8834 0

Закупка сельхозпродукции у населения: оформляем и учитываем правильно

29.06.13
В сегодняшней статье мы расскажем о том, как предприятию правильно оформить и отразить в учете закупку сельхозпродукции у населения, а также тех изменениях, которые коснулись вопроса обложения доходов физических лиц — непредпринимателей — продавцов данного вида продукции.


 

Что такое сельхозпродукция

Когда речь заходит о закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц, важно помнить, что действующее законодательство устанавливает особые правила в части:

— выдачи средств подотчетному лицу на такие цели (как правило, сельхозпродукцию у физлиц-непредпринимателей закупают именно за наличные);

— обложения доходов от продажи сельхозпродукции НДФЛ.

В связи с этим важно выяснить, что же такое сельскохозяйственная продукция.

Для целей контроля кассовых операций определение этого термина приведено в п. 1.2 Положения № 637. Здесь под сельскохозяйственной продукцией предлагают понимать товары, указанные в группе 1 — 24 УКТ ВЭД, если такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготавливаются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены либо произведены на собственной или арендованной мощности (площади). НКУ расшифровывает этот термин в п.п. 14.1.234 НКУ*. По сравнению с приведенным выше определением, в нем лишь уточняется назначение использования товаров.

* Заметим, что в п.п. 14.1.234 НКУ сказано, что этот термин используется для целей взимания фиксированного сельхозналога. Однако, учитывая, что он повторяет термин из других нормативно-правовых актов, считаем, что на него смело можно ориентироваться.

Итак, сельхозпродукцией считаются:

— живые животные и продукты животного происхождения, указанные в группах 01 — 05 УКТ ВЭД;

— продукты растительного происхождения, указанные в группах 06 — 14 УКТ ВЭД;

— жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения, указанные в группе 15 УКТ ВЭД;

— готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители, указанные в группах 16 — 24 УКТ ВЭД.

 


Документальное оформление процесса закупки

Особенностью закупки сельхозпродукции у населения является то, что продавцами являются физические лица — собственники продукции, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности. Как оформить сделку с таким лицом?

В такой ситуации факт закупки сельскохозяйственной продукции и выдачи физическим лицам наличных средств оформляется с помощью:

1) или Закупочного акта — его рекомендуют использовать Минэкономики и Минфин (письмо Минэкономики от 09.02.05 г. № 54-51/71 // «БН», 2005, № 15, с. 12, письмо МФУ от 30.07.04 г. № 31-03430-03-29/13806 // «БН», 2004, № 35, с. 11). Форма Закупочного акта приведена в приложении 2 к п. 2.1 Методрекомендаций № 137. При этом Минфин в письме от 03.12.04 г. № 31-03430-01-10/22335 обратил внимание на то, что она носит рекомендательный характер, поэтому ее свободно можно дополнять необходимыми реквизитами. Один Закупочный акт составляется на закупку продукции у одного физлица в течение одного дня;

2) или Закупочной ведомости произвольной формы — о ней речь идет в п. 3.4 Положения № 637, также использовать ее советует и Минфин в письме от 03.12.04 г. № 31-03430-01-10/22335. Закупочная ведомость используется для фиксирования факта закупок в течение одного дня у одного или нескольких физлиц.

С учетом особенностей налогообложения доходов от сдачи сельхозпродукции, правил оформления первичных документов, Закупочный акт и Закупочная ведомость должны содержать:

1) место заключения соглашения;

2) фамилию, имя, отчество продавца, регистрационный номер учетной карточки физлица (при отсутствии индивидуального налогового номера* — серия и номер паспорта продавца);

3) данные из Государственного акта (справки) относительно права собственности (пользования) землей;

4) наименование продукции;

5) цену единицы продукции;

6) объем проданной продукции;

7) общую сумму дохода;

8) сумму удержанного НДФЛ (при необходимости);

9) сумму выплаченных средств;

10) подпись продавца о получении средств.

* Речь идет о ситуации, когда физлицо отказалось от получения индивидуального налогового номера по религиозным соображениям, о чем сделана соответствующая отметка в его паспорте (п. 70.12 НКУ)).

Формы Закупочного акта и Закупочной ведомости с примером их заполнения приведены на с. 39.

 

Рис. 1. Образец заполнения Закупочной ведомости по данным примера

 

Рис. 2. Образец заполнения Закупочного акта по данным примера

 


Подотчетные суммы и закупка сельхозпродукции

В соответствии с п. 2.11 Положения № 637, выдача наличных средств под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи налички (включая день получения наличных средств под отчет). Напомним, что на все другие производственные (хозяйственные) нужды наличность выдается на срок не более 2 рабочих дней.

Если же подотчетному лицу одновременно выдаются денежные средства на командировку и решение хозяйственных вопросов, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у населения, срок, на который выдаются наличные средства, продлевается до завершения командировки.

Оформление выдачи денежных средств подотчетному лицу осуществляется на основании расходного кассового ордера с обязательным указанием основания — закупка сельскохозяйственной продукции.

Отметим, что при закупке продукции у населения ограничение в виде предельной суммы наличных расчетов в течение одного дня в размере 10 тыс. грн. не применяется (п. 2.3 Положения № 637).

После того как закупка осуществлена, подотчетное лицо должно предоставить Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (форма утверждена приказом № 1276, далее — Отчет). Заметим, что сроки подачи Отчета (п. 170.9 НКУ) не согласуются со сроками выдачи наличных на закупку сельхозпродукции (п. 2.11 Положения № 637).

Так, согласно п.п. 170.9.2 и п.п. «а» п.п. 170.9.3 НКУ Отчет должен быть сдан:

до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором работник завершил выполнение гражданско-правового действия (закупку сельхозпродукции) по поручению и за счет работодателя, выдавшего деньги под отчет, или завершает командировку, если закупка сельхозпродукции осуществлялась в командировке;

до окончания 3-го банковского дня после окончания командировки, если расчеты производились наличными, снятыми с корпоративных платежных карточек.

Излишне израсходованные средства при этом должны быть возвращены подотчетным лицом в кассу или на банковский счет предприятия до или во время предоставления Отчета.

Чтобы одновременно и соблюсти нормы НКУ, и выполнить требования Положения № 637, следует действовать так: подотчетное лицо должно осуществить закупку сельхозпродукции в течение 10 рабочих дней со дня получения наличных под отчет (при закупке в командировке — до завершения срока командировки, если срок, на который выдана наличность, продлен), а Отчет подать в сроки, установленные п. 170.9 НКУ.

Вместе с Отчетом подотчетное лицо должно предоставить в бухгалтерию Закупочные акты (Закупочные ведомости), подтверждающие осуществленные расходы и копии полученных Справок (о Справках см. в следующем разделе статьи).

На основании заполненного Отчета и приложенных к нему документов приобретенная за наличные средства продукция отражается в бухгалтерском учете (на субсчетах 201 «Сырье и материалы», 281 «Товары на складе»).

 


Налог на доходы: общие правила применения льготы

Льгота по НДФЛ — общие требования. При закупке сельхозпродукции у населения, согласно нормам НКУ, предприятие выступает в роли налогового агента, и, следовательно, несет ответственность за правильность начисления и удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В зависимости от того, имеет ли физическое лицо — продавец право на льготу по НДФЛ или нет, возникает необходимость предоставления им дополнительных подтверждающих документов.

Освобождение от НДФЛ при закупке сельхозпродукции у физических лиц, не являющихся предпринимателями, предусмотрено п.п. 165.1.24 НКУ. Обращаем ваше внимание на то, что с 01.01.13 г. этот подпункт действует в новой редакции (изменения внесены Законом № 5412), в связи с чем отдельно будем обращать внимание на произошедшие изменения.

Согласно п.п. 165.1.24 НКУ не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода физлица доходы, полученные от продажи собственной сельхозпродукции, выращенной, откормленной, выловленной, собранной, изготовленной, произведенной, обработанной и/или переработанной непосредственно физическим лицом на земельных участках, предоставленных ему согласно ст. 121 ЗКУ (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Где должна быть выращена льготируемая сельхозпродукция

Назначение земельного участка

Предельная площадь

Примечание

1. Садоводство

Не более 0,12 га

Теперь (с 01.01.13 г.) если владелец сельхозпродукции имеет еще земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности), но не использует их (сдает в аренду или обслуживание), полученные им доходы от продажи сельхозпродукции также льготируются

2. Строительство и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки)

В селах — не более 0,25 га;

в поселках — не более 0,15 га;

в городах — не более 0,10 га

3. Индивидуальное дачное строительство

Не более 0,10 га

4. Ведение личного крестьянского хозяйства и/или земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности)

Не более 2 га

При определении права на льготу не учитываются:

1) земельные участки, названные в пп. 1 — 3 этой таблицы;

2) выделенные в натуре (на местности) земельные доли (паи), которые при этом не используются (сдаются в аренду), не учитываются.

Если размер земельных участков, указанных в п. 4 таблицы, превышает 2 га, доход от продажи сельхозпродукции облагается на общих основаниях

 

Как и раньше, физлицо, чтобы доказать свое право на льготу при продаже сельхозпродукции (кроме продукции животноводства — о ней ниже), ее собственник должен предоставить налоговому агенту копию справки о наличии у него перечисленных в табл. 1 земельных участков. Эта справка выдается сельским, поселковым или городским советом по месту налогового адреса (месту жительства) плательщика налога в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующим советом письменного заявления о ее выдаче.

Судя по всему, после вступления в силу Закона № 5412 должны были быть разработаны новая форма справки и порядок ее выдачи. Однако этого так и не произошло до сих пор действует Порядок № 975 и «Справка о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога» (форма № 3 ДФ). Судя по разъяснениям в ЕБНЗ, налоговики по-прежнему считают ее актуальной.

Итак, по-прежнему основанием для неудержания НДФЛ при выплате дохода физлицу от продажи сельхозпродукции (кроме продукции животноводства) будет справка по ф. № 3ДФ. При этом налоговый агент должен:

1) проверить:

— срок действия справки (эта информация указана непосредственно в ф. № 3ДФ);

— площадь земельных участков;

— печать, подпись председателя исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета;

2) сравнить оригинал паспорта владельца продукции с указанными данными в Справке;

3) оставить у себя копию такой справки.

Если все условия выполнены, налоговый агент налог на доходы у источника выплаты не удерживает. В Налоговом расчете по форме № 1 ДФ необлагаемый доход, выплаченный (начисленный) физлицам — собственникам сельхозпродукции, отражается с признаком «148».

Если земельный участок, на котором была выращена данная продукция, предназначен для ведения личного крестьянского хозяйства, то чтобы его собственник воспользовался льготой по НДФЛ, размер участка не должен превышать 2 га. В противном случае доход от продажи сельхозпродукции, как отмечалось выше (см. п. 4 табл. 1), облагается НДФЛ на общих основаниях. То же касается и случаев, когда продавец вообще не предъявляет Справку. В ЕБНЗ (раздел 103.02) налоговики также требуют облагать доход от продажи сельхозпродукции в том случае, если справка оформлена ненадлежащим образом, в том числе если в справке не указан размер земельного участка.

Осталось ответить на вопрос: что значит «облагается налогом на общих основаниях». На наш взгляд, такой доход следует расценивать как доход от продажи движимого имущества и соответственно удерживать налог по ставке 5 % (п. 173.1 НКУ). В Налоговом расчете по форме № 1 ДФ такой налогооблагаемый доход должен быть отражен с признаком «105».

Однако должны предупредить, что налоговики придерживаются иной точки зрения в вопросе ставок: в ЕБНЗ имелась консультация (сейчас она отмечена как недействующая), в которой указывалось, что к налогооблагаемому доходу от продажи сельхозпродукции применяются ставки, установленные п. 167.1 НКУ (15 и 17 %). Не исключено, что отмена этой консультации как раз и свидетельствует о том, что налоговики отошли от своей фискальной позиции.

Что касается срока уплаты налога, то согласно п.п. 168.1.4 НКУ, если налогооблагаемый доход выплачивается наличными из кассы налогового агента, налог нужно перечислить в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты. В то же время к ситуации закупки сельхозпродукции через подотчетное лицо это правило сложно применить:

во-первых, деньги физическое лицо — продавец получает не непосредственно из кассы предприятия, а от его представителя;

во-вторых, между моментом выплаты дохода физлицу и моментом, когда предприятию стало известно об этом факте (работником предоставлен Отчет, бухгалтерия получила соответствующие подтверждающие документы), как правило, проходит больше одного дня.

На наш взгляд, здесь стоит не отталкиваться от даты фактической выплаты дохода, указанной в Закупочном акте или Закупочной ведомости, а ориентироваться на дату утверждения Отчета: налог уплачивать не позднее следующего дня.

 


Особенности уплаты НДФЛ при продаже продукции животноводства

С этого года (благодаря изменениям, внесенным в НКУ Законом № 5412) введены новые правила налогообложения относительно доходов от продажи собственной продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД.

Так, согласно п.п. 165.1.24 НКУ такие доходы не являются налогооблагаемым доходом, если их сумма в совокупности за год не превышает 100 размеров минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (в 2013 году — 114700 грн.).

При этом такие физлица осуществляют продажу указанной продукции без получения справки. А вот в случае если сумма полученного дохода превышает установленный размер, физлицо обязано подать органу ГНС справку о самостоятельном выращивании, разведении, откорме продукции животноводства, выдаваемую в произвольной форме сельским, поселковым или городским советом по месту налогового адреса (месту жительства) владельца продукции животноводства. Если справкой подтверждено выращивание проданной продукции животноводства непосредственно плательщиком налога, налогообложению подлежит доход, превышающий 100 размеров минзарплаты.

Если таким плательщиком налога не подтверждены самостоятельное выращивание, разведение, откорм продукции животноводства, доходы от продажи которой он получил, такие доходы подлежат налогообложению на общих основаниях.

Эти лаконичные и, казалось бы, простые нормы не дают ответа на важнейший вопрос: на кого возлагается обязанность по уплате налога?

На наш взгляд, налоговый агент не должен контролировать соблюдение физлицом условий освобождения от налогообложения доходов от продажи продукции животноводства. На это как минимум указывает то, что п.п. 165.1.24 НКУ требует от физлица доказывать свое право на льготу налоговому органу (именно органу ГНС предоставляется справка, назначение которой — подтвердить факт самостоятельного выращивания плательщиком налога такой продукции).

Иными словами, покупатель продукции животноводства имеет право не удерживать налог у источника выплаты при покупке у физлица-непредпринимателя продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД. Иначе говоря, покупателю важно правильно классифицировать приобретаемую продукцию. Однако при этом налоговый агент отражает доход такого физлица в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком «148».

Если физлицо в течение года получит доход от продажи такой продукции, сумма которого превысит 100 минзарплат, ему придется подать декларацию о доходах (так как окажется, что таким лицом получены доходы, которые не облагались при выплате, но не освобождены от налогообложения, — п.п. 168.1.3 НКУ). К такой декларации необходимо будет приложить справку о самостоятельном выращивании, разведении, откорме продукции животноводства.

 

Пример

Пример. Подотчетному лицу Иванову С. С. на закупку сельхозпродукции выданы из кассы ООО «Крат» наличные средства в сумме 1500 грн. Он закупил у физлиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, продукты на сумму 1380,00 грн., в том числе на сумму 460 грн. у лица, которое не имело при себе Справки по ф. № 3 ДФ (см. Закупочную ведомость на с. 39). Сумма удержанного НДФЛ составила 23 грн. (460 х 5 %). На руки продавцам выплачено:

437 грн. — лицу, которое не предъявило справку по ф. № 3ДФ;

920 грн. — остальным лицам.

Покажем, как отразить эти операции на счетах бухгалтерского учета, а также как заполнить по данным примера Налоговый расчет по форме № 1ДФ.

 

Таблица 2. Учет закупки сельскохозяйственной продукции у населения по данным примера

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Выданы денежные средства под отчет из кассы предприятия на закупку сельхозпродукции

РКО

372

301

1500,00

2. Оприходованы продукты и произведен зачет задолженности

Отчет о подотчетных средствах и Закупочная ведомость (1)

281

685

1380,00

685

372

1357,00

3. Удержан НДФЛ из дохода, выплаченного продавцу сельхозпродукции

685

641/НДФЛ

23,00

4. Возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств в кассу предприятия

ПКО

301

372

120,00

5. Уплачен НДФЛ в бюджет на следующий банковский день после выплаты средств физическим лицам

Платежное поручение

641/НДФЛ

311

23,00

(1) Или закупочный акт, если предприятие использует этот документ.

 

№ з/п

Податковий номер або серія та номер паспорта*

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума виплаченого доходу (грн., коп.)

Сума утриманого податку (грн., коп.)

Ознака доходу

Дата

Ознака подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу

(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи

(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2568954123

400,00

400,00

148

2

2896523012

520,00

520,00

148

3

1120365895

460,00

460,00

23,00

23,00

105

<…>

Рис. 3. Фрагмент Налогового расчета по ф. № 1ДФ за II квартал 2013 года

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-ІІІ.

Закон № 5412Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по урегулированию отдельных вопросов налогообложения» от 02.10.12 г. № 5412-VI.

Закон № 2371 — Закон Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.01 г. № 2371-III.

Закон № 1877 — Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.04 г. № 1877-IV.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Порядок № 975 — Порядок выдачи справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога и ее форм, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.10 г. № 975.

Методрекомендации № 157 — Методические рекомендации по введению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные Минэкономики от 17.06.03 г. № 157.

Приказ № 1276 — приказ МФУ от 05.12.12 г. № 1276 «Об утверждении формы Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядка его составления».

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте Миндоходов: http://minrd.gov.ua/ebpz/

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

УКТ ВЭД — Украинский классификатор товаров внешнеэкономической деятельности.

РКО — расходный кассовый ордер.

ПКО — приходный кассовый ордер.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)