1179 0

Сбор за спецводопользование: нюансы отчетности за I квартал 2013 года

03.05.13
Порядок уплаты сбора за спецводопользование постоянно совершенствуется. Не стали исключением и прошлый год, а также начало текущего. Так, в частности, в прошлом году были изменены правила платы за воду, используемую для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, а с начала этого года — увеличен размер ставок сбора и усовершенствована форма отчетности. И хотя эти совершенствования кардинально не изменили механизм взимания данного налога, учитывать их при подаче квартальной отчетности должны все субъекты хозяйствования. Поэтому в предлагаемой статье рассмотрим особенности, которые следует учитывать водопользователям при составлении отчетности за I квартал 2013 года.


 

Плательщики сбора

Плательщиками сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование) считаются водопользователи, т. е. субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений*), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые (п. 323.1 НКУ):

— используют воду, полученную путем забора из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи);

— используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

* Обращаем внимание, что бюджетные учреждения в соответствии с пп. 323.1 и 326.13 НКУ выступают плательщиками этого сбора только в случае, если они используют воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах. В таком случае сбор уплачивается на общих основаниях со всего объема использованной воды.

Плательщиками сбора за спецводопользование являются в том числе и единоналожники — как юридические, так и физические лица, поскольку в перечне налогов и сборов, от уплаты которых освобождены единоналожники (приведен в п. 297.1 НКУ), сбор за спецводопользование не указан.

В то же время уплачивать сбор за спецводопользование и подавать отчетность субъекты хозяйствования, которые отнесены к таким плательщикам в соответствии с п. 323.1 НКУ и используют воду в своей деятельности, будут не всегда, а только в случае, когда они получают воду от первичных водопользователей на основании договора на поставку воды (абз. 2 п. 326.2 НКУ).

Если же вода получается без такого договора, то плательщиком сбора за спецводопользование является поставщик воды, а не водопользователь. Это подтверждают и налоговики в консультациях, приведенных в ЕБНЗ (разд. 270.01). Следовательно, за воду, используемую без договора на поставку воды, субъект хозяйствования не будет уплачивать сбор за спецводопользование (его уплачивает поставщик воды).

При этом следует учитывать, что наличие договора — обязательное, но не достаточное условие для того, чтобы у водопользователя, имеющего заключенный договор на поставку воды, возникла обязанность по уплате сбора. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 323.2, п.п. 324.4.1 НКУ юрлица и предприниматели, в том числе плательщики единого налога, использующие воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд**, не должны уплачивать сбор за спецводопользование. Поэтому вторичные водопользователи, получающие воду согласно договору на водоснабжение, но использующие воду исключительно на удовлетворение собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не уплачивают этот сбор.

** Санитарно-гигиенические нужды — это использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (п. 323.2 НКУ).

Обращаем внимание также на то, что при передаче помещения в аренду арендодатель, имеющий заключенный договор на поставку воды, будет выступать плательщиком сбора за спецводопользование, если он либо арендатор будет использовать воду на другие цели (не только для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд). То есть если арендатор использует воду на другие цели (например, производственные), то уплачивать сбор должен арендодатель, заключивший договор на поставку воды. При этом не имеет значения, на какие именно цели арендодатель использует воду. С этим соглашаются и налоговики в ОНК № 1180***.

*** См. ком. «Сбор за спецводопользование: правила уплаты при аренде помещений — лояльная позиция ГНСУ» // «БН», 2013, № 1, с. 5.

Если арендодатель желает вообще избежать уплаты сбора за спецводопользование, даже если вода используется арендатором не только для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, но и на другие цели, то ему необходимо позаботиться о том, чтобы договор на поставку воды с поставщиком воды был заключен арендатором. В таком случае арендодатель, используя воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, будет освобождаться от уплаты сбора, а арендатор, имея договор на поставку воды, будет уплачивать сбор за весь объем использованной им воды в арендованном помещении. Такой подход поддерживают и налоговики в консультации, приведенной в разд. 270.01 ЕБНЗ.

 


Ставки сбора

Ставки сбора за спецводопользование установлены в ст. 325 НКУ. Однако использовать их при заполнении отчетности следует с учетом того, что в начале этого года Законом № 5503* в НКУ были внесены изменения, в соответствии с которыми были пересмотрены размеры ставок некоторых налогов и сборов, в частности ставки сбора за спецводопользование (они были увеличены в среднем на 9,4 %).

* См. ком. «Налоговый кодекс: новогодние коррективы» // «БН», 2013, № 2, с. 30.

Закон № 5503 опубликован 04.01.13 г., а следовательно, вступил в силу именно с этой дать, несмотря на то что в п. 1 разд. II данного Закона предусмотрено его вступление в силу с 01.01.13 г. Поэтому рассчитывать налоговые обязательства за I квартал нужно:

— с 01.01.13 г. по 03.01.13 г. включительно — по старым ставкам, т. е. действовавшим в 2012 году;

— с 04.01.13 г. и в дальнейшем — по новым, определенным Законом № 5503.

В связи с такими изменениями возникает вопрос: как определить объем воды, использованный отдельно за каждый из таких периодов?

Безусловно, если предприятие ведет ежедневный учет использования воды, то можно воспользоваться данными такого учета. Если же такого учета нет, то, на наш взгляд, можно разбить объем воды, использованной в январе, пропорционально количеству календарных дней в каждом из периодов (3 и 28). Для этого месячный объем использованной воды в первом случае следует умножить на коэффициент 3 : 31, а во втором — на коэффициент 28 : 31.

Следует также помнить, что размеры ставок сбора зависят от источника водоснабжения. Так, если вода используется из смешанных источников водоснабжения, то применяется ставка сбора, установленная для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники.

При этом поскольку вода, поступающая водопользователю из смешанных источников, сформирована из разных водных потоков, то при расчете сбора субъекту хозяйствования нужно прежде всего распределить объем использованной воды из такого источника на воду из источников, сформировавших данный источник.

Порядок такого распределения установлен в п. 326.3 НКУ: водопользователи, использующие воду из смешанного источника, должны осуществлять такое распределение, опираясь на соотношение, в котором формируется смешанный источник. Найти такое соотношение водопользователи могут в разрешениях на специальное использование воды и/или в договорах на поставку воды.

Если такое соотношение не указано ни в договоре на поставку воды, ни в разрешении на спецводопользование, то для распределения воды, полученной из смешанного источника, субъекту хозяйствования придется ориентироваться на усредненное соотношение, в котором формируется смешанный источник. Такое усредненное соотношение плательщик сбора может узнать в местных органах ГНС, которые получают такую информацию для использования в своей работе от водопоставщиков.

При этом, на наш взгляд, рассчитывать размер сбора нужно отдельно для каждого источника, входящего в смешанный источник, применив соответствующие ставки сбора. То есть в декларации плательщик должен отразить каждый источник, из которого сформирован смешанный источник, таким образом, как будто он получал воду не из одного смешанного источника, а из каждого источника отдельно (п. 325.12 НКУ).

Налоговики на местах по этому поводу имеют несколько другое мнение. Они настаивают на том, что соотношение, в котором формируется смешанный источник, следует применять не к объемам полученной воды из смешанного источника, а к определению ставки сбора. Поэтому в декларации плательщик сбора, на их взгляд, должен отразить получение воды из смешанного источника как из одного водного объекта, а ставку сбора должен определить самостоятельно как средневзвешенную ставку сбора по смешанному источнику в том соотношении, в котором сформирован такой смешанный источник.

 


Лимиты использования воды

Как и в предыдущих годах, на 2013 год не предусмотрено установление отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2013 году, как и ранее, могут определить такие лимиты самостоятельно (по свому усмотрению) в пределах общего лимита, предусмотренного для конкретного источника.

Рассчитать такие лимиты, на наш взгляд, уместно по методике, предложенной налоговиками в письме от 29.05.08 г. № 10916/7/15-0817**, где указано, что лимит следует рассчитывать исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды. Так, если за отчетный период (I квартал) при общем потреблении воды 400 куб. м на производство напитков использовано 80 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 1400 куб. м, то, по рекомендациям налоговиков, годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 280 куб. м (80 : 400 х 1400).

** И хотя это письмо было издано до принятия НКУ, при отсутствии другого способа определения лимита применения рекомендации этого письма, на наш взгляд, являются вполне приемлемыми.

 


Подача отчетности

Для декларирования начисленных сумм сбора за спецводопользование Минфин приказом от 21.12.12 г. № 1403* утвердил новые формы:

1) Налоговой декларации сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды — декларация по водосбору;

2) Налоговой декларации сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики — декларация для гидроэнергетики;

3) Налоговой декларации сбора за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме морского вод-ного транспорта, использующего речной водный путь исключительно для захода с моря в морской порт, расположенный в низовье реки, без использования специальных мероприятий обеспечения судоходства, стояночных и служебно-вспомогательных судов, и эксплуатации водных путей реки Дунай) — декларация для водного транспорта.

* См. Калейдоскоп документов «Утверждены новые формы деклараций по водосбору» // «БН», 2013, № 5, с. 9.

Кроме этих форм налоговых деклараций, Минфин утвердил также и новые формы перерасчета налоговых обязательств, которые субъекты хозяйствования должны подавать в случае уточнения налоговых обязательств.

Основное отличие новых форм деклараций по водосбору от старых, которые были утверждены приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1009, заключается в том, что были несколько изменены правила заполнения гр. 9, 10 и 11.

Так, в частности, в старых формах деклараций по водосбору размер начисленных налоговых обязательств определяется в гр. 9, а затем распределяется между государственным и местным бюджетами в гр. 10 и 11. При этом распределение начисленной суммы сбора между графами осуществляется в следующей пропорции: за воду, использованную из водных объектов общегосударственного значения, распределяется между гр. 10 и 11 поровну (50 % на 50 %), а при использовании водных объектов местного значения — весь сбор (100 %) указывался в гр. 11. Уплачивается этот сбор по-другому: без учета распределения на соответствующие счета, открытые в органах Госказначейства (которое распределяло полученные средства между бюджетами самостоятельно).

В новой же форме реализован несколько иной подход начисления обязательств. В соответствии с этим подходом сначала субъект хозяйствования, пользуясь формулами, приведенными в гр. 10 и 11, должен рассчитать размер сбора, направляемого отдельно в государственный (гр. 10) и отдельно — в местный бюджет (гр. 11), а затем путем суммирования этих показателей определить общую сумму начисленного налога. Такое новшество дает возможность избежать расхождений между правилами распределения сбора между бюджетами и механизмом перечисления налога, существовавшим ранее.

Таким образом, сумма сбора за воду, использованную из водных объектов общегосударственного значения, будет указана в гр. 10 (а не как раньше — распределяться между гр. 10 и 11), а из водных объектов местного значения — в гр. 11 (ранее в этой графе отражался сбор как за воду, использованную из объектов местного значения, так и 50 % суммы сбора за воду, использованную из объектов общегосударственного значения).

Обращаем внимание, что приказ, утвердивший новые формы отчетности по спецводопользованию, вступил в силу 01.02.13 г., т. е. в I квартале 2013 года. С учетом этого, а также того, что в соответствии с п. 46.6 НКУ новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, а до этого момента действуют прежние формы деклараций (расчетов), получается, что новые формы отчетности по сбору за спецводопользование следует использовать только с отчетности за II квартал 2013 года.

В то же время налоговики в своих разъяснениях, которые были предоставлены в марте по этому поводу, высказывали другое мнение. Так, в консультации, приведенной в журнале «ВНСУ», 2013, № 11, с. 30, они настаивали на том, что новую форму отчетности по сбору за спецводопользование водопользователи должны подавать впервые за I квартал 2013 года, игнорируя положения п. 46.6 НКУ, что является обычной практикой налоговиков.

Но в начале апреля их позиция относительно первого отчетного периода, за который подается новая декларация по водосбору, изменилась*. И налоговики, соблюдая букву закона, сделали вывод, что впервые новую форму декларации следует подавать, как того требует п. 46.6 НКУ, за II квартал 2013 года.

* Такая информация приведена на официальном сайте ГНСУ в разделе «Новости» (http://sts.gov.ua/tsentralniy-ofis-z-obslugo/novini/89994.html).

Таким образом, за I квартал 2013 года водопользователи подают декларации по водосбору по старой форме, действовавшей в 2012 году. О порядке заполнения отчетности по спецводопользованию по старой форме см. консультацию «Сбор за спецводопользование: как отчитаться за I квартал 2012 года» // «БН», 2012, № 15, с. 31.

Заполняя старую форму декларации, следует учитывать, что в январе 2013 года, как указывалось ранее, был изменен размер ставок сбора, поэтому, как отметили налоговики в письме от 28.01.13 г. № 1947/7/15-2117, заполнять налоговые деклараций за I квартал 2013 года нужно с учетом следующих особенностей:

1) при заполнении декларации по водосбору рекомендовано отражать данные двумя отдельными строками, с соответствующим примечанием в этих строках:

— в первой строке — «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно», где размер сбора следует рассчитывать по ставкам, действовавшим в 2012 году (старым ставкам);

— во второй строке — «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно», где рассчитывают размер сбора по новым ставкам, установленным Законом № 5503;

2) при заполнении декларации для гидроэнергетики они советуют подавать две отчетные декларации по этому сбору:

— одну декларацию за период «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно», где следует отражать размер сбора по старым ставкам;

— вторую декларацию за период «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно», где отражают сбор по новым ставкам.

При этом, чтобы отличить декларацию, в которой сбор рассчитан по старым ставкам, от той, в которой этот сбор рассчитан по новым ставкам, в заголовке декларации, где осуществляется расчет сбора по новым ставкам, следует указать «с 04.01.2013».

Напомним, что декларации по сбору за спецводопользование подаются ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС по месту налоговой регистрации плательщика сбора. За I квартал 2013 года ее следует подать не позднее 13.05.13 г.** Это не касается только декларации для водного транспорта: она за I квартал не подается и сбор за спецводопользование для нужд водного транспорта не уплачивается (пп. 328.3 и 328.4 НКУ). Такую декларацию впервые в календарном году подают за полугодие.

** В распоряжении КМУ от 19.12.12 г. № 1043-р рекомендовано перенести рабочие дни с пятниц 3 и 10 мая на субботы 18 мая и 1 июня соответственно. Поэтому последним днем подачи отчетности за I квартал будет 13.05.13 г.

Одновременно с подачей декларации по водосбору в налоговый орган подаются также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды по ф. № 2-ТП (водгосп) (п. 328.7 НКУ).

Уплачивается сбор в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации, по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 НКУ). За I квартал уплатить сбор следует не позднее 20.05.13 г.

На этом все. Надеемся, что этой информации будет достаточно, чтобы вы, уважаемые читатели, смогли без труда отчитаться за I квартал 2013 года.

 


Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о пересмотре ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.12 г. № 5503-VI.

ОНК № 1180 — Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом ГНСУ от 21.12.12 г. № 1180.

«ВНСУ» — журнал «Вестник налоговой службы Украины».

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНАУ: www.sts.gov.ua



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)