставке 20 %) и льготную (освобожденную от НДС) поставки.

Стоит отметить, что такой подход нельзя считать разумным, поскольку согласно п. 23.1 НКУ база налогообложения — это физическое, стоимостное либо иное характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и которое используется для определения размера налогового обязательства. Следовательно, включение в базу налогообложения того, что не определено в качестве объекта обложения тем или иным налогом, противоречит здравому смыслу.

Справедливости ради скажем, что в консультации ведущего специалиста ГНСУ, опубликованной в ведомственном издании «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 34, озвучена противоположная позиция, которая согласуется с действующим законодательством: в базе налогообложения учитывается стоимость товаров/услуг, за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета.

Помимо прочего в указанной консультации акцентируется внимание на том, что на эту разницу стоимости ЖКХ-услуг правило определения даты возникновения налоговых обязательств по кассовому методу, установленное п. 187.10 НКУ, не распространяется. Следовательно, соответствующие объемы поставки таких услуг должны быть отражены в стр. 5 декларации по НДС с одновременным представлением Приложения Д6 в том отчетном периоде, в котором состоялось их фактическое предоставление. При этом в отчетном периоде, в котором состоялось фактическое получение из бюджета производственной дотации на покрытие убытков от поставки уcлyг по тарифу, такие денежные средства повторно в налоговой декларации не отражаются.

И еще один нюанс, который никак нельзя обойти стороной, касается распределения «входного» НДС при одновременном осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций. Мы помним, что механизм такого распределения прописан в ст. 199 НКУ, причем в случае поставки товаров/услуг, перечисленных в абз. первом п. 187.10 этого Кодекса, его проведение осложняется из-за кассового метода НДС-учета. По этой причине ЖЭКам приходилось вначале делать распределение «входного» НДС на включаемую и не включаемую в налоговый кредит части, а затем распределенную часть НДС, подлежащую включению в НК, разбивать на суммы НДС, включаемые в налоговый кредит по кассовому методу, и суммы НДС, относящиеся в налоговый кредит по правилу первого события посредством заполнения табл. 4 Приложения Д7 (о ней мы говорили выше). Кроме того, распределенный таким образом НДС следовало корректировать в конце года посредством проведения перерасчета (подробнее о нюансах годового перерасчета налогового кредита по НДС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 102, с. 21).

К счастью, с 01.07.2012 г., благодаря упоминавшемуся выше Закону № 4834, прямо установлено, что под распределение «входного» НДС и остальные требования ст. 199 НКУ (среди которых прописано и требование в отношении годового перерасчета) не подпадают операции, предусмотренные п.п. 197.1.28 этого Кодекса, т. е. операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифом) в виде производственной дотации из бюджета.

На первый взгляд, такие изменения, внесенные Законом № 4834, можно только приветствовать. Однако, поскольку начало их действия пришлось на середину календарного года, это привело к возникновению вопроса о необходимости проведения годового перерасчета-2012 субъектами хозяйствования, охваченными льготным п.п. 197.1.28 НКУ. К сожалению, в самом Кодексе этот вопрос не урегулирован, но, рассуждая логически, можно прийти к выводу, что такая необходимость у них все же имелась, причем исходя из объемов поставок за весь год, а не на момент внесения указанных изменений в налоговое законодательство.

Что касается так называемых «необоротных» перерасчетов*, предусмотренных абз. вторым п. 199.4 НКУ, то необходимость в их дальнейшем проведении не так очевидна. Да и налоговики, судя по информации на местах, упорно отрицают ее. Тем не менее для необоротных активов, приобретенных в течение 2011 года, для которых 2012 год стал годом первого «необоротного» перерасчета, указанная необходимость следует из самой сути перерасчета «входного» НДС. Ведь законодатель, не исключено, посредством трех таких перерасчетов в отношении необоротных активов задумывал более-менее усреднить первоначально распределенный НДС исходя из объемов трех лет, следующих за вводом объектов основных средств в эксплуатацию.

* Напомним, что так мы традиционно называем три последовательных перерасчета в отношении необоротных активов по итогам одного, двух и трех лет, следующих после года, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию).

А вот объекты ОС, приобретенные в первой половине 2012 года (до вступления в силу Закона № 4834), вместе с товарами/услугами должны были принять участие только в основном годовом перерасчете в конце 2012 года, и если в дальнейшем ЖЭК не будет осуществлять не облагаемые НДС операции, то уже никаким перерасчетам такие ОС не подлежат. Точно так же мимо перерасчетов, предусмотренных ст. 199 НКУ, проходят и старые ОС, приобретенные до вступления в силу НКУ (см. ответ на вопрос 5 из Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам пропорционального отнесения сумм налога к налоговому кредиту в случае использования приобретенных и/или изготовленных товаров/услуг, необоротных активов частично в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 129 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 23).

Наконец, по необоротным активам, купленным после 01.07.2012 г., первичное распределение НДС не проводилось, т. е., несмотря на осуществление льготных поставок, оговоренных п.п. 197.1.28 НКУ, весь «входной» НДС был отнесен в налоговый кредит и отражен в стр. 10.1 декларации по НДС. Следовательно, какие-либо перерасчеты по таким необоротным активам в дальнейшем осуществлять не придется.

 


Деятельность ЖЭКов по сбору средств от потребителей

В большинстве случаев такая деятельность осуществляется по посредническим (агентским) договорам с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, поэтому на них специальные «кассовые» нормы п. 187.10 НКУ не распространяются. Налогообложение таких посреднических операций происходит в обычном порядке (подробнее см. в статье «Выполнение договора комиссии: последствия по налогу на прибыль и НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 38), поскольку особых правил** для ЖЭКов нет. Следовательно:

налоговые обязательства по полученным ЖЭКом (комиссионером) от потребителей денежным средствам, предназначенным поставщикам (комитентам), отражаются в налоговом учете ЖЭКа исходя из полной суммы поступлений в момент их получения (поскольку речь идет о деятельности по сбору и перечислению денег от населения, второе событие придумать трудно);

право на налоговый кредит возникает после перечисления средств поставщикам, разумеется, при наличии налоговых накладных, выписанных такими поставщиками;

НО и право на НК по комиссионному вознаграждению (если таковое установлено в договорах ЖЭКа с поставщиками ЖКХ-услуг) отражаются как обычно, т. е. по правилу первого события.

** Например, таких, посредством которых в п. 189.13 НКУ урегулировано определение базы налогообложения при продаже автобусных билетов автостанциями.

Заметим, что в письме ГНСУ от 22.06.2012 г. № 8958/5/15-2116 предоставлена, образно говоря, индульгенция на включение транзитных денежных средств в базу обложения НДС, однако только в отношении ЖСК и ОСМД. Тем не менее до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство ни им, ни обычным ЖЭКам мы не рекомендовали бы применять выводы этого письма на практике.

К сожалению, подобных «ребусов» в налогом учете ЖЭКов не один десяток, и это становится хорошо ясно после прочтения сегодняшней и предыдущей статей, посвященных этой теме. По этой причине вряд ли можно надеяться на появление в недалеком будущем частного инвестора в жилищно-коммунальной отрасли. В любом случае все в руках законодателя, теперь уже нового созыва. Подождем?..

env_icon Отримуйте новини поштою!

Ми будемо надсилати вам найсвіжіші матеріали кожного тижня

Для цього вкажіть своє ім'я та електронну скриньку

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
30
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×

 

Договір публічної оферти

Угода

про умови використання інформаційних ресурсів сайту

Ця Угода укладена між ТОВ «НВП «ФАКТОР» (далі - Компанія) і будь-яким Користувачем (далі загально названі - Сторони) веб-сайту (-ів) buhgalter.com.ua і / або budget.factor.ua, далі іменуються - Сайт.

Загальні положення

Наведені нижче умови є електронною формою документа, що визначає порядок використання, а саме, надання Користувачеві доступу до інформаційних ресурсів через Сайт.

Ця угода (Договір) носить характер публічної оферти, тобто є еквівалентом "усної угоди" і відповідно до чинного законодавства України має належну юридичну силу.

Сайт є об'єктом авторського права і як складного твору, а також "компіляції даних" ("бази даних") охороняється на території України, відповідно до Закону України "Про авторське право і суміжні права".

Всі авторські майнові права на Сайт належать Компанії. Позначення «buhgalter», «Factor» є знаком для товарів і послуг (торговою маркою) і не може використовуватися Користувачем без отримання відповідної ліцензії.

Компанія докладає всіх зусиль щодо забезпечення достовірності і актуальності інформації, представленої на Сайті. Однак Компанія не бере на себе фінансової та іншої відповідальності за результати застосування цієї інформації.

Підписка - повний доступ до всіх матеріалів, розміщених на Сайті. Підписка надається за певну плату на певний строк відповідно до умов відповідного тарифу Підписки.

Автоподовження підписки - сервіс автоматичного продовження підписки.

 

 

1. Прийняття Угоди

 

1.1. Для того, щоб отримати право доступу до інформаційних ресурсів Сайту, Користувачеві необхідно спочатку висловити свою згоду з цією угодою. Користувач не має санкціонованого доступу до інформаційних ресурсів Сайту, якщо він не прийняв або не згоден з умовами цієї угоди.

1.2 Згідно з умовами Договору Компанія надає Користувачам Передплату на платній основі з метою перегляду користувачами окремих матеріалів, розміщених на Сайті. Категорії платної інформації визначаються Товариством самостійно.

1.3. За згодою Користувача з умовами цієї угоди, Користувачеві надається доступ до інформаційних ресурсів Сайту. Інформаційні ресурси надаються «як є» і не припускають наступних доопрацювань.

1.4. Користувач має право припинити користуватися Сайтом в будь-який момент, без спеціального повідомлення Компанії про припинення користування Сайтом.

1.5. Для отримання доступу до ресурсів від Користувача може знадобитися надання інформації про себе (наприклад, відомості про особу, відомості про юридичну особу та інші контактні дані) з метою продовження користування Користувачем послугами Компанії.

1.6. Беручи до уваги безперервне впровадження нових розробок, Користувач визнає і погоджується з тим, що Компанія має право на власний розсуд припинити (тимчасово або остаточно) надання доступу до ресурсів Сайту (або будь-яких окремих функцій Сайту) всім користувачам взагалі або Користувачеві зокрема, без попереднього повідомлення.

1.7. Компанія на постійній основі впроваджує нові розробки для того, щоб надавати найкращі можливі послуги своїм користувачам. Користувач визнає і погоджується з тим, що форма і характер послуг (дизайн сайту, обсяг наданої інформації, тематика і ін.) можуть час від часу змінюватися без попереднього повідомлення Користувача.

 

 

2. Відповідальність сторін

 

2.1. Матеріали Сайту видаються без будь-яких гарантій, неявних або інших. Компанія не несе відповідальність за повноту і точність інформації, що міститься в матеріалах сайту, відповідність її вимогам Користувача.

2.2. Всі ризики, що виникають при використанні матеріалів (ресурсів) Сайту, несе Користувач. Компанія ні за яких умов не несе відповідальності за будь-які понесені Користувачем збитки, у чому б вони не виражалися, в тому числі, в разі якщо компанія була повідомлена про можливість заподіяння збитків.

2.3. Ризик настання негативних наслідків в результаті використання рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті, в повному обсязі несе Користувач. Компанія не гарантує і не підтверджує точність і достовірність, рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті.

2.4. Компанія не несе ніякої відповідальності за будь-які помилки, неточності, втрати часу, порушення в роботі обладнання і ліній комунікацій, проникнення комп'ютерних вірусів, втрати і зміни даних, виникнення дефектів в роботі програм. які виникли, незалежно від причин, в результаті використання Сайту.

2.5. У разі здійснення Користувачем дій, передбачених ст. 50 Закону України «Про авторське право і суміжні права» (порушення авторського права і суміжних прав), Компанія залишає за собою право, без попереднього повідомлення Користувача, за своїм вибором здійснювати дії щодо захисту немайнових і майнових авторських прав та суміжних прав в порядку, встановленому адміністративним, цивільним і кримінальним законодавством.

 

3. Порядок і умови оформлення Передплати

 

3.1 Для оформлення Передплати Користувачеві необхідно:

3.1.1 Авторизуватись або зареєструватися на сайті buhgalter.com.ua шляхом заповнення всіх необхідних полів реєстраційної форми

3.1.2 Уважно ознайомитися з умовами договору і прийняти його,

3.1.3 Ввести необхідні для оплати дані, якщо того вимагає Платіжна система; підтвердити оплату і оплатити.

3.2 Оплата доступу до сайту buhgalter.com.ua проводиться Користувачем на умовах 100% передплати.

3.3 Компанія попереджає користувачів, а Користувачі розуміють і погоджуються з тим, що Платіжна система може стягувати понад вартості послуг будь-якого роду комісії та збори, включаючи комісії мобільних операторів (за їх наявності), надаючи свої послуги тільки в разі, якщо такі комісії і збори будуть оплачені користувачем. Інформацію про такі комісії і збори (за їх наявності) Користувач самостійно може дізнатися в Платіжній системі. Комісії та збори не повертаються і не відшкодовуються Компанією. Користувач, який скористався послугами платіжної системи, вважається попередженим і згодним з їх умовами.

3.4 Компанія має право в односторонньому порядку і без попереднього повідомлення Користувача змінювати умови цього договору, наповнення пакетів Підписка, розміри тарифів і т.п. шляхом розміщення відповідного документа в новій редакції на сайті.

3.5 Зміни умов цього Договору набирають чинності з моменту опублікування на сайті buhgalter.com.ua

3.6 Зміни, що стосуються наповнення пакетів Підписка, розмірів тарифів застосовуються тільки для підписок, придбаних після такої зміни.

3.7 Відмова від послуг після оплати неможлива.

3.8 Користувач не має права:

3.8.1 реєструватися як інша особа; вводити в оману інших користувачів щодо своєї особи, використовуючи реєстраційні дані іншої людини; навмисне спотворювати уявлення про самого себе, свій вік або свої відносини з іншими особами або іншими організаціями; передавати реєстраційні дані, логін і пароль для доступу до системи іншим особам;

 

4. Автоподовження підписки

 

4.1 Учасники оплачують доступ до сайту buhgalter.com.ua щомісяця, надають згоду на послуги автоматичного регулярного продовження Підписки на новий термін (автоподовження Підписки). Після активації даної послуги оплата нового терміну Підписки здійснюється шляхом автоматичного безакцептного списання коштів з рахунку користувача. Послуга автоподовження Підписки надається до тих пір, поки Користувач не повідомить про її скасування в особистому кабінеті користувача, заповнивши необхідну форму.

4.2 Послуга вважається скасованою з наступного оплатного періоду.

4.3 Послуга активується при здійсненні першої або чергової оплати Підписки, що означає згоду користувача з тим, що після закінчення оплаченого строку дії Передплати Договір автоматично пролонгується на тих же умовах на той же термін з автоматичним списанням вартості Передплати з рахунку Користувача

4.4 У разі недостатності коштів на рахунку користувача або неможливості проведення платежу Підписка на новий термін не надається, а послуга «автоподовження Підписки» відключається, до моменту появи коштів на рахунку користувача або заміни користувачем рахунку в особистому кабінеті).

4.5 При зміні Товариством тарифів на підписку автоподовження Підписка на черговий новий термін, наступний за періодом, протягом якого відбулася така зміна буде здійснено за новим тарифом.

 

5. Припинення відносин з Компанією. зміна угоди

 

5.1. Компанія і Користувач домовилися, що компанія має право припинити підтримувати Сайт (надавати доступ / надавати послуги) в будь-який час на власний розсуд.

5.2. Компанія залишає за собою право припинити доступ до Сайту, якщо: доступ до Сайту втрачений через відсутність зв'язку на маршруті від Користувача до Сайту; Користувачеві відмовлено в доступі до Сайту внаслідок порушення ним «Інтрукціі користування сайтом» (http://budget.factor.ua/faq.php) або перевищення обсягу прав на використання Сайту.

5.3. Компанія залишає за собою право за своїм вибором без попереднього повідомлення та / або роз'яснення причин: змінювати, виправляти, обмежувати, припиняти чи зупиняти дію Сайту і будь-яких його розділів (матеріалів, ресурсів, сервісів); відмовляти Користувачеві в доступі до користування Сайтом і / або будь-якого його розділу. Задоволення / розгляд потреб Користувача при використанні Сайту не є обов'язком Компанії.

 

6. Заключні положення

 

6.1. Сайт може містити посилання на інші Інтернет - сайти. Дані сайти не перебувають під контролем Компанії і Компанія не несе відповідальності за зміст даних сайтів та / або зміст сайтів, посилання на які знаходяться на даних сайтах. Посилання на інші сайти включені в Сайт тільки для зручності користувачів і не означають згоду Компанії та його посадових осіб з вмістом даних сайтів. Інші Інтернет - сайти можуть містити посилання на Сайт без спеціального дозволу Компанії.

6.2. У разі незгоди Користувача з будь-яким з умов цієї угоди він зобов'язаний негайно припинити використання Сайту і / або будь-якого з його розділів.

6.3. У разі якщо компетентними органами / особами частина цієї угоди буде визнана недійсною, такою, що суперечить законодавству і не підлягає застосуванню, це не тягне неможливість застосування інших положень цієї угоди. Ця угода діє повною мірою в рамках, встановлених чинним законодавством.

6.4. До відносин в рамках цієї Угоди застосовується право України. Користувач і Компанія домовилися підкорятися при виникненні будь-яких спорів, що виникають у зв'язку зі справжньою угодою (використанням Сайту), виключно юрисдикції судів України.

Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн